Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ребенок 2 года: физиологическое развитие и психология

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Развитие ребенка в года

› Ребенок от 1 до 3 лет ›

Развитие ребенка в 2 года – это стремительный процесс. К нему относят как физические, так и умственные факторы. И если до года ребенок делает упор на первые – учится держать головку, ползает, говорит слова и многое другое, то после этого периода физическое развитие замедляется и укрепляется. С 2 лет начинается более активный умственный рост.

Умственное развитие

Нормальным умственным развитием для ребенка 2 лет считается, если чадо к этому времени:

  • умеет составлять простые вопросы;
  • знает от 4 геометрических фигур. Чем больше – тем лучше;
  • пытается рассказать, описать своих любых персонажей мультфильма или игрушки;
  • играет в ролевые игры. Ребенок может кормить куклу, забивать что-то молотком, возить кубики в грузовике, укладывать спать игрушки и другое;
  • умеет собирать пазл или какую-то несложную картинку, состоящую из двух элементов;
  • называет и знает основные цвета спектра: черный, красный, белый, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый;
  • может строить из кубиков пирамидку или другое сооружение;
  • составляет предложение из 4-5 слов;
  • много разговаривает и поддерживает диалог на хорошо известные ему темы;
  • если ребенка попросить, то показывает предметы определенной формы и цвета;
  • выполняет последовательно несколько действий. Например, встань, возьми стакан, поставь его на стол.

Важно знать! Сейчас с ребенком нужно заниматься тщательно, так как он впитывает окружающий мир словно губка. Старайтесь читать ему вслух, рассматривайте с ним иллюстрации, а после обсуждайте их.

Для лучшего развития можно купить различные книги с множеством картинок. Также нужно чаще просто вытаскивать малыша на разговор, таким образом он быстрей пополнит свой словарный запас и научится видеть детали.

Физическое развитие ребенка в 2 года

К двум годам ребенок уже многое умеет и все больше познает окружающий мир. В течение этого времени ваше чадо будет учиться сохранять равновесие, координировать свои движение и укреплять мышцы. Физическое развитие малыша позволяет ему:

  • самостоятельно  и уверенно ходить;
  • подниматься по ступенькам без помощи взрослых, передвигая поочередно ноги;
  • бегать и прыгать;
  • внезапно останавливаться и менять траекторию движения;
  • бросать различные предметы;
  • приседать, наклоняться;
  • пинать мячи;
  • кататься на самокате, двухколесном велосипеде с двумя боковыми роликами или же обычном трехколесном;
  • открывать и закрывать двери;
  • собирать игрушки;
  • другое.

Обратите внимание! В этот период важно не идти в отказ и не запрещать ребенку развиваться, изучать мир. Сохраняйте нейтралитет. Если вы видите, что ваше чадо собирается сделать какой-то опрометчивый поступок, то просто поговорите с ним. Расскажите, что можно делать, а что нельзя и какие могут быть последствия.

Также важно не ограничивать малыша в передвижении. Актуальными будут прогулки на свежем воздухе, активные игры со сверстниками. При возможности, купите ребенку самокат, велосипед, машинку, ходунки или что-то подобное. Так как дети в таком возрасте очень быстро схватывают любые навыки, то и научиться пользоваться средством передвижения будет намного проще.

Самые эффективные современные методики развития ребенка 2 лет

А сейчас мы приведем вам ТОП-3 методик по развитию ребенка дошкольного возраста.

1. Методика Марии Монтессори

Смысл этого способа заключается в том, что ребенку предоставляется выбор – чем он хочет сам заниматься. Для этого вы не обучаете малыша, а стараетесь его заинтересовать.

Среди плюсов выделяют:

  • развитие мелкой моторики;
  • лучшее включение в работу левого полушария мозга, отвечающего за логическое мышление, аналитику;
  • дети становятся наблюдательны, дисциплинированы и внимательны.

Минусы:

  • не затрагивается психологическая сторона развития малыша;
  • если ваш ребенок стеснителен, то важно наблюдать за ним. Так как в этом случае чадо может постесняться и не попросить о помощи, если что-то не получится;
  • отсутствуют ролевые игры, что, по мнению психологов, тормозит интеллектуальное развитие;
  • после нескольких месяцев подобных занятий дети сложнее привыкают к нормальным социальным условиям в школе или садике.

2. Методика Глена Домана

Когда малыш развивается, его мозг настраивается на поглощение информации. Методика основана на показывании ребенку карточек, где написаны разные слова, цифры или картинки. Так мы воздействуем на память и последующее воспроизведение .

Плюсы:

  • мама или папа может заниматься развитием ребенка самостоятельно, не привлекая специалистов;
  • всесторонне развиваем малыша: на карточках можно сделать любой рисунок, слово;
  • материал для занятий делается самостоятельно;
  • обучение можно начинать с самого рождения.

Минусы:

  • нельзя проявить творчество в процессе обучения;
  • ребенок не учится самостоятельно читать, говорить, писать;
  • ваше чадо пассивно по время проведения урока, так как он должен просто смотреть на картинки.

3. Методика Масару Ибука

Смысл этого способа в следующем – «После трех уже поздно». Ибука считает, что развитие ребенка начинается с самых первых дней его рождения.

И после трех лет малыш продолжает совершенствовать и закреплять то, что получил до этого.

Поэтому важно вложить знания не играми и мультфильмами, а заучиванием стихов на память, танцами под классическую музыку и просмотром творений Леонардо и Рембрандта.

Плюсы:

  • систему Ибука использует известная японская компания, занимающаяся развитием детей;
  • ребенок с самого детства изучает мир не игрушками, а естественными предметами (ящиками, съемными блоками компьютера, батарейками и многим другим).

Минусы:

  • методика Ибука может не совпадать с вашими личными представлениями о воспитании и развитии ребенка;
  • система рассчитана на послушание, японский менталитет. Поэтому может не подойди детям европейских стран.

автор-эксперт: Фаина Эдуардовна Львова, директор Центра семейной культуры

Теперь вы все знаете о развитии ребенка в 2 года! Главное – любите его, не препятствуйте в изучении мира и больше разговаривайте.

Развитие ребенка в 2 года Ссылка на основную публикацию

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Как воспитывать ребёнка после лет

  1. Главный пример для ребёнка – это вы. Он наблюдает за вашим поведением, копирует его, отражает ваше эмоциональное состояние, подчас находится в том же настроении, что и вы. Поэтому сначала нужно воспитать себя, и только потом – ребёнка.
  2. Хвалите малыша за его умения и правильное поведение.
  3. Относитесь серьёзно ко всем проблемам и страхам ребёнка, даже если вам кажется, что они «ну совсем пустяковые». Для вашего крохи всё, что его беспокоит, — это важно. Позволяйте ему высказываться, внимательно слушайте, будьте рядом и поддерживайте.
  4. Активно играйте с малышом, давайте разным персонажам характеристики. С помощью игры ребёнок лучше усваивает то, как нужно себя вести.
  5. Используйте сказки (в том числе придумывайте сами), чтобы эффективнее воздействовать на ребёнка: формировать правильные установки, нормы поведения, помогать справляться со страхами.
  6. Интересуйтесь предпочтениями малыша: «Какой твой любимый цвет?», «Во что тебе нравится играть?», «Каких животных ты любишь?»
  7. Позволяйте ребёнку выражать свои чувства, называйте их, чтобы помочь ему научиться их понимать. Например: «Ты сердишься» или «Девочка плачет, тебе её жалко, да?»
  8. Просматривая мультфильмы или читая книги, комментируйте поведение героев, обсуждайте вместе с малышом, кто из них поступил хорошо, а кто – плохо. Спрашивайте у крохи, что они чувствуют, кто из них ему нравится.
  9. Способствуйте знакомству ребёнка с другими детьми: регулярно бывайте на детских площадках, в гостях. Разговаривайте с малышом о дружбе и помощи другим. Обычно хорошо сказывается на развитии посещение специального детского центра, где ребёнок одновременно находится вместе с мамой и взаимодействует со сверстниками.
  10. Активно вовлекайте своё чадо в совместные дела, давайте простые задания, поощряйте его желание вам помочь.
  11. Проявляйте гибкость и за любым непослушанием и протестом старайтесь увидеть истинные причины такого поведения, чтобы мягко его скорректировать.
  12. Всегда с помощью ласки и слов давайте ребёнку понять, что любите его, как бы он себя ни вёл.

Каким бы трудным и ответственным ни казалось воспитание ребёнка в 2-3 года, процесс этот, вместе с тем интересный и способствующий развитию самих родителей. Любовь к своему крохе и умение выбрать правильный вариант поведения по отношению к нему создадут почву для превращения из бунтаря в вашего помощника и самостоятельную инициативную личность.

Советы

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он против игры. Ваша настойчивость может усугубить ситуацию и вызвать резкое неприятие развивающих игр.
  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.

Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.