Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

развитие памяти ребенка 4 5 лет

Современные дети вынуждены перерабатывать огромные объемы информации, поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы наилучшим образом развить память у своего ребенка. Несложные техники, которые выполняются регулярно, помогут малышу успешно справляться с поставленными задачами в школе. Подготовленные школьники быстро привыкают к обстановке и делаются лидерами в коллективе.

Возрастные особенности четырехлетнего ребенка

В 3 года родителям сложно справляться с эмоциональной бурей, которую переживает их малыш, поэтому, когда он достиг 4 лет, можно немного расслабиться. Он все еще активен и энергичен, но уже появляется усидчивость, и одним делом он может заниматься 15-20 минут.

Это время активного развития, у ребенка постоянно возникают новые вопросы, он экспериментирует и познает окружающий мир. В этот период родители должны научиться ненавязчиво переключать внимание малыша в нужном направлении.

Развивается мелкая моторика, в этом возрасте многие любят рисовать. Словарный запас стремительно растет, а наличие шепелявости не должно пугать, это нормально для указанного периода.

Дети становятся настоящими «почемучками».

Способ Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Тезисы:

  • Цель данной работы состоит в исследовании особенностей памяти у детей 4-5 лет.
  • Изучить уровень развития памяти детей 4-5 лет.
  • Разработать и апробировать программу развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • 3 Особенности развития памяти у детей 4-5 лет.
  • 1 Модель опытно-экспериментальной работы.
  • До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии.
  • Особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • Выявить особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • Начало изучению памяти как деятельности было положено работой французского ученого П. Жане.
  • У детей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система.

Читать онлайнСкачать курсовую работу (теория)

Как проходит запоминание

Запоминание любого объема информации сопровождается образованием в нервных клетках межнейронных связей.

Память как психическая функция включает такие этапы:

  1. Запоминание.
  2. Хранение нужных сведений.
  3. Воспроизведение потребовавшейся информации.

Сохранения информации в мозговых структурах называется энграммой. Хорошее развитие мыслительного процесса сопровождается успешным извлечением необходимых сведений при возникновении необходимости. В результате тренировки каждый здоровый ребенок может успешно запоминать необходимый объем информации и пользоваться этими сведениями на протяжении жизни.

Способы развития памяти

Игры для развития внимания – простой и понятный ребенку способ тренировки способности концентрироваться. Начинать такие занятия нужно с раннего возраста, тогда малышу будет несложно усваивать и знания, получаемые впоследствии. Игры, как способ развития памяти, могут быть самыми разными. Уже с 10 месяцев можно предложить малышу занимательное задание «Найти игрушку». Ребенку показывают погремушку, затем прячут ее под одну из двух пеленок, находящихся перед ним. «Прятки» – набросить на свое лицо платок и спрашивать: «Где мама?» – после чего можно снять платок или дать возможность сделать это малышу. «Что исчезло» (для деток от двух лет) – перед ребенком выставляют игрушки, а когда он отворачивается, одну убирают. Кроха должен определить, чего не стало.

Кроме игр, разработаны и другие методики тренировки способности запоминать информацию. Пальчиковая гимнастика для самых маленьких станет отличным способом развития двигательной, эмоциональной, словесной памяти. Детям постарше можно предложить увлекательные головоломки, помогающие совершенствовать логическое мышление.

Японская система развития памяти

Японская система развития памяти и интеллекта, предложенная знаменитым неврологом, профессором Рютой Кавашимой из Японии, набирает популярности во всем мире.

Как улучшить память ребенка: специальные упражнения

Лилия Илюшина

Вопрос «Как улучшить память ребенка?» интересует многих родителей. Особенно остро он встает с поступлением малыша в школу, где требуется запоминать большие объемы информации.

Феноменальной слуховой памятьюобладал Вольфганг Амадей Моцарт. 14-летним подростком он как-то оказался в соборе Святого Петра в Риме, где звучала прекрасная органная музыка, ноты которой держались в тайне. Придя домой, юный музыкант записал услышанное им произведение по памяти. И как позже выяснилось, не сделал ни единой ошибки!

Потренируйтесь со своим ребенком«10 слов»

Зачитайте ребенку список, например: утро, корова, летчик, лыжи, трамвай, река, картина, кольцо, садовник, карандаш. А затем попросите его повторить. Если дошкольник 6-7 лет в состоянии воспроизвести 5–6 слов – это замечательный показатель кратковременной памяти.

Напомните ему те слова, которые он забыл. А примерно через час вернитесь к упражнению. Теперь пусть ребенок без подсказки вспомнит все, что он называл. Долговременная память считается очень хорошей, если малыш вспомнил хотя бы 7–8 слов.

«Повтори звуки»

Предложите ребенку закрыть глаза и не открывать их в течение минуты.

Ваша задача – издать ряд звуков: пошуршать газетой, постучать ложечкой о стенку чашки, пощелкать пальцами, позвенеть в колокольчик… Попросите ребенка повторить изданные вами звуки в той последовательности, в которой он их услышал.

Зрительная память французского художника Гюстава Доре была  удивительна – живописец мог без труда написать точную копию картины, виденной им всего раз.

Этот вид памяти напрямую зависит от нашей наблюдательности и способности к концентрации внимания. Развить столь ценные качества также помогут специальные упражнения.«10 картинок»

Возьмите 10 изображений различных предметов. Пусть ребенок рассмотрит их, а спустя 30 секунд назовет то, что удалось запомнить. 6–7 картинок из 10 – прекрасный результат для 6–7-летнего возраста.

Затем покажите те картинки, о которых он забыл. А через час попросите вспомнить все изображения. Об отличных показателях долговременной памяти можно говорить, если названо 7 и более картинок.

«Найди 10 отличий»

Хорошие результаты могут принести регулярно выполняемые задания из серии «Что изменилось на картинке?», «Найди два одинаковых предмета» и пр. Их без труда можно отыскать в развивающих книжках и детских журналах.

Тактильная память

Она особенно развита у потерявших зрение. Но ее можно и нужно тренировать всем. Мы запоминаем ощущения, которые испытываем, прикасаясь к чему-либо.

Возьмите несколько предметов с различной поверхностью – деревянные и металлические, теплые и холодные, гладкие и шершавые. Предложите малышу закрыть глаза, потрогать их, а затем пусть он попытается угадать, что у него в руках.

Приемы мнемотехники: вспомнить всё…

Чудесные превращения

Помните мультфильм про пластилиновую ворону, которая превращалась в корову, собаку, дворника и двух страусов – доброго и злого? Мнемотехнический прием, о котором пойдет речь, основан на том же принципе. Назовите первое слово и попросите ребенка во что-то мысленно его «превратить».

У предмета или существа могут отрастать уши, лапы, хвост… В своем воображении малышу разрешено всячески изменять его форму, размер, цвет, совсем как если бы из большого комка пластилина он поочередно создавал разные фигурки. Например, первое слово «карандаш». Вдруг он начинает растягиваться, делается мягким, гибким, очень тонким.

Затем скручивается, сворачивается – и вот уже перед нами клубок ниток, из которого начинают расти иголки. Клубочек оживает и превращается в ежика.

В зависимости от возраста можно совершать от 10 до 20 чудесных превращений, после чего юному волшебнику предстоит вспомнить весь ряд слов: карандаш, клубок, ежик и т. д. Если с легкостью названы все, надо усложнить задачу – следующую цепочку сделать длиннее на 3–4 элемента.

Метод Цицерона, или Всему свое место

Заключается он в том, чтобы мысленно расположить образы, которые необходимо запомнить, в хорошо знакомом пространстве – например, в собственной комнате.

Предложите ребенку запомнить 10 слов, к примеру: зонт, стрекоза, море, слон, конфета, сад, ворона, кастрюля, апельсин, ложка. И объясните, как все вышеперечисленное нужно «размещать» в помещении, чтобы потом без труда извлечь из памяти:

«Большой зеленый зонт мы «повесим» на ручку двери, стрекозу увеличим до гигантских размеров и «посадим» на ковер, висящий на стене.

Море пусть бушует в телевизоре, слон (его мы уменьшим его до размеров спичечного коробка) будет прогуливаться под сенью фикуса, растущего на подоконнике.

Огромную конфету в ярком фантике мы «разместим» на балконе – она так велика, что едва там помещается. Цветущий сад «разобьем» на полу. Ворону «посадим» на люстру».

В итоге для того, чтобы воспроизвести потом цепочку слов, придется всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Пользуясь этим методом, нужно соблюдать правило: маленькие предметы лучше увеличивать до больших размеров, а большие уменьшать (что мы и проделали со слоном и стрекозой).

Сочиняем рассказ

Еще один способ запомнить как можно больше слов, картинок или предметов – придумать историю с их участием, связный рассказ, где каждому из элементов отведена роль.

Предположим, перед ребенком разложен ряд карточек, на которых изображены: кошка, книга, апельсин, месяц, кровать, мышь, шляпа и т. д. Рассказ малыша может быть таким: «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован апельсин.

Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она отправилась в свою кроватку и заснула. Во сне она увидела мышь в шляпе».

Выполняя это упражнение, необходимо учитывать, что слова между собой нужно связывать по порядку. И еще: чем невероятнее и забавнее получилась история, тем больше шансов, что ребенок воспроизведет все заданные слова.

Статья для написана для журнала «АВС — гид»:

Как правильно стимулировать развитие памяти у детей в дошкольном возрасте

  • Интеллектуальное созревание ребенка не может обойтись без тренировки памяти, ведь именно она является важным психическим процессом.
  • Важно уделять должное время развитию детской памяти, только так малыш научится получать новые знания, познавать мир и хорошо учиться в школе.
  • Занятия будут включать в себя несложные упражнения и игры, благодаря чему ребенку такие уроки будут не в тягость.

Особенности запоминания у дошкольников

  1. Дошкольным возрастом принято считать период с 4 до 7 лет, когда ребенок уже умеет говорить и здраво мыслить.
  2. По мере подготовки малыша к школьному периоду мыслительные способности начинают развиваться активнее.
  3. Особенностью развития памяти этого возраста является произвольное запоминание.
  4. Дошкольники запоминают только образы, они четко помнят о том, что особенно сильно произвело на них впечатление.

Признаки предмета для них выделяются не все, а только самые яркие. Незаметные факторы при этом остаются вовсе без внимания.

Обратите внимание! Развитие мелкой моторики обеспечивает формирование двигательной памяти, эти признаки проявляются только в старшем дошкольном возрасте.

Постоянное выполнение одних и тех же действий приводит к их четкому запоминанию и проделыванию на автоматическом уровне. Особой продуктивностью в этот период отмечается освоение речи. Около 5 лет дошкольник уже умеет читать, с интересом слушает рассказы и сказки. Такая способность развивается в результате общения со взрослыми людьми.

Память можно классифицировать по нескольким критериям. К примеру, по срокам запоминания:

  • кратковременная – при ней информация воспринимается без проблем и быстро запоминается, так же, как и быстро забывается;
  • долговременная – такой материал может быть запомнен на долгий период времени.

По объекту запоминания:

  • зрительная – запоминается только визуальная картинка;
  • слуховая – воспринимается только услышанное;
  • двигательная – запоминаются движения;
  • эмоциональная – воспринимаются эмоции, к примеру, ребенок обжегся горячей кружкой, это он хорошо запомнит;
  • вкусовая – запоминание вкуса;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • осязательная – запоминание ощущений.

Справка! Такие виды принято объединять в один блок под названием образная память.

Диагностика у детей дошкольного возраста

Предложенные занятия можно использовать в качестве упражнений для развития детей.

Важно! Помните, что диагностика памяти в этом случае должна проводиться только в игровой форме.

  1. Запоминание предметов и иллюстраций. Разложите перед вашим чадом 5 картинок или игрушек, оставьте на полминуты для запоминания. После этого уберите и попросите малыша озвучить то, что было перед ним несколько секунд назад.
  2. Рисование с запоминанием. Положите перед дошкольником простой рисунок на 1 минуту. После этого уберите и попросите малыша нарисовать такой же рисунок.

Игры и упражнения для развития

Следующие игры проводите столько времени, сколько позволит ваше чадо, но не доводите его до утомления, иначе в следующий раз он вовсе не захочет участвовать в занятиях.

Зрительной

  • Покажите малышу несколько практически одинаковых простых картинок. Оставьте их перед глазами примерно на минуту. После этого уберите и спросите, какие отличия он заметил в изображениях.
  • Если детей несколько, посадите их друг с другом рядом и попросите запомнить, как выглядит сосед. После этого отворачивайте одного ребенка, а другого попросите описать его.

Ассоциативной

  • Покажите малышу любой предмет и попросите охарактеризовать его. Пусть ребенок назовет его цвет, форму, размер и прочее. Помимо ассоциаций, эта игра неплохо развивает наблюдательность.
  • Предложите малышу несколько предметов и предложите сравнить их. Ребенок должен рассказать, в чем отличия предметов и чем они похожи.

Тактильной

  • Малыша просят закрыть глаза. Взрослый, придерживая его за плечи, ведет по заданному маршруту. Выбирайте несложные комбинации, к примеру, 2 шага вперед, один шаг влево. Когда ребенок открывает глаза, он должен повторить маршрут, который только что проделал.
Как правильно стимулировать развитие памяти у детей в дошкольном возрасте

Слуховой

  • Медленно, делая паузу после каждого слова, взрослый должен зачитать ребенку 10 слов. После этого малышу предлагают повторить те, которые он запомнил. Такая методика помогает развить кратковременную память.
  • Очень хорошо дети запоминают песни. Особенно, если это детские песенки с короткими куплетами. При удобном случае включайте подобные композиции или пойте самостоятельно, вовлекая в процесс ребенка.

Мнемотехника

Мнемотехникой принято считать методику, которая развивает память с помощью образов и ассоциаций. Если говорить проще, то это способность запомнить что либо, представляя в голове образ или картинку. Ребенок обладает чудесной ассоциативной памятью, поэтому такая методика будет ему только в радость.

Изобразительная деятельность

К четырем годам дети освоили навык владения карандашом, фломастерами и кистью. Они умеют изображать форму предмета (круглая, квадратная), подбирать цвет. Малыши могут изображать несколько предметов, объединенных единым сюжетом (неваляшки танцуют, заснеженные деревья в лесу). На изображенных предметах появляются детали. При этом формируется и понятие о композиции: что главное и второстепенное в рисунке.

В дальнейшем перед юным художником встанут новые задачи: научиться изображать фигуры в движении (птичка подняла крылья, лиса бежит за зайцем, Снегурочка танцует).

Раскрашивая картинки, ребенок этого возраста должен не заходить за края контура рисунка.

Изобразительная деятельность

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Замысел рисунка может измениться в ходе творческой деятельности малыша. Подчас фантазия юного живописца заходит так далеко, что лучше своевременно предложить завершить процесс и отправить творение на вернисаж.

Любят дети заниматься аппликацией из готовых форм: «Украсим елочку шарами и флажками», «Засолим в банке огурцы», «Украсим кукле платье».

На занятиях лепкой малыши могут раскатывать шары и колбаски, соединять детали друг с другом, получая целостное изображение (снеговики, морковки). Они способны производить прищипывание и вытягивание деталей (ушки у котенка, клюв у курочки), а также сглаживать вылепленные поверхности. Используется для лепки соленое тесто, глина, пластилин.

Слухоречевая память

Основными целями игр раздела «Слухоречевая память» являются: формирование устойчивости акустического внимания, расширение объема слухового восприятия, подготовка акустических систем ребенка к усвоению фонем родного языка.

ЗА ПОКУПКАМИ

Возраст детей: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

«Представь себе, что ты идешь в магазин. Сейчас я назову тебе список товаров, которые ты должен купить. Смотри ничего не забудь!»

Для детей, которые уже овладели чтением, можно пояснить, что, к сожалению, бумаги и ручки не нашлось, поэтому весь список покупок нужно хорошо запомнить.

Взрослый называет ребенку от 3 до 8 наименований товаров в зависимости от возраста. Когда ребенок «возвращается из магазина», он перечисляет все свои «покупки».

В игру можно вводить соревновательный момент, если играют взрослый и ребенок по очереди или несколько детей. Побеждает тот, кто запомнит больше слов.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Возраст детей: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: взрослый предлагает ребенку представить, что он отправляется в кругосветное путешествие, и говорит:

«У тебя много друзей. Когда ты вернешься, они будут рады получить от тебя подарки. Кому ты подаришь… (здесь взрослый перечисляет названия подарков – от 3 до 8 в зависимости от возраста)?»

В ответ ребенок называет для каждого подарка своего получателя. После этого взрослый говорит ребенку:

«Путешествие было длинным и интересным. Но вот ты вернулся домой. Кого ты первым навестишь (позовешь в гости)? Что ты привез своему другу?»

Так перечисляются все друзья. Ребенок должен не перепутать подарки, ведь каждому он подбирал именно то, что ему больше всего понравится.

Сюжет этой игры можно несколько изменить. Ребенку нужно будет запоминать не кому какой подарок он привез, а откуда. Можно «путешествовать» по разным сторонам света, по разным материкам, по разным странам и городам.

КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ?

Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память.

Возраст детей: от 3 лет.

Инструкция и ход игры: для игры понадобятся картинки (3-8 штук) с изображением людей разной внешности. Различия должны быть ярко выраженными: в одежде, по полу, цвету волос, глаз и т. д. У всех людей свои имена. Взрослый говорит ребенку:

«У тебя появились новые знакомые, и ты решил позвать их в гости. Вот они, посмотри на них внимательно, постарайся запомнить их имена и опиши каждого (ребенку необходимо самостоятельно или, при затруднениях, с помощью взрослого назвать как можно больше отличительных признаков каждого человека). Интересно, кто придет в гости первым, а кто потом? Теперь я опишу тебе первого гостя, а ты попробуй угадать, как его зовут».

При затруднениях взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы.

Для усложнения игры можно придумать, какие блюда и напитки больше всего нравятся каждому из гостей. В этом случае, когда ребенок угадывает имя гостя, он называет еще и его любимое блюдо, которое обязательно нужно поставить на стол.

ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД

Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память.

Возраст детей: от 3 лет.

Инструкция и ход игры: необходимо подготовить 4-8 картинок-«вагончиков» с изображением различных предметов и одну карточку с нарисованным паровозом. Карточки с изображением предметов делятся поровну между двумя игроками. Взрослый говорит ребенку:

«Сейчас мы будем составлять поезд. Присоединять вагончики будем по очереди. Чтобы нам было веселее, наш поезд повезет загадки. Когда ставишь свой вагончик, нужно назвать, кто (что) в нем едет, и перевернуть карточку картинкой вниз. Свой вагончик можно присоединить только тогда, когда правильно отгадаешь, кто (что) едет в каждом из предыдущих вагончиков».

В этой игре за каждое правильно названное слово присуждается очко. Можно получить бонусные очки за подсказки, если соперник затрудняется вспомнить, что нарисовано на карточке. Подсказывать можно только описывая, но не называя предмет. Выигрывает игрок, набравший большее количество очков.

НАЙДИ ПАРУ

Возраст детей: от 3 лет.

Инструкция и ход игры: понадобятся парные карточки (3-8 пар) с изображением предметов. На первых порах желательно, чтобы эти предметы относились к одной категории, например, посуда, овощи, фрукты и т. д. Можно брать изображения животных, растений, если ребенок уже достаточно хорошо с ними знаком. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе рядами картинкой вниз. Игроки ходят по очереди. За один ход можно открыть только две карточки. Игрок их открывает и называет вслух изображенные предметы. Если ему попадаются парные картинки, он забирает их себе. Если предметы разные, кладет карточки на место картинкой вниз. Игра продолжается, пока не отыщутся все пары. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок

Формирование памяти с до лет

У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.

Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.

Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

Нарушения памяти и их причины

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  •  слуховая — больше читать вслух;
  •  зрительная — использовать наглядные средства;
  •  моторная — записывать или зарисовывать.   Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.