Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ребенок обзывается, дерется: 5 проверенных способов в помощь родителям

Что делать, если ребёнок обижает других детей, узнали в программе «Новое утро» на РТР-Беларусь.

Кого чаще всех обижают в школе?

Стоит отметить, что нападкам в школе подвергаются абсолютно все без исключения школьники. Просто кто-то из детей успешно их отбивает, а у кого-то не получается. Дети постоянно прощупывают границы друг друга и узнают, что можно, а что нельзя. Дети, которых систематически или постоянно обижают, в свое время не показали обидчикам, что так с ними поступать не стоит, и, таким образом, заняли не самое завидное положение в школьной иерархии.

К тому же, редко кто-то кого-то обижает отдельно: как правило, оскорблениями или унижениями занимается весь класс или его «актив» — то есть группа наиболее бойких и активных ребят. Притом не стоит считать, что это всегда исключительно хулиганы и двоечники – иногда успешный отличник является с точки зрения человеческих факторов первоклассной мразью, поэтому никого нельзя списывать со счетов.

В результате чаще всего в школе обижают тех, кто сильнее всего выделяется внешне: это может быть очень высокий или низкий человек, человек, имеющий отличия в физиологии (например, раскосые или азиатские глаза), полные дети, худые дети, девочки с длинными волосами, мальчики в очках, с брекетами и дебильной шапкой. Если вы этнически или внешне отличаетесь от большинства – то ваш ребенок уже находится в зоне риска, и можете быть уверены, что он был тем, над кем дети пытались издеваться первым. Получилось ли у вашего ребенка отбить нападки?

Как правило, дети хорошо чувствуют, у кого заниженная самооценка и кто, вероятнее всего, не сможет быть отпор. Поэтому самооценка вашего ребенка смешана с грязью, то он также в зоне риска. Сформированные вами же комплексы в ребенке используются теперь его одноклассниками. Вы в свое время показали ребенку, что он – второй сорт, и он и будет вести себя, как второй сорт.

Разного рода нападками постоянно подвергаются дети, семьи которых имеют достаток ниже, чем у подавляющего большинства семей в классе. Особенно часто это встречается тогда, когда родители надрываются и делают все возможное для того, чтобы отдать ребенка в «элитную» школу, где учатся дети обеспеченных родителей. В результате ваш ребенок будет выглядеть белой и бедной вороной, у которого и телефон не достаточно дорогой, и одежда попроще, и родители за ним приезжают за «корыте», и портфель какой-то «лоховской». В 8-12 лет очень сложно что-то противостоять тем, кто обсмеивает то, на что ребенок повлиять не может.

Зачастую проблемы возникают при смене коллектива. Уверенные в себе дети успешно переживают переход из одного класса в другой, неуверенные – нет. В новом классе уже есть сложившаяся иерархия, и ваш ребенок по умолчанию будет подвергаться тщательному психологическому изучению со стороны одноклассников, прощупыванию с его стороны что можно, а что нельзя. Если ребенок не сможет отбить нападки – то он станет «лузером», а это, поверьте, отложит большой отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

В сильной зоне риска находятся и те дети, для родителей которых характерна гиперопека. Когда родители сдувают пылинки с ребенка и не дают ему тренировать свои социальные навыки (путем, в том числе, и детских конфликтов, битьем пластмассовой лопаткой друг друга по голове, плеванием и умением дать сдачи маленьким кулаком), постоянно за него вступаясь, в результате у ребенка закрепиться убеждение, что ответить он не сможет, и точно проиграет в любой стычке и любом споре, даже если он и не пробовал выиграть. Если ваш ребенок рос в «тепличных условиях», то будьте готовы, что ребенок точно испытает стресс от школы. И если ребенок сам – САМ! – не сможет ответить, то вы его тоже не сможете защитить.

В зоне риска всегда находятся те ребята, что растут без отца.

Причины детской агрессии

В младшем возрасте причиной детской агрессии чаще всего становится желание ребенка познать мир и выяснить реакцию окружающих на свое поведение. Поэтому, если он видит со стороны родителей и свидетелей драки осуждающую реакцию, то быстро понимает, что он ведет себя неправильно. А вот неоднозначная реакция (например, родители – умиляются, родственники обиженного ребенка – негодуют, а противник – дает сдачи) заставляет малыша почувствовать себя растерянным и проводить свой эксперимент снова и снова.

Однако, если любознательность ребенка можно отнести к здоровой агрессии, которая легко поддается коррекции, то неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье может стать причиной настоящей агрессивности, являющейся по своей сути психологическим заболеванием. Причиной такой агрессии может стать чрезмерная опека, невнимательность или безразличие со стороны родителей, которые являются следствием:

  • “нежеланности” ребенка – дети очень тонко чувствуют отношение родителей к себе, и даже самый незаметный жест или интонация, свидетельствующая о том, что ребенок появился на свет случайно, заставляет малыша любым способом (в том числе, и агрессивным поведением) доказывать, что он имеет право на существование.
  • враждебности – достаточно часто родители “перекладывают” на ребенка вину за собственные неудачи в жизни (например, если из-за ребенка приходится уйти с любимой работы или из семьи уходит один из супругов), в результате чего ребенок приходит к мысли, что мир вокруг него агрессивен и враждебен, а значит, нужно защищаться.
  • отсутствии эмоциональной связи в семье – когда родители часто ссорятся между собой на глазах у ребенка, его жизнь напоминает существование на дремлющем вулкане, который может начать извержение буквально в любую минуту, и это “включает” в малыше защитный механизм, проявляющийся в агрессии.
  • чрезмерного контроля – безмерная опека и желание во всем руководить жизнью ребенка приводит к тому, что малышу приходится постоянно подавлять в себе гнев и раздражение, которые накапливаются и в какой-то момент выплескиваются в неконтролируемом приступе агрессии.

Кроме того, специалисты отмечают целый ряд “личных” причин для проявления агрессии ребенка, которые возникают в результате:

  • подсознательных переживаний – как правило, передаются ребенку от беременной матери, которая чрезмерно беспокоилась о безопасности малыша, еще в период внутреутробного развития (другими словами, ребенок появляется на свет без уверенности в собственной безопасности).
  • личного опыта – характерно для неблагополучных семей, где на глазах у ребенка один из родителей ведет себя очень агрессивно как по отношению к самому ребенку, так и по отношению к окружающим.
  • заниженной самооценки – ребенок недоволен собой (как правило, в результате отсутствия любви, внимания и поощрений со стороны родителей), и пытается “возвысить” себя в своих глазах путем агрессивного отношения ко всему миру.

Обидчивый ребенок (советы родителям)

Обидчивый ребенок (советы родителям)

Переполненные бесконечными впечатлениями от реальной и виртуальной жизни, современные дети необычайно чувствительны и обидчивы. Обида – это болезненные переживания, которые ощущает человек, когда его отвергают, игнорируют, не хотят общаться. В состоянии «обиженности» ребенок может чувствовать себя недооцененным, ущемленным и ненужным.

Самые первые обиды можно проследить у детей уже в 2-4 года. Но в этот период детские обиды не переживаются детьми особенно остро и легко поддаются корректировке. И помочь ребенку в этом случае достаточно просто. Для этого родителям нужно лишь отвлечь внимание ребенка и нацелить его на что-то другое. Обида как чувство и обидчивость как черта характера начинают проявляться у дошкольников после 5 лет.

Какие же ситуации вызывают у малыша негативные чувства, связанные с обидой? — Ситуации отказа в значимых для ребенка вещах. Например, когда родители или воспитатели не дают игрушку, которую давно обещали, отказывают в подарке, не дают поиграть в любимую игру и т. д. — Ситуации, когда ребенок чувствует игнорирование и превосходство других. Когда ему не дают возможность проявить себя в какой-то важной для него роли, не приглашают играть, не дают своих игрушек, не хотят с ним дружить. — Ситуации, в которых малыш чувствует себя ущемленным, когда его дразнят и обзывают. — Ситуации, когда ребенку не уделяют внимание, не хвалят, дают понять, что кто-то другой мог бы лучше справиться с его задачей, или что другой ребенок лучше него.

Во всех этих случаях малыш чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Однако, в одной и той же ситуации каждый ребенок поступит по-своему. Один попытается уладить конфликт, другой проявит гнев и агрессию, а третий — обидится. В состоянии обиды ребенок не стремится разрешить спорную ситуацию с позиции силы — он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему. Задача малыша именно в том, чтобы продемонстрировать свою «обиженность». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестаёт разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания». Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе.

С другой — «несчастные» отказываются от общения с обидчиком, молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Подобная реакция используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызвать чувство вины и раскаяния у того, кто обидел. В такие моменты ребёнок особенно нуждается в любви, заботе и понимании родителей и воспитателей.

Но иногда малыш начинает видеть в отношении к нему и поведении окружающих то, чего нет. Вместо того, чтобы включиться в игру, обиделся, что не позвали, и стал демонстрировать неудовольствие, всем своим видом показывая — не очень-то и хотелось. И ведь никто и не думал его обидеть, просто все заигрались. Если ребёнок приписывает другим несуществующие мотивы или поступки, можно говорить о неадекватной реакции

Задача родителей – помочь ребенку приобрести «устойчивость» к обидам, хотя бы мнимым. Как же помочь ребенку преодолеть чувство обиды?

А еще ребенка нужно учить правильно выражать свои эмоции. Если ему обидно, пусть скажет об этом, расскажет, что именно обижает и почему он не согласен. Но опять же, этому нужно учить, сами детки редко додумываются до подобной откровенности.

Как желательно вести себя родителям с обидчивым ребенком:

· Несмотря на почти болезненную потребность в признании, нужно объяснить обидчивому ребенку, что и другие люди нуждаются в этом признании и похвале. У каждого есть что-то особенное, за что можно хвалить.

· Показывайте ребенку своё доброжелательное отношение к нему, чтобы ребенку не приходилось напоминать вам об этом.

· Объясните ребенку, что у каждого человека имеются свои интересы и намерения.

· Выстраивайте с ребенком партнерские отношения, а не создавайте ему искусственные «оранжерейные» условия, где даже и обидеться не на что.

· «Закаляйте» эмоциональную сферу ребенка разнообразием эмоций, уча, как лучше на каждую из них «реагировать», не теряя своего «Я».

· Читая с ребенком книги или смотря мультфильмы, где встречаются обидчивые герои, обсуждайте причины его обиды и обсуждайте достойные выходы из «обидчивой» ситуации.

· По мере взросления ребенка научите его различать адекватные и неадекватные ситуации обиды.

· Не упрекайте ребенка в его ранимости и обидчивости. Вы не сможете «запретить» ему обижаться.

· Не заставляйте ребенка загонять свои обиды вглубь. Накопленные обиды – явная угроза для развития у него психосоматических заболеваний. Научите адекватно реагировать на обидные ситуации.

· Создайте ребенку такие условия, чтобы ему не приходилось постоянно самоутверждаться, подчеркивая свою значимость и ценность.

· Не сравнивайте ребенка с другими детьми, и уж тем более не подчеркивайте их превосходство над вашим малышом.

· Пытайтесь понять истоки повышенной обидчивости ребенка, не игнорируйте её.

· Помните, что чувство обиды – присуще каждому человеку, и не в вашей власти это чувство искоренить.

Откуда возникает детская обида и обидчивость. Их проявления

У маленького ребенка обида проявляется в виде его вырывания из рук взрослого с криком и плачем, отказа слушать как его успокаивают и желанием куда-то убежать. Это крайние формы эмоционального проявления детской обиды являются самыми тяжелыми в раннем детстве.

ПОМНИТЕ!Эмоциональная реакция обиды у ребенка дошкольника обычно возникает в момент:- несправедливого отношения к нему- сильного переживания, которое завязано на игнорировании или отверженииВнешне такая детская обида может проявляться по-разному:- надутыми губками с демонстративным уходом- громким криком с оскорблениями адрес обидчика- дракой со слезами на обидчивости происходит постепенно и ярко становится заметным у ребенка к 6 годам в моменты его рассуждений о себе. При этом доминирование обидчивости в его словах имеют депрессивные оттенки во всех событиях вокруг него. Вот только уже на простые уговоры взрослого такой дошкольник уже никак не реагирует. Родителям важно не упустить этот момент.

Помните!Особо опасными являются проявления агрессии в состоянии обидчивости, когда даже при малейшей обиде ребенок пытается отомстить. Так зарождаются страшные эмоции: подозрительность и мстительность, для проявления которых в дальнейшем может вообще не потребоваться никакой ради, стоит сказать, что внешняя демонстрация обидчивости далеко не всегда взаимосвязана с агрессией, а чаще с демонстрацией. Таким способом ребенок по-своему пытается добиться своего через манипуляцию, так как обидчивость всегда приводит к манипуляции.

Подозреваю, что ребенка обижают: как узнать наверняка

Именно с таким запросом приходит большая часть родителей к детскому психологу. И тут следует понимать, что в 99% случаев малыш не расскажет вам о своих проблемах. Особенно, если перед нами подросток.

Ведь фактически своим рассказом он признает собственную слабость, неспособность справиться с ситуацией и зависимость от поддержки взрослых. А для подросткового возраста — это сильный удар по самолюбию.

Младшие дети не делятся с родителями своими проблемами в том случае, если не чувствуют достаточной эмоциональной поддержки, то есть контакт ослаблен.

А если мама или папа все время говорят о том, что они жутко заняты (чем, кстати и объясняют свое отсутствие в жизни малыша), то проблемы не будут рассказаны просто чтобы не беспокоить.

Признаки того, что ребенка обижают:

  1. Возвращается домой в плохом настроении. Могут быть испорчены вещи (одежда, сумка);
  2. Синяки, царапины, ссадины. Обращать внимание стоит на те повреждения, которые не имеют объяснения. Кстати, если ребенок говорит, что упал и так пять раз за неделю, то это тоже повод насторожиться;
  3. Не хочет идти в школу, на дополнительные занятия, в секцию. Особенно, если ранее ребенок шел на занятия с удовольствием;
  4. Плохое самочувствие, плохо ест, мучают головные боли, боли в животе. Особенно, если все эти симптомы проявляются утром или непосредственно перед выходом из дома;
  5. Дорога до пункта назначения выбирается самая длинная;
  6. Просит дополнительные деньги. Это возможно в том случае, если другие дети забрали ранее полученные;
  7. Настроение резко меняется. Хорошее настроение резко сменяется агрессивностью, раздраженностью;
  8. Бессонница, сложности с засыпанием.

Внимание! Бить тревогу нужно, если совпадает как минимум два — три пункта. Если опасения все же есть, то стоит поговорить с ребенком в доверительной атмосфере.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

Кричать в гневе на ребенка и бить его — для воспитания противопоказано

Чтобы остановиться, используйте советы, проверенные другими родителями. Прочитайте внимательно, подумайте над каждым пунктом. Не страшно, если узнаете себя. Хуже, если захотите оставить всё как есть, продолжая увязать в этом болоте.

Начните с себя

Не можете сдержаться, кричите и бьете ребенка? Мало родителей, которые на самом деле жестоки и испытывают радость от физического насилия над детьми. Подавляющая масса мам и пап очень сожалеет о своем поведении, часто плачет вместе с обиженным чадом, просит прощения.

Вас ждет большая работа. Каждый раз вы будете перебарывать в себе искушение решить проблему непослушания быстрым знакомым способом. Но со временем ощутите, что отмена физического насилия выравнивает ситуацию, делает детей понимающими, послушными, налаживает мир в семье.

Что для этого нужно?

Перестаньте говорить маленькому человеку, как себя вести. Это не дает результата. Он противится вам, вы на него кидаетесь с тычками, шлепками.

Покажите своим поведением, что нужно делать. Ведь дети — наше отражение.

Приучаете к порядку? А вы все вещи кладете на место?

Дети не дают отдохнуть после рабочего дня? А вы делаете это, когда они приходят из школы либо детского сада? Или загружаете их делами, лишь бы они постоянно были заняты, не играли в телефон, не просили вас решить задачку?

В любой ситуации посмотрите на себя и задайте один вопрос: как поступаю я в таких же обстоятельствах? Вам обидно, если собственное дитя набрасывается на вас с кулаками, пытаясь что-то взять силой. Зачем же вы показываете, что только физическое насилие дает результат?

экспресс-способов быстро успокоиться, когда обидные слова вас шокировали

1. Переведите взгляд на любимую фотографию малыша или мысленно представьте ее. Она напомнит вам о том, какой он на самом деле. 2. Глубоко вздохните и примите более раскованную позу. За физическим расслаблением обязательно последует снижение психологического напряжения. 3. Вспомните, что малыши часто говорят глупости или повторяют слова, не понимая их истинного смысла. Как раз тот случай! 4. Найдите в себе силы порадоваться тому факту, что ребенок совсем не боится вас. Ведь его доверие — это ваша заслуга! 5. Подумайте о том, что все мамы сталкиваются с подобным поведением. Не относитесь к неприятному эпизоду как к краху заботливо созданного педагогического метода.

Как вести себя родителям «жертвы»?

Категорически нельзя поощрять физическую ответную реакцию. Совет пойти дать сдачи или укусить в ответ только закрепит негативные формы поведения. Что же делать? Объяснять, что ребенок, который укусил или ударил, поступил неправильно, что он пока просто не знает, как вести себя, но обязательно научится.

Подытоживая все вышесказанное, Татьяна Валерьевна перечислила главные ошибки старших, которые хотят исправить ситуацию, но не знают, как сделать это правильно:

Как вести себя родителям «жертвы»?
  1. «Око за око, зуб за зуб». Такая тактика, может, и работает в волчьей стае, но уж точно недопустима в отношении маленького ребенка. Даже самый безобидный, на первый взгляд, шлепок ничему не учит ребенка, а напротив — показывает ему, что применять силу можно. Наши дети — отражение нас самих. Запомните раз и навсегда, что вы не должны вести себя так, как не хотели бы, чтобы вели себя ваши сын или дочь.
  2. Притворство. Не стоит картинно изображать, что рыдаете горючими слезами. На многих детей это не действует. Они быстро смекают, что к чему, и начинают воспринимать происходящее как любопытный спектакль, которым оно, по сути своей, и является. Так вы добьетесь только того, что ребенок продолжит вести себя плохо, чтобы, так сказать, вызвать актрису «на бис».
  3. Попытки взывать совести. Мамины восклицания «Как тебе не стыдно!» ни к чему не приведут, потому что ребенок пока просто не знаком с этим чувством.

&nbsp/&nbsp

«Кастрюлька со злостью»

Отличный способ «переварить» детскую злость и агрессию — терапевтические рассказы. Ирина Млодик предлагает рассказать ребенку, что у каждого есть кастрюлька, куда он складывает все непрожитые чувства: обиды, злость, раздражение. День за днем кастрюлька заполняется и заполняется, пока не достигнет предела. В один прекрасный день, от одной единственной капли, кастрюлька переливается. И на того, кому не посчастливилось добавить эту самую последнюю каплю, обрушивают все обиды, раздражения, вся злость, которая адресована вовсе не ему. Но еще хуже, когда кастрюлька закрыта очень плотно: тогда ее содержимое начинает поглощать ее саму.

Разыграйте перед ребенком спектакль с кастрюлькой и комочками бумаги, чтобы он увидел все наглядно и почувствовал.

«„Пора браться за очистку кастрюли!“ — говорю я ребятам. И мы начинаем со страшными воплями кидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто нас обидел, или колотим кулаками по мягкой подушке. Чем тише и послушнее ребенок, тем с большим чувством и силой он это делает, при условии, что его удается уговорить на это мероприятие. Особенно воспитанные соглашаются не сразу, но потом останавливаются, только совершенно обессилев».

Так Ирина Млодик работает с маленькими посетителями. И нам есть чему поучиться.

Самое главное, дорогие родители, не забывайте, что ребенок берет с вас пример. Учитесь понимать и контролировать свои чувства, и тогда, возможно, даже не придется учить этой науке ребенка. Он сам все поймет, просто следуя вашему примеру.

Достаточно хорошая мать

Удачи вам! Злитесь на здоровье, но с пользой для себя и окружающих.