Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ребенок не хочет одеваться на улицу – что делать?

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет одеваться, при этом устраивает истерику. Вам станет известно, какие причины могут влиять на подобное поведение. Выясните, как необходимо себя вести, если столкнулись с капризами в процессе одевания крохи. Узнаете, какие хитрости нужно применять, чтоб приучить карапуза к самостоятельности.

Кризис трёхлетнего возраста

От двух с половиной и почти до четырех лет длится следующий этап взросления, который называется «кризисом трехлетнего возраста».

К этому моменту ребенок овладевает принципиально новыми для него умениями и начинает осознавать себя отдельной, независимой личностью. Теперь он яростнее сопротивляется, громче кричит и протестует. Он может попроситься на улицу кататься с горки, а в процессе одевания кричать во все горло: «Не хочу гулять!» Почему ребенок не хочет одеваться?

Внутренний конфликт заключается в том, что появившееся самосознание «я хочу» и «я могу» сталкивается с реальным неумением воспроизведения своих задумок. На все это накладываются еще и родительские запреты, требования, неуместная опека или подавление. Здесь важно родителю помнить, что он старше, сильнее, более опытен и его знания помогут найти золотую середину. Ведь если перестараться в воспитании, ребенок может не выдержать напора со стороны родителя, ему может не хватить силы воли, настойчивости и сдаться, смириться — ведь весовые категории ребенка и взрослого несоизмеримы.

Важно не упустить и другую сторону «трехлетнего кризиса», когда из-за попустительского поведения родителя ребенок запускает детские хитрости и начинает действовать исподтишка, например, хитрить и манипулировать. Закрыв глаза на что-то в период кризиса трех лет, родители рискуют столкнуться с этим в полном расцвете в подростковом периоде.

Что можно рекомендовать родителям?

  • Изучите гардероб ребенка на предмет приятности одежды, как в случае с более ранним возрастом.
  • Оставляйте больше времени на подготовку к выходу, ведь малышу в этот период важно одеваться самостоятельно, а это не быстро. Будьте неподалеку, чтобы в случае необходимости ребенок обратился к Вам за помощью.
  • Поощряйте самостоятельность. Если есть две пары шапок. варежек, то предоставьте сделать выбор самому ребенку. Или спросите: «С чего ты начнешь одеваться?» Это поможет ребенку ощутить собственную независимость, ответственность за выбор, самостоятельность, уважение взрослого, и сопротивление при одевании у ребенка будет гораздо меньше.
  • Если в семье есть еще дети, одеваться вместе будет намного интересней. При этом подмечайте успехи каждого — какой он молодец, быстро надел кофту или брючки. Только будьте осторожнее, не делайте одного из них постоянным лидером.
  • Не используйте шантаж, а опирайтесь в воспитании на естественные и логические последствия. Когда ребенок непрерывно проявляет протест против одевания зимней одежды, ведет себя противоречиво — оставьте его ненадолго одного, дайте ему выпустить пар. А после обязательно объясните ему, что он не может пойти на улицу лепить снеговика, видеть друзей, потому что не хочет надевать теплую одежду и рискует заболеть.
  • У дошкольников ведущая деятельность — игра, поэтому смело придумывайте сказочные сюжеты, с помощью которых ребенка можно организовать к выходу за считанные минуты. Например, одежда неподвижная и заколдованная и её можно расколдовать, только поскорее надев её! Или предложите поиграть в суперагента, который будет спасать маленьких гномов от снега (поросят от волка, принцесс от ведьм), стоит лишь надеть шапку смелости, костюм храбрости, варежки невидимой силы!
  • Будьте на стороне ребенка, хвалите, когда он достигает успеха в одевании, если не получается застегнуть, надеть — тактично подскажите, как можно это сделать. Например, при распространенной трудности застегнуть молнию предложите поиграть в голодную собачку, которую можно накормить сосиской, где собачкой будет сама застежка, а сосиской будет вставная часть молнии в застежку. Или пуговки в зависимости от размера могут быть печеньем, ягодками, а петельки — голодными животными из зоопарка.

Ребенок года — не хочет одеваться

Это уже вполне сознательный возраст ребенка, когда истерики не закатываются на фоне инстинктов. Чаще всего нежелание ребенка одеваться может быть объяснено одной простой причиной: он просто не умеет это делать. В вечной спешке родителям часто бывает удобно и быстро одеть свое чадо самим, а потом вдруг возникают требования, чтобы он делал это сам. Понимая, что ему это не под силу, малыш волнуется, теряется, впадает в состояние тревоги и полной растерянности.

Другой причиной может стать элементарное нежелание ребенка идти в детский сад, поликлинику, на какое-то мероприятие или в гости. В таком случае, его плохое настроение и вовсе грозит выйти за пределы только одевания. Непослушание и нежелание одеваться становятся синонимом попытки отстоять собственные права и самостоятельность и выстроить таким образом взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

Что в таких случаях делать?

  1. Не поддаваться детским провокациям и собственной панике. Растерянность в этот момент – худшее, что может позволить себе взрослый. Вдохнуть-выдохнуть, спокойно оценить ситуацию и начать действовать.
  2. Предложить права выбора: одеть то или это, застегнуться самому или с помощью мамы, попросить принести необходимую вещь – по сути незначительные просьбы или предложения позволят ребенку почувствовать себя значимым в принятии решения.
  3. О выходе из дома стоит предупредить заранее: оторвать ребенка в одно мгновение от просмотра любимого мультфильма или разом прекратить интереснейшую игру ради натягивания колготок или джемпера – и маленький бунтарь даст волю своему праведному гневу.
  4.  Игры помогут и здесь: соревнование «кто быстрее?», считалки, сказки, захватывающие истории – все пойдет в ход, лишь бы одевание не показалось малышу скучным и утомительным процессом, вычеркивающим десять минут из его жизни.

И в любых ситуациях следует помнить: вот этот бьющийся в истерике и орущий ребенок – целиком и полностью родная кровиночка, которая нуждается в терпении, понимании и любви. Будьте спокойны и ласковы, и все наладится в самые короткие сроки.

Как научить ребёнка ответственности?

Можно придерживаться одной и той же тактики, чтобы сформировать ответственность как у подростков, так и у детей младшего школьного возраста.

Психологи рекомендуют следовать следующим советам:

  1. В первую очередь важно понимать, что взросление и независимость — длительный процесс, которому невозможно научить одномоментно. Но можно создать для своих детей благоприятную среду, основанную на естественной привязанности к родителям и ощущении безопасности, и тогда навыки самостоятельности постепенно разовьются и окрепнут. [1]

  2. Опирайтесь на зону ближайшего развития вашего ребёнка, [2] чтобы научить его быть самостоятельнее. В эту зону входят умения и навыки, которые ребёнок пока не может использовать самостоятельно, только с помощью родителей. Например, сам ещё не может приготовить завтрак, но если родители порежут плиту и зажгут плиту, то справится с готовкой. В процессе совместной деятельности дети осваивают навыки и привыкают к самостоятельным действиям.

Весь процесс взросления происходит таким образом: родитель делает что-то вместо ребёнка — когда ребёнок готов, родитель делает что-то вместе с ребёнком — когда ребёнок осваивает навык, родитель отступает в сторону, но готов помочь.

Приведём пример:

Мама хочет, чтобы её сын научился собирать сам портфель:
1 этап. Мама собирает портфель вместе с сыном.
2 этап. Мама наблюдает за тем, как сын собирает портфель, иногда подсказывает.
3 этап. Навык освоен, мальчик собирает портфель самостоятельно, но знает, что может обратиться за помощью к маме.

Конечно, у всех детей свои сроки освоения навыка, которые зависят от сложности действий и индивидуальных особенностей. Но если ребёнок не может что-то делать даже с помощью взрослых, то, скорее всего, он ещё не готов к освоению этого навыка.

3. Учитывайте, что в процессе воспитания ответственности у детей могут быть спады и откаты. Дети могут отказываться делать то, что уже умеют, так как слишком устали, переживают кризис или просто хотят ощутить заботу и почувствовать себя в безопасности. Например, дошкольник может просить одеть или покормить его. И в такие моменты детям важно чувствовать, что они могут положиться на вас и довериться. Будьте рядом, чтобы вовремя подставить плечо.

Что же делать, если в процессе взросления мы допустили ошибки? Как в этом случае воспитать ответственность у подростка?

Детские истерики: лучшие советы родителям

Детские истерики — что это? На самом деле такого термина не существует. Под детскими истериками каждый родитель подразумевает свое и при фразе «детская истерика у ребенка» представляет себе определенную ситуацию.

Один родитель сразу вспомнит, как ребенок падает на пол в магазине при отказе купить игрушку. Другой расскажет, как малыш горько плачет при расставании с мамой.

Третий добавит про ситуацию, когда сломалась любимая машинка, и ребенок не может успокоиться, оплакивая свое «горе».

Детские истерики: лучшие советы родителям

И говорим ли мы об «истерике у ребенка 2 лет» или об «истерике у ребенка 5 лет», так или иначе, но речь идет об эмоциях, которые вышли из-под контроля. 

В этой статье мы не будем предлагать «10 способов остановить истерику у ребенка», а посмотрим на суть этого явления с точки зрения подхода развития. В результате каждый родитель сможет сам решить, когда нужно останавливать истерику, а когда нет (так тоже бывает). 

Как мы уже упомянули, когда родители говорят «у ребенка истерика», то речь чаще всего идет об эмоциях, которые ребенок не в состоянии контролировать. 

Почему так происходит?

Жизнь не всегда складывается, как нам хочется. А жизнь маленького человека тем более: сломалась игрушка, мама не смогла поиграть, одежда неудобная… Когда что-то в жизни идет не так, мы испытываем фрустрацию. 

Фрустрация — это эмоция, которую мы испытываем, если что-то не работает: «не работать» может игрушка, бизнес, наше тело, разговор, просьба, отношения, кофе-машина или ножницы. Что бы это ни было, чем важнее для нас, чтобы «оно» работало, тем больше нас расстраивает, если этого не происходит. 

Детские истерики: лучшие советы родителям

Фрустрация — это глубокая и примитивная эмоция, до такой степени примитивная, что присутствует даже у животных. Она не обязательно осознана нами, но, как и любые другие эмоции, она влияет на нас. 

Именно фрустрация толкает нас к изменениям. Мы пытаемся изменить то, что «не работает». Но изменения возможны не всегда. 

Что происходит, когда изменения невозможны? 

Первый путь — это почувствовать печаль, сожаление о том, что нельзя изменить. Иными словами — прийти к тщетности. Как правило, вместе с этим чувством могут прийти и слезы тщетности. И это самый экологичный путь выхода фрустрации. 

Но он возможен далеко не всегда, особенно, если речь идет о маленьких детях. Чем большее значение имеет то, что «не работает» для ребенка, тем меньше вероятность, что прийти к тщетности получится сразу. И тогда фрустрация переходит в агрессию. 

Наблюдая такие варианты вспышки агрессии, родители и говорят: «у ребенка истерика». Даже если в этом случае есть слезы, они выматывающие и непродуктивные. И это отличает их от слез тщетности. 

Детские истерики: лучшие советы родителям

Как остановить истерику у ребенка? 

Мы разобрались, что лежит в основе истерики у ребенка, а теперь посмотрим, нужно ли ее останавливать и как. Если есть возможность, позволяет место и время, то, конечно, можно дать выход этой эмоции. В случае, если речь идет о дошкольниках, может помочь игра.

«Волшебные фразы» и ультиматумы в этом возрасте могут сработать временно и, как правило, действуют за счет замещения эмоции фрустрации эмоцией тревоги. В этом случае мы просто отсрочиваем выход фрустрации и, вероятнее всего, «встретимся» с  ней снова немного позже и в другом виде.

Почему уговоры не работают? 

Мозг дошкольника незрел. Именно поэтому мы видим запросы в поисковой сети: истерика у ребенка в 1 год, истерика у ребенка в 2 года, истерика у ребенка в 3 года… Таких запросов становится все меньше по мере приближения к возрасту 7-9 лет. 

Чем это обусловлено? Фрустрация у взрослого может быть уравновешена. Мы — взрослые — способны испытывать смешанные чувства. Мы можем расстроиться, но не проявлять свои эмоции в неудобном месте, потому что понимаем, что сейчас это неуместно. Мы можем видеть ситуацию с разных сторон и проанализировать ее в ключе: с одной стороны это не работает, а с другой стороны/зато…. 

Детские истерики: лучшие советы родителям

Здесь речь идет об интеграции, и за эту способность отвечает префронтальная кора, которая у детей до 7 лет не развита. Именно поэтому сильная эмоция захватывает их полностью, не оставляя места ничему другому. И именно поэтому «волшебные фразы» так редко работают. Самый действенный вариант работы с истериками — понять закономерности их возникновения и научиться предотвращать их. 

  • Мы подготовили для вас перевод статьи с подборкой идей о предотвращении детских истерик, в которой каждый родитель сможет почерпнуть для себя то, что поможет сориентироваться в моменты эмоциональных взрывов у детей.
  • Елена Вишнякова

Почему ребенок не хочет самостоятельно одеваться?

Почему обычно спокойный и послушный малыш не только не хочет одеваться сам, но и криком с плачем противится попыткам взрослых надеть на него хоть какую-нибудь одежду? Опоздания на работу и в детский сад, испорченное настроение у всех членов семьи – вот последствия такого одевания.

  • Одежда тесная, стесняет движения.
  • Отвлекли от интересного занятия, не подготовив его заранее к смене деятельности.
  • Упрямство, возникшее в период «кризиса самостоятельности», или «кризиса 3 лет», когда ребенку навязывают жесткую волю и не предоставляют право выбора.
  • Не нравится одежда, которую ему придется надевать.
  • Малыш не желает переходить от привычной одежды на одежду другого сезона, он привык к одной курточке или брюкам.
  • Он устал и хочет спать.
  • Он перевозбужден и полон эмоций.
  • Дети не хотят идти туда, куда им приходится собираться (в садик, у гости и т.д.).
  • Малыш манипулирует взрослым, который руководит процедурой одевания (с бабушкой капризничает, а с папой нет).
  • Он хочет получить дополнительную порцию заботы или желает обратить на себя внимание.

Как видно из вышеперечисленного списка, причин для нежелания малыша одевать или снимать одежду самостоятельно более, чем достаточно. Желательно проанализировать причины капризов, если они повторяются с завидной регулярностью.

Основные тезисы

  1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  2. Если ребенок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.
  3. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  4. Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.
  5. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки. В книге Билла Адлера “Перехитрим малыша” я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки. Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом ребенок будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.
  6. Если ребенок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.
  7. Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.
  8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков – неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если ребенок не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда ребенок, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.
  9. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  10. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.
  11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
  12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
  13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша – ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

Источники: , , 

Как научить одеваться

Важно, чтоб ребенок умел одевать минимум одежды, когда повзрослеет и окажется в садике, ведь там он будет не единственным карапузом. Старайтесь с раннего детства приучать свою кроху к самостоятельности.

Для того, чтоб обучить малыша процессу правильного одевания необходимо использовать следующие алгоритмы.

  1. Поставьте перед ребенком задачу. Вам необходимо озвучить малышу инструкцию следующим образом: «будь так добр, надень колготки…». Если карапуз совсем маленький можно сказать иначе: «а где же твои штанишки?.. Какой ты молодец, давай-ка, мы их сейчас снимем». При этом слова необходимо сопровождать действиями.
  2. Задачи можно разбивать на ряд этапов. Например, «давай, возьмем штанишки», «посмотри, где передняя сторона, а где задняя», «давай, наденем одну штанину, а теперь другую», «поднимайся и натягивай штанишки».
  3. Мотивируйте. Расскажите карапузу, что его ожидает, если он исполнит Вашу задачу. Мотивировать можно и иным способом: «Какой ты молодец, ты так быстро смог справиться, даже я за тобой не успеваю».
  4. В помощь начинаний. Родитель должен подсказать карапузу, что нужно одевать в первую очередь. Если малышу самому сложно выполнять Ваши подсказки, можете слегка ему помогать, контролируя, как ребенок одевается. Вы можете сказать малышу: «возьми штанишки», дать ему их в руку и попросить надеть. Недопустимо при этом использовать раздраженность, оказывать давление.
  5. Не забывайте хвалить ребенка по мере того, как он будет одеваться. Обязательно указывайте, в чем именно он преуспел.

Теперь Вам известно, что делать, если малыш не хочет одеваться, отправляясь на прогулку или в садик. Помните о возможных причинах подобного поведения, предупреждайте их, а если так сложилось и ребенок уже начал истерить во время одевания, предпринимайте соответствующие меры, вовремя решайте проблему.

(Пока оценок нет)

Избавляемся от типичных ошибок:

Зад и перед. Это распространенная ошибка многих малышей. Чтобы помочь с ней справиться, необходимо маркером нарисовать пометку на задней внутренней части штанишек, а также других элементов одежды. Приобретайте футболки, где рисунки находятся только спереди, а спинка является однотонной; Верхняя и нижняя части костюма не соответствуют друг другу. Важно не акцентировать внимание на такие мелочи. Похвалите за проявленную самостоятельность; Малыш не заправил рубашку в брючки. На самом деле, заставлять кроху это делать – это зря потраченное время. За этим моментов, скорее всего, придется следить взрослому, поскольку через несколько минут детской активности аккуратно заправленная рубашка будет выглядывать снова; Пуговицы – вечная проблема. На самом деле замечателен сам факт того, что малыш попытался их застегнуть. И не важно, что нарушен порядок. После того, как ребенок “застегнул” пуговицы, важно похвалить его. Если пропущена всего одна пуговица – ничего страшного, оставьте все как есть. Если же кроха пропустил больше – просто спокойно помогите ему исправить ситуацию как можно скорее. Типичная ошибка взрослых в том, что они смотрят на весь процесс со своей точки зрения, а не со стороны малыша. Никогда не ограничивайте малыша очень строго по времени. Ведь нужно его научить одеваться не быстро, а качественно. Маленьким детям на это необходимо намного больше времени, чем взрослым. Чтобы избежать нервозности и слез, выделяйте детям достаточное количество времени на то, чтобы одеться. Большую помощь в одевании окажут не угрожающие фразы по типу “давай скорее”, “не крутись”, а любимые стихи и потешки, которые наверняка понравятся малышу. Вы без труда найдете их в любой детской литературе. Также мама может легко придумать стихотворение самостоятельно, в котором обязательно будет упоминаться имя любимого сыночка или дочурки. Добавьте немного фантазии и жизнь с малышом станет намного интереснее и веселее. Успехов в воспитании малыша! Будьте терпеливы и жизнерадостны!

Что делать, если ребенок отказывается учиться одеваться и раздеваться?

Если малыш ни в какую не хочет самостоятельно переодеваться, то попробуйте его подкупить новой игрушкой или дополнительной сладостью. Обычно дети на этот уговор идут.

Евгения Савельевна, 31 год, мама двух детей «Можно в игровой форме его начать обучать. Скажите, что колготки и штаны — это такие волшебные тоннели, а ножки малыша — поезда. Включайте фантазию, говорите, что это не просто кофта и брюки, а костюм супергероя, который заработает только в том случае, если ребенок его сам наденет».

Татьяна, 35 лет, мама четверых детей «Устройте соревнования: кто быстрей справится со сбором: взрослые или дети. Участие должны принимать и вы сами, чтобы было интересней и веселей».

Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он отказывается самостоятельно одеваться, это окончательно отобьет его желание учиться.