Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Развиваем детское воображение: лучшие советы для родителей

В наше время очень большое внимание в педагогике уделяется творческому развитию ребенка. Какое же творчество обойдется без воображения, фантазии.

Развитие воображения у детей до лет

Новорожденные детки не могут мыслить образно по причине отсутствия жизненного опыта. 6-месячному малышу нужно демонстрировать яркие рисунки, на которых изображены люди, машинки, животные, рассказывать сказки, давать для игр различные предметы, изучая их качества. Отличной рекомендацией для развития детского воображения до 5 лет является как можно частая смена обстановки и вылазка в новые, невиданные ребенком ранее места – детские площадки, парки, магазины и походы в гости.

Детки после 2-х лет уже проявляют склонности к определенным родам занятий: рисованию, аппликации, танцам, играм в куклы и машинки. Родителям следует поощрять детские порывы к проявлению творческой жилки.

Крохи в возрасте 3-х лет начинают активно подражать родителям, произносить первые слова и общаться со взрослыми, задавая вопросы.

Хороший эффект в развитии воображения детей дают книги. Читая вслух рассказы, взрослые могут менять голос, интонации, показывать иллюстрации, тем самым помогая ребенку придумывать образы героям книг.

Игры для развития детского воображения:

  • Дидактическая игра;
  • Словесные игры помогают детям делиться мнениями при выполнении заданий;
  • Настольно-печатные игры с карточками и определенными правилами также улучшают коммуникативные навыки у детей;
  • Игры с предметами и игрушками развивают детскую моторику;
  • Дидактические игры дают возможность ребенку понять устройство мира, основные природные явления, взаимоотношения между людьми, виды труда и событий. Пожалуй, основным требованием к таким играм является соответствие уровню развития ребенка и возрастной категории. Слишком сложные игры не пробудят в нем интереса и умственной деятельности;
  • Сказки. Это один из самых эффективных способов развития детского воображения. Ребенок учится сопереживать, ставить себя на место героев и анализировать ситуации. Детки начинают проявлять эмоции и понимать их последствия;
  • Конструкторы. Такие игры учат детей завершать начатое до конца. Ребенок осмысливает предметы, представляет конечный результат, запоминает мельчайшие детали и применяет их в деле. Улучшается память, зрительное восприятие и воображение.

Советы по развитию детского воображения родителям:

  • Развивать творческие навыки у ребенка нужно тогда, как он может говорить и мыслить;
  • Выбирайте только те методики, которые вызывают интерес у малыша и не навязывайте свои, если они ему скучны;
  • Поощряйте крошку высказывать собственное мнение и идеи;
  • Обратите внимание на то, чтобы все принимаемые ребенком решения во время игр были безопасны;
  • Планируя забаву для малыша, заранее запасайтесь «реквизитом» – теперь коврик станет самолетом, бусинки – драгоценностями, а цветы – лесом.

Пусть ваш малыш растет любознательным, веселым и творческим, ведь у него есть для этого все задатки, а уж с такими заботливыми родителями, коими вы являетесь, для него это не составит труда!

Режиссерская игра, как вид творческих игр дошкольников.

  1. Игра «Передай игрушку и назови режиссерскую игру своего детства»

Цель: вспомнить приятные события детства; поднять эмоциональный настрой в группе.

Продолжительность: 7 мин.

материал; мягкая игрушка, магнитофон, диск с записью мелодии для сопровождения игры.

Психолог просит участников вспомнить, в какую игру больше всего любил играть каждый из них. Под музыкальное сопровождение передается игрушка. Как только музыка заканчивается, тот, у кого есть игрушка, называет игру своего детства.

Обсуждение: как вы считаете, для чего проводилась игра.

  1. Игра «Групповая наработки понятия «Игра»

Цель: дать обобщенное определение понятия «игра».

Продолжительность: 10 мин.

Материал: ватман с надписью слова «ИГРА», фломастеры, бумага.

Ход игры

Психолог предлагает участникам назвать слова, которые у них ассоциируются со словом «игра», поочередно на каждую букву этого слова:

И —

Р —

А —

Все слова зачитываются и подводится итог.

  1. Обзор фотовыставки «Макеты режиссерских игр».

Анализ предоставленных образцов «маркеров пространства» для режиссерских игр.

Цель: обосновать необходимость создания развивающей среды в виде «маркеров-пространства» для организации режиссерских игр в группе детского сада.

Продолжительность: 15 мин.

Материал: фотографии.

Ход работы

Теория вопроса. Большинство психологов утверждает, что режиссерская игра ребенка ассоциативная, то есть зависит от тех игрушек, которые попадают в поле его зрения. Благодаря этому и влияние взрослого на ход этой игры происходит через создание необходимой игровой среды.

Педагоги и психологи отмечают, что в детских садах малыши (особенно старшие дошкольники) мало играют. Проблема в том, что детский сад, ориентируясь на запросы родителей, основное внимание уделяет умственному воспитанию детей, подготовке их к систематическому обучению в школе. Но в игре происходит всестороннее развитие ребенка, и любую игровую ситуацию, даже ту, которая возникла спонтанно, можно использовать и для воспитания, и для обучения. А уж для осуществления индивидуального подхода, личностно-ориентированного взаимодействия, игра подходит, как нечто иное, особенно режиссерская.

Для мальчиков и девочек режиссерские игры следует организовывать отдельно, тогда они будут способствовать гендерному воспитанию дошкольников. Сюжет «мальчишеских» игр может разворачиваться вокруг профессий — водитель, строитель, автослесарь, а «девичьих» — парикмахер, врач … А лучше спросить у детей и уже по их желанию создать условия для развертывания игры.

Условиями для режиссерской игры являются:

  • организация специального индивидуального пространства для ребенка;
  • обеспечение времени и места для игры в жизни ребенка (распределение программного материала в группе в неделю, составление сетки занятий, предоставление в группе места для режиссерской игры и хранения игрового материала).

Предполагается, что в режиссерских играх дети сами придумывают сюжет, реализуют свои замыслы, создают игровые ситуации с готовыми игрушками. Однако так происходит не всегда. Воспитатель в таких случаях может выступать в роли ненавязчивого помощника и незаметно влиять на детские игры через создание предметно — игровой среды. Так, материалы, рисунки, пособия, которые использовались на занятиях, можно предоставить детям в свободное пользование. К этому можно добавить незнакомые детям предметы и игрушки как ассоциативный ряд, которые могут стать ключевыми и способствовать обогащению содержания игры новыми событиями.

Организовать детскую игру можно путем введения игровой условной ситуации. Так, взрослый начинает играть сам. Сажает игрушку-зрителя, берет в руки игрушечный микрофон и сообщает, что спектакль начинается. Кто-то из детей обязательно заинтересуется и подойдет. Инициативу можно передать детям, а можно попроситься и остаться играть с ребенком. Стоит помнить, что в режиссерской игре участвуют не все дети, а один ребенок, поэтому «заорганизовывать» этот процесс не следует.

Приглашение к осмотру фотовыставки с предоставлением комментариев во время работы.

Обсуждение в группе. Предоставляем участникам возможность выразить свои мысли и предложения по организации фотовыставки.

  1. Упражнение «Изготовление макетов для режиссерских игр»

Продолжительность: 20 мин.

Материал: сопроводительная мелодия, принадлежности для художественного творчества, детские рисунки, иллюстративный материал, игрушки.

Весь материал подбирается по определенной тематике, например, «Семья», «Зоопарк», «Морское дно», «Сельское подворье», «Клумба» и другие.

Итог.

Что бы такое придумать?

   Ежедневно малыш получает огромное количество информации, и чтобы как-то успеть ее “переварить”, выстраивает свой собственный маленький мир. Его основа — фантазия. Она защищает кроху от негативных эмоций, помогает познавать действительность и приспосабливаться к новым условиям жизни. Воображение дарит возможность творить и совершать хорошие поступки. Малыш даже в кляксе может увидеть красивый цветок или бабочку, а потом захочет воплотить этот образ в реальность.

Что бы такое придумать?

Развивайте умение фантазировать, рассказывая крохе разные истории и сказки. Чаще рисуйте с ним. Попросите изобразить закорючку и затем превратить ее в зайца, медвежонка, машинку или солнышко. Позднее он сам дорисует то, что есть только в его фантазиях.

Подростковая память

«Сыну 15 лет. Еще в средней школе у него были проблемы с успеваемостью. В старших классах все стало еще хуже. Основная проблема заключается в том, что сын плохо запоминает и усваивает информацию (в основном, на уроках математики и физики). Совсем не читает, не может как следует выразить свои мысли. Что-то выучив и поняв, он потом благополучно это забывает. Приходится постоянно держать под контролем его успеваемость — напоминать, проверять уроки, созваниваться с учителями, нанимать репетиторов. Но положительных сдвигов до сих пор нет. В следующем году ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. Но я не представляю, как он «соберет» в голове такой объем материала по трем предметам и донесет хоть что-то до экзаменов».

— Марина, мама 15-летнего Саши

Память — комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению полученных ранее знаний и навыков. [1]

В возрасте 10-15 лет у ребенка происходит серьезная «перестройка» процессов запоминания. Отсюда и проблемы с «плохой памятью» у подростка. Он переваривает массу информации, часть которой необходимо запоминать для хорошей успеваемости в школе и дальнейшего поступления в ВУЗ.

Советский психолог А. Н. Леонтьев изучил закономерность развития у детей основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. По его мнению, у подростков, в отличие от младших школьников, продуктивность непроизвольного запоминания замедляется с одновременным ростом произвольного. То есть в возрасте 10-15 лет ребенок способен управлять познавательными процессами. Из потока информации он учится вычленять главное и сохранять в памяти именно это. [3]

В целом, развитие памяти у детей 10-12 лет и старше сводится к развитию мышления. Для ребенка вспоминать и воспроизводить тот или иной учебный материал — значит думать и рассуждать. Он устанавливает логические связи между элементами информации, а когда нужно воспроизвести ее, он вспоминает все цепочки.

Вследствие того, что к старшим классам появляется много новых учебных предметов и усложняется сама школьная программа, у подростков могут начаться проблемы с запоминанием. Память ребенка важно тренировать.

При этом родителям не стоит брать на себя постоянную функцию напоминания, так как это будет демотивировать ребенка. Его память без тренировки станет хуже, а он сам привыкнет, что можно лишний раз не думать — мама напомнит.

Развитие воображения у дошкольников

Решив вплотную заняться работой над воображением ребенка, учитывайте возраст. Развитие воображения напрямую связано с возрастным периодом. Рассмотрим зависимость подробнее.

  1. Первые зачатки воображения малыш демонстрирует в раннем возрасте (около 2-3 лет). Интересуется историями, которые рассказывают взрослые, занимает позицию активного наблюдателя. Бедность воображения проявляется в примитивных играх маленьких детей, которые обычно состоят из нескольких повторяющихся действий (перекатывание мячика). Также дети в точности копируют поведение старших (укладывают кукол спать, кормят их). Они не способны придумать новый элемент игры.
  2. Дошкольники (5-6 лет) демонстрируют высокий уровень: когда воспитатель предлагает условия игры, дети пытаются внести что-то новое в привычные правила. Поведение становится более сложным. Главное отличие воображения дошкольников — готовность оперировать удаленными предметами. Малыши способны мыслить лишь о том, что видели своими глазами.

Итог: младшие дошкольники тяготеют к воссоздающему воображению, запоминая действия и события, оставившие эмоциональный отклик. Старшие дошкольники демонстрируют более творческое воображение, пытаясь преобразить данность, с которой имеют дело.

Переход от первого этапа ко второму происходит с помощью игровой деятельности. Дети всегда учатся через игру: сочиняют новые сюжетные линии в рассказах, придумывают необычное назначение вещам, которыми пользуются ежедневно.

Развитие воображения у дошкольников

Чем старше становится малыш, тем меньше воображаемые образы могут быть связаны с действительностью. Нужно лишь направить энергию и потенциал в правильное русло, обратив внимание на методы развития детского воображения.

  1. Дидактические игры. Они воспроизводят реальность (события, праздники, социальные роли, предметы быта). Рекомендуется выбирать несколько типов игр: словотворчество, расположение деталей в пространстве, абстрактные игры с карточками и правилами.
  2. Изобразительное искусство. Рисование дарит шанс воплотить в жизнь самые смелые задумки так, чтобы окружающие могли посмотреть на них, оценить со стороны. Ребенок сначала копирует родителей, воспитателей, учится держать кисть или карандаш. Затем появляется интерес к творческому самовыражению
  3. Сказки. Не случайно они занимают особое место в фольклоре любой страны: благодаря сказкам человек постигает культуру народа, развивает воображение, придумывая неосвоенные сюжетные линии. Сказки укрепляют эмоциональный интеллект, позволяя комбинировать типовые характеры персонажей.
  4. Конструктор. Собирая детали в единое целое, малыш вынужден заранее представлять в сознании конечный результат. Так формируется пространственное мышление, логика; усваиваются свойства материалов и форм.

Среди комплексов упражнений, развивающих воображение, можно без труда найти варианты, подходящие вашей семье.

  1. «На что похоже?» Поставьте кляксы на бумаге, используя нитки, подушечки пальцев, ладони, фломастеры. Посмотрите на пятна с разных сторон. Малышу нужно придумать, на что похожи очертания клякс.
  2. «Дорисуй картинку» Взрослый начинает схематически рисовать животное или предмет, затем отдает картинку ребенку, который должен догадаться, что изображено на бумаге и провести финальные линии.
  3. Сочиняем сказки самостоятельно. Родители выбирают действующих лиц, помещая их в выдуманный мир, придумывая препятствия. Затем взрослый задает вопросы ребенку: «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему герой сделал так? Что еще он мог изобрести?» Можно рассказать несколько альтернативных финалов сказки.
  4. Работа с карточками. Малышу показывают карты с несложными фигурами (например, три желтых круга). Нужно дорисовать недостающие детали, чтобы получить цельное изображение (желтый круг — солнце, ромашка, яичница).