Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

"Неуклюжий ребенок" или синдром диспраксии у детей

Психолог центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева рассказала нам о возрастных кризисах, которые подстерегают ребенка, а также дала советы родителям, как вести себя в каждый из них. 

Детская психология в лет

В этом возрасте у малыша наступает новая фаза физического, умственного, эмоционального развития. Психология ребенка 5 лет:

Детская психология в лет
  1. Если кроха развивается нормально, то к пяти годам он уже способен рассказать о своих потребностях.
  2. Он начинает приравнивать себя ко взрослым, стремится быть похожим на них. Родители пятилеток часто отмечают, что малыши подслушивают разговоры старших, подсматривают за ними.
  3. Малыш начинает осознавать собственный внешний вид, сравнивает себя с другими, высказывает определенные предпочтения в одежде, прическе и т. д.
  4. Головной мозг в полной мере развит для того, чтобы кроха управлял своими эмоциями.
  5. Приходит понимание того, что мальчики отличаются от девочек.
  6. Пятилетние дети часто фантазируют, формируют свое представление об окружающем мире. Они интересуются всем происходящим вокруг, часто рассказывают вымышленные истории.
  7. Черты характера в этом возрасте проявляются максимально ярко.
  8. Пятилетка стремится общаться со сверстниками. Если добиться контакта с ними трудно, ему становится одиноко.
  9. Начинает развиваться нервная система, влияя на поведение ребенка в 5 лет. Он болезненно относится к спорам, но пытается отстоять свою точку зрения не капризами, а доказательствами.
  10. У детей в 5 лет хорошая память. Словарный запас – примерно 2500 слов. Мысли излагают просто, но понятно. Человек редко путается в понятиях, а если допускает ошибку, то старается быстро ее исправить.

Как распознать кризис лет?

Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».

Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.

Какой он, пятилетка?

Этот период называют ещё дошкольным детством. Ребёнок пытается стать независимым, доказать, что он взрослая и самостоятельная личность. Со своими отдельными интересами и увлечениями. При этом он достаточно сильно эмоционально включён в жизнь близких людей, которые он нём заботятся.

Ясное дело, что взрослые задачи ему решить не под силу, поэтому основной его деятельностью является игра. Именно с её помощью он воссоздаёт жизненные ситуации, требующие какого-то понимания, осознания.

Например, игрушки может наделить вполне реальными образами знакомых людей и «отыграть» какой-то сценарий, который в реальности затронул его чувства. Он подражает взрослым, стараясь перенять социально-приемлемую модель поведения в обществе, знания, каким образом строить отношения и прочее.

Хоть игра и кажется достаточно несерьёзным и бесполезным занятием, на самом деле она развивает мышление, позволяет сбросить накопившееся напряжение, лишние эмоции. Также несёт в себе воспитательную функцию, тренирует память, внимание и даже речь.

Какой он, пятилетка?

В этом возрасте дети ещё достаточно эгоистичны, в родительской заботе и внимании нуждаются меньше, чем ранее. То есть, всё больше времени могут проводить в одиночестве, не требуя постоянно совместной деятельности.

Обычно пятилетки увлекаются рисованием, лепкой, созданием каких-либо подделок. В общем, стремятся создавать, получая похвалу от окружающих за свою продуктивность. Да и с помощью творчества лучше познают себя и выражают эмоции, которые ещё не совсем умеют отслеживать и осознавать.

Также в этом возрасте дети уже способны понимать шутки, различать, где вымысел, а где правда. Предпочитают общение со сверстниками, хотя до этого родители или другие взрослые, которые о них заботятся, были в приоритете.

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

SOS-сигнал

Первые симптомы плоскостопия – походка теряет плавность, подошва ботинок может стаптываться на одну сторону, а обувь, которая еще недавно была впору, становится мала из-за расширения ступни. Дети быстро устают по время ходьбы, просятся на руки, жалуются на боль в ногах или пояснице. Также бывают проблемы с вросшими ногтями.

Начало заболевания можно определить визуально, просто посмотрев на пятку ребенка, не заваливается ли в ту или другую сторону. На медицинском языке это называется Х- или О-образная деформация голеностопных суставов. Происходит это из-за того, что тяжесть тела малыша при ходьбе распределяется неравномерно, стопа устанавливается неправильно.

Что происходит с ребенком

Мама одного теперь уже взрослого мальчика как-то грустно заметила: «В семь лет у них закрывается душа». И, действительно, еще совсем недавно ребенок был полностью открыт миру. Все чувства, все эмоции были написаны у него на лице, и всегда было понятно, что он сейчас чувствует, почему огорчается и чему радуется. Теперь все сложнее. В психологии этот процесс называется потерей непосредственности и импульсивности.

Вместо первого (и, заметим, основного) порыва «Я хочу!» теперь появляется идея «А что за этим будет?».

Разумеется, семилетний ребенок тоже может полезть проверять глубину самой большой во дворе лужи только потому, что ему очень этого захотелось. Но теперь он в той или иной мере будет просчитывать последствия этого мероприятия. И, во всяком случае, попытается привести потом себя в более-менее приличный вид, чтобы мама не очень ругалась.

Ее Величество Игра, которая в дошкольном возрасте была для ребенка жизненно необходима, отходит на второй план. Она очень много дала малышу: именно в ней он учился выстраивать отношения, проигрывал различные социальные роли, игра была основным способом познания мира. Но сейчас ее познавательные функции практически исчерпаны. Нужно что-то другое. Что именно – ребенок пока и сам не знает. Взрослая жизнь притягивает его, как магнит. На это и нужно сделать ставку.

Ребенок сейчас может и хочет учиться. И, кстати, необязательно читать и писать. С не меньшим энтузиазмом он будет учиться вышивать, петь, строгать и ухаживать за животными. Пришло время для обучения, для вхождения в новый, школьный социум.

Задача родителей – не потерять контроль

С другой стороны, в таких обстоятельствах кризис 8 лет осложняется, и нужно помнить о главных его опасностях – потерять эмоциональную связь с ребенком, потерять родительское влияние. Дети начинают чувствовать себя взрослыми и самостоятельными, начинаю пренебрегать авторитетом родителей и учителей.

Чтобы не допустить плачевных последствий кризиса, придерживайтесь некоторых правил при общении со своим повзрослевшим чадом.

  1. Не нужно его ограничивать в выборе, подчеркивая, что он маленький и поэтому решить сам не в состоянии. Это не так! Прошло то время, когда он был таковым. Теперь чадо в состоянии решать многие вопросы, которые его непосредственно касаются.

Чрезмерное вмешательство родителей в процесс выбора приведет к плачевным последствиям в дальнейшем: вызовет комплексы и сложности в установлении силы воли. Если ему настоятельно говорить делать то или это, вырастит «маменькин» (или «папенькин») сыночек, который не сможет элементарно понять, что ему одеть и как ему сделать уроки.

  • Но и пускать все на самотек не стоит. Если малыш желает самостоятельно делать какие-либо дела, позвольте ему это сделать. Если он просит помощи, то не пренебрегайте просьбе. Не стоит заставлять его делать дела, пусть по собственной инициативе он это делает.
  • В этот период времени ребенку нужен друг, с которым он может поделиться своими переживаниями. И лучше всего, если этим другом станет один из родителей или ближайший родственник.

Как стать ему другом? Побольше уделяйте ему времени, участвуйте в его жизни, слушайте его проблемы. Разговоры – это важно для любого ребенка вне зависимости от наличия у него кризиса. При помощи разговоров родители формируют ценности в жизни.

  • Для корректного формирования личности нужно разговаривать с ребенком без сюсюкания, которое было в 5 лет. Не нужно раздражаться в момент, когда он спрашивает глупость. Да, тяжело после рабочего дня выслушивать детские «проблемы», но без этого ребенок замкнется в себе. Обязательно поинтересуйтесь о его новых друзьях, что происходило в школе и какие сложности у него бывают.

Как помочь ребенку

Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.

В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это. Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно.

Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.

Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы.

Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.

Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.

В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.

Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.

Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.

Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.

Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли!», происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Формы проявления

Новые симптомы и негативные проявления в поведении ребенка являются обратной стороной положительных преобразований его личности. Каждое из них скрывает действия, которые имеют большое значение для развития ребенка.

Формы проявления
Типы симптомов Как ведет себя ребенок Почему ребенок себя так ведет В чем смысл действия для ребенка
Негативные Оспаривает ограничения и требования.

Демонстрирует утрированное поведение с элементами шутовства или манерности.

Игнорирует или оттягивает выполнение неприятных обязанностей, совершает действия после паузы.

Проявляет упрямство, непослушание в конфликтной, демонстративной или молчаливой форме.

Острее реагирует на критику.

Сравнивает права, обязанности свои и других членов семьи, выступает против выявленной на его взгляд несправедливости.

Начинает осознавать внутреннее и внешнее «Я». При недостатке опыта старается вести себя так, как ему хочется выглядеть.

Проводит оценку привычного хода жизни.

Воспринимает взрослость – как полную свободу в поступках, но еще не понимает, что она связана с ответственностью.

Начинает сверять с идеалом результаты своих действий, внутреннее оценивать себя и сравнивать с другими детьми.

Знакомится с содержанием социальных ролей. Он узнает, что означает быть школьником, братом, матерью, учителем, как поступать в той или иной роли.

Формирует социальный стиль поведения.

Переосмысливает способы и правила взаимодействия с родителями, проверяет свои новые возможности.

Примеривает на себя роль взрослого, развивает абстрактное и логическое мышление, учится отстаивать собственную точку зрения, создает новые формы поведения.

Формирует самооценку

Нейтральные Примеряет одежду родителей, подражает словам и поведению значимых взрослых. Подчеркивает свою «взрослость», чтобы приблизиться к кажущейся свободе и независимости родителей. Пытается вжиться в новую для себя в жизни роль, получить одобрение.
Позитивные Проявляет заинтересованность неигровыми занятиями: от рисования до конструирования.

Самостоятельно принимает решения, планирует и осуществляет действия, берется за новую для него работу по собственной инициативе.

Желает создавать то, что обладает ценностью.

Демонстрирует новую социальную позицию, испытывает интерес к общению со взрослыми людьми.

Стремится получить признание, самоутвердиться.

Чувствует потребность получить подтверждение того, что он вырос, достичь уважения.

При неблагоприятном исходе кризиса некоторые черты могут закрепиться в характере ребенка. К их числу относится: конфликтность, тревожность, нежелание посещать школу, непослушание, сложности в общении со сверстниками. При благоприятном разрешении ребенок выносит из кризиса положительные приобретения в виде эмоциональных, социальных и интеллектуальных навыков.

Формы проявления

На свободу не выйдет

По факту нападения гимназию № 175 следственное управление СК России по Республике Татарстан возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил передать все материалы дела для дальнейшего расследования в Главное следственное управление центрального аппарата СК, сообщила пресс-служба ведомства.

Факты нападения на школу, вопросы обеспечения безопасности учеников и персонала образовательных организаций города и законность выдачи 19-летнему стрелку лицензии на оружие проверит прокуратура Республики Татарстан. Будет дана правовая оценка действиям администрации школы в условиях чрезвычайного происшествия. Ход и результаты проверки, а также расследование возбужденного уголовного дела взяла на особый контроль Генпрокуратура, указано на сайте ведомства.

Стрельбу в гимназии открыл ее бывший ученик 19-летний Ильназ Галявиев, он родился 11 сентября 2001 года — в день террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке. После окончания девяти классов поступил в колледж при Татарском институте содействия бизнесу, но в апреле 2021 года из-за академической задолженности был отчислен с четвертого курса: на учебе Галявиев не появлялся с января. Преподаватели называли студента «тихим и неконфликтным».

Стрелок возомнил себя богом, сказали источники «Известий» в правоохранительных органах.

По их данным, стрелок начал готовиться к теракту как минимум с февраля, обзванивал магазины и интересовался компонентами для самодельных взрывных устройств. Мать Галявиева работает в Сбербанке охранником, отец — водителем мусоровоза. Брат также учился в 175-й гимназии, затем поступил в Казанский федеральный университет.

Нельзя называть Галявиева психом, потому что его действия были спланированными и осознанными, отметил в беседе с «Известиями» доцент кафедры педагогической психологии Казанского федерального университета Рамил Гарифуллин.

Пробуждение монстра: кто пришел убивать в казанскую школу В результате нападения на гимназию погибли дети

— Здесь, скорее всего, речь идет о психопатии. Галявиев мог быть психопатом, и одновременно находиться под влиянием радикальных движений, — предположил специалист. — Некоторые «школьные стрелки», как мы знаем, состояли на учете у психиатра. Человек может быть психопатом, истероидом, который хочет прославиться, или тревожным аутистом, наркоманом — но это не значит, что он пойдет на теракт. Есть ряд факторов, которые подталкивают на это — в частности, материальное положение. Кроме того, многие подростки буквально живут в виртуальном мире, из-за чего повышается тревожность. Если человек тревожен — его трогать нельзя, потому что начинается агрессия. А терроризм вырастает именно из агрессии.

За убийство двух и более человек Ильназа Галявиева будут судить по ч. 2 ст. 105 УК РФ, полагает адвокат, кандидат юридических наук, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов.

— Если стрелка признают вменяемым, это будет однозначно пожизненное заключение. Если невменяемым — отправят в психиатрическое учреждение закрытого типа, — сказал он. — Каждые полгода там будет проводиться экспертиза. Если увидят улучшение состояния, то переведут в обычную тюрьму, в одиночную камеру, как особо опасного преступника. И там он будет отбывать пожизненное заключение, досрочно на свободу не выйдет.

Сейчас Ильназ Галявиев проходит проверку на вменяемость.

Семьи погибших и пострадавших в результате стрельбы в казанской гимназии № 175 получат выплаты, заявил президент Татарстана Рустам Минниханов: от 200 тыс. до 1 млн рублей. В регионе проверят все учебные заведения на предмет безопасности. Кроме того, глава республики поручил провести комплексную проверку всех владельцев оружия на территории Татарстана.

Способы лечения невроза

Бороться с заболеванием специалисты предлагают при помощи комплексного подхода. Сюда входит медикаментозная терапия, физические нагрузки и правильное питание, режим сна и бодрствования, умеренные умственные нагрузки.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты, в первую очередь, это антидепрессанты, которые участвуют в захвате серотонина, дофамина, нopaдpeнaлинa. Кроме того, такие средства способствуют блокировке фермента, который разрушает данные гормоны. Это позволяет увеличить их объем в общем кровотоке и улучшить тем самым настроение.

Эти лекарственные средства не сказываются на состоянии человека во время вождения транспортного средства, не вызывают привыкания, однако эффект от них наступает только через несколько недель после начала приема. Длительность курса терапии может достигать 2-3 месяца.

Также существуют антидепрессанты нового поколения, которые считаются более безопасными и имеют меньше побочных эффектов. Длительность терапии и суточную дозу определяет только лечащий врач. Принимать препараты самостоятельно без консультации невропатолога крайне нежелательно.

Еще одно эффективное средство – препараты из группы транквилизаторов, которые оказывают влияние на передачу нервных импульсов в мозге, что позволяет притормозить деятельность нервной системы, снизить реакцию человека на конкретный раздражитель. Средства обладают седативным и противотревожным воздействием на организм.

Психотерапевтическое лечение

Личная психотерапия позволяет человеку, страдающему нервным расстройством, построить картину своей личности, установить причину, которая привела к неврозу. Врач помогает изменить взгляд человека на окружающий мир. Выздоровление наступает, если пациент с помощью специалиста осознаёт причину своих страхов и беспокойств.

Также часто применяются медитации. С помощью психоанализа можно разобраться со своим внутренним миром. Медитация позволяет снизить тревожность и создать новые убеждения относительно конкретных ситуаций.

Диетотерапия

Правильная диета во время невроза позволяет снизить нагрузку на организм. Стоит питаться небольшими порциями 4-5 раз в день, добавить в свой рацион овощей и фруктов. Они содержат большую концентрацию витаминов и клетчатку, которая является строительным материалом для всех систем организма.

Также лучше всего исключить сладкое, мучное, жареное, сильно соленое. Исключать крепкие и газированные напитки. А также не стоит забывать и о питьевом режиме, минимум 1,5 литра чистой воды в день.

Дыхательная гимнастика и массаж

Физические упражнения помогают нормализовать деятельность таких отделов мозга, как кора и подкорка, а также стимулировать и успокоить нервную систему.

На начальном этапе проведения гимнастики выполняют простые упражнения, которые не предполагают воздействие на мышцы, и не требуют концентрации внимания. Со временем нагрузку необходимо увеличивать. А дыхательная гимнастика улучшает кровообращение во внутренних органах и в головном мозге, что позволяет избавиться от болевого синдрома.

Профилактика развития невроза

Чтобы не допустить у себя развитие невроза, нужно исключать стрессовые ситуации и эмоциональные перезагрузки. Делайте перерывы в работе, когда занимаетесь тяжелым умственным трудом.

Занимайтесь тем, что приносит удовольствие и расслабляет или успокаивает. Также для профилактики подойдут медитации, которые полностью расслабляют тело и разум и поднимают настроение.

И не забывайте, если чувствуете постоянные панические атаки, упадок эмоционального состояния или другие тревожные симптомы невроза, обратитесь к специалисту.

Негативизм подростков

Негативизм — отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.

Негативизм особенно ярко проявляется у подростков как раз в возрастном кризисе. Учитывая незрелость личности ребенка и его черно-белую картину мира, многие жизненные ситуации он воспринимает крайне негативно. Ребенок становится упрямым, замкнутым, грубым, даже агрессивным, то и дело нарушает дисциплину в школе. Но это лишь внешняя оболочка — негативизм становится своеобразной броней, которая прикрывает многочисленные страхи ребенка на пороге взросления. По сути, негативизм — это реакция подростка на какую-то неудовлетворенную личную потребность. Например, дефицит уважения, понимания и любви со стороны родителей и близкого окружения. [2]

По мнению психологов, негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой он растет. Если ребенок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, где правят неуважение друг к другу и агрессия, негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя проявит. [3]

Подростковый негативизм психологи разделяют на пассивный и активный. Пассивный негативист не перечит открыто, он просто пропускает «мимо ушей» все просьбы, требования и замечания родителей. Специфика активного негативизма заключается в том, что подросток все силы бросает на то, чтобы перечить взрослым — совершает противоположное тому, о чем его просят. [3]

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается воля.

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

Когда нужно быстро обратиться к врачу?

Во время лихорадки учащается дыхание, у ребенка возникает кислородное голодание. Чрезмерное потоотделение лишает организм необходимого количества жидкости. В результате кровь становится гуще, что нарушает кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, эффективность препаратов снижается за счет пересыхания слизистых оболочек.

Поведение ребенка меняется, настроение ухудшается. Детям с нервными расстройствами или в возрасте до 6 лет угрожают лихорадочные судороги. При резком повышении температуры происходит перегрев организма, сопровождающийся развитием синдрома гипертермии.

Обратиться к специалисту необходимо в следующих случаях:

  • на градуснике отметка превышает 39-39,5°C;

  • температурит ребенок в возрасте до 3 месяцев;

  • лихорадка держится более 4 дней;

  • на теле у больного появилась сыпь;

  • >присутствует сильная головная боль;

  • появляется скованность мышц шеи;

  • присутствует тошнота, рвота или диарея.

Высокая температура опасна для организма ребенка. Результатом отсутствия должных мер может стать нарушение иммунной системы и кровотока, а также изменение показателей свертываемости крови. Гипертермия грозит развитием расстройств нервной системы, нарушением функций всех внутренних органов. Поэтому при появлении жара у маленького ребенка нужно незамедлительно принимать меры.

При повышении температуры у ребенка записывайтесь на прием к педиатру, имеющему большой практический опыт, в клинику «РебенОК». Компетентный специалист проведет осмотр пациента и при необходимости назначит обследование для определения истинной причины повышения температуры.

Также врач расскажет, как снизить температуру у ребенка без вреда для здоровья. Предлагаем воспользоваться услугой онлайн-консультации педиатра, если отсутствует возможность явиться в клинику.

Источники:

  1. _det_bol/

  2. -sredstva