Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога

Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.

Император и раб

«Икудзи» — японская традиционная система воспитания детей. С рождения до 5 лет ребенок — Бог или Император, он идеален. Мама разрешает всё и принимает детские поступки с любовью. Детей здесь не ругают. Коррекция поведения осуществляется за счет крепкой привязанности или «амаэ» (сердечная близость) к маме или другому члену семьи.

Непосед усмиряют, взывая к их чувствам. Например, если младенец ломает игрушку, мама заметит, что игрушке больно. Не желая расстраивать «амаэ», дети ведут себя в границах допустимого. Следующий этап — раб, ребёнок попадает в школу, где его задача — найти своё место в социуме. Инаковость, как и конкуренция, не популярна, а травля в детском саду или школе — очень частое явление. Теория и методика воспитания детей японскими педагогами использует свободу, поддержку и коллективизм.

Виктория: «Масса несовпадений с возрастными особенностями детей, ведь до 5 лет закладывается фундамент характера. Первый кризис, когда родители должны обозначить границы, свои и ребенка, проходит уже в 3 года. Если здесь совершить ошибки семейного воспитания, велика вероятность развития эгоизма, упрямства, своеволия, низкого уровня эмпатии и самокритики».

Что такое поколение?

Вариантов деления на поколения много, потому для начала следует определиться со значением этого термина. В самом широком смысле им называют группу неких объектов, которые либо появились в один и тот же промежуток времени, либо имеют общего прародителя.

В трактовке популяризаторов интересующей нас теории, авторов книги Generations (1991), историков и писателей Уильяма Штрауса и Нила Хау это вся совокупность людей, рожденных в определенную эпоху. Для таких современников характерен типичный набор убеждений и моделей поведения, и сами они относят себя к своему поколению. То есть объект изучения — все жившие и ныне здравствующие люди.

В контексте вопроса «Почему я зет, но чувствую себя как бумер?» нас интересуют социологический и психологический аспекты проблемы: описывая поколения, мы говорим о присущих им психоэмоциональных особенностях и паттернах поведения в обществе.

Что у зумеров в головах

Дети, которые этим летом поедут в лагеря, относятся к поколению Z. Это те, кто, по данным компании RuGenerations, родился с 2003 по 2024 год. Они с детства живут в цифровой реальности, и это заметно отличает их от других поколений.

Зумеры не представляют себя без Интернета: там они учатся, общаются и отдыхают. Обычно они домоседы, много времени проводят под присмотром родителей, и поэтому поездка в лагерь редко является их инициативой. Кроме того, современные подростки не торопятся взрослеть и становиться самостоятельными: они даже на свидания ходят значительно реже предыдущих поколений.

Но зумеры не такие инфантильные, как может показаться. Например, они очень ответственно относятся к своему здоровью: следят за питанием, меньше склонны к курению и употреблению алкоголя, чем их сверстники из поколения Y.

У зумеров ярко выражены индивидуализм и чувство справедливости. Оттого они не склонны строить свою карьеру в корпорациях. Они хотят реализоваться в предпринимательстве и начинают строить собственный бизнес уже в подростковом возрасте. Это объясняет нынешнюю популярность школ предпринимательства.

Информационная нагрузка у зумеров большая, а вот психика хрупкая. Они часто страдают от депрессий, тревожных и аффективных нарушений. В летние лагеря часто приезжают дети, которые уже в подростковом возрасте принимают антидепрессанты.

Поколение Z — годы и особенности взаимодействия

Теория поколений была выдвинута в 1991 году американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хау. Они представили историю США как серию биографий разных поколений. Так им удалось разделить исторические промежутки на разные поколения, отражающие в себе ситуацию в стране: подъем, пробуждение, спад, кризис. Конечно, история нашей страны отличается от штатов. Однако по схожими принципу, но немного другим временным промежуткам разделяют поколения и в России. Так, детей, рожденных от 2000 до 2020 годов, принято относить к поколению Z. Что мы о них знаем и как с ними взаимодействовать?

«Зумеры» – уникальны

«Зэты» — поколение индивидуалистов. Они смотрят на себя иначе, чем прошлые поколения. Не сравнивают себя с окружающими, успешными или нет, людьми. Они гораздо глубже занимаются самоанализом, ищут свой потенциал. Ребята, рожденные в избытке рекламы и картинок в соцсетях с «успешными людьми» меньше ведутся на красивые иллюзии. Наоборот, для них важнее поиск гармонии в себе, раскрытие собственного потенциала и самореализация. Чужой успех их не стимулирует. Их привлекает самобытный путь, пусть он более сложный.

Что делать родителям:

Не пытайтесь мотивировать ребенка, сравнивая его с другими. Наоборот, акцентируйте внимание на его сильных сторонах. Запомните, философия зумера — «Я — собственная планета, у меня своя концепция жизни и собственное мировоззрение». Поверьте, ему все равно, что у других. Для себя они уникальны.

Не признают критику

Особенность поколения Z — они не обижаются на критику. Вернее, они не признают упреков без должного обоснования. Бесполезно обвинять их в безответственности, инфантильности, нарушении моральных норм и т.д. без должного разбора своего недовольства. Такие слова зумером будут восприниматься скорее как отсутствие понимания между вами, чем сигналом ко вниманию. Особенно это касается к упрекам «на эмоциях».

Что делать родителям:

Будьте конструктивны в своих недовольствах. Если вы хотите, чтобы ваши слова не попали «в игнор», старайтесь быть объективными и объяснять ребенку или подростку причину своего негодования.

Экологичны во всем

Вспомним, в каких условиях зародилось поколение Z. Никаких войн в стране. Все разрушенное после них — восстановлено. Это довольно спокойное время, в отличии от его исторических предшественников. А еще это благоприятная почва для улучшения окружающего мира, как природы, так и человека. Зумеры — это поколение пацифистов, которые осуждают жесткость, неравенство и несправедливость. Они выступают за экологию, за осознанное потребление и экологичные взаимоотношения друг с другом. Мальчиков не покоряют больше рекламы с сексуальными девушками в купальниках. Им больше по душе реклама, которая призывает к равенству возможностей и принятию себя такими, какие вы есть. К слову, маркетологи это давно заметили и взяли на вооружение. К примеру реклама «Gillete». Если раньше в ней вы могли увидеть брутального бородатого самца и красотку, то сейчас в ней трансгендерный мальчик, папа которого учит его бриться. Понимаете тенденцию?

Читай продолжение на следующей странице

1 2 3 Читать дальше →

Формирование ценностей поколений

Принципиальное отличие поколений —  в жизненной позиции, которая формируется под влиянием внешних воздействий в возрасте от рождения до 10–12 лет. Именно в это время ребенок бессознательно и некритично воспринимает установки и ценности. Окружение и воспитание помогают ему выработать те стратегии поведения, которые он, с небольшими изменениями, пронесёт через всю жизнь.

Представители поколения X, т.е. родители подростка, росли в то время, когда в стране была стабильность, но не было интернета. По телевизору всего два канала, в 20-45 — “Спокойной ночи малыши”, вся правда — из газет, литература — только прошедшая цензуру и утвержденная министерством. Гулять на улицу — всей ватагой. Дворовые команды, свои компании. Поколение X приучено ко взаимодействию в коллективе, умеет считаться с окружающими и работать в команде.

Поколение Z развивается в век чатов, форумов, сообществ. Они вроде бы вместе, но каждый в своем гаджете, каждый у себя дома. Семья для них — самое безопасное место на земле. “Увидимся?” — “Спишемся!”

Этим детям свойственна высокая социальная активность и необходимость постоянно обмениваться информацией. Они независимы в суждениях и не любят жестких правил. Поколение Z живет играючи и не признает авторитетов, предпочитая общаться на равных. Они любят хэнд-мейд и нешаблонные решения. Плохо воспринимают большие тексты и быстро ориентируются в визуальной информации.

Иногда кажется, что они немного оторваны от реального мира, когда сталкиваются с правилами, которых незыблемо придерживается поколение X. Так ли это на самом деле? Может, это мы не успеваем за реальностью, застряв где-то в своих 90-х? Давайте разбираться.

Воспитание ребенка года особенности

Первый возрастной кризис по заключению специалистов – три года. В этот период детям свойственны капризы, желание покомандовать старшими или проявить иным способом свою индивидуальность.

Важно понимать – нравственное и физическое воспитание ребенка в 3 и 4 года рекомендации зависят от возрастных особенностей развития и поведения. Какие советы дают психологи?

Методы воспитания и обучения ребенка 3 и 4 лет

Психология воспитания целая наука, но даже она не способна научить правильно воспитывать Ваших детей. Она является лишь основой, остальное подскажет сам малыш. Его нужно чувствовать и понимать, иначе можно лишь навредить.

Важно понимать – каждый малыш индивидуален и его невозможно привязать к одной единственной программе воспитания. Советы психолога — определить цели и задачи, изучить несколько программ и взять с каждой лишь самое важное, то, что действительно поможет сформировать гармоничную личность.

Вот самые распространенные хорошие книги, которые могут помочь вам более подробно ознакомиться с этой темой:

1. Зайцев. 2. Учимся понимать малыша – Сесиль Лупан. 3. Воспитываем каждую минуту – Л. Бреславский. 4. Здоровые и умные дети (интенсивное образование) – семья Никитиных (Елена и Борис). 5. Гуманная педагогика – Шалва Амонашвили.

Нельзя не учитывать и особенности семьи, к примеру, в семье военных у детей с малых лет воспитывают патриотическое настроение и определяют соответственные задачи, детям у которых нет отца, дают женское воспитание (мамы, бабушки) и т.д.

Советы психологии сводятся к главной истине — важно не упустить главное, учитывать личность и индивидуальность.

Воспитание самостоятельности у детей — советы психолога

Психологи отмечают две крайности, которые мешают детям полноценно развиваться – равнодушие и гиперопека. Результат — дети вырастают инфантильными, не способными к принятию самостоятельных решений, замкнутыми и с отсутствием каких-либо желаний и стремлений.

Во избежание таких проблем психологи дают следующие советы:

  • Поощрять их активность с первых лет жизни в плане самообслуживания и/или помощи родителям, или иных занятий.
  • Набраться терпения и ни в коем случае не критиковать, и уж тем более, не сравнивать с другими более успешными детьми.
  • Позволить самостоятельно принимать решения и быть готовыми к ответственности за них.
  • Позволить совершать собственные ошибки.
  • Не ограждать от всех неприятностей, к примеру, в песочнице или детском саду они часто конфликтуют. Не стоит ограждать от возможности адаптироваться в социуме, в котором впоследствии ему придется жить.
  • Позволяйте принимать участие в важных семейных вопросах, например, планирование выходных или семейных поездок.
  • Разрешить самостоятельно выбирать одежду.

Как воспитывать ребёнка в 8-лет

  • Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
  • Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
  • Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
  • Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
  • Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
  • Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
  • Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
  • Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
  • Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.

Работники поколения Z

В то время как ваши сотрудники миллениалы могут предпочесть мессенджеры или текстовые сообщения в качестве основного метода общения, зумеры предпочитают личное время. Связано ли это с технической перегрузкой или с тем, что их нужно воспринимать более серьезно, зумеры хотят поговорить со своими менеджерами лично. Они также считают, что честность и искренность на рабочем месте важны, и поскольку тон не может быть истолкован по тексту, личная дискуссия показывает им, что их менеджеры X заботятся о культуре компании.

Распределите ответственность

Большинство родителей знакомы с утренней спешкой и суетой. Мамы рьяно собирают отпрысков и мужа: в школу, в сад, на работу. А еще нужно успеть собраться самой, выгулять собаку… Так что утро начинается с призывов: «Вставайте, опоздаете! Завтрак стынет! Почему еще никто не оделся? Вы все еще валяетесь?!» И так каждые 10 минут.

В такой ситуации вы принимаете на себя слишком много ответственности. Пытаетесь всех контролировать путем постоянного напоминания и критики. Со временем дети привыкают к этому и становятся глухи к вашим призывам. Вы просто учите их игнорировать свои просьбы, ведь они знают, что вы не перестанете напоминать им о чем-либо.

Распределите ответственность

Попробуйте сказать ребенку: «Мы уходим через 45 минут. Если ты не успеешь собраться вовремя – тебе предстоит объяснять причину опоздания своему учителю». Так вы переносите ответственность за сборы на ребенка и заставляете его понимать последствия своего поведения. Надо говорить «редиска». Как отучить детей материться? Подробнее