Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Развитие грудничка на 4 месяце жизни: физические умения и навыки

Чувствуете ли вы, что ваш 4-месячный ребенок совсем по-новому себя ведет? И это действительно так! 4-месячная отметка является важным этапом в жизни вашего малыша, благодаря некоторым основным характеристикам в развитии мозга и физического развития.

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Рост, см 61,7-66 59,8-64,3
Вес, кг 6,2-7,9 5,6-7,3
Окружность головы, см 39,0-43,5 38,5-43,0

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, становится подвижным и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки, к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе, приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает, что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться, когда его слегка тянут за руки.

Разговоры о сексе: когда и с чего начинать

Примерно с четырех лет малыш начинает задавать взрослым щекотливые вопросы. Услышать от ребенка «Откуда берутся дети?» или «Как я попал к маме в животик?» можете в любое время, например на прогулке или в магазине.

Такой момент многих родителей смущает. Они пытаются избежать подобного разговора, потому что не знают, как можно и нужно говорить чаду об «этом». Эксперт в области психологии и сексологии Евгений Кащенко в книге «Половое воспитание детей и подростков» рекомендует не избегать разговоров и не откладывать сексуальное воспитание ребенка на более поздний период.

Когда и как рассказать ребенку о сексе: Depositphotos

Согласен с этим мнением и Евгений Комаровский. Известный медийный педиатр считает, что вопросы ребенка ― отличный повод начинать его ненавязчивое сексуальное воспитание.

Разъясняйте ребенку интересующие его моменты, учитывая его возраст и осведомленность в отношении сексуальных аспектов жизни человека:

  • До 3 лет малыш познает свое тело. Учите его правильно называть все части тела. Использование выдуманных терминов спровоцирует неправильное восприятие ситуации. Скажете мальчику, что пенис — это «хвостик», готовьтесь объяснять, почему так же называется хвост белочки или зайчика.
  • С 4 до 5 лет дети проявляют интерес к сексуальности в целом. Их интересует как собственное тело, так и тела представителей противоположного пола. Малыши спрашивают у мам, как появились на свет и почему мальчики отличаются от девочек. Они могут проявлять интерес к половым органам (своим и других детей). Такой интерес совершенно нормален, однако ребенок должен знать, какие его действия допустимы, а какие нет. Разъяснить это ― задача родителей.
  • В возрасте 5–7 лет дети интересуются сексуальными отношениями между людьми. Они спрашивают, как происходит половой акт, почему у мальчиков бывает эрекция или, к примеру, что такое менструация. Задача родителей ― объяснить, как работает тело человека. Расскажите о половых отношениях между любящими людьми и сексуальности. Полученные уроки будут с ребенком до того момента, пока он повзрослеет и начнет строить собственные отношения.
  • В 8–10 лет ребенок уже знает, что считается правильным и неправильным в половых отношениях. Он понимает, что секс происходит между любящими людьми и интересуется, как встретились и полюбили друг друга его родители. Наряду с вопросами о романтических отношениях иногда возникают и вопросы о гомосексуальных отношениях. Расскажите, что симпатии и любовь человека не зависят от его половой принадлежности. Выберите соответствующую возрасту книгу о сексуальном воспитании, с ее помощью отвечайте на возникающие у ребенка вопросы.
  • В возрасте 11–13 лет имеет смысл разговаривать с ребенком непосредственно о сексе, женской и мужской сексуальности, гормональных процессах. Подросток должен понимать, что его организм претерпевает множество изменений, которые готовят его к половой зрелости. При этом, по мнению психолога-консультанта Александры Чернышовой, важно быть максимально тактичными, чтобы ребенок не чувствовал давления.
  • С 14 до 17 лет рекомендуется обсудить с детьми не только отношения между мужчиной и женщиной, но и контрацепцию. Побеседуйте о передающихся половым путем заболеваниях, в частности о СПИДе. Убедитесь, что подросток понимает, как распространяются подобные болезни и как от них защититься. Важно поговорить о том, что с сексом не стоит торопиться. Лучше отложить сексуальный опыт до момента, когда подросток повзрослеет.

Если ребенок не интересуется темой секса, не спешите вздыхать с облегчением. Отсутствие вопросов с его стороны не означает, что таковых нет. Попробуйте инициировать беседу и ненавязчиво поговорить о сексе. Поводом для этого может стать беременная соседка, случайно увиденная сцена из взрослого фильма или, к примеру, ощенившаяся собака.

Как рассказать ребенку о сексе: StockSnap

Физиологические особенности малыша на месяце жизни

В среднем вес малыша на 4 месяце составляет около 6100-6700 граммов, а рост — в пределах 61-63 сантиметров.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. Прибавка в весе за 4 месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра.

Начиная с 4 по 6 месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими.  Начинают активно расти волосы, при этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам.

Зрение. К 4 месяцу у малыша завершается формирование зрения, поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый.

В это время косоглазие должно проходить. Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 — 40 сантиметров от него. Теперь же к концу 4 месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей. Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух. При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его. На музыку малыш реагирует по разному: при звуках быстрой ритмичной музыки, проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища.

В подражание поющему родителю, ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания ритмичной музыки, оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

Сон.

Время суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима.

Таким образом, малыш будет с аппетитом кушать, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

В отличие от 3 месяцев, ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит родителя, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, возмущаться, смотреть вам вслед.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Поворот со спины на живот без поддержки руками. Это хорошо известное упражнение в этом возрасте выполняется ребенком самостоятельно. Для стимуляции поворота можно привлечь его игрушкой или просто мягко и нежно попросить его перевернуться, несколько подтянув его (в 4-5 месяцев) за руку. Можно подкрепить свои слова легким поворотом таза и ног в нужную сторону (рис. 12).

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Массаж спины с добавлением поколачивания. К массажу спины, описанному в комплексах 1 и 2, добавляются поколачивающие приемы. Обычно это легкое поколачивание мышц спины кончиками расслабленных пальцев. Прием проводится после разминания короткими отрывистыми движениями в течение 0,5-1 минуты. После поколачивания необходимо провести поглаживание спины (2-3 движения) (рис. 13).

Поколачивание хорошо и мягко тонизирует мышцы и нервные окончания спины и грудной клетки, способствует лучшей работе легочной ткани, обладает обезболивающим действием. Помните, что поколачивание в области почек не проводится.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Массаж ягодиц (пощипывание для повышения тонуса мышц). К описанному в комплексах 1 и 2 массажу ягодиц после разминания ладонью добавляется щипцеобразное разминание, выполняемое пальцами рук. Направление пощипывания (оно должно быть широким, чтобы не приносить ребенку неприятных ощущений) — от крестца вверх и в стороны. Всего делается 2-3 прохода, движения рук симметричные (рис. 14). Массаж заканчивается поглаживанием и точечным воздействием.

«Рыбка». Упражнение описано в предыдущем комплексе. В данном возрасте количество повторений можно довести до 3, удерживая ребенка по 5-6 секунд. Примерно после 6 месяцев актуальность его выполнения несколько снижается, хотя само упражнение очень нравиться детям.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

«Самолет». Возьмите ребенка, сбоку подведя свои руки под его живот и грудь, и поднимите над столом. Задержитесь в таком положении несколько секунд. Постепенно увеличивайте количество повторений от 1 до 5. Такое же упражнение можно проводить в положении ребенка на спине (рис. 15). Упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы спины и живота, «освобождает» мышцы ног и рук.

«Пританцовывание». Возьмите ребенка под мышки, переведите в вертикальное положение и обоприте стопами на стол. Несмотря на то, что к этому времени угасает шаговый рефлекс, в таком положении ребенок будет переступать ногами на месте, как бы пританцовывая. Продолжите его движение вперед, смещая малыша от себя. Внимательно следите за тем, чтобы опора приходилась не на цыпочки, а на полные стопы (рис. 16). Упражнение готовит ребенка к ходьбе, укрепляет мышцы ног и спины.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Поворот со спины на живот. Повторите описанный выше поворот со спины на живот еще несколько раз (3-4).

Суставная гимнастика. Элементы суставной гимнастики для крупных суставов уже были включены в ранее описанные упражнения: в конце комплекса проводите гимнастику для всех остальных суставов так, как это описано в комплексе 2. Постепенно наращивайте объем движений и их количество, не забывая об осторожности.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Поглаживания ног. После активной работы с мышцами ног имеет смысл для успокоения ребенка сделать несколько проходов легкого поглаживания (3-4 тура на каждой конечности).

Полностью статья представлена в пособии «Моя мама – мой первый учитель» Серия «В помощь родителям»

Медицинский осмотр в месяца

На 4-м месяце детки проходят стандартный медицинский осмотр. На приеме вас расспросят, как часто и сколько кушает малыш, хорошо ли спит, много ли капризничает. Измерят рост и вес, окружность головы и грудной клетки. Запишут эти данные в медицинскую карту ребенка и сравнят со специальными таблицами, в которых содержатся нормы развития детей данного возраста.

Врач осмотрит родничок на затылке, который к этому времени уже должен был закрыться, и родничок на темени. Проверит с помощью специальных тестов слух, зрение и рефлексы малыша.

Обязательно посоветуйтесь с педиатром, если вас что-либо беспокоит. Если ребенок не проявляет интереса к общению и играм, плохо кушает, постоянно выглядит вялым, расскажите об этом врачу.

Причины для волнений

При регулярных занятиях и зарядке даже недоношенные на пару месяцев детки начинают соответствовать средним нормам развития. Не нужно думать, что если ребенку всего несколько месяцев, то он все равно не поймет стихов и песен. Малыши воспринимают их на невербальном уровне целиком, а польза от таких занятий придет немного позже.

Очень эффективна небольшая логопедическая гимнастика, при которой взрослый меняет положения губ, словно произнося по очереди гласные звуки, показывает язык и поворачивает его кончик в разные стороны. Малыш будет наблюдать за этим с интересом, а затем, возможно, попытается повторить, что весьма полезно для его речевого аппарата.

Однако существуют очевидные несоответствия нормам четырехмесячного возраста, которые потребуют усиленных занятий или лечебной коррекции. Стоит насторожиться, если ребенок:

  • не может держать голову вертикально;
  • не оживляется при появлении родителей;
  • не реагирует на незнакомых людей;
  • не интересуется игрушками;
  • не фиксирует взгляд на собеседнике;
  • не гулит и не улыбается;
  • лежит неподвижно и не поворачивает голову.

Даже один из этих симптомов является поводом для немедленного обращения к неврологу и педиатру. Специалисты помогут исключить серьезные заболевания или назначат лечение, которое будет тем эффективнее, чем раньше его начать.

Психологическое и эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети становятся более эмоциональными. Они начинают выражать свои чувства осознанно, а не рефлекторно. Родителям уже легко понять, когда кроха радуется, грустит или злится. Когда грудничок счастлив, он улыбается и громко смеется. Нетерпение крохи выражают громких вздохом.

С опаской дети относятся к незнакомым лицам: при их присутствии они настораживаются, замирают, прислушиваются, тянутся к матери. Груднички реагируют на свое имя, узнают родителей по голосу.

Дети способны в течение непродолжительного периода играть самостоятельно, но предпочитают проводить время с родителями. В 4 месяца малыши начинают понимать разницу между предметом и его отражением в зеркале. Дети становятся более любознательными. Умеют различать цвета.

Психологическое и эмоциональное развитие

В течение длительного времени они могут концентрировать внимание на интересующем предмете. В период бодрствования малыши изучают окружающую среду. Дома кроха чувствует себя спокойно, в безопасности. Незнакомая обстановка его пугает. В 4 месяца дети активно гулят, произнося различные звуки.

Особенностью психологического развития грудничков четырехмесячного возраста считается формирование тактики поведения. У малышей появляются любимые и нелюбимые игрушки.

Моторика рук

  • Тянется двумя руками, словно обнимая. Притягивает к себе висящую перед ним игрушку. Изучает одежду, похлопывает маму по груди.
  • Хватает предметы рукой.
  • Речевое и коммуникативное развитие
  • Меняет форму рта, чтобы менять звуки: «а-о».
  • Пускает пузыри, плюется.
  • Весело смеется, когда его щекочут.
  • Коммуникативные жесты: хлопает руками, чтобы сказать «Возьми меня на ручки».
  • Появляется бинокулярное зрение: ребенок лучше оценивает расстояние, пристально вглядывается, точно следит глазами.

Здоровье малыша: возможные проблемы

Общие проблемы со здоровьем в этом возрасте могут включать простуду, желудочные бактерии, которые могут вызвать рвоту или молочницу. Вот несколько советов по уходу за малышом в следующих условиях:

  • Простуда. У многих детей может возникнуть насморк с зелеными или желтыми выделениями, но у них нет настоящей синусовой инфекции. Зеленые выделения могут просто указывать на то, что организм выполняет свою обычную функцию по очистке пазух и носовых ходов. Однако, если простуда у вашего ребенка длится более 10-14 дней или сопровождается серьезными симптомами, такими как высокая температура, вам следует обратиться к врачу.
  • Рвота. Если ваше чадо находится исключительно на грудном вскармливании, лучшее, что вы можете сделать для него, если у него есть проблемы с желудочком, вызывающие рвоту, это продолжать пытаться кормить грудью. Грудное молоко легче усваивается детьми, чем любая молочная смесь. Поэтому грудное вскармливание предпочтительнее при любой болезни с младенцем. Если у вашего ребенка рвота после кормления, попробуйте сократить сеанс до 5 или 10 минут и подождать несколько часов, чтобы увидеть, сможет ли кроха прекратить рвоту. Если он все же не может есть грудное молоко или рвет в течение суток, вам следует обратиться к врачу.
  • Высокая температура. Каждый раз, когда у вашего четырехмесячного чада поднимается температура выше 38 градусов, вам следует позвонить или обратиться к врачу. Особенно следует скорее вызывать скорую, если у малыша рвота или диарея настолько сильны, которые впоследствии могут спровоцировать обезвоживание организма.
  • Молочница: если у вашего карапуза белые пятна во рту или на языке, или же у него появляется сыпь на попе, которая выглядит симметрично с обеих сторон и не исчезает с помощью крема от опрелостей, это может быть молочница. Ваш доктор оценит состояние грудничка, определит наличие молочницы и назначит пероральное лекарство для полости рта или специальный крем от инфекций пеленочной области.

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 4-м месяце жизни

  • Речь
Ребенок издает пока гортанные звуки, в основном без участия губ и языка. В часы бодрствования он может «петь», долго протягивая один звук на разные лады. Также малыш пробует громко кричать и затем с удивлением прислушивается к издаваемому им самим голосу.
  • Слух
В этот период случается маленькое открытие, что голоса родных людей звучат по разному! Теперь кроха может определить по голосу, кто вошел в комнату – папа или мама. Замолкает, если слышит музыку, с интересом прислушивается к различным домашним звукам.
  • Зрение
Ребенок уже запомнил лица близких и, узнав их, мгновенно реагирует улыбкой и оживлением. Обращает внимание на все движущееся и разноцветное: его интересуют деревья, машины, воздушные шары, птицы, бегающие дети во дворе и даже солнечные «зайчики» на стене. Он пытается ухватить ручками свисающую игрушку; более того, у него уже работает глазомер и он может определить, как далеко нужно протянуть ручку, чтобы схватить предмет.
  • Эмоции
Любое событие сейчас переживается бурно – эмоции радости и плача навзрыд могут сменять друг друга постоянно. Если ему плохо, то он будет горько плакать; а если же хорошо, то его восторг будет слышен во всем доме! Первой его чувства разгадает, скорее всего, мама, ей легче понять, радуется её чадо или же собирается всплакнуть. Основные открытия этого месяца – интерес, удивление и досада, но пока эти эмоции лишь кратковременные.
  • Движения
В позиции лежа на животе ребенок пытается приподняться и сгибает локти под прямым углом. Поворачивается самостоятельно на любой бочок, но обычно один из поворотов вправо/влево дается ему легче и он предпочитает именно его. Активно сучит ножками, а при нахождении на руках взрослого тянет ручки к ближайшим предметам.
  • Моторика
Пора знакомить грудничка с бумагой – он любит рвать и мять мягкие журнальные листы и делает это с особым удовольствием. Особенно может проявляться интерес к ярким страницам. Также он с интересом перебирает грызунки с разными поверхностями – пупырчатой, гладкой, холодной, ребристой.
  • Игра
Грудничок начинает забавлять себя сам, ведь у него, оказывается, есть столько интересного и неизученного. Ручки, ножки, одежда – все при случае немедленно тащится в ротик. На яркие погремушки тоже с удовольствием обращает внимание и усиленно пытается до них дотянуться и схватить.