Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ребенок не выговаривает звук Р — советы логопеда «Диал-Дент»

Так как же разобраться, нужно ли беспокоиться и идти к детскому логопеду или же речь ребёнка развивается в соответствии с возрастом?

Когда рекомендовано начинать занятия с логопедом

По мнению большинства специалистов, все индивидуально. Речевое развитие ребенка происходит следующим образом:

В среднем, от 2 до 3 лет речевая копилка ребенка вмещает в себя около 300 слов, от 3-4 примерно до тысячи, от 4 до 5 лет это количество увеличивается до 2000 слов, а с 5-7 лет – до 3500. В это же время идет изучение звукопроизношения, грамматики.

С возрастом предложения становятся все объемнее и логичнее. Постепенно ребенок начинает последовательно излагать свои мысли. Родителям стоит быть внимательнее и следить за развитием речи ребенка. Заметив отставание от сверстников, необходимо как можно скорее показать малыша логопеду. Это может произойти в любом возрасте. Как правило, регулярные занятия с логопедом в детских центрах УмНяша и Чудо-Чадо дети начинают посещать с трех до семи лет. Даже если заметных проблем на первый взгляд у ребенка не наблюдается, рекомендуем посетить логопеда в профилактических целях.

Логопед детского центра «УмНяша» поможет выявить большинство дефектов, которые не заметны родителям на раннем возрастном этапе 1-3 года, но могут существенно повлиять на качество речи и развитие ребёнка в будущем.

Новости

13 мая

Полный рот зубов в 85 лет!

С возрастом зубы разрушаются, но это не повод ходить без зубов. Даже в пожилом возрасте можно сделать удобные зубные протезы и наслаждаться жизнью в полном объеме. В работе “Бюгельные зубные протезы в 85 лет” показан пример съемного протезирования зубов, качественно восстановившего недостающие зубы.

6 мая

Полные зубные протезы на имплантах

Что делать, когда осталось несколько зубов, да и те надо удалять? Ходить без зубов? Сделать обычные съемные протезы? Есть более удобное решение – полные съемные протезы с креплением на имплантах – они не натирают, не спадают, выглядят замечательно! Пример полных съемных протезов на имплантах смотрите тут.

28 апреля

Сломалась коронка на переднем зубе – что делать?

В работе “Реставрация переднего зуба – замена коронки после травмы” скол на коронке был значительным, а на оставшейся части коронки были трещины, но сам зуб не пострадал. Самым надежным способом реставрации в данном случае была замена коронки. Новая коронка полостью восстановила утраченную эстетику.

22 апреля

Препарат для седации Пропофол – лечение зубов с полным комфортом

Тем, кто боится лечить зубы, и даже говорить об этом, тем, кому предстоит длительное стоматологическое вмешательство – установка имплантов, операции на деснах и прочее, можно провести лечение без лишних нервов – в седации. Обязательна консультация врача! Пропофол – препарат, обеспечивающий надежную и безопасную седацию при проведении стоматологического лечения. Подробнее о препарате тут.

16 апреля

Лучшие методики костной пластики для пациентов "Диал-Дент"

Часто при установке зубных имплантов требуется подсадка костной ткани (костная пластика). Об одной из малоинвазивных методик, при этом обеспечивающей высокую эстетику, читайте в статье “Немедленная зубоальвеолярная реконструкция – лучшие методики костной пластики при имплантации зубов”.

все новости

Приемы для формирования звуков

Наверно, многие задавались вопросом, почему у современных детей речь стала хуже? Сегодня к логопеду обращаются в 7 раз чаще, чем в советские времена. Да, дети рождаются нездоровыми, плохая экология и питание, но многое в формировании речи зависит от развития и воспитания с самого младенчества. Никто не задумывался, а ведь насколько важно взрослому целовать и прикасаться своими губами к губам ребенка, который воспринимает мир через органы чувств. Так малыш учится чувствовать положение губ, улыбается, растягивая мышцы губ, а длительные поцелуи в ручку, щечку или попку с протяжным «тпррру» развивают речевой слух и позволяют чувствовать вибрацию, так необходимую при производстве звука [р]. Есть даже специальное упражнение для губ «кучерское тпррру», которое показывают малышу и просят повторить со звуком. При этом вибрируют губы, подготавливаясь к будущему произнесению рычащего звука. Очень полезно также упражнение «Лошадка» – поцокивание язычком, тренирует его верхний подъем. Упражнение «Индюк» – быстрое движение широким языком по верхней губе со звуком: бла-бла-бла, развивает и движения языка, и вибрацию губ.

Сонорные и шипящие звуки образуются на верхнем подъеме языка, поэтому пока детский язычок не научился держаться во рту наверху, ни [ш], ни [ж], ни [щ], ни [л], ни [р] не появятся. Что для этого нужно делать? Как только ребенок научился держать погремушку или ложку, он должен ее облизывать, это стимулирует верхний подъем языка. Позже в 1-1,5 года полезно облизывать блюдца после еды, и вообще любые предметы, можно даже слизывать яблочное пюре со стола лишь бы работал язычок. В игровой форме можно выполнять упражнение «Вкусное варенье», где мы облизываем поочередно по кругу то нижнюю, то верхнюю губу.

Также общеизвестно, что зоны головного мозга, отвечающие за производство речи, находятся рядом с зонами, которые отвечают за общую и мелкую моторику. Поэтому стимулируем мозг через движения тела. Во-первых, очень полезно ребенку ползать (сейчас многие пытаются заменить этот этап хождением в ходунках), во время ползания балансируется и координируется работа левого и правого полушария мозга в то время, когда малыш выдвигает для рывка вперед сначала правую руку, а вслед за ней подтягивает правую ногу, затем левую руку, левую ногу. Поэтому, когда ребенок начинает зеркалить буквы на письме, у специалиста возникает вопрос: а ориентируется ли он вообще в пространстве и в собственном теле, знает ли, где право, а где лево и как у него прошел этап ползанья. Во-вторых, скоординированности движений способствует также и подбрасывание годовалого малыша вверх-вниз, переворачивание вокруг собственной оси, подвешивание то за одну, то за другую руку (ногу). А чтобы работали пальчики рук, дайте малютке попересыпать крупу, повозиться в песке, полепить из теста, поплюхаться в воде. Бесспорно, возникнет много хлопот и будет много мусора, песка, воды на полу, но речь ребенка при этом будет чище, понятнее, членораздельнее и правильнее.

Логопедическое обследование при ОНР

Первичное обследование у логопеда нацелено на определение причины и степени ОНР. Специалист опросит родителей об имеющихся жалобах, проявлениях патологии, сопутствующих заболеваниях и возможных наследственных причинах. Затем он:

  • проведёт анализ речевых навыков ребёнка и оценит, насколько сформирована его языковая система;
  • изучит состояние связной речи;
  • оценит корректность словообразования, грамматического строя;
  • определит объём активного словарного запаса;
  • проанализирует способность правильно использовать слова;
  • изучит строение и развитость речевого аппарата;
  • оценит правильность звукопроизношения и слоговой структуры;
  • проанализирует фонематический слух.
Логопедическое обследование при ОНР

Во время диагностики специалисты используют наиболее эффективные тесты, давно применяющиеся в современной логопедии.

Чем логопед поможет ребёнку?

Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.

Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом.

Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:

  • речевая память;
  • способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
  • умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
  • связывать слова в предложение;
  • строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.

Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.