Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ребенок не хочет сидеть в стульчике для кормления: советы родителям

Как только малышу исполняется полгода, заботливые родители сразу же с нетерпением ждут того, что ребенок научится самостоятельно сидеть. Если к 9 месяцам он так и не начал это делать, многие начинают бить тревогу. Однако делать это нужно лишь в том случае, когда малыш совсем не может сидеть и постоянно заваливается набок. В остальных же ситуациях необходимо смотреть на общее развитие ребенка и делать выводы исходя из других показателей его активности.

Почему ребенок перестал ходить на горшок?

Точную причину именно вашей проблемы придется устанавливать самостоятельно. Но на самом деле вариантов не так уж много. Это может быть:

  1. Протест Кризис возраста «Я сам» иногда оборачивается довольно неприятными проблемами. Таким образом ребенок может выражать свое несогласие с запретом сидеть в луже во дворе, красить двери вашей помадой или есть собачий корм. После 1,5-2 лет ребенок так стремительно и неравномерно развивается, что иногда сам устает от терзающих его противоречий. Что делать? Если причиной отказа ходить на горшок стал именно протест, то нужно постараться как-то его компенсировать. Дайте ему проявить инициативу в чем-то другом, продемонстрируйте значимость и важность. Например, скажите, что он уже большой и доверьте мыть посуду (можно ради этого купить «дежурный набор» дешевых тарелок и чашек). Такая активность создаст баланс и у него отпадет желание протестовать. А раз он большой – значит, должен ходить на горшок.
  2. Стресс или болезнь Часто такой регресс в развитии происходит после стрессовой ситуации или тяжелой болезни. Проанализируйте ситуацию и постарайтесь понять истинные причины.

    Что делать? Если отказ от горшка произошел после болезни, то нужно просто немного подождать. Если ребенок находится в стрессовой ситуации из-за какого-то внешнего раздражителя (болезнь или смерть близкого родственника, смена места жительства, скандалы взрослых, укус собаки на улице), то нужно его обязательно устранить. Попробуйте самостоятельно поговорить с малышом и успокоить его, предложите нарисовать свой страх. Если проблему решить не удастся, то нужно будет обратиться к детскому психологу. Если ребенок ходит в детский садик, то стоит попросить совета у специалиста.

  3. Наскучили игры Иногда причиной бывает чрезмерная активность мамы, которая каждые полчаса высаживала малыша на горшок, разыгрывала при этом целый спектакль и превращала «поход пописать» в игру. А сейчас ему надоело в нее играть, ребенок уже умеет контролировать свой мочевой пузырь. И если раньше он сидел на горшке исключительно по маминой инициативе, а писал в горшок потому, что было некуда деваться, то сейчас мочевой пузырь пустой, а мама пристает со своим «пи-пи-пи».

    Что делать? Ребенок уже умет пользоваться горшком, но у него начался период «горшкового кризиса», который просто нужно переждать. Наберитесь терпения и не надевайте ему памперс, не акцентируйте внимание на проблеме. Когда описается – молча переоденьте. Через время попробуйте вновь предложить горшок. Если сходит – обязательно похвалите и скажите, что вы ми гордитесь. В детском садике эта проблема обычно решается очень просто – на горшок все ходят за компанию. Дома вы тоже можете говорить: «Мама хочет писать. Побегу в туалет – нужно успеть. А ты пойдешь на горшок?».

  4. Надоел горшок Горшок стал неудобным или малыш просто потерял к нему интерес.

    Что делать? Замените горшок или купите детское сиденье для унитаза. Вполне возможно, что оно ему понравится больше.

Как понять, что малыш хочет сесть

Есть некоторые признаки, которые будут указывать на то, что ребенок учится садиться, и родителям необходимо быть с ним всегда рядом, чтобы в нужный момент помочь и подстраховать:

  • Лежа на животике, малыш все время пытается упереться руками в пол и поднять грудную клетку;
  • Упираясь руками в пол, младенец старается поднять свое туловище;
  • Если лежащего на спинке ребенка взять за ручки, он крепко обхватит пальцы и попытается подняться.

Все вышеописанные признаки говорят о том, что ребенок достаточно окреп и уже готов садиться.

Причины, по которым ребенок отказывается сидеть в стульчике

Если ваш ребенок не хочет сидеть в стульчике для кормления, первым делом нужно разобраться, почему он это делает. Причин может быть много, но мы расскажем о самых распространенных:

  • Вы слишком рано посадили ребенка в стул для кормления. Как правило, малыши начинают самостоятельно сидеть примерно в возрасте 5-6 месяцев. Не стоит сажать малыша в стул, если он еще не может сам сидеть уверенно, иначе он будет испытывать неудобство или усталость.
  • Ребенок в данный момент не голоден, а вы пытаетесь его покормить насильно. Конечно, же это вызовет у крохи бурный протест. Убедитесь, что от предыдущего кормления прошло достаточно времени и ребенок действительно проголодался.
  • Ребенку приходится долго ждать свою порцию пищи и он слишком устает от ожидания. Попробуйте сажать малыша в стул для кормления тогда, когда еда будет насыпана и можно сразу же приступать к ее употреблению.
  • Ребенок однажды падал со стульчика или больно ударился об него, и сейчас этот предмет вызывает у него устойчивую негативную ассоциацию.

Иногда ответ на вопрос, почему ребенок не сидит в стульчике для кормления, может быть значительно проще. Возможно, вы подобрали стул не по размеру или возрасту, и крохе банально некомфортно в нем. Современные производители товаров для детей предлагают большой выбор этого детского предмета мебели. Так, стульчики для кормления можно найти в каталогах таких известных брендов, как Baby Design, Peg-Perego, Chicco и др.

Что говорят врачи?

Дети начинают садиться в возрасте от 5 до 7 месяцев, так считают педиатры. Они же утверждают, что нормой считается, если малыш стал сидеть до девяти месяцев. В зависимости от степени психомоторного развития одни дети уверенно сидят в 4,5 месяцев, а некоторые отказываются сидеть до года. Наблюдения показывают, что девочки обычно начинают сидеть раньше, чем мальчики. Конечно, у активных и стройненьких детей все получается быстрее, чем у их пухленьких сверстников, хотя бывают и исключения.

Иногда ребенок хорошо ползает и уже начинает ходить, но до сих пор не сидит самостоятельно. Стоит ли беспокоиться по этому поводу? Нет, ни в коем случае. Ребенок сам освоит сидячую позу, когда ему это потребуется. К специалисту стоит обратиться только в том случае, если ребенок до девяти месяцев не переворачивается с живота на спинку и наоборот, и даже не проявляет никакого желания сесть.

Есть дети, которые уже в три-четыре месяца проявляют настойчивое желание принять сидячее положение. Не стоит потакать в этом стремлении. Позвоночник ребенка не окреп, сидение в таком раннем возрасте нанесет ему вред. Лучше выкладывать его в люльку-шезлонг, где малыш будет находиться в полулежачем положении и у него увеличится обзор, без вреда для позвоночника.

Как понять, что малыш подавился

Есть множество очевидных признаков, по которым можно понять, что ребёнок поперхнулся или подавился. Этот процесс делится на две стадии: лёгкую и тяжёлую.

Симптомы лёгкой стадии:

  • ребёнок находится в сознании;

  • кашель;

  • рвота;

  • плач;

  • нет остановки дыхания.

Если малыш может плакать, значит, его дыхательные пути свободны. Из-за интенсивного кашля часто возникает рвота. Кашель и рвота очистят лёгкие и выведут наружу частицы пищи. Не стоит сильно хлопать ребёнка по спине, потому что организм уже включил свои защитные механизмы. Нельзя переворачивать его вниз головой, это только навредит. Надо посидеть рядом с ребёнком, пока он откашливается, и успокоить его.

Если у малыша тяжёлая стадия, то ему понадобится серьёзное лечение. Без экстренной помощи счёт идёт на минуты: ребёнок может задохнуться и умереть.

Признаки тяжёлой стадии:

  • затруднённое дыхание;

  • потеря сознания;

  • ребёнок раскрывает рот, но не может издать ни звука;

  • испуганные глаза широко открыты;

  • малыш держится руками за горло;

  • слюнотечение;

  • посинение кожи.

Нужно немедленно вызвать «скорую помощь». Самостоятельно нельзя принимать никаких действий, особенно если малыш подавился не пищей, а каким-нибудь твёрдым предметом. Инородное тело из дыхательных путей может извлечь только опытный квалифицированный врач.

Почему возникают комплексы у детей

  1. Чувство зависти. Подросший ребенок уже умеет сравнивать себя с другими. И иногда сравнение идёт не в его пользу. Он хочет такую же игрушку, как у друга, или хочет быть таким же смелым, как одноклассник. Из-за этого появляется комплекс неполноценности.
  2. Недостаток похвалы. Любому человеку важно, чтобы его действия положительно оценивали, а ребенку в особенности. И когда возникает обратная ситуация, малыш обижается. Он чувствует себя забытым и непонятым.
  3. Физический недостаток. Дети часто бывают более злыми, чем взрослые. И когда у ребенка есть какая-то характерная особенность, ему труднее ужиться в социуме.

Причины отказа от груди могут быть совершенно разными:

Это похоже на отказ, но это не отказ!

  • Ребенок не может присосаться к груди с самого рождения, либо берет грудь и теряет ее почти сразу после начала сосания. Скорее всего это связано с анатомическими особенностями малыша или груди, способом прикладывания и т.д. Такая пара мама-малыш нуждаются в обучении прикладыванию к груди, после чего ребенок будет брать и сосать грудь.
  • Малыш отвлекается во время кормлений и часто отрывается от груди. Подросшие детки, обычно начиная с 2-3 месяцев, становятся очень любопытными и легко отвлекаются на окружающие их звуки, предметы, людей и т.д. А еще, если чуть подросший ребенок уже наелся, то он не всегда захочет сосать грудь почти сразу после кормления, даже если это удобно или необходимо маме.

Ребенок болен или чувствует недомогание.“Путаница сосков”.Стресс.ожидаютСлишком активное введение прикорма или смеси.

Признаки задержки моторного развития

Следует сообщить педиатру в случае, если ребенок:

  • в конце 1 месяца не может удержать головку вертикально на мгновение;
  • в конце 2 месяца не отрывает голову от поверхности на 5 сантиметров и не может ее удержать; делает нессиметричные движения конечностями;
  • в конце 3 месяца не держит голову вертикально на протяжении полминуты, на животе – минуту; не тянется к игрушкам; не разглядывает свои руки;
  • в конце 4 месяца головка отклоняется назад, если его поднимают из лежачего положения, а лежа на животе, не приподнимает туловище; в вертикальном положении не опирается на пальцы ног при поддержке под мышками;
  • в конце 5 месяца не держит уверенно голову, в особенности тогда, когда его поднимают из лежачего положения; не может хорошо повернуться на спину с живота; неуверенно тянет к игрушке ручку;
  • в конце 6 месяца не может дотянуться к игрушке, не захватывает ее лежа на животе; а при поддержке под мышками ножками не перебирает;
  • в конце 7 месяца не делает попыток сесть при поддержке за руку матери;
  • в конце 8 месяца не ползет назад; не может удержать между пальцами пуговицу; при поддержке не стоит;
  • в конце 9 месяца при сидении держит равновесие плохо; не ползет вперед и вокруг оси не поворачивается; не пьет сам из чашечки; не может сдернуть шапку;
  • в конце 10 месяца не пытается принять стоячее положение; не сидит, вытянув ножки; не ползает; не стоит и не двигается при поддержке за опору;
  • в конце 12 месяца не делает шажки, держась за руки родителей; не способен удержать одной рукой 2 маленькие игрушки и не может отдать их взрослому.

педиатру

неврологуКак правило, по большей части симптоматика задержки проходит самостоятельно после достижения ребенком определенного возраста. Если отклонения серьезные, то назначаются сосудистые и витаминные препараты, и обязательно массажи. Когда ситуация крайне тяжелая, то используют рефлекторные стимуляции и ноотропы.Author Info Бэби-кинг

Упражнения, выполняемые лежа на животе

Массаж спины выполняется так же, как описано выше, но больший упор делается на разминания мышц спины и ягодиц. Это позволяет до начала упражнений усилить кровообращение и привести мышцы в активное состояние.

Упражнения для развития опорной функции рук. В связи с тем что в возрасте 8-10 месяцев ребенок, как правило, начинает активно передвигаться в пространстве при помощи ползания, в комплекс включаются упражнения, способствующие развитию рук в положении ползания.

Из положения лежа на животе приподнимите нижнюю часть тела ребенка на своих руках, подхватив его под нижний край грудной клетки так, чтобы малыш опирался на руки. Медленно продвигайте корпус ребенка вперед, но по направлению к голове. Он начнет переставлять руки, передвигаясь на них вперед. Сделайте 4-5 шагов на руках (рис 8). Это упражнение нужно выполнять примерно до 8-8,5 месяцев, затем переходите к следующему упражнению.

Из того же исходного положения приподнимите таз ребенка, обхватив его своими руками (рис. 9). Далее упражнение выполняется так же. Оба упражнения способствуют развитию мышц плечевого пояса, рук, выработке навыка ползания.

Примерно с 8,5 месяцев включайте в комплекс ползание с упором на вашу ладонь. Ребенок лежит на животе. Подведите вашу кисть под его живот и с ее помощью (можно делать это двумя руками) оторвите животик малыша от стола, поставив его на четвереньки. Двигая свои руки в направлении головы ребенка, побуждайте его ползти, опираясь животом на ваши ладони (). Упражнение способствует развитию навыка ползания, прекрасно активизирует все мышцы тела с особенным упором на мышцы живота, спины, рук и ног.

Массаж ягодиц. Элементы классического массажа при массаже ягодиц в этом возрасте можно практиче­ски полностью исключить, оставив только разминания. Точечное же воздействие делать необходимо, так как именно сейчас у ребенка формируется поясничный изгиб позвоночника и развивается седалищный нерв. Точечное воздействие активизирует эти процессы и способствует лучшему функционированию нижних отделов спинного мозга и выходящих из него нервных стволов.

Подъем из положения лежа на животе в положение сидя на коленях. Ребенок лежит на животе головой от вас. Возьмите кисти малыша в свои руки, расположив ладони вдоль его предплечий. Разведите его руки в стороны (примерно на 45°) и поднимите их до уровня ушей. Ребенок в ответ на ваше движение приподнимет голову и верхнюю часть туловища, упираясь ногами в ваш живот (рис 11).

Продолжайте поднимать ребенка до положения сидя на коленях. Примерно в 9 месяцев можно продолжить упражнение до положения стоя (рис 12). Упражнение выполняется 2-3 раза, активно развивает мышцы спины, ног и рук, способствует закреплению навыка самостоятельного вставания с четверенек.

Парение на животе с упором в живот родителей. Уприте ноги ребенка в ваш живот, а свои ладони подведите под его таз и область живота. Приподнимите малыша над столом, поддерживая его под животик. Ребенок прогнется и с удовольствием будет висеть, активно напрягая мышцы спины, живота и ног. Упражнение выполняется 1-2 раза по 5-6 секунд (рис. 13). После 8,5 месяцев продолжительность парения можно увеличить до 7-8 секунд.

Стояние с поддержкой. Возьмите ребенка под мышками и поставьте на стол, уперев стопами в его поверхность. Ноги должны быть прямыми. Поддерживая малыша, оставьте его в положении на несколько секунд. Сделайте 3-5 повторений (рис. 14). Со временем продолжительность упражнения и количество повторений можно увеличивать. Упражнение направлено на развитие вестибулярного аппарата, выработку навыков вертикалъного положения.

Переступ, танцы. Не меняя положения к поддерживая ребенка, слегка согните его ноги — малыш начнет «пританцовывать» или преступать ногами на месте. Задержитесь в этом положении на 5-7 секунд, после чего дайте ребенку немного отдохнуть и повторите упражнение (рис, 15). Как и в более раннем возрасте, можно передвигать ребенка вперед, имитируя ходьбу.

Встряхивание. Положите ребенка, обхватите ладонями его голени, и проведите встряхивание ног для снятия напряжения.

Как лечить охрипший голос?

Прежде чем начать лечить ребёнка, необходимо обеспечить ему голосовой покой, чтобы он не плакал, не кричал, громко не разговаривал, а дал связкам отдохнуть.

Лечение осипшего голоса целиком и полностью зависит от причины, вызвавшей неприятный симптом.

Лечить ОРВИ какими-то специальными методами не нужно. Достаточно создать малышу благоприятные условия для выздоровления – чаще поить, проветривать комнату, создать в ней оптимальный уровень влажности, промывать горло и нос.

Аллергия требует консультации с врачом-аллергологом, который с помощью специальных тестов определит причину аллергической реакции. Лечение сводится к устранению контактов с аллергеном и приёму антигистаминных препаратов.

При травмах гортани, после того как доктор оказал ему медицинскую помощь, необходимо устроить малышу дни тишины, чтобы он старался проводить время молча. Именно так функции голосового аппарата быстрее восстановятся.

При диагностике новообразований в гортани необходима консультация врача-онколога. В некоторых случаях может понадобиться хирургическое вмешательство.

Посторонний предмет из гортани пытаться достать самостоятельно даже не стоит пробовать. Необходимо экстренно отвезти ребёнка к лор-врачу, который быстро проведёт удаление инородного тела.

В процессе терапии ребёнку могут быть назначены:

  • антисептики для полоскания горла;
  • противовоспалительные спреи для горла;
  • лекарственные средства от кашля;
  • антигистаминные препараты для снятия отёчности;
  • ингаляции небулайзером;
  • жаропонижающие средства;
  • антибиотики при присоединении бактериальной инфекции.

Если ребёнок осип, не тратьте время на самолечение и применение народных средств. Правильно установить причину осиплости и назначить грамотное лечение может только лор-врач. Помните об опасных последствиях, признаком которых является охрипшее горло.

Заболевания лор-органов — профиль нашей лор-клиники. Наши высококвалифицированные оториноларингологи установят причину патологического состояния и назначат грамотную схему терапии. Также у нас работает врач-фониатр с большим опытом работы, которая занимается проблемами голосового аппарата.

Телефоны для записи на приём: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04.

Звоните! Мы вам обязательно поможем!

Всегда ваш, Доктор Зайцев.

Об авторе: ЛОР врач высшей категории, кандидат мед. наук.

Признаки патологии

То, во сколько месяцев ребенок садится, во многом зависит от состояния его здоровья. Беспокоиться нужно начать, если у ребенка отмечаются следующие признаки:

    • В возрасте 7–8 месяцев не может сидеть даже одной минуты, а при попытке сделать это сразу заваливается в сторону.
    • Происходит задержка моторного рефлекса: ребенок не в состоянии взять какой-либо предмет в руки.
    • Низкая масса тела.
    • Частое беспокойство и беспричинный плач.
    • Гипертонус или гипотонус мышц.
    • Наличие косоглазия, выпучивания и закатывания глаз.
    • Медленное зарастание родничка.

Хотя возрастные нормы и являются результатом статистических наблюдений, взрослые не должны полностью их игнорировать. Особенно, если ребенок не сидит в 9 месяцев. При такой проблеме необходимо найти причины его нежелания активничать. Это может быть как и простая лень и отсутствие желания к движению, так и патологическое отклонение в развитии.

Профилактика

Предотвращение падения — лучший способ удержать ребенка от травмы головы. Однако происходят несчастные случаи. После падения важно переоценить безопасность и защиту детей в домашних условиях.

Никогда не оставляйте ребенка на взрослой кровати без присмотра, даже если подушки на месте, чтобы они не приблизились к краю. В дополнение к падениям, кровати для взрослых представляют риск других видов несчастных случаев, в том числе защемления или удушья.

Кроме того, не размещайте автокресло или надувное сиденье поверх приподнятой поверхности даже после того, как пристегнули ребенка.

Всегда кладите ребенка в кроватку, когда оставляете его одного в комнате. В кроватке не должно быть мягких постельных принадлежностей, которые могли бы прижать или задушить ребенка.

Немного о приспособлениях, в которых ребенок может сидеть

В современном мире постоянно появляются новые приспособления для детей, которые весьма упрощают жизнь родителям и делают уход за ребенком более комфортным, – это касается и того, куда посадить кроху. Кенгуру, прыгунки, (рекомендуем прочитать: с какого возраста применяется рюкзак-кенгуру для новорожденных?)ходунки, автокресла – список можно продолжать достаточно долго. Однако неправильное и несвоевременное их использование способно привести к очень плачевным последствиям для малыша.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: можно ли использовать прыгунки для детей от 6 месяцев?

Прибегать к помощи большинства подобных изделий следует не раньше полугодовалого возраста, даже в шезлонги или автокресла 0+ стоит садить ребенка не раньше трех месяцев. Зачем рисковать, ведь сейчас существуют удобные корзины для новорожденных, которые не хуже справятся с задачей передвижения карапуза.

Почему же так опасны новомодные приспособления? Кроме того, что они наносят вред формирующемуся позвоночному столбу, они могут стать причиной не только искривления позвоночника, но и деформировать ножки. Лучше не спешить с их использованием и подождать того времени, когда малыш сядет сам.

Если малыш уже ползает, попробуйте подсказать ему, как можно сесть. Ребенок схватит все на лету уже после нескольких демонстраций и упражнений.

В период ожидания присаживания крохи больше внимания и времени уделяйте гимнастическим упражнениям и массажу – это эффективнее способствует развитию малыша и принесет ему только пользу. Начинать делать укрепляющий массаж и упражнения можно практически с самого рождения.

ИНТЕРЕСНО: общеукрепляющий массаж ребенку в 6 месяцев

Главный вывод – нельзя сажать ребенка насильно! Придет время, когда мышцы достаточно окрепнут, и он сядет сам, без какой-либо помощи.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »