Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Особенности дошкольного развития детей

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

Особенности дошкольного развития детей

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Особенности развития внимания в детском возрасте.

Внимание — способность получать целостную информацию о чем-либо без отвлечения.

Бывает нескольких видов:

  • Произвольное — вырабатывается в дошкольном возрасте, связано с умением поставить цель и приложить усилия для ее достижения. Оно формируется, когда ребенку необходимо проявить волю, чтобы сконцентрироваться на предмете и произвести с ним какие либо действия. Большую роль в этом играет состояние малыша, если ребенок устал, болен или перевозбужден то это будет мешать ему сконцентрироваться;
  • Непроизвольное — бесконтрольное переключение на объект выделяющейся чем либо например (громкий звук, резкий запах, яркий свет). Эти предметы или явления вызывают непроизвольный интерес ребенка внезапным действием, движением, новизной или необычным цветом, формой, размерами. У детей дошкольного возраста этот вид внимания является основным. С помощью непроизвольного внимания малыш познает мир. Он начинает обращать внимание на все яркое и необычное;
  • Послепроизвольное внимание — контролируемое внимание при возникновении интереса, когда усилия столь сильны, что уже нет необходимости прикладывать их. Эти занятия настолько увлекают малыша, что выполняются без затруднений

Следует также понимать некоторые механизмы внимания:

  • Переключение (умение заниматься несколькими делами, переходя с одного на другой и наоборот);
  • Распределение (способность заниматься сразу несколькими делами);
  • Объемность (количество информации, которые малыш может охватить и удерживать в сознании);
  • Концентрация или сосредоточенность (способность сконцентрироваться на чем либо, невосприимчивость к отвлекающим моментам);
  • Устойчивость (другое название усидчивость — умение выполнять дело долгое время).

Развитие внимания в детском возрасте позволяют ребенку сосредоточиться даже если ему это занятие не интересно, если он будет знать, что дело нужно довести до конца, то малыш не будет отвлекаться.

Движущей силой концентрации внимания является любознательность и развитие познавательных навыков. Ребенок может долгое время изучать предмет который его заинтересовал.

Для каждого возраста свойственны свои особенности внимания

3-4 года. В большей степени преобладает непроизвольное внимание. При большом интересе малыш в этом возрасте способен 5-7 минут сконцентрироваться. 4-5 лет. Ребенок может руководить своим вниманием до 20 минут при возникновении интереса. При этом он ни на что не отвлекается. 5-6 лет. Теперь в поле зрения ребенка может попасть сразу несколько предметов. Он может контролировать внимание сразу на всех заинтересованных объектах. 6-7 лет. Среднее время произвольного внимания увеличивается до 25 минут, тогда как объемная память продолжает увеличиваться.

Способы развития памяти

Игры для развития внимания – простой и понятный ребенку способ тренировки способности концентрироваться. Начинать такие занятия нужно с раннего возраста, тогда малышу будет несложно усваивать и знания, получаемые впоследствии. Игры, как способ развития памяти, могут быть самыми разными. Уже с 10 месяцев можно предложить малышу занимательное задание «Найти игрушку». Ребенку показывают погремушку, затем прячут ее под одну из двух пеленок, находящихся перед ним. «Прятки» – набросить на свое лицо платок и спрашивать: «Где мама?» – после чего можно снять платок или дать возможность сделать это малышу. «Что исчезло» (для деток от двух лет) – перед ребенком выставляют игрушки, а когда он отворачивается, одну убирают. Кроха должен определить, чего не стало.

Кроме игр, разработаны и другие методики тренировки способности запоминать информацию. Пальчиковая гимнастика для самых маленьких станет отличным способом развития двигательной, эмоциональной, словесной памяти. Детям постарше можно предложить увлекательные головоломки, помогающие совершенствовать логическое мышление.

Японская система развития памяти

Японская система развития памяти и интеллекта, предложенная знаменитым неврологом, профессором Рютой Кавашимой из Японии, набирает популярности во всем мире.

Виды памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  • Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  • Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

Виды памяти
  • зрительная — запоминание видимых образов;
  • слуховая — запоминание услышанного;
  • тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  • эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  • вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Формы воспроизведения

Формы воспроизведения также можно разделить на группы.

  • Самое простое – узнавание. Если человек что-то видел или слышал уже раньше, он непременно это узнает.
  • Вторая форма – воспоминание. Для воспоминания неважно видеть предмет. Важно вспомнить его признаки.
  • Третья форма – припоминание. В данном случае воспоминание может быть затруднительным, для того, чтобы вспомнить, нужно приложить усилия, характер.
  • Четвертая форма – забывание. Невозможно помнить все и всегда. Забывание – тот случай, когда мозг отказывается вспоминать признаки предмета или подменяет один предмет или явление другими, потому что размыто узнавание.

У дошкольников доминирует образная память. Он помнит признаки предмета и явления, если они яркие, цепляющие его воображение. Может помнить незначительные детали, а главное, существенное забыть.

Кроме того, работая с детьми, нужно помнить еще об одной особенности детского мозга: избирательности. Все, что интересно дошкольнику, запоминается без труда. Все, что скучно, неинтересно – тут же забывается, потому что нет фиксирования на его основных признаках.

Третья особенность: повторение – мать учения, говорят педагоги вслед за автором исторической фразы. Если ребенок многократно повторяет одни и те же действия, он автоматически запоминает.

Четверная отличительная черта памяти дошкольника – эмоциональное воздействие приводит к запоминанию. То, что тронуло, не может не оставить в памяти след.

Когда накапливается объем информации, при развитии восприятия, ребенок способен владеть связными и системными представлениями. И уже следующим шагом будет осмысленное оперирование полученными знаниями.

Тренажер для зрительной памяти

Все, что нас окружает, является прекрасным тренажером для развития зрительной памяти. Мозг фиксирует все, что видит человек, но может ли он вспомнить, да еще и в деталях, увиденное?

Задача родителей – поработать над увеличением объема информации, которую ребенок получает визуально, а также над скоростью ее воспроизведения.

В этом помогут ежедневные тренировки. Не ленитесь сами и приобщайте к занятиям по развитию зрительной памяти свое чадо. Вот увидите, совместное проведение полезного досуга подарит вам удивительные открытия. Занимаясь с ребенком, проверьте и свой уровень развития памяти. Поверьте, это очень увлекательно.

Почему так важно развивать память и внимание у школьников

Очень важно, еще до поступления ребёнка в школу, заниматься с ним развитием, таких важных психических функций, как памяти и внимания. Если же эти процессы не развились в полной мере и не соответствуют возрасту школьника, то это напрямую отражается на его успеваемости. Которая, в свою очередь, напрямую зависит, оттого, насколько точно и полно усваивается материал.

Причиной низкой успеваемости и плохого восприятия, могут стать:

  • Недостаток речевого развития
  • Ослабленное здоровье ребёнка
  • Низкий уровень запоминания и объёма памяти

Эти и другие причины приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы и способности. Ему кажется, что проблемы с учёбой, которые возникают у него из-за недостаточно развитых процессов памяти и внимания, это следствие чего-то другого. Например, плохой учитель или одноклассники, которые не дают сосредоточиться. При этом, если не уделить должного внимания развитию важных психических функций, то ситуация с каждым учебным годом, будет только ухудшаться.

Упражнения для развития памяти

Каждый вечер вспоминайте события дня

Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.

Записывайте сны

У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!

Скачайте на телефон игры для развития памяти

Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.

Запоминайте ценники на продукты

Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».

Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт

Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.

Картинки найди 10 различий

Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.