Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Развитие ребенка – что он умеет в 4 месяца

Итак, в этой статье говорим о навыках и умениях четёрёхмесячного малыша.

Что должен уметь ребёнок в месяца

У педиатров существует подробный план того, что должен уметь ребёнок в 4 месяца. Вот его основные моменты.

  • Правильное физическое развитие ребёнка в 4 месяца делает его очень подвижным: как правило, к этому времени ребёнок уже умеет приподниматься на ручках лёжа на животе, а также поднимать головку лёжа на спинке. Кроме того, малыш уже умеет переворачиваться на бочок и часто делает это неосознанно, во сне.
  • Ребёнок продолжает активно развиваться в плане развития речи – иначе как трелями и руладами его звуки не называют. Как правило, к этому времени малыша перестают мучить колики, газики и запоры – грудной ребёнок  практически всегда находится в хорошем, творческом расположении духа.
  • Самую большую радость родителям доставляет всплеск эмоционального развития ребёнка: к этому времени малыш становится очень общительным, он часто улыбается любимым людям и очень заливисто смеётся над тем, что его забавляет. Незнакомые звуки, вещи и люди вызывают у малыша насторожённость, он способен очень сильно испугаться.

Мир в цвете

Ребенок 4-5 месяцев отчетливо фокусирует взгляд на предметах, которые расположены в 20-30 см от его глаз. Если нет никаких нарушений, то глазные яблоки должны двигаться синхронно. Ребенок уже может проследить взглядом за яркой движущейся игрушкой.

Когда малыш не спит, полезно проводить тренировку для маленьких глаз. Для этого понадобится погремушка, которую взрослый перемещает вправо-влево. Ребенок будет внимательно следить за ней взглядом. Обратите внимание на глазки, они не должны косить.

Главной особенностью четвертого месяца жизни является способность различать цвета. Если в период новорожденности дети все видят в черно-белых оттенках, то сейчас все иначе. Поэтому важно подбирать игрушки яркие, красочные и естественных оттенков.

Что должен уметь ребенок в конце 4-го месяца

В течение четвертого месяца жизни ребеночек в среднем набирает 600 г веса и вырастает на 2 см.

В этом возрасте ребеночек в первый раз пробует ползти. За этим можно понаблюдать, если перед лежащим на животике малышом положить яркую игрушку. Если он достаточно сильно заинтересуется игрушкой, то может приподниматься на локотках, а ножками попытается оттолкнуться от поверхности.

Организм малыша уже более приспособлен к жизни, поэтому кроме состояний страха и покоя, голода и сытости, малыш начинает испытывать удивление и разочарование, любопытство или досаду, восторг или испуг. Если ребенку хорошо, он будет улыбаться и лепетать, а если крохе плохо, то плохо будет всем вокруг.

На 4-м месяце происходят разительные перемены не только в поведении малыша, но и в его внешности: выпадает пушок, с которым он родился. Вместо него начинают расти настоящие волосы, нередко совсем другого цвета. Может измениться даже цвет глаз малыша. Совсем скоро начнут прорезываться зубки.

Психическое развитие

К четвертому месяцу жизни мышечная и нервная система малыша уже достаточно сформирована. Он вполне уверенно владеет своим телом. Движения перерастают быть хаотичными и беспорядочными и становятся более целеустремленными.

Ребенок начинает усиленно изучать себя и окружающих, рассматривать собственные ручки, пробовать на вкус пальчики и кулачки. Внимательно изучает окружающую обстановку. Нервничает, когда вокруг оказываются незнакомые люди и предметы.

Дети в этом возрасте любят играть с подвешенными игрушками. С удовольствием бьют по ним пальчиками, хватают и удерживают игрушки в ладошках. И пусть движения ребенка еще неуклюжие. С каждым днем улучшается координация движений и мелкая моторика.

С четырехмесячного возраста кроха быстро учится пить и есть с ложечки.

Появление знакомых людей, новая игрушка вызывает бурную реакцию оживления, проявляющуюся радостными звуками и движениями ручек и ножек.

Ночной сон здорового ребенка заметно удлиняется и становится более спокойным. Эмоциональная сфера обогащается новыми проявлениями. Он смеется при хорошем настроении и плачет, когда замечает грубые интонации в голосе или ему что-то не нравится.

Развитие речи выражается усложнением гуления, обогащением интонации, попытками произносить слоги.

Как стимулировать ребенка к развитию

  1. Прогулки. 4 месячный ребенок должен гулять не менее 2 часов в сутки ежедневно. Нужно брать грудничка на руки и показывать ему окружающий мир. Рассказать, что он видит, дать потрогать листики и веточки. Подходите и щупайте все, на что ребенок обратит свое внимание, сопровождая действия пояснениями.
  2. Массаж. Бывает разных видов и нацелен, как на стимуляцию какого-то определенного процесса, так и на всеобщее оздоровление. Кроме лечебного эффекта, является тактильным способом общения и обеспечивает контакт грудничка с мамой.
  3. Гимнастика. Видео-уроки и подробные описания занятие переполняют интернет. Тренировки помогают в развитии мышц и суставов, обеспечивают большую затрату энергии, а это гарантирует аппетит и крепкий сон. Существует очень полезный комплекс упражнений на фитболе.
  4. Игрушки из разных материалов и цветов – тактильные и на моторику. Помогают совершенствовать движения рук, различать цвета и формы. Мелкие детали (которые нельзя оторвать и положить в рот), способствуют развитию мелкой моторики и, соответственно речи. Это связано с «соседским» расположением центров в головном мозге. Статистически и методом наблюдения доказано, что при развитии отдела мелкой моторики, по инерции развивается речь.
  5. Разговаривать. Сопровождайте свои действия комментариями. Старайтесь озвучивать не только то, чем заняты вместе с ребенком, но и свои занятия, а также то, что ребенок видит вокруг себя: звонит телефон, открылась дверь, проехала машина, лает собачка и т.д.

Основным принципом развития можно назвать постоянное общение и сопровождающие комментарии к действиям. Одними игрушками ребенок не насытит свое любопытство и не сможет полноценно развиваться. Прогулки также имеют большое значение. Домашнюю обстановку ребенок изучит достаточно быстро, а вот внешний мир, который постоянно меняется, содержит кладезь знаний, которые кроха самостоятельно получить не может.

< Развитие ребенка в 3 месяца          Развитие ребенка в 5 месяцев >

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

окружающий мир

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет – как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Эмоционально-социальное развитие ребенка месяца жизни

Знакомство с окружающими людьми

Ребенок дифференцирует голоса родных, близких, чужих людей, по-разному на них реагирует. Узнает голоса мамы, папы, близких людей (сестры, брата, бабушки, дедушки), когда их видит.

Знакомство с самим собой

Младенец ощупывает свои ножки, начинает сосать большие пальцы ног, мальчики хватают свои гениталии.

Эмоции

Малыш звонко смеется, активно проявляет свою радость. В случае, если его что-то заинтересовало, составляет губки “трубочкой”, часто дышит, старается дотянуться до предмета своего интереса. Ребенок все больше нуждается в поддержке, в первую очередь матери, игр с ней, требует к себе внимания.

Социальная адаптация

Характер ребенка становится спокойнее, уравновешеннее, он проявляет больше настойчивости в овладении социально значимыми навыками, может подождать, пока подойдет мать. Использует любую возможность выразить радость по поводу присутствия рядом с ней.

Общение

Ребенок охотно слушает обращение к нему родных, провоцирует их на общение, пытается “заговорить”, активно агукает. Появляются первые жестовые беседы, младенец протягивает к маме ручки, просит, чтобы его подержали на руках.

Задача развития: – создавать необходимые условия для ознакомления ребенка с нижними частями своего тела, периодично оставляя его обнаженным; – поддерживать в ребенке радостное самочувствие, отвечать смехом на ее смех, радоваться вместе с ним общению, одобрять попытки “вести беседу”, поддерживать диалог, стимулировать проявление жестовой речи, адекватно на нее реагировать; -с пониманием воспринимать попытки малыша “заноситься”, “гордиться”, не стыдить его за это, не прибегать к негативным оценкам первых проявлений самоутверждения, апробации своих возросших сил.

Организация жизнедеятельности

Важными условиями полноценного эмоционально-социального развития четырехмесячного ребенка являются: осознание родителями того, что они, их тело выступает своего рода ареной для апробации ребенком собственных сил и возможностей, для определения границ допустимого и одобряемого поведения. Необходимо изображать оптимистическое самочувствие,улыбаться ребенку, радостно и конструктивно общаться с ним, обогащать новыми впечатлениями, поддерживать его желание “играть” вместе.

Поскольку на четвертом месяце жизни все чаще дает о себе знать стремление младенца самоутвердиться, важным условием его полноценного развития является внимательное отношение матери к проявлениям такого рода – попыток прижаться деснами к груди матери, время от времени отвлекаться во время кормления, отворачиваться в ответ на обращение матери или отца к нему.

Важно осознавать: указанные проявления являются одними из первых действий малыша, направленных на отделение своего “я” от “я” матери и других взрослых.

Делая матери больно, игнорируя внимание родных, младенец открывает для себя, что его чувства не совпадают с мамиными, что он является отдельной личностью. Правильная реакция на такое поведение (не обижаться, не считать его действия капризом, не прибегать к шлепкам и негативным эмоциональным реакциям, не забирать ребенка от груди, подтвердить ему свою надежность, мимикой передать чувство дискомфорта) является гарантом полноценного эмоционально-социального развития ребенка.

Показатели эмоционально-социального развития: – ребенок ощупывает ноги, сосет большие пальцы ног, хватает свои гениталии; – звонко смеется, активно выражает радость; – самоутверждается (прижимает деснами грудь матери, инициирует паузы между кормлениями и игрой, отворачивается в ответ на обращение к нему взрослого); проявляет заинтересованность кем-то или чем-то (составляет губы “трубочкой”, часто дышит, сосредоточенно тянется к предмету внимания); – охотно слушает обращение к нему; – стимулирует взрослого к общению, прибегает к жестам.

Эмоционально-социальное развитие развития ребенка от рождения до 1 года

Моторика рук

  • Тянется двумя руками, словно обнимая. Притягивает к себе висящую перед ним игрушку. Изучает одежду, похлопывает маму по груди.
  • Хватает предметы рукой.
  • Речевое и коммуникативное развитие
  • Меняет форму рта, чтобы менять звуки: «а-о».
  • Пускает пузыри, плюется.
  • Весело смеется, когда его щекочут.
  • Коммуникативные жесты: хлопает руками, чтобы сказать «Возьми меня на ручки».
  • Появляется бинокулярное зрение: ребенок лучше оценивает расстояние, пристально вглядывается, точно следит глазами.

Что нужно учитывать при выборе игрушки

Чтобы ребенок в 4 месяца активно развивался, с интересом познавал все новое, лучше покупать для него яркие игрушки с красивым дизайном, конечно, из экологически чистого материала. Очень интересны будут такие игрушки:

  • яркий «Ванька-встанька»;
  • погремушки, в которых есть крупные по размеру бусинки;
  • разного вида кубики.

Ни в коем случае нельзя давать для игры мелкие предметы, оставлять детей без присмотра с игрушкой в руках. Чтобы понять, как играть с новым предметом, родителям следует немного помочь, к примеру, «Ваньку-встаньку» нужно опрокинуть взрослым, а младенец в это время обязательно станет наблюдать за движением, и в скором времени будет самостоятельно делать такие манипуляции. Специалисты рекомендуют периодически менять игрушки для развития, а старые прятать на определенное время. В дальнейшем можно вновь менять игрушки, и ребенок станет воспринимать старую забаву за новую, что непременно доставит ему массу удовольствия.

Зрение и слух

Малыш к 4-месяцам начинает активно обращать внимание на все яркие или движущиеся предметы. Раньше у него не работала фокусировка зрения. Он мог различить предметы, расположенные только на расстоянии 40 см. Теперь же он отчетливо видит на дистанции в 3-3,5 м. Теперь кроха может наслаждаться видом своей комнаты. Да и прогулки на свежем воздухе становятся для него более познавательными.

Что касается слуха, то к 4-м месяцам он у крох становится таким же острым, как и взрослых людей. Теперь малыши умеют реагировать на окружающие звуки должным образом: при резких и незнакомых звуках они пугаются, а, слыша маму, радуются.

В этом возрасте родители не должны допускать скандалов при ребенке, так как кроха прекрасно различает эмоциональный окрас речи.

Желательно, чтобы малыш во время бодрствования не оставался в тишине. Если мама занята домашними делами, она может поставить ему классическую музыку, записи детских сказок или колыбельных песен. Все это пойдет маленькому человеку на пользу.

Тревожные признаки

Стоит обратить внимание, если ребенок в 4 месяца не может:

  • держать голову самостоятельно или поворачивать ее в разные стороны, лежа на животе;
  • приподнимать верхнюю половину туловища, лежа на животе;
  • удерживать ладонью игрушку;
  • фокусировать взгляд или концентрировать свое внимание несколько секунд подряд на одном предмете;
  • агукать, гулить и издавать разнообразные звуки.

Считается не очень хорошим признаком, если ребенок в это время не обращает внимания на окружающих людей, не проявляет комплекса оживления при виде мамы или других близких родственников, не смеется, не пытается петь или подражать услышанным звукам, не смотрит на яркие картинки и не слушает стихов и песен. Это может быть признаком небольшого отставания в развитии, связанного с тем, что ребенку уделяется слишком мало внимания или быть первыми проявлениями характера малыша.

Дата:

Обновлено:

Развитие и игры: что и как развивать

Развитие младенца в этом возрасте сильно зависит от тесного контакта с мамой. Ребёнок ещё мал для активных или ролевых игр, главное для него сейчас — общение и изучение окружающего мира. С ним нужно разговаривать, можно носить его с собой, показывать ему предметы, рассказывать, что вы делаете. При общении с малышом можно воспроизводить звуки различных предметов или животных — паровоза, льва, машины. Также можно имитировать звуки, которые издаёт сам ребёнок, получится своеобразный диалог между мамой и малышом. Он учится вас понимать.

Развитие и игры: что и как развивать

Чему можно научить кроху

В четырёхмесячном возрасте хорошо подойдут игры-потешки, такие как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и подобные им. Такие игры не только веселят малыша, но и стимулируют работу его организма. Нехитрая, на первый взгляд, игра в прятки — лицо закрывается руками, потом руки убираются, внезапное появление мамы вызывает у ребёнка радость и смех — развивает причинно-следственные связи. Для развивающих игр подойдут мягкие пищащие игрушки. Нужно вложить игрушку в руку малыша и сжать её. Вскоре он научится сжимать ладошку сам, чтобы услышать звук. Игру можно усложнить, вложив по игрушке в обе ручки ребёнка, чтобы он учился сжимать ручки одновременно. Ребёнку можно помочь исследовать части тела, например, надеть на ножки яркие носки. Яркий цвет привлечёт внимание ребёнка, он будет рассматривать предмет, попытается дотянуться до него.

Развитие и игры: что и как развивать

Для младенца важно развитие тактильных ощущений. В руки крохе можно давать ткани, различающиеся по фактуре, например, шёлк, вельвет, бархат. Можно завязать узелки на шнурке и на атласной ленте и дать их малышу в руки.

Растущий ребёнок постоянно меняется, приобретает новые навыки, познаёт мир. Родителям важно помнить, что ребёнок развивается гармонично, так как заложено природой, его не следует торопить. Развитие каждого ребёнка происходит постепенно и индивидуально, поэтому нужно помнить, что навыки и умения, которые описаны в статье, не придут к малышу ровно в четыре месяца. Постепенно он будет приобретать новые навыки, а родители должны ему только немного помочь.

Развитие и игры: что и как развивать

Похожие записи: Малыш в 2 месяца: что нужно знать родителям Развитие и уход за ребёнком в 3 месяца: что нужно знать Крохе исполнился 1 месяц: что умеет ребёнок?

Физическое развитие ребенка в месяца

Двигательное развитие в четвертый месяц

При тракции (подтягивании) за руки из положения лежа на спине в положение сидя малыш начинает пытаться садиться: активно приподнимает голову вперед — голова и туловище в процессе приподнимания располагаются на одной линии, — пытается подтянуться к рукам взрослого, активно сгибая ручки.3 месяцаЕсли, держа ребенка под мышки, поставить его вертикально с опорой на стопы, то он опирается на них, стоит с прямым туловищем, может переступать ногами, переносить вес с ноги на ногу. Однако функцию стояния и ходьбы нецелесообразно тренировать до того, как ребенок начнет сам вставать, держась за предметы. Да и после этого нет необходимости в тренировке ходьбы — здоровые дети всегда начинают ходить самостоятельно.Внимание!Если малыш не опирается на ножки, срочно обращайтесь к неврологу.Тест-играНадо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней внимание ребенка. Когда он увидит ее, то начнет радоваться, протягивать вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка. Если он сразу не пытается ее захватить, то легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой. При этом ребенок должен раскрыть ладонь и взять игрушку. Если ребенок и после этого не возьмет сам игрушку, то дотроньтесь ее рукояткой до кончиков его раскрытых пальцев. Когда ребенок наконец-то захватит игрушку, обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу. Чередуйте руку ребенка, в направлении которой протягиваете игрушку. Особенность проверки заключается в том, что зажимать и удерживать погремушку, просто всунутую в ладонь, а не активно взятую, может даже новорожденный за счет врожденного хватательного рефлекса, доставшегося нам от обезьян.

месяца ребенку: как помочь ребенку в развитии?

На самом деле не все так сложно. Помочь малышу в освоении новых навыков могут:

  • Начало «половой» жизни. В том смысле, что пора переселить карапуза на пол на коврик. Кровать или диван, конечно, теплее, но и мягче, а для освоения двигательных навыков твердый пол подойдет куда лучше.
  • Частое чтение и разговоры. Именно это сформирует речевой аппарат малыша.
  • Демонстрация новых предметов и явлений. Дети впитывают информацию, как губки, и в этом возрасте она любая хороша. За исключением, конечно, высшей математики, физики и подобных сложных наук. Их не все взрослые могут освоить, не то, что дети…
  • Массаж. Это вообще универсальное средство помощи карапузам первого года жизни.
  • Новизна тактильных ощущений. Пусть малыш берет в руки разнофактурные предметы, щупает их, грызет (если они не несут вреда для здоровья), рассматривает. Это положительно скажется и на мелкой моторике, и на зрении, и даже на речи (ведь мелкая моторика напрямую влияет на развитие языкового аппарата).

Эти четыре нехитрых правила, своевременный врачебный контроль, нормированный график сна и питания, и, конечно, родительская любовь помогут малышу освоить все нужные навыки и умения.

Юлия Богомолова

месяцев

Дитя успешно подражает взрослым, пытается повторить за ними несложные действия. Таким методом подражания учится многим важным в жизни вещам. А также предпочитает мелкие игрушки, развивая свою моторику.

Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев:

  1. без негатива воспринять отучение от груди;
  2. выбирать любимую игрушку из предложенных;
  3. если родители спрашивают, то уметь показывать не только на части тела, но и предметы, которые часто используются;
  4. пытаться удивить или рассмешить близких с помощью мимики;
  5. интересоваться другими детьми;
  6. доставать предметы, которые далеко находятся, с помощью других (например, швабры);
  7. жевать еду.

Возможные проблемы. Советы родителям

В 4 месяца у ребенка могут начать прорезываться зубы. При этом воспаляются десны, и малыш может стать капризным и беспокойным. Иногда на фоне прорезывания зубов может возникать повышение температуры, понос, насморк. В этом случае лучше обратиться к врачу.

Родителям четырехмесячных малышей рекомендуется:

    • Больше контактировать с ребенком

Помогать его развитию играми, рассказами, упражнениями;

    • Можно приобрести ребенку развивающий коврик со множеством специальных развлечений на это возраст;
    • Начинать закаливать малыша.

Для начала подойдут воздушные ванны до 10 минут и прогулки на свежем воздухе;

  • Мыть и кипятить игрушки, так ка в этом возрасте дети очень любят все пробовать на язык;
  • Обязательно выполнять водные процедуры ежедневно, можно добавить легкий массаж;
  • Развивать двигательные способности ребенка с помощью специальной гимнастики.

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.