Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков
Почему ребенок боится оставаться дома один, пугается проходящей мимо собаки, не может уснуть в темноте, а порой твердит о какой-то «бабайке», которая, якобы, поселилась в шкафу? Откуда берутся детские страхи? Как понять, что именно приводит в ужас малыша, и как помочь ему победить свои страхи? Такие вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель…
Новый этап жизни и развития малыша сопровождается возрастным кризисом. Такие изменения в поведении тоже относятся к новому этапу. Если ребенок до достижения 7-8 месяцев ощущает себя как часть матери, то после этого он начинает осознавать то, что он является вполне самостоятельным существом. Ребенок понимает, что есть он, а есть другие люди. Среди них уже выделяются мать и отец, а все остальные считаются чужими.
В эту категорию ребенок может отнести даже тех, с кем не раз контактировал раннее. Если малыш видится с бабушкой и дедушкой не каждый день, то их он тоже может перестать признавать и при встрече не пойдет на руки. Такое поведение является совершенно нормальным для этого периода в жизни малыша. Оно обычно кратковременно, поскольку уже через некоторое время ребенок привыкает к изменениям, произошедшим в восприятии, и перестает пугаться окружающих.
– Прежде всего родителям нужно исключить запугивание ребёнка Бабой Ягой, волком, Бармалеем и т.д., если он не хочет засыпать или выполнять требуемое. Сказочные герои, олицетворяющие зло, влияют на чувствительную психику малыша и вызывают беспокойство и ночные страхи.
– Самим родителям нужно меньше демонстрировать собственные страхи перед детьми – это самый простой путь передачи страхов от родителей к детям: чего боятся родители, того и боятся их дети. Они настраивают свою эмоциональную реакцию на реакцию родителей.
– Исключите семейные конфликты в присутствии детей. Иногда после ссоры недовольство выливается на детей, и ребёнок чувствует себя виновником или причиной конфликта – это формирует тревогу и страх.
– Существует много психологических техник, используемых в работе с детскими страхами, вот некоторые из них:
Не стоит темноты бояться, Ведь очень добрая она, Вам сны чудесные приснятся, Когда в окно глядит луна. Усни, малыш, усни, Свои закрой ты глазки, Тогда увидишь сны, Как побывал ты в сказке.
Детские страхи порой возникают неожиданно, и родители не могут найти им объяснения. В каждом конкретном случае нужно разбираться, выяснять причину. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью очень ранимы и уязвимы. К ним нужен особый подход и внимание, они более подвержены страху. Если вы замечаете, что ваш малыш чрезмерно пуглив, тревожен, боязлив, поговорите с психологом в детском саду, он даст вам конкретные рекомендации и окажет помощь.
Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».
Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:
Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.
Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности – вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.
Но страх страху – рознь. Расскажем о них подробнее!
Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных). Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п. Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание. Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.
Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально. Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно. Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.
А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.
Более того – зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.
Сначала нужно, чтобы он привык к голосу незнакомого человека. При этом важно, чтобы мама была рядом, общалась с этим человеком, показывая, что он не сможет причинить зла. Когда же малыш поймет, что незнакомец или незнакомка не страшны для него, он будет вести себя намного раскрепощенней, начнет проявлять свое любопытство, трогать одежду или лицо. Идеально, если мама с ребенком часто будут посещать различные детские центры или развивающие занятия, где кроха сможет играть с чужими детками, адаптироваться к новым знакомствам. Если у малыша что-то не получается, мама должна его поддерживать и принимать его сторону, признавать его право на собственное желание или мнение.
По факту нападения гимназию № 175 следственное управление СК России по Республике Татарстан возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил передать все материалы дела для дальнейшего расследования в Главное следственное управление центрального аппарата СК, сообщила пресс-служба ведомства.
Факты нападения на школу, вопросы обеспечения безопасности учеников и персонала образовательных организаций города и законность выдачи 19-летнему стрелку лицензии на оружие проверит прокуратура Республики Татарстан. Будет дана правовая оценка действиям администрации школы в условиях чрезвычайного происшествия. Ход и результаты проверки, а также расследование возбужденного уголовного дела взяла на особый контроль Генпрокуратура, указано на сайте ведомства.
Стрельбу в гимназии открыл ее бывший ученик 19-летний Ильназ Галявиев, он родился 11 сентября 2001 года — в день террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке. После окончания девяти классов поступил в колледж при Татарском институте содействия бизнесу, но в апреле 2021 года из-за академической задолженности был отчислен с четвертого курса: на учебе Галявиев не появлялся с января. Преподаватели называли студента «тихим и неконфликтным».
Стрелок возомнил себя богом, сказали источники «Известий» в правоохранительных органах.
По их данным, стрелок начал готовиться к теракту как минимум с февраля, обзванивал магазины и интересовался компонентами для самодельных взрывных устройств. Мать Галявиева работает в Сбербанке охранником, отец — водителем мусоровоза. Брат также учился в 175-й гимназии, затем поступил в Казанский федеральный университет.
Нельзя называть Галявиева психом, потому что его действия были спланированными и осознанными, отметил в беседе с «Известиями» доцент кафедры педагогической психологии Казанского федерального университета Рамил Гарифуллин.
Пробуждение монстра: кто пришел убивать в казанскую школу В результате нападения на гимназию погибли дети
— Здесь, скорее всего, речь идет о психопатии. Галявиев мог быть психопатом, и одновременно находиться под влиянием радикальных движений, — предположил специалист. — Некоторые «школьные стрелки», как мы знаем, состояли на учете у психиатра. Человек может быть психопатом, истероидом, который хочет прославиться, или тревожным аутистом, наркоманом — но это не значит, что он пойдет на теракт. Есть ряд факторов, которые подталкивают на это — в частности, материальное положение. Кроме того, многие подростки буквально живут в виртуальном мире, из-за чего повышается тревожность. Если человек тревожен — его трогать нельзя, потому что начинается агрессия. А терроризм вырастает именно из агрессии.
За убийство двух и более человек Ильназа Галявиева будут судить по ч. 2 ст. 105 УК РФ, полагает адвокат, кандидат юридических наук, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов.
— Если стрелка признают вменяемым, это будет однозначно пожизненное заключение. Если невменяемым — отправят в психиатрическое учреждение закрытого типа, — сказал он. — Каждые полгода там будет проводиться экспертиза. Если увидят улучшение состояния, то переведут в обычную тюрьму, в одиночную камеру, как особо опасного преступника. И там он будет отбывать пожизненное заключение, досрочно на свободу не выйдет.
Сейчас Ильназ Галявиев проходит проверку на вменяемость.
Семьи погибших и пострадавших в результате стрельбы в казанской гимназии № 175 получат выплаты, заявил президент Татарстана Рустам Минниханов: от 200 тыс. до 1 млн рублей. В регионе проверят все учебные заведения на предмет безопасности. Кроме того, глава республики поручил провести комплексную проверку всех владельцев оружия на территории Татарстана.
Теперь вам известно, что может провоцировать развитие страха у детей. Прочитав статью, вы поняли, как необходимо бороться с детской фобией, и как помогать ребёнку в такой ситуации. Главное, не забывайте об ошибках, совершаемых, порой даже опытными родителями, чтоб вы лично не стали причиной развития страха перед незнакомцами.
Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.
Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме. Отсутствует внимание к возрастным потребностям.
Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.
Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется. Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме.
Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью. Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного.
Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:
Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.
Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.
Старческое слабоумие не действует избирательно: оно может настичь любого, в том числе и лежачего больного. В этом случае родственникам приходится еще сложнее. Кроме больших физических нагрузок, связанных с обслуживанием лежачего пациента, появляются проблемы психологического характера. Находясь в неподвижном состоянии, больные перестают контролировать естественные процессы организма. Учащаются походы в туалет, причем многие умудряются снимать подгузники и размазывать продукты жизнедеятельности по стенам, кровати, пачкаются сами. Если доходит до такого уровня деменция, уход в домашних условиях становится для родственников настоящей пыткой. Нужно круглосуточно находиться рядом и пресекать любые попытки снять памперс.
Так же от родных требуется выполнение ряда обязательных мероприятий: проведения, санитарно-гигиенических процедур, профилактики пролежней, введения медикаментозных препаратов, кормления с ложки или через зонд (в случае нарушения глотательного рефлекса). В этом случае лучше обратиться в пансионат для лежачих больных деменцией, там ежедневно выполняют все необходимые мероприятия по уходу и еженедельно за динамикой состояния здоровья наблюдает врач-терапевт.