Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ребенок-левша – это патология или норма, нужно ли с этим что-то делать

Рождение крохи ставит перед новоиспечёнными родителями множество разнообразных вопросов. Один из не самых первостепенных, но всё же имеющих значение для оптимального детского развития: «Что делать, если мой ребёнок левша?»/p>

Почему ребенок бывает левшой

Мозг человека делится на две половины, которые управляют противоположной стороной тела. У большей части людей доминирует левое полушарие мозга, а у левши правое полушарие мозга отвечает за взаимодействие со средой. Правое полушарие у истинных левшей от природы более активно. Не только левая рука, но и левая часть тела испытывает большую нагрузку.

Леворукость – врожденная особенность человека. Основными причинами доминирования правого полушария и определения ведущей руки могут быть:

  1. наследственность в роду;
  2. особенности развития плода;
  3. травма при рождении;
  4. подражание, когда малыш копирует кого-то из близкого окружения;
  5. травма правой руки, когда ребенок вынужден «приспособиться» к левой руке.

В любом случае леворукость не требует исправления, самое главное для родителей – помочь малышу уверенно чувствовать себя в обществе. Для этого надо понять психологию леворуких детей.

 Психологические особенности ребёнка левши 

Отличие левши не только в том, что он хорошо владеет левой рукой. У них более активно правое полушарие. Эти дети обладают музыкальными способностями, абсолютным слухом. Они эмоциональные и творческие натуры.

Левши более подвижны, чем правши. Но от того, что эти дети впечатлительны, они часто бывают раздражительными. В детских коллективах именно левшам чаще требуется психологическая помощь и поддержка взрослых.

От природы левши обладают повышенной впечатлительностью, они очень ранимы, поэтому не следует в их присутствии повышать голос. Криком от такого ребенка добиться ничего не возможно: он просто замкнется в себе.

Левшам хорошо дается изучение геометрии, сложнее овладеть чтением, грамотным письмом, арифметикой. Это происходит от того, что за логику и последовательность мышления отвечает левое полушарие мозга. А правое полушарие воспринимает информацию, как целостный образ.

Вот чем отличается леворукость человека – это индивидуальная особенность устройства его мозга. И внимательные родители могут и должны определить эту особенность ребенка в самом раннем возрасте.

Как определить леворукость ребенка. Тесты для детей с 3 лет 

Предложите ребенку:

  • постучать молоточком;
  • сложить из кубиков домик;
  • взять ножницы в ручки;
  • расчесаться;
  • провести линию карандашом;
  • перемешать ложкой чай;
  • показать на картинке названный предмет;
  • бросить мячик;
  • выбрать из фигурок кружочки.

Малыш вероятнее всего левша, если для выполнения 8 или 9 заданий будет использовать левую руку, а правой рукой воспользуется не более 1 раза. Возможно, малыш возьмет ручку в левую руку, а карандаш или ножницы в правую.

Специалисты отмечают, что правополушарные люди могут писать как левой, так и правой рукой. А для других действий выберут именно левую руку.

Доктор Комаровский советует родителям левши обращаться к специалистам для тестирования слуха, зрения ребенка, а также выявления признаков левоногости, что очень важно для понимания принципов воспитания правополушарного малыша.

Чтобы понять малыша, попробуйте порисовать с ним двумя руками поочередно. Предложите нарисовать квадрат, кружочек сначала одной, потом другой рукой. Рисунок, выполненный доминирующей рукой, будет более аккуратным.

При домашнем тестировании и последующем наблюдении за ребенком следует учесть, что малыш до 4-х лет способен с успехом использовать обе руки.

 Почему нельзя переучивать левшу 

Очень важно понять, что переучивание левши могут вызвать серьезные расстройства здоровья малыша, а также может затормозить его развитие. Может нарушиться и психологическое равновесие ребенка. Переучивание может привести к появлению навязчивых состояний, тиков, неврозов, заикания. У малыша могут нарушиться сон, аппетит. Он может начать жаловаться на частые головные боли.

Леворукость малыша нужно принять и не пытаться перестроить особенность его организма. Важно учитывать эту особенность в воспитании и общении с ребенком. Нельзя придавать особое значение его леворукости и заострять на этом внимание.

Плюсы леворукости

  • Леворукие дети легче запоминают стихотворения, что не раз пригодится вашему чаду во время обучения в школе, но школа не является главным показателем. Благодаря подобной особенности, ребенку-левше не составит труда заниматься изучением языков, что означает для него удачное будущее в этой сфере. При том, даже если ребенок и не свяжет жизнь с переводами и изучением языков, с его даже базовыми знаниями одного иностранного языка будет легко перебраться в другую страну и не испытывать там трудности с общением.
  • Левши чаще обладают также и хорошим музыкальным слухом, что открывает для такого ребенка множество творческих дорог. К примеру, левша может быть вполне успешным вокалистом, играть на музыкальном инструменте по выбору и освоить искусство танца. Развивая подобные таланты, у ребенка появиться возможность пробиться на эстраду, а если и нет желания заниматься этим всерьез, у него всегда будет развлечение в свободное время.
  • Несомненным плюсом является и хорошо развитая память. Леворукие дети может и хуже усваивают точные науки, но проблем с запоминанием материала у них никогда не возникнет. Чаще у таких детей развит и такой феномен, как «фотографическая память», посмотрев в учебник всего пару раз, они смогут практически в точности воспроизвести все, что там было написано. Это и может помочь компенсировать неудачи в математических расчетах.
  • Дети-левши обыкновенно большие фантазеры. Они любят мечтать, постоянно выдумывают что-то новое, что означает их большие амбиции. Ребенок с мечтами может поставить себе действительно великую цель и не сомневаться в возможности ее выполнения, уверенно он будет двигаться по выбранной дороге и обязательно достигнет немалых высот в своем деле, каким бы то ни было. А талант к сочинению, в свою очередь, дает ему шанс стать великим первооткрывателем, писателем или даже изобретателем.
  • Левши хорошо воспринимают краски и становятся великими художниками. Ребенок-левша талантлив во многих областях искусства, и рисование не становиться исключением. При желании, такие дети с легкостью могут связать свою жизнь с дизайном или архитектурой, не говоря уже о том, что из такого ребенка может вырасти самый великий художник современности, при желании леворукие дети действительно способны на великие свершения.
  • Дети-левши обладают просто великолепной ориентацией в пространстве и подвижностью, у них отлично развита координация. Такой ребенок вряд ли потеряется в огромном мегаполисе или сумеет заблудиться в лесу. Хорошая ориентировка на местности поможет быстро запоминать местонахождения любых объектов, преодолевать даже большие и тяжелые расстояния к цели.
  • Быстрая реакция на изменения в жизни становится еще одним важным плюсом для левшей. Жизненные трудности никогда не застанут ребенка-левшу врасплох, как бы сильно не изменились условия его жизнедеятельности, он всегда найдет подходящий для него самого и удобный выход из положения, не станет паниковать, а рассудительно и скоро примет любое важное решение. Так же, такие дети легко приспосабливаются к самым неудобным обстоятельствам, при необходимости, они смогут пережить все неприятности, что неожиданно свалились на их голову и выйти победителями.

Есть ли смысл переучивать левшу

Мы живем в мире, где властвует праворукость. Все законы человеческого бытия, комфортного существования и правила созданы для удобства праворуких. Но значит ли это, что в нашем мире нет места левшам? Переучивая малышей-леворучек, родители с одной стороны желают им добра, полагая, что так им будет проще пользоваться благами цивилизации. А с другой, нарушая законы природы, ломают психику ребенка. Ведь все его силы (физические, эмоциональные и психологические) во время такого переучивания уходят на борьбу со своим внутренним миром. А он мог бы использовать их для других целей – развития творческих способностей, адаптации к окружающей действительности, коммуникативным навыкам.

В Америке, Австралии и большинстве европейских стран левшей давно уже научились воспринимать как естественное и обычное явление. Детей с лидирующей левой рукой не переучивают, а наоборот, дают им возможность адаптироваться в среде, где преобладающее большинство – праворукие.

В России к этому принципу восприятия левшизма пришли не так давно. Переучивать малышей-левшей сейчас считается некорректным. Если правильно и мудро подойти к воспитанию ребенка с такой особенностью развития, то он вырастет таким же уверенным в себе и своих способностях, как и праворукий. Ведь вождение машины и занятия спортом – это еще не самые главные вещи в мире.

Почему не стоит переучивать ребенка-левшу

Уже при рождении организм левши настроен природой на определенный ритм, на «зеркальную» работу. Если ребенка начать переучивать, то произойдет внутренний психологический сбой. Невроз, навязчивое состояние, неуверенность в себе, психозы и нервные срывы, занижение самооценки – вот к чему приведут старания родителей изменить природу врожденного ребенка-левши.

Компенсаторного левшу также не стоит беспокоить различными методиками и переучивать заново в праворукого. Все, что ему нужно – это покой и понимание. Он приспособился к удобной для него форме существования, и нарушая его комфорт, родители наносят ребенку травму, заставляя писать, рисовать и есть правой рукой. Чтобы ребенок, вынуждено ставший левшой, снова стал праворуким, необходима помощь специалиста и целый комплекс профилактических мер.

КАК НАУЧИТЬ ЛЕВШУ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ?

Перед тем, как отдать ребёнка-левшу в школу, нужно подготовить почву, чтобы основные занятия дались ему легче. Развитие мелкой моторики должно быть обязательным в расписании дня. Один из навыков, который подготавливает руку к письму – складывание мозаики слева направо рядами. Это необходимо для будущего правильного восприятия теста.

При обучении чтению левше обычно все равно, с какой части предложения начинать читать, он теряет строчки. При письме такие дети часто зеркалят, пропускают буквы, не дописывают слова.

Преодоление этих проявлений – только в последовательном и мягком исправлении ошибок и постепенной наработке навыков письма и чтения слева направо. Можно как-то отметить левую руку ребёнка, например, браслетом. Обращая внимание на эту руку, ребёнок будет отмечать начало ряда.

В классе левше лучше сидеть с левой стороны стола, тогда ребёнок не будет пересекаться с рукой соседа-правши и дети не помешают друг другу.

Тетрадь должна располагаться так, чтобы нижний левый угол рабочей страницы был напротив правого плеча. Тогда рука меньше устает, а ребёнок видит, что он пишет. Держать ручку ребёнок приспосабливается сам, ведь важно еще и не размазать то, что написано. Также важно следить за осанкой – дети часто «уезжают» телом вслед за рукой.

Особенности подготовки левшей к школе

В чем заключается их суть? Переучивать ребенка левшу или же нет? Леворукость надо принять, как данность, но учесть некоторые особенности в развитии.

Рекомендации специалистов следующие:

  • Левши быстро утомляются, поэтому надо больше времени уделять отдыху, прогулкам.
  • Поставьте в известность учителя, что переучивать ребенка не следует.
  • Приобретите прописи для левшей, кладите их (а также тетради) под таким углом, чтобы правый угол прописи немного свисал со стола.
  • Проблемы с речью можно решить, посещая нейропсихолога и логопеда (желательно до обучения в школе, чтобы было комфортнее осваивать школьную программу).
  • Не ругайте чадо за неловкость и неуклюжесть – это связано со слабой моторикой.
  • Провоцируйте его заниматься творчеством: лепкой, вышивкой, плетением бус, бисероплетением, складывайте вместе пазлы, складывайте оригами, пойте, рисуйте.

Кроме всего, перечисленного выше, всегда хвалите свое сокровище и чаще напоминайте, что среди левшей много знаменитых людей.

(Пока оценок нет)

Нужно ли переучивать левшу

Вы можете изменить свой цвет глаз? А форму носа? Согласитесь – разве что с помощью хирурга. Леворукость – это такая же врожденная особенность организма, и ее исправление по кардинальности не уступает хирургическому вмешательству.

Не так давно левшей старательно переделывали объединенными усилиями семьи и школы. Да, ребенок приучался писать правой рукой. А вдобавок приобретал неврозы различного типа: тики, повышенную утомляемость, заикание, расстройство желудка, нарушение сна, энурез и прочие невротические реакции. Не слишком ли высокая плата за то, чтобы быть «как все»?

Сегодня на вопрос: «Нужно ли переучивать?» медики и педагоги отвечают: «Нет!». Ребенок-левша нуждается в адаптации к окружающему миру, и наша задача – помочь ему в этом. Любящие родители и грамотный педагог сумеют подкорректировать систему обучения под особенности левши. Дайте первоклашке возможность учиться в своем темпе, найдите индивидуальный подход, и он сумеет поладить с окружающим миром правшей.

Что могут сделать родители:

  • заранее поговорите с учителем, убедитесь, что он готов считаться с особенностями вашего ребенка, если нет – меняйте класс;
  • не заостряйте внимание ребенка и окружающих на его леворукости;
  • найдите занятие, развивающее обе руки (плавание, лыжи, баскетбол, игра на пианино, лепка);
  • смиритесь с плохим почерком. Научите правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и тетрадь (есть специальные рекомендации для левши);
  • при обучении чтению используйте непрозрачную закладку, чтобы открывать новое слово по мере прочтения предыдущего;
  • при занятиях используйте наглядные пособия;
  • будьте терпеливы, любое объяснение проводите пошагово, по элементам;
  • учитывайте повышенную впечатлительность и эмоциональность, а также утомляемость ребенка-левши. Продолжительность домашних занятий для таких первоклашек – 20-25 мин, затем нужен перерыв.

По данным статистики, каждый третий ребенок-заика – это переученный левша. Да, любовь родителей и профессионализм педагогов может проявляться и так. Согласитесь, это повод задуматься.

Как поддержать ребенка левшу?

  • Поощряйте увлечение музыкой, творчеством. Скажите ему, что он неординарный от природы, но все в его руках;
  • Будьте терпеливы, внимательны, принимайте и любите своего необычного ребятенка, хвалите его;
  • Сделайте удобным его быт (рабочее место, освещение, предметы обихода, канцелярские принадлежности);
  • Отдайте чадо в кружок, студию, спорт, где требуется равномерно использование обеих рук (лепка, вязание, водные виды спорта, баскетбол, фортепианный класс);
  • Давайте отдых после 15-20 минут выполнения домашнего задания, чтобы избежать переутомления;
  • Сразу поговорите с воспитателями, учителями, убедитесь, что они знакомы с особенностями работы с левшами.

Леворукие детки, впрочем как и все другие, нуждаются в принятии, понимании, бережном отношении, доверии взрослых. Обучая и воспитывая левшу, помните о том, что он отличается от большинства сверстников, причем эти отличия обусловлены его природными особенностями развития. Позвольте ребенку проявить свою индивидуальность, будьте ему поддержкой и опорой – тогда он сможет преодолеть все трудности.

Учим чтению и письму

Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.

У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:

Учим чтению и письму
  • Научите будущего школьника удобно, правильно сидеть: с прямой спиной, опирающейся на спинку сидения, не ложиться грудной клеткой на рабочий стол, расположить предплечья на парте так, чтобы локти немного выходили за её края;
  • Рабочее место расположите слева относительно источника света, то есть окно или лампа должны находиться справа от ребенка;
  • Покажите, как оптимально расположить тетрадку: она должна составить параллель с левым предплечьем, ее нужно сдвигать влево, правым нижним углом также уходя левее. Подвигать тетрадь нужно наверх, придерживать правой ручкой в углу сверху, потом снизу;

  • Левши кладут ручку в руку зеркально относительно правшей, проследите, чтобы ребенок не сжимал письменную принадлежность слишком сильно, не сгибал указательный пальчик, опирался на мизинец. Между пальцами и стержнем должно быть не больше 4 см;
  • Хорошо развивает навык письма использование специальных трехгранных письменных приборов,
  • С детками, пишущими левой рукой, нужно объясняться максимально терпеливо, объяснять все действия пошагово, подробно, последовательно;
  • Отдавайте предпочтение острым мягким карандашам, хорошо скользящим ручкам;
  • Во время чтения закрывайте текст плотной непрозрачной закладкой, сдвигая ее по мере прочтения слов.

Воспользовавшись этими рекомендациями, вы позволите левше скорее освоиться в школе и успешно проходить обучение.

Учим чтению и письму

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

  • Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
  • При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
  • Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
  • Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
  • Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.