Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Развитие зрительного восприятия у дошкольников

Когда и как мы учим цвета с нашими детьми?

Какой цвет младенец различает первым?

Первый цвет, который малыш начинает отличать, — красный, так как он имеет самую длинную спектральную волну 620-760 нанометров. Вот почему рекомендуется покупать младенцу первые погремушки и мягкие игрушки именно красных оттенков. Постепенно к ним можно добавлять предметы желтого цвета. При этом не стоит заваливать его игрушками в большом количестве. Четыре-пять штук — оптимальный вариант. Пусть сосредоточится на них, изучит внимательно форму и текстуру. Кстати, это тоже важный нюанс — специалисты советуют покупать разные по размеру, внешнему виду и материалам предметы: резиновые, пластмассовые, мягкие, с наполнителями. Так малыш, помимо визуального восприятия, будет познавать мир через осязание, понимать, что все предметы разные на ощупь.

При большом количестве игрушек одновременно младенец не в силах сосредоточиться толком ни на одной, перебирая их подряд. Лучше пусть он поиграет несколькими, основательно изучив их, а через неделю можно заменить эти игрушки на новые.

Правила прохождения теста на дальтонизм

Тест зрения на цветовосприятие – это эффективный способ выявить патологию зрительной системы. Получить достоверные результаты тестирования можно при соблюдении таких условий:

  • Исследование проводится при дневном освещении;
  • Каждая картинка располагается на одинаковом расстоянии от глаз (50-70 см);
  • Перед тестированием необходимо снять очки, контактные линзы;
  • Одно изображение просматривается не более 10-15 секунд.

Соблюдение этих правил поможет получить достоверную информацию о наличии или отсутствии дальтонизма, даже при проведении теста зрения на цветовосприятие в домашних условиях.

Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

Игра «Фотограф». Назначение: Развитие восприятия, наблюдательности и памяти.

Ход игры (желательно, чтобы принимали участие не менее трех человек). Два участника становятся друг против друга. Один из них выступает в роли фотографа, а другой – позирует для «снимка». «Фотографу» необходимо внимательно осматривать своего «клиента» в течение 1-1,5 минут. Отвернувшись, он описывает внешность и одежду своего партнера по игре. Третий участник отмечает, сколько деталей названо верно, и сколько допущено ошибок.

Игра «Цветное фигурное лото». Назначение: развитие зрительного восприятия, закрепление формы и цвета.

Ход игры. 1) Подготовьте набор из 35 геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и овалы (для ведущего). Используйте для каждой фигуры все цвета радуги. 2) Сделайте несколько карточек, на которых изображены  5 перечисленных фигур, но окрашены в различные цвета. Дайте ребенку одну такую карточку, если он младший дошкольник, 2 – пятилетнему ребенку и 3 карточки, если играете со старшим дошкольником.

Игра состоит в том, что ведущий показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры. Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), получает фигуру и кладет на соответствующее место. Дети постарше проговаривают: «Это овал синего цвета» и пр. В случае участия нескольких детей в игре обязательно определяйте победителя. Им станет тот, кто первым закроет все свои карточки.

Как учить с ребенком цвета в 3-года

  • Включайте образовательные мультики, где четко называют цвета разных предметов.
  • Если разрешаете ребенку играть в компьютерные игру, подберите такие, где необходимо собирать или разбивать предметы по цветам.
  • Играйте в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.

  • Предлагайте сортировать предметы по цветам. 

Чем младше ребенок, тем меньше предметов для сортировки нужно ему предлагать.

  • Сделайте своими руками дидактические игры.

  • Придумайте «цветные сказки». Например: » Жил-был носовой платочек. Однажды он упал в чашку с красным компотом и сам стал красным».
  • Произносите названия цветов в разном контексте: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик, он красный» и т.п. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  • Разрешите ребенку поиграть с продуктами и предметами на кухне. Все можно трогать и даже есть! Но сначала нужно разложить по кучкам в соответствии с цветом. Например, лимон, банан и тарелка — желтые, перец, помидор и кастрюля — красные и т.п. 
  • Поиграйте в игру «Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпачки.  Рассказывайте стишок, а ребенок пусть выбирает нужный колпак: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой (любой цвет) шапке».
  • Поиграйте в игру «Найди лишний». Возьмите 2-3 предмета одного цвета и один совершенно другого. Предложите ребенку исключить предмет, который отличается от остальных по цвету.

Новый метод изучать цвета

Сейчас стало очень модно использовать разные методы и технологии обучения детей. Недавно я познакомилась с методикой обучения цвету под названием «Цветные дни».

Основных цветов шесть и дней недели тоже шесть, если учесть, что один день — седьмой — день отдыха.

В первый день все игрушки, одежда, посуда у малыша, когда он кушает и т.д. одного цвета, в следующий день всё раскладывается другого цвета.

Так в течение всего дня малыш видит окружение в определенном цвете и запоминает его. При этом название цвета многократно произносится родителями и ребенком.

В этот день из пластилина лепим только этого цвета, рисуем только цветом данного дня. На прогулке отыскиваем предметы и вещи тоже только этого цвета.

Даже меню подстраиваем под цвет дня. Вот такая вот современная технология.

В других статьях я буду подробно рассказывать, как учить цвета с ребенком каждый цвет в отдельности и приведу конкретные конспекты занятий. А сегодня еще предлагаю посмотреть мультик, который поможет учить цвета.

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева).

Из обучающих книг можно посоветовать:

«Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop),

либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» (Ozon, Лабиринт, My-shop). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.

А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» (Ozon, My-shop, Read).

На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

ГОТОВЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ПО ВОЗРАСТАМ

ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ (С ШАБЛОНАМИ)

Книги

Этапы формирования представлений о цвете у детей

В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги (Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я) выделяют ряд этапов.

Первый этап — отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые — неодинаковые, контрастные).

Так у детей формируется способность закреплять в своей памяти одинаковые игрушки, фиксировать свой взгляд на похожих предметах. Во время этого этапа нужно ввести обозначение понятия в виде слова: разный – одинаковый, такой – не такой. Это даст возможность детям научиться идентифицировать предметы в целом, что создаст базу для перехода к отождествлению отдельных признаков и свойств предметов.

Второй этап — обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов — цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

Третий этап — соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.

Четвертый этап — выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.

Пятый этап — формирование у ребенка словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы.

Взрослый может оказать ребенку помощь, если будет использовать разные способы речевой поддержки. Он может сам назвать предмет и повторить его название. Также он может назвать первую букву предмета или ее первый слог, а также задать наводящие вопросы. На следующем этапе дошкольники могут начать работу с более чем четырьмя основными цветами.

Шестой этап — обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Седьмой этап — обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.)

Вначале у детей формируются сенсорные представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названия цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубые цвета и называют голубым синие оттенки).

Лучше, чтобы дети познакомились с голубым на более позднем этапе, когда они уже знают оттенки и последовательность расположения цветов в спектре. Также они уже должны к этому моменту уметь разделять цвета на холодные и теплые. Благодаря тому, что дети будут знать оттенки, они смогут сопоставлять голубой и синий цвета, находить их различия и усваивать спектральную последовательность.

Изучая с детьми оттенки разных тонов цвета, не стоит рассматривать отдельно их насыщенность и светлоту.

Как правило, насыщенность и светлота в обыденной жизни изменяются одновременно, что создает разную яркость цвета. Если цвет интенсивный и сильный, это пробуждает позитивные эмоции, приносит радость детям.

Дошкольник должен научиться воспринимать цвета отдельных предметов, использовать имеющиеся представления об ахроматических и хроматических цветах, а также об их оттенках. Это делать легко, если предметы обладают чистыми цветами. Но гораздо сложнее, если цвет предмета сложен и содержит в себе разные тона, которые выражаются в разной степени.

Невозможно лишь точно воспринимать те или иные оттенки и цвета. В природе обычно цвета находятся в тех или иных сочетаниях.

Дошкольника нужно учить исследовать эти сочетания, находить определенные ритмы в расположении разных цветовых тонов, отличать то, как сочетаются теплые и холодные цвета. В бытовой жизни, когда называют цветовые оттенки, обычно упоминают и их светлоту. Например, говорят, темно-синий цвет или светло-оранжевый. Этим подчеркиваются степень яркости цветового оттенка. Поэтому обычно детям достаточно усвоить то, как изменяются цветовые тона по светлоте и запомнить названия этих оттенков.

Это же можно отнести еще и к названиям оттенков по цветовому тону. Например, сюда относятся те, которые занимают промежуточное положение между цветами в спектре. Обычно в быту их называют в виде предметов. Говорят, золотой цвет, сиреневый или шоколадный цвет.