Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Растим личность: 25 игр для развития мышления и смекалки у ребенка

Очень часто родители требуют от своих детей выполнение точных математических действий, написание текстов без малейших ошибок. Желают, чтоб дети преуспевали в учебе. Но наверняка мало кому из таких родителей приходила мысль в голову о развитие памяти ребенка задолго до школы. 

Рисуйте карты местности

Dean Drobot

Ученые, занимающиеся исследованием мозга, утверждают, что попытки восстановить в памяти карту серьезным образом стимулируют мозговую деятельность. Возьмите, к примеру, водителей такси в Лондоне. Для того чтобы получить лицензию на частный извоз, от них требуется запомнить 25 тысяч улиц и более 20 тысяч опознавательных ориентиров на местности (музеи, памятники, торговые центры и так далее).

Однако умение запоминать улицы и ориентироваться на местности – это не единственное, чем отличаются лондонские таксисты. Невропатологи Лондонского университета обнаружили, что у этих самых таксистов размеры гиппокампа (часть системы мозга, участвующая в процессе перехода так называемой кратковременной памяти в долговременную) значительно превышают размеры гиппокампа среднестатистического человека.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

  • начертите карту чего угодно – соседних окрестностей, вашего района или любой другой знакомой вам местности – исключительно по памяти. Возьмите за правило выполнять данное упражнение снова и снова, когда вы будете посещать новое для вас место или просто идти к знакомым местам новыми маршрутами.

Игры для развития памяти

  • Угадай, что изменилось?

Для этой игры  на развитие памяти, нужны игрушки ребенка. Их количество определяйте сами, их может быть и 5 и 10. Разложите их на столе и попросите малыша запомнить их и отвернуться. Когда он выполнит вашу просьбу, вы либо спрячьте одну игрушку, либо добавьте к уже имеющимся игрушкам еще одну. Потом ребенок должен угадать, какие произошли изменения на столе.

  • Назови правильно животных

Возьмите книжки с картинками животных. Покажите их малышу, пусть он назовет их. Со временем немного усложняйте задание. Например: чтоб ребенок рассказал, чем они питаются или же где они живут.

  • Игрушки в круге

Для этой игры нужно 5 небольших игрушек. Проведите черту на полу, потом в нескольких шагах от этой черты начертите 5 кругов с расстоянием между ними 2 метра и с диаметром 20-30 см. Далее ребенок должен запомнить расположение кругов. Теперь завяжите ему глаза, и малыш должен попытаться разложить игрушки по кругам.

  • Расскажи маме сказку

Возьмите книжку, которую вы малышу часто читаете. Предложите ему помочь вам на  этот раз  рассказать эту сказку. Вы начинаете, малыш пусть подхватывает и рассказывает второе предложение, следующее предложение снова говорите вы и так по очереди. В скором времени ребенок сможет и сам рассказать вам сказку с самого начала и до конца.

  • Кто что кушает?

На лист бумаги наклейте картинки, на которых изображены разные животные. Расскажите ребенку о каждом животном, о том, чем они предпочитают питаться. Пусть малыш нарисует или тоже приклеит к каждой картинке любимую еду животного. Например: зайчику — морковку, курочке — зерно, коровке — сено и т.д.

  • Цвет и предмет

Для этой детской игры нужно выбрать с ребенком какой-нибудь цвет, и потом по очереди надо называть предметы, которые имеют этот цвет. Предметы могут быть различные, мебель, овощи, посуда, все что угодно. Выиграл тот, кто назвал последним предмет. Не поддавайтесь ребенку, именно от вас он узнает много новых предметов.

  • Игра на развитие памяти — Очередь в кино

Возьмите игрушки и поставьте их в очередь в кино. Пусть ребенок запомнит их последовательность. И тут вдруг неожиданно пошел сильный дождик, и все звери разбежались искать себе укрытие. Дождь закончился, и пусть малыш теперь поможет правильно восстановить очередь из игрушек в кино.

  • Что в мешочке лежит?

Вместе с ребенком соберите небольшие игрушки, которые различаются по форме и размерам. Сложите их в мешочек. Далее ребенок должен просунуть туда руку, схватить одну игрушку и попытаться назвать, не глядя какой предмет находится у него в руках.

  • В магазин за покупками

В этой игре пусть к вам на помощь придёт папа, побудет продавцом. Отправьте ребенка в магазин и перечислите ему список необходимых покупок, для начала достаточно 3-4 предмета. Купив все, что надо у папы в соседней комнате, за покупками отправляет малыш уже вас. Со временем увеличивайте список предметов, которых надо купить.

  • Найди ошибку

Нарисуйте на бумаге рисунок, который содержит в себе логическую ошибку. Например: елку, на которой растут яблоки, или человека с хвостом, снеговика в ластах и все в таком роде. Ребенок должен найти допущенную вами ошибку и исправить ее.

Подбирать игру для ребенка нужно исходя из его возраста, темперамента. Ели ребенок устал и не желает играть, не настаивайте, поиграете в следующий раз. В такие развивающие игры надо играть постоянно, постепенно усложняя задание. Все ваши труды и старания не будут напрасны. Учеба ребенку будет даваться легко, и он у вас будет умницей.

5-лет

На каждой картинке помещены 3 вида заданий. Читая с ребенком текст первого задания, постарайтесь подтолкнуть его к самостоятельности, к творческому подходу в решении.

Выполняя второе задание, объясните малышу, что из определенного набора предметов нужно вычесть или добавить другие предметы и нарисовать получившийся ответ.

При выполнении третьего задания ребенку предлагается установить закономерность и подобрать подходящую пару к предмету по аналогии.

Теперь задачки на развитие памяти. На каждой картинке малышу предлагается выполнить задание в верхней ее части. В нижней части листа нарисовано шесть ничем не связанных между собой предметов, их нужно запомнить, закрыть картинку и назвать все предметы.

 

Прошло 30 минут? Все, заканчиваем урок. С дошкольниками не стоит заниматься более 30 минут за одно занятие, они быстро утомляются. И не забывайте хвалить ребенка за правильно выполненные задания!

Другие варианты игр

Вы можете не только играть, но и использовать тренажеры в виде игрушек, задачников и т.д. Самый простой вариант — карточки с картинками. Например, можно выбрать 4-6 изображений, дать ребенку запомнить их и попросить отвернуться. В это время нужно заменить 1-2 картинки. Затем ребенку дают повернуться обратно и просят найти новые карточки.

Составление кроссвордов

Кроссворды не только развивают логику и память, но и способствуют расширению кругозора. Маленьким детям может быть трудно отгадывать слова, зато они могут составить головоломку с вашей помощью. Вы можете посвятить кроссворд какой-либо тематике, если ребенок уже достаточно эрудирован.

Сначала выбирают первое ключевое слово. Например, хорошо подойдет «память». Запишите его по горизонтали. Следующее слово должно быть по вертикали. Как и в классической версии, нужно подбирать места пересечения букв. Желательно, чтобы это были гласные. Это упростит восприятие. Продолжайте чередовать горизонтальные и вертикальные слова. Начните с небольших кроссвордов. Хватит 10-12 слов. В дальнейшем можно усложнить структуру.

В конце вместе с ребенком допишите вопросы к каждому слову. Они должны быть максимально информативными и понятными для детей. Хоть на первый взгляд составление кроссворда и может показаться проще, чем его разгадывание, в действительности оно сильнее стимулирует работу мозга.

Игра в слова

Существует несколько вариантов игр со словами. Самый простой — на запоминание. Взрослый медленно и четко называет несколько знакомых ребенку слов, затем просит повторить в том же порядке. Сначала желательно подбирать близкие по тематике понятия, чтобы детям было проще.

Другая игра на запоминание связана со словесными рядами. Вам нужно заранее подготовить несколько списков из 2-10 слов. Это должны быть не связанные друг с другом понятия. Затем вы зачитываете ребенку первый список и просите назвать как можно больше слов. Если ему это дается с трудом, попробуйте перейти к следующему ряду. Желательно добиться того, чтобы ребенок называл 70-80% слов.

Другие варианты игр

Усложненное упражнение — «Подари слово». Оно хорошо подойдет для большой компании. Дети и взрослые берут мяч, затем передают его по часовой стрелке. Каждый участник должен «подарить» следующему какое-либо слово, ассоциирующееся с ним.

Когда мяч окажется у того, кто начинал игру, порядок меняют. Теперь передавать нужно хаотично. Каждый следующий участник должен называть то слово, которое «подарили» предыдущему.

Рисуй и запоминай

Развивает не только память, но и воображение и мелкую моторику. Назовите ребенку 5-6 слов, затем попросите его изобразить их на бумаге. Сначала подойдут названия животных или предметов. В конце ребенок должен назвать слова, вспоминая их по рисункам.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Например, следует давать не простые слова, а глаголы или прилагательные. Хорошо подойдут афоризмы или устойчивые словосочетания. Однако это вариант для взрослых детей с уже развитой фантазией. Неподготовленный ребенок может растеряться.

Геометрические фигуры

Игры с использованием таких объектов учат детей концентрироваться на осязательных ощущениях. Классический вариант — упражнение с непрозрачным мешком. В него прячут несколько фигурок, затем просят ребенка на ощупь определить форму.

Можно усложнить задачу. В конце попросите ребенка назвать несколько предметов такой же формы. Другой вариант усложнения — необходимость выбрать из нескольких фигурок куб, шар, призму и т.д. Для детей лучше описывать форму простыми словами: «круглая», «квадратная» и «треугольная». Ребенка более старшего возраста можно попросить не только назвать, но и нарисовать предметы.

Игры на развитие смекалки

Игра №1

Ставим деток в круг, кроме ведущего, который закрывает глаза и стоит рядом. Детки начинают идти по кругу и приговаривать: «Стали детки вместе в круг, повернуть решили вдруг». Поворачиваются вокруг себя. Продолжают идти и договаривают вместе: «Но кто скажет:…», один ребенок говорит, а все молчат: «… прыг да скок». Все вместе: «Отгадай-ка голосок!». Ведущий открывает глаза и отгадывает, кто сказал «прыг да скок».

 Игра № 2

Эта игра похожа на игру в «Города», но она более легкая – для нее не нужно знать названия городов. Лучше, если детки сядут в кружок. По очереди пусть каждый говорит слово, но каждое следующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Если ребенок задумывается, считаем до 5. Не успел придумать – выбывает из круга.

Игра № 3

Подойдет для уже читающих деток. Пишем на ватмане слово с пропущенной буквой (буквами). Просим деток угадать, какое должно быть слово.

[email protected]

Игра № 4

Выстраиваем деток в шеренгу. Объясняем, что сейчас ведущий будет называть вразброс цифры «3, 13 и 30». На «3» нужно похлопать, на «13» нужно потопать, а на «30» — подпрыгнуть. Ведущий должен цифры произносить сначала медленно, а если детки справляются, можно увеличить темп.

Игра № 5

Дети становятся в круг. Внутри круга становится 1 ребенок. Ему завязывают глаза. По хлопку дети в кругу начинают двигаться по кругу. По второму хлопку они останавливаются, и один из них дотрагивается до плеча ребенка в круг, имитируя при этом звук какого-то животного (кошки, собаки, петуха). Ребенок в кругу должен угадать, кто это был. Тогда он поменяется с издавшим звук местами.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

Как развить долговременную память?
  • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.