Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Расширение словарного запаса через ознакомление с животным миром

В дошкольном возрасте дети проще всего учатся эмоционально взаимодействовать с природой. В этот период чувства и ум ребенка формируется в соответствии с тем, как ребенок выстраивает отношения с окружающим миром.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОБРОТЫ И УВАЖЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ

Окт 20, 2019 by Редактор in Родительский всеобуч

  1. Наблюдайте за тем, во что играют ваши дети

Если заметите, что ребёнок проявляет агрессию по отношению к игрушкам, а тем более животным – насторожитесь.

Не секрет, что в играх дети воплощают мечты и фантазии. Ни в коем случае не обзывайте и не бейте ребёнка! Учитесь разговаривать с ним. Иначе, не сомневайтесь: очень скоро он начнёт копировать ваше поведение.

Приучите ребёнка откровенно рассказывать о том, что его волнует.

В разговоре с ним и сами будьте максимально искренни. Не стесняйтесь говорить ему: «Я расстроился», «Я обиделся», «Я рассердился».

Но, конечно, самое главное, будьте положительным примером: не проявляйте грубости и жестокости ни в отношении своих детей, ни в отношении окружающих.

Учитесь слышать ребёнка, видеть в нём полноценную личность.

Контролируйте телевизионные и компьютерные источники информации, просматриваемые ребёнком.

И помните: если папа в присутствии ребёнка смотрит боевики, не скрывает своего удовольствие от созерцания сцен, в которых люди бьют друг друга ногами – он, тем самым, «прошивает» мозг ребёнка нравственной установкой: бить человека ногами – это хорошо.

  1. Почаще обращайте внимание ребёнка на жизнь животных

Читайте и обсуждайте с детьми книги, посвящённые описанию жизни животных и растений.

При каждом удобном случае обращайте их внимание на очарование природного мира. Это может быть и прекрасный лебедь, и обыкновенный паук, который так трудолюбиво плетёт свою тончайшую, но необыкновенно крепкую паутину. Это может быть муравей, который так усердно тащит в свой муравейник груз, превышающий его собственный вес в десятки раз!

Рассказывайте им о преданности, силе и смелости собак. Например, о том, что, когда случаются землетрясения, собаки-спасатели, благодаря своему нюху, спасают из-под завалов людей, которые были на грани неминуемой гибели.

О том, что кошки могут лечить людей – они чувствуют больные места на теле человека и ложатся именно туда. После этого боль ослабевает.

О том, что пение птиц очень благотворно влияет на человека.

Объясните, как растут цветы, как они поворачивают к свету свои головки и закрываются перед сном.

Пусть дети ухаживают за комнатным растением или животным – тем самым вы разбудите в них чувство любви к природе.

Объясняйте детям, что любить животное –  это не только ласкать и гладить его.

Любить животных по-настоящему это, прежде всего, уметь вставать на их защиту (или, по крайне мере, не нарушать их покоя и не вмешиваться в их жизнь), уметь за ними ухаживать.

Учите детей правильному уходу за домашними животными: как их кормить, какие создать условия, как себя с ними вести. В общем, учите тому, как сделать жизнь домашних питомцев приятной и радостной.

Объясняйте, что те, кого мы приручили, нуждаются в нас.

Родителям, у которых детки ещё совсем маленькие, психологи советуют почаще играть с ребёнком в игры, изображая тех или иных зверюшек.

Подготовила Екатерина Кольдюшевская, педагог-психолог

Tagged with: воспитание, дети, детские игры, животные, любовь, рекомендации, родители, советы

Польза от домашних питомцев

От домашних животных в доме с детьми на самом деле масса пользы:

  • Дети растут более социально адаптированными, легче идут на контакт.
  • У них нет «синдрома брошенного ребенка».
  • Дети учатся ухаживать за теми, кто слабее их, заботиться о «братьях меньших».
  • У ребенка появляется повод для гордости. Например, «Я научил свою собаку давать лапу» или «Наш попугайчик разговаривает моим голосом».
  • Есть тема для общения с другими детьми, у которых тоже есть в доме животные.
  • Наличие собаки, с которой дважды в день нужно гулять — отличный повод оторвать ребенка от планшета и телевизора.

Специалисты уверены, что домашние любимцы способствуют и физическому, и психологическому развитию ребенка. Это действительно друзья, члены семьи.

Важно Несмотря на все вышеперечисленное, заводить дома питомца, пока ребенку не исполнился год, не стоит. Малыш еще слишком мал, да и у родителей мало времени на то, чтобы ухаживать еще и за щенком или котенком.

И что же выяснилось?

Выяснилось, что у владельцев собак выше уровень эмпатии, и они более склонны общаться с другими людьми. Впрочем, эти показатели оказались выше у всех владельцев животных, по сравнению с детьми, у которых питомцев не было.

Причем хозяева кошек и собак оказались более привязаны к своим любимцам, чем владельцы других животных. Ребенку легче общаться и играть с собакой и кошкой, чем, например, с рыбкой или канарейкой. Собаки и кошки более общительные, чем многие другие животные, и в этом, возможно, заключается причина большей привязанности к ним.

Дети, сильно привязанные к животным, оценивали психологический климат в своих семьях выше, чем дети без животных или с низким уровнем привязанности к питомцам. Так что значение имеет не наличие животного в доме, а привязанность к нему.

Выяснилось, что девочки больше привязаны к животным, чем мальчики. Четвероклассники более привязаны к любимцам, чем шестиклассники, которые, в свою очередь, превосходили по этому критерию восьмиклассников.

При этом забавно, что девочки, у которых были животные, но не собаки и кошки, оказались менее привязаны к питомцам, чем их сверстники. Это можно объяснить тем, что девочки имеют бОльшую потребность в активном общении, а эта потребность не может быть удовлетворена во взаимодействии другими с животными, помимо собак и кошек.

Забота и общение с домашним животным – это также отличная возможность стать более самостоятельными и ответственными. Принимая ответственность за благополучие любимца, дети на опыте учатся важности эмпатии в понимании чувств и потребностей другого существа.

Животное в доме и социальное и эмоциональное развитие школьников. Vlasta Vizek Vidovic, Vesna Vlahovic Stetic и Denis Bratko. Опубликовано в Anthrozoos.

Образовательный процесс в ДОУ и ознакомление с животными

Достоинство образовательного процесса в ДОУ в том, что она позволяет удобно указать уровень и объем знаний, которые необходимы дошкольникам. Первый блок знаний – это представления о живых организмах и животных, об их свойствах и признаках.

Это определенные признаки некоторых животных: величина, цвет, органы и части, их пространственное расположение, вариативность.

Определенные представления о признаках животных включают в себя следующую информацию: питание: что принимает в пищу, чем ест и каким образом; движение: как двигается и с помощью чего. Определенные представления о главных потребностях знакомых для детей животных о пище, влаге, тепле и месте обитания, о методах удовлетворения этих потребностей организмами уголка природы, которые живут на даче или дома.

В программу включены представление о том, что такое труд человека, как нужно создавать условия для жизни живых существ и ухаживать за ними, какое отношение нужно к ним развивать. Дифференцированные представления о том, в каком состоянии находятся животные. Также дети должны принимать участие в уходе за животными. Они должны понимать причины, по которым животные находятся в благополучном или неблагополучном состоянии.

Следующий блок знаний – это связь живых организмов с их средой обитания.

Представление том, какие существуют среды обитания, каковы их основные компоненты, качества и свойства, доступные сенсорному анализу. К примеру, знания о том, что домашние животные не могут самостоятельно удовлетворить собственные потребности – им должен помогать человек.

Также к этому блоку относятся представления о том, какой труд у взрослых по уходу за животными.

Знания о том, как меняются среды обитания по сезонам, какие сезонные природные явления и приспособления животных к меняющимся условиям среды.

Следующий блок знаний: сюда включаются понятия о том, каковы главные признаки живых организмов. Это развитие, рост и размножение.

Четвертый блок – это понятие о том, какие бывают сообщества животных и растений в природе.

причин, по которым у каждого ребенка должен быть свой домашний питомец

Партнер по играм

Как часто ребенок вас просит поиграть, а у вас нет времени из-за домашних хлопот? Заведите ему питомца. Кошки и собаки с радостью играют с детьми. Они будто созданы для совместных игр с малышней.

Настоящий друг

Дети наделяют животных человеческими качествами. Поэтому с проблемами, радостями и грустью они приходят к своим усатым друзьям. Если у ребенка нет братьев и сестер, он может чувствовать себя одиноко. Усатый и лохматый друг поможет заполнить дефицит семейного общения.

Развивает ответственность

Питомцы нуждаются в человеческой поддержке всю жизнь. Они не «покидают гнездо», как дети. Их нельзя взять и, наигравшись, поставить на полку или выбросить. Ребенок будет видеть, что мы – в ответе за тех, кого приручили. И таким образом он научится быть более ответственным.

Дисциплинирует

Полноценно ухаживать за питомцем ребенок может только с 6-8 лет. Но даже в раннем детстве ему можно доверять мелкий уход. Например, вычесывать собаку или наливать водичку морской свинке. Домашнее животное учит ребенка дисциплине.

Укрепляют иммунитет

укреплению иммунной системы. Дети, у которых были усатые друзья, быстрее справлялись с болезнями. Если у ребенка есть собака, то ежедневные прогулки с ней будут способствовать улучшению здоровья. Доктор Комаровский любит шутить: «Ваш ребенок часто болеет? Заведите ему собаку!»

Снимают стресс

Домашние животные отлично снимают стресс у ребенка. Даже простые поглаживания или наблюдения за животными, способны поднять настроение и снизить уровень тревоги. Кстати, в семьях с домашними животными дети проявляют меньше агрессии.

Повышают самооценку

При низкой самооценке у ребенка психологи рекомендуют купить ему собаку. Во-первых, обладание собакой уже будет повышать статус ребенка среди друзей, а во-вторых, тренируя хвостатого друга, ребенок начинает чувствовать свою значимость.

Защищают от астмы и аллергии

Конечно, если у ребенка есть аллергия на шерсть, то клин клином вышибать не нужно. Но наличие животных в доме у детей до года, способно снизить риски развития аллергии и астмы. Недавние исследования гласят, что дети, которые выросли с питомцами в одном доме, в два раза реже имеют тяжелые аллергические реакции.

Развивает интеллектуально

Знали ли вы, что младшие школьники охотно читают своим питомцам? Дело в том, что они их очень внимательно слушают. В отличие от взрослых, домашние животные не указывают на ошибки. Ребенок перестает боятся критики и начинает учится с удовольствием.

Развивают эмпатию

Дети, у которых есть домашние питомцы, становятся более чуткими к потребностям других людей и животных. Ребенок учится невербально понимать питомца, животное же не может сказать о своих потребностях. Конечно, эмпатия развивается только в том случае, если взрослые проявляют чуткое отношение к животным.

Источники:

-detej/817208-prichin-po-kotorym-u-kazhdogo-rebenka-dolzhen-byt-svoj-domashnij-pitomets

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество. Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах.

Метод игры

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

  • Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
  • Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
  • Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
  • Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
  • Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.

Метод вовлечения

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».

Метод переключения внимания

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Метод объяснения

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Метод естественных образцов

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.

Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Ученые доказали: собака делает человека счастливым и здоровым

Что вполне логично, учитывая тот факт, сколько люди ежедневно тратят сил и средств на своих домашних питомцев. Ну не станет же всё человечество столько лет заниматься абсолютно бесполезным делом. А сейчас вам конкретно объяснит, почему собаки полезны.

Они заставляют нас улыбаться

Согласно статистике, люди, у которых есть домашние животные, особенно собаки, куда чаще радуются жизни. Причём собачники даже чаще чем владельцы кошек. И у этого даже есть логичные объяснения.

Они преданные

Что мелкое чихуахуа, что здоровенный сенбернар, все они воспринимают семью, в которой живут, как свою стаю. И абсолютно чётко понимают свою роль в этой стае. Поэтому главное для хозяина собаки – сразу поставить себя, как вожака. Иначе не оберёшься проблем с контролем поведения. Тем не менее даже абсолютно обнаглевший пёс всё равно будет защищать свою стаю.

Собаки делают людей более общительными

С собакой нужно гулять. Это факт, который нельзя изменить. Гулять в парках, где можно встретить других владельцев собак. И как-то само собой получается, что с ними начинаешь общаться. Серьёзно, мои родители, которые не слишком-то общительные люди, знают большинство собачников своего района. И даже общаются с ними на всякие формальные темы.

Собаки делают нас более здоровыми

Строгий режим дня, регулярные пешие прогулки – хороший задел для того, чтобы вести здоровый образ жизни.

Более того, в недавнем исследовании, проведённом в США, было обнаружено, что на шерсти собак обитает особая группа микробов, которая помогает организму быстрее адптироваться под различные аллергены.

И, что особенно важно, это влияет даже на маленьких детей с их ещё недостаточно эффективной иммунной системой.

Собаки делают нас активными

Ученые доказали: собака делает человека счастливым и здоровым

Всё те же ежедневные прогулки. Отлично помогают против ожирения, а также помогают пожилым людям дольше оставаться физически активными. Серьёзно, некоторые породы даже специально рекомендуют заводить старикам для поддержания себя в тонусе. И это работает.

Собаки спасают жизни

Тут даже уточнять ничего не надо. Все и так знают, где и как используются собаки и как они защищают хозяев от агрессии. В том числе и превентивно. Как-то спокойнее гулять по ночному городу со здоровенным ротвейлером на поводке, не так ли?

Собаки дают ощущение нужности

Это профессиональная задача собаки-компаньона. Серьёзно, эти животные умеют любить нас несмотря ни на что. И создают ощущение нужности и важности, которого оказывается достаточно даже в тех ситуациях, когда другие люди об этом забывают.

Собаки придают уверенности в себе

Опять же, тот же самый пример здоровенного ротвейлера на поводке. Если уж ты можешь контролировать существо, которое спокойненько может загрызть практически любого агрессора, то значит твоя жизнь не так уж бесполезна. И можно начинать как-то действовать дальше.

Собаки делают нас счастливыми

Тут даже не психология, а банальная биохимия. У владельцев собак куда активнее выделяется гормон окситоцин, который играет роль натурального антидепрессанта.

Команда и журналист Артём Костин напоминают вам, что при всём при этом, на владельцах собак лежит большая ответственность. Причём не только за своего питомца, но и за окружающих людей.

Уже упомянутый здоровенный ротвейлер – это, всё же, ничуть не безопаснее заряженной винтовки. Хотя симпатичнее, да.

Важно

Так как сам в некотором роде собачник (и кошатник – тоже) с чуть ли не двадцатилетним стажем.