Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ребенок и телевизор: влияние на психику ребенка

Сегодня мы поговорим о том, сколько можно смотреть телевизор (мультики) ребёнку разных возрастов – до года, в 1 год, в 2 года, 3 года, 4-5-6 лет.

С какого возраста можно включать мультфильмы ребенку?

Во избежание малоприятных последствий всем родителям настоятельно рекомендуется ответственно подходить к воспитанию своего чада и знакомить его с телевизором только в том возрасте, в котором это разрешено специалистами. Как уже было отмечено, просмотры мультфильмов ребенком возрастом до одного года должны быть полностью исключены.

Многие родители уверены, что достижение ребенком двухлетнего возраста считается оптимальным временем для начала просмотра мультфильмов. На этот счёт у детских педиатров несколько отличительное мнение.

Так, нервная система двухлетнего ребенка сформирована лишь частично и может болезненно воспринять подобные нововведения в привычный режим. Если желание ребенка посмотреть телевизор пересиливает родительскую непоколебимость, можно пойти на некоторые уступки, но на просмотр мультфильмов не должно уходить больше 15 минут в день.

Относительно просмотра мультфильмов ребенком трехлетнего возраста также бытуют различные мнения. Так, многие специалисты, включая окулистов, настаивают на оказании отрицательного воздействия такого времяпрепровождения на здоровье и полноценное развития малыша. В то же время немало педиатров разрешают смотреть мультфильмы, но не дольше 1 часа в день.

Начиная с четырёхлетнего возраста, детки могут смотреть телевизор порядка двух часов в день, но крайне важно не переусердствовать с этим занятием и выбирать только качественные и поучительные мультики.

Когда можно начинать показывать мультфильмы малышу?

Вопрос возраста начала просмотра мультиков каждый родитель должен принимать самостоятельно. Четких предписаний по этому поводу не существует. Но есть рекомендации психологов по возрасту начала изучения мира при помощи электронных носителей.

Так, по мнению большинства психологов, детям до 1,5 лет предлагать к просмотру мультики не рекомендуется. Этот запрет связан с формированием звуко-зрительного восприятия. Шум и яркая картинка привлекают карапуза, он с удовольствием наблюдает за меняющимися кадрами на экране, но не может их воспринять. Это возбуждает нервную систему, негативно сказывается на зрении. Даже, если малыш не смотрит на экран, лишний шум мешает процессу формирования слуха, снижает четкость воспринимаемой звуковой информации.

С 1,5  до 2 лет детей можно начинать ознакамливать с роликами длительностью до 30-ти секунд. Обычно это специальные разработки, относящиеся к методике Домана. Они состоят из картинок, которые не двигаются, изображают предметы или животных. Фонового звука нет, только голос.

С 2 до 3 лет можно предложить посмотреть 1 мультик в день, длительностью не более 3-х минут. Сюжет мультфильма должен быть знаком ребенку, отражать действия, которые он выполнял или видел. Герои должны быть реалистичные. Возможно тихое музыкальное сопровождение.

В 3 года крохе можно предложить познакомиться с мультфильмами, рассказывающими о простых, но важных вещах: правилах поведения, окружающем мире, коммуникации с детками в садике.

Польза от мультфильмов до 3-х лет не доказана, поэтому просмотр следует ограничить 5 минутами в день. В этот период идет активное формирование физических и умственных способностей, поэтому рекомендуется наполнить жизнь ребенка реальными играми, хорошей физической нагрузкой.

После трех лет мультфильм можно использовать как обучающий материал. Например, если вам предстоит посетить врача и сделать прививку, можно предложить карапузу посмотреть советский мультфильм про бегемота, который боялся их делать.

Если малыш озадачил вас своим вопросом о взаимоотношениях со сверстниками, о разнице между добром и злом и т. д. можно попробовать поискать соответствующий мультфильм.

С 4-5 лет хорошо ввести в привычку совместный просмотр полнометражных мультфильмов. Такое совместное времяпровождение хорошо влияет на отношения между родителями и ребенком, позволяют обсуждать сложные вопросы после просмотра.

Обязательно помните, что предложенная ребенку история должна быть понятна ребенку, главный герой на протяжении мультика должен изменяться, становиться лучше.

«Шрек» — антисказка толерантности

Знает ли кто-то из вас, что это за персонаж – Шрек? Это огр, которым всегда пугали детей в Европе. Эти чудовища изображались с ребенком во рту, ведь они ели детей. Взрослых они не ели, потому что взрослые могут дать сдачу. Согласно пересказам, огры приходили ночью, перерезали детям горло и пили их кровь. Это изображение вы видите на иллюстрации.

В мультфильме «Шрек» мы видим яркий пример уродования женщины. Здесь главной героиней уже становится не царевна, которая превратилась из жабы, а наоборот, зеленое чудовище – огра, которое превратилось из принцессы. Главная героиня, хотя внешне подает себя как женщина, ведет себя полностью как мужчина. Она наделена атрибутами гнева, жестокости, злости. Можете ли вы представить себе героиню наших народных сказок с выражением злости и ярости на лице? Нет. А может ли вообще улыбка быть агрессивной?

Вот какого персонажа нам сегодня предлагают как главного героя детской сказки. «Шрек» — это реклама сказки наоборот.

Уродование женщины

Нет. Можете ли вы себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужчина? Нет? А вот главная героиня в «Шреке» дерется не обычно, а жестоко, смакуя этот процесс. Кроме того, делает это весело, будто призывая всех девочек к подражанию.

Поскольку речь идет об одном из популярнейших мультфильмов, то поведение главных героев становится примером для подражания для наших детей. Однако такие мужеподобные женщины приводят к смешению роли полов в жизни, а при определенных условиях это может вызвать глубокую сексуальную дезориентацию у молодых людей.

Антигероиню на протяжении сюжета сопровождают антиромантические метафоры, убийство лягушки и птички. Вы, наверно, видели эпизод из «Шрека», когда птичка раздувается и лопается от пения главной героини. И, наверное, вы заметили, как смеялись дети во время просмотра этого отрывка, а значит, вы сами были свидетелями того, как на наших глазах чужие люди меняют психику ваших детей. Ведь это не просто сцена «красивого» убийства, это изменение отношения к смерти. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского представления о мире. Есть ли в наших сказках хоть одна положительная героиня, которая ведет себя жестоко и убивает? Нет. Главных героинь всегда сопровождало пение соловушки, цве тение цветов. А что с соловушкой и ее потомством делает огрша из «Шрека»? Она убивает его, а из будущих деточек жарит яичницу. Кроме того, ради развлечения позднее убивает лягушку и змею.

Вы, возможно, будете смеяться над этим словом, но в поведении американских мульт героинь нет чистоты и целомудрия — того, что отличает кинопродукцию для детей от фильмов для взрослых. Посмотрите, как, проявляя симпатии к противоположному полу, героини кокетничают, не стыдятся, не опускают глаза долу. Они уверенно ведут себя как женщины-проститутки, которые манерно, вульгарно и конкретно соблазняют.

И вернемся к Шреку, который волочит свою подружку, как мешок, а потом заигрывает с ней так, как с приличными женщинами себя не ведут. Но это ей нравится. В наших мультфильмах героинь не таскают, не бьют, не хватают за что попало. Потому что это не женственно, это не целомудренно.

Пропаганда отклонений

«Шрек» еще до выхода на экраны позиционировался как гей-фильм. Кинокорпорация DreamWorks, которая выпустила картину на экраны, заявила, что послание данного фильма — это призыв к толерантности. Поэтому и не удивительно, что в нем нет традиционной семьи. Осел живет с драконшей, и они имеют детей-мутантов, а огр — Шрек — с принцессой. Очевидно, что следующим шагом к толерантности будет пропаганда уже не гомосексуализма, а зоофилии. Кроме того, Майкл Маерз, который озвучивал Шрека, уже играл роль гомосексуалиста в одном из фильмов, а Руперт Эверет, который озвучивал Прекрасного Принца, вообще открытый гомосексуалист. Также в этом мультфильме идет пропаганда смены пола.

Вот лишь некоторые из трансгендерных моментов: нос Пинокио вытягивается тогда, когда он врет, что не носит женского белья… Бармен в макияже и женской одежде. Прекрасный принц в финале фильма падает под нажимом этой «барменши». Таких моментов там очень много.

Американская организация «Коалиция традиционных ценностей» предупреждает родителей об опасности транссексуализма, который пронизы¬вает весь фильм: «Шрек — это не безвинное развлечение, родители должны понимать, к каким трагическим следствиям может привести просмотр этого неоднозначного фильма». Родители США возмущены, что «трансвеститы и трансгендеры» становятся новыми героями, на которых должны равняться их дети. Российские родители, к сожалению, эту проблему еще не осознают, пассивно молчат и потому эти мультфильмы широко транслируют на наших телеканалах.

Дети и телевизор: влияние на психику и здоровье

Многие родители считают телевизор непременным атрибутом современной жизни и приобщают к его просмотру детей с раннего возраста.

Нередко телевизор заменяет им няню на время, пока нужно заняться делами по дому, в то время как дети заняты просмотром мультфильмов или передач.

Не многие из родителей реально оценивают негативное влияние телевизора на психику малышей, они считают, что современные устройства не могут вызвать болезни глаз или иные патологии, но так ли это на самом деле?

Дети и телевизор

Этот предмет бытовой техники рассматривается как практически обязательный элемент интерьера, ну у кого из нас дома нет телевизора, а то и двух-трех сразу? Детей этот чудо-ящичек завораживает — ведь картинки, особенно рекламные, там яркие, динамично меняются и насаждают малышам и взрослым особое мнение. Ребенку нравятся яркие мультики, смена звука и цвета, это привлекает внимание крошки, хотя событий на экране он может не понимать совсем. Для детей до трех лет этот коробочек представляет собой просто объект интереса, так как в нем происходит нечто особенное, чего не встретишь в окружающей жизни. В нем можно посмотреть мультик, увидеть животных и многое другое, но не вредно ли это для психики и здоровья? Как смотреть телевизор так, чтобы не навредить здоровью детей? Врачи утверждают, что чем позже дети начнут смотреть телевизор, и чем меньше времени они проведут перед экраном, тем здоровее и спокойнее они будут.

Болезни глаз: влияние телевизора

Глаза — это сложный механизм, особый орган чувств, который у детей только развивается и для его развития нужны тренировки. Но вот просмотр телевизора не очень подходящий тренинг для глаз.

Скорее наоборот, это вредное для зрения изобретение, которое в раннем возрасте из-за частого использования способно провоцировать болезни глаз. Мышцы глаза отдыхают, а вот оптическая и воспринимающая система при этом перегружены.

Поэтому детям для профилактики болезней глаз просмотр телевизора надо строго дозировать.

До полутора лет в принципе телевизор вообще не должен появляться в жизни ребенка — информацию, передаваемую с экрана, малыш не воспринимает, а яркие картинки перегрузят его мозг и нервную систему, будут провоцировать болезни глаз и нарушения зрения. Примерно с полутора до 2-3 лет необходимо дозировать телевизор по 15-20 минут дважды в день, после трех лет до 30 минут дважды в сутки, а с 6-7 лет можно посмотреть и полуторачасовой фильм.

При этом расстояние от самого даже супер-плоского экрана до глаз ребенка должно быть не менее 2 метров, а лучше выдерживать расстояние в 4-5 метров. Нельзя смотреть телевизор в лежачем положении и с выключенным светом. Проекция экрана должна быть расположена на уровне лица смотрящего, так нагрузка на мышцы будет ниже и вероятность формирования болезней глаз будет снижена.

Телевизор — не няня!

Еще одним неверным способом использования телевизора у родителей является применение его в качестве няни, то есть вместо себя — дабы дитятко было занято и освободилось время для домашних дел. Такая «няня» совершенно не пойдет на пользу детям, хотя и задержит их внимание надолго. Смотреть телевизор необходимо вместе с малышом, объясняя происходящие на экране действия и подбирая мультики или программы, чтоб малыш их понял. Если же необходимо время для того, чтобы заниматься делами, лучше, при наличии возможности, пусть у ребенка будет настоящая няня, которая будет с ним полноценно заниматься. Если же такой возможности нет, можно попросить посидеть с малышом родных (бабушку, сестру).

Влияние телевизора на психику ребенка

Психологи говорят о том, что телевизор сильно нагружает органы чувств и чрезмерно эмоционально возбуждает ребенка, от него страдает хрупкая детская психика.

Он может играть как развивающую, так и тормозящую роль в развитии, все будет зависеть от объема просмотра и того, что смотрит ребенок.

Сегодня по кабельному телевидению транслируют много детских каналов, но только качество их оставляет желать лучшего — не все передачи и мультфильмы можно показывать малышам.

Если же говорить о «взрослых» передачах, они однозначно негативно влияют на психику ребенка, особенно, если это малыш раннего возраста.

Сцены насилия и убийств, которыми пресыщены современные каналы, могут привести к агрессии, вспыльчивости или нервозности ребенка.

Обилие ненужной и навязчивой информации нагружает нервную систему, страдает психика, замедляются реакции, может ухудшаться сон и общее состояние.

Если для родителей лежание перед телевизором с пультом в руках — это своеобразный отдых, то для детей поток информации, льющийся с экрана, сильный раздражитель, утомляющий и раздражающий нервную систему. Нередко яркие и «тяжелые» сцены из кино могут стать причиной ночных кошмаров и навязчивых страхов малыша.

Родители должны помнить!

Нередко родители тех малышей, что проводят много времени у экранов телевизора, жалуются на задержки речи и проблемы с произношением звуков, им зачастую нужна помощь логопеда и психолога. Важно, чтобы родители понимали, такое явление формируется по причине дефицита общения, персонажи многих мультфильмов разговаривают мало и детям просто недостаточно речевых элементов для запоминания и обучения речи. Просмотр телевизора вызывают перегрузку визуальной информацией, при дефиците устного восприятия, и тактильных, иных раздражителей.

Чтобы сохранить ребенку стабильную психику и здоровье, родители должны ограничивать просмотр телевизора, а лучше хотя бы на первые несколько лет жизни отказаться от его использования совсем. Детям важно общение со сверстниками и родителями, полноценное развитие всех органов чувств, движение.

Статичное просиживание за экраном телевизора ведет к гиподинамии, снижению иммунитета и частым простудам, перевозбуждение нервной системы делает беспокойным сон, нарушает нормальное эмоциональное развитие.

Поэтому для сохранения здоровья малышей стоит выбрать другие способы развлечения и развития, нежели просмотр телепрограмм и мультиков.

Сколько времени можно смотреть телевизор (мультики) ребёнку в года

Трёхлетний малыш может настоятельно требовать включить телевизор (впрочем, он и сам может управляться с пультом), но не идите на поводу. Просмотр телевизора подарит родителям свободное время и возможность сделать что-то по дому, но при этом причинит малышу вред.

Помните, что оставлять малыша самого у телевизора нельзя. Обязательно следите за тем, что он смотрит. Если уж так получилось, что ребёнок смотрит телевизор, комментируйте происходящее. Вам важно помочь отделить малыша от картинки, иначе он может принять происходящее по телевизору за реальность и «поселиться» там. Смотреть мультики на компьютере (так как мы всё же не рекомендуем смотреть ребёнку 3 лет телевизор) в этом возрасте нужно не более полутора часов в день.

Учат рассказывать истории и стимулируют воображение

Фантастические истории развивают воображение — после них так здорово придумываются собственные миры. После просмотра мультфильма попросите ребенка пересказать сюжет, задайте вопросы или придумайте вместе нового персонажа истории.

«Приключения Пети и Волка» (9–11 лет)

Учат рассказывать истории и стимулируют воображение

Союзмультфильм

Научно-фантастический мультфильм о перемещениях в пространстве и времени через волшебные порталы. Создатели перенесли персонажей русских народных сказок в наше время. Получилось забавно. А главный герой Петя — просто идеальный мальчик: он отличник, разбирается в гаджетах, и его ужасно интересует, как все вокруг устроено. В сказку Петя попадает благодаря Серому Волку, конечно. Просто он настоящий царевич в душе.

Про Фому и Ерему

Том и Джерри

Имена мультяшных героев Тома (в полной форме Thomas) и Джерри (Jeremy) соответствуют просторечным русским именам Фома и Ерема. Наша народная традиция богата шуточными по­вествованиями о Фоме и Ереме — двух друзьях, которые делали всякое дело вместе, но ничему не учились, поэтому оканчивалось все каждый раз плачевно.

Шутка нужна была для того, что­бы научить детей не быть такими ленивыми. «Били Фому за Еремину вину», — гласит русская поговорка. Американских Тома и Джерри впол­не можно отнести к ярким представителям их национальной смеховой традиции. То, что от­личает их от героев русских шуток — изначаль­ная вражда между ними.

Том — кот и как бы не пытался дружить с Джерри, рано или поздно он прогневается на бедную мышку и будет гонять­ся за Джерри. Да в этом-то и смысл всей шутки. Том вечно преследует мышонка Джерри, чтобы съесть его, а мышонок — Тома, для того чтобы… отомстить. И мстит ему со всею жестокостью. Иначе бы шутка кончилась, а с нею и мультик. Вот такие друзья. Американская шутка ничему не учит. Это пустой смех ради смеха, который не гнушается никакими средствами. Русский «Ну, погоди!», снятый по законам этого жанра, не содержит сцен жестокости, в отличие от своего американского прототипа.

Чип и Дейл

Даже если в детских мультиках есть положитель­ные герои, как, например, в мультике «Чип и Дейл…», зло наказывается слишком жестоко, а мотив действий героев при этом — гордость, сами герои постоянно ссорятся между собой. Это не осуждается, но нужно для того, чтобы было смешно. В «Чипе и Дейле…» музыка тревожная, преимущественные цвета фильма, несмотря на яркость героев, — синие и коричневые, они не спо­собны пробудить радость в ребенке.

В западных мультиках нет счастливого конца, даже если все оканчивается «неплохо». (Помните, чем оканчи­вается мультфильм «Мадагаскар»? Герои наконец дождались корабль, а на берегу остались пингви­ны, которые радуются тому, что корабль без топ­лива…). Каждая новая серия любого американс­кого мультсериала — продолжение борьбы с тем злом, которое… было побеждено в предыдущей серии. Куда здесь до нашего «и жили они долго и счастливо»! Все гораздо «увлекательней» и «со­ременнее».

По мнению современных психологов, такая «концовка» западных мультиков приучает детей верить в необходимость и неуничтожимость зла в мире. Его можно лишь на время оста­новить. Чего стоят одни только «Охотники за привидениями»! В этом мультфильме зло способ­но становиться добрым, разгуливать по городу, но главное — оно полностью материально, духовно­го мира нет, борьба со злом сводится к погоне за «привидениями» с… пылесосом. А если нет ду­ховного мира, то нет воздаяния, а зло — забавно и безобидно.

Покемоны

Не менее интересны в этом отношении «Покемоны». Эти мультики для детей (японское зрелище) несут  пол­ное разочарование в разумности мироздания: герой, который во всех предыдущих сериях был хорошим, в следующей серии оказывается ужас­ным чудовищем. На родине этого фильма после демонстрации одной из серий более шестисот человек (и не только детей!) попали в больницу с эпилептическими припадками.

Стоит взглянуть на самих покемонов («карманных монстров»), что­бы понять, почему: щели вместо рта, пустые глаз­ницы. Дети усваивают, что добро — лишь «функ­ция», которой может и не быть.

Телепузики

На сегодняшний день стало очевидным, что многие западные мультфильмы и сказки представляют опасность для духовного мира ребенка. Некоторые из них, как, например, вечерняя «сказка» для младенцев «Телепузики», вполне могут повредить хрупкую психику малыша, привести к отклонениям от нормального умственного развития.

В «Телепу­зиках», например, показывая детям яблоко, сооб­щают, что «это виноград», о красной краске гово­рят «зеленая». Все это делается специально для того, чтобы блокировать усвоение правильной информации о мире. После этого уже нетрудно научить ребенка любой лжи в качестве правды. В некоторых американских мультиках образ добра вообще отсутствует. Там есть лишь разно­образнейший набор злодеев и безликие жертвы. Как, например, в одном из них, с умилительным названием «Вампиреныш», где одного из героев так и зовут Жертва…