Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Режим дня: как составить и почему важно соблюдать

Нынешний ритм жизни требует от человека выполнять большое количество различных дел за один день, и без правильно распланированного режима нереально успеть все. Распорядок дня – это заранее сформированный список дел, которые требуется успеть выполнить с того момента, как проснулись утром, и до укладывания в кровать вечером. Цель данной последовательности задач – максимальная эффективность распределения времени для преуспевания во всех жизненных сферах.

Какое значение имеет режим в детском саду для ребенка

Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье малыша, а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям.

Когда педагоги планируют расписание дня в детском саду, то они в первую очередь учитывают тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.

Работоспособность у детей

наиболее высокая

наиболее низкая

с 8:00 до 12:00

с 16:00 до 18:00

с 14:00 до 16:00

после 20:00

Дошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются.

На протяжении всего дошкольного детства режим в детском саду претерпевает лишь небольшие изменения. Незначительно меняется продолжительность дневного сна и время прогулки.

Преимущества режима дня

Чтобы понять, как составлять индивидуальный распорядок на день, изначально следует знать, почему так нужно делать. Требуется основательно поработать над составлением плана, если вам нужно:

  • развить дисциплину и организованность;
  • повысить эффективность работы и учебы;
  • выделить время для общения с друзьями и родными, заняться своим хобби;
  • распланировать полезный и познавательный отдых;
  • сократить трату времени на пустые занятия;
  • начать заботиться о собственном здоровье.

Правильный график вашего дня даст возможность соблюдать выполнение каждого вышеуказанного пункта без особого усилия. Кроме того, плюсом самодисциплины является то, что многие успешные люди четко следуют собственному плану и не позволяют себе отвлекаться по мелочам. Составление и соблюдение режима в современной насыщенной жизни позволит существенно снизить чувство недостатка времени, сохранить уверенность в себе и спокойствие.

Режим дня школьника 5–классов

Режим дня для школьника средних классов изменяется по мере взросления ребенка. С каждым годом время пребывания ребенка в школе увеличивается, а время для отдыха и развлечений уменьшается. Средний школьный возраст — непростой этап взросления детей. Он совпадает с переходным периодом.

Пубертат — это серьезная гормональная, физиологическая и психическая перестройка организма. Дети становятся раздражительными, быстро утомляются, испытывают постоянный стресс, плохо спят. У многих наблюдается повышенное давление (особенно у мальчиков) или гипотония, болезненность при росте мышц и костей. К этому добавьте огромную интеллектуальную нагрузку в школе и поймете, почему у детей происходят нервные срывы и появляется множество хронических болезней.

Один из способов преодолеть этот период с наименьшими потерями для здоровья ребенка — правильно организовать его время, наладить режим учебы и отдыха. Школьник уже достаточно взрослый, чтобы совместно с родителями или по их подсказкам оптимизировать свой день.

Вот что следует учесть, составляя режим для ученика или ученицы средней школы (11–15 лет):

  • На ночной сон отводится не меньше 10,5 часов для 5–7-х классов и 9–9,5 для детей 13–15 лет.

За час до сна отложите гаджеты, выключить компьютер и телевизор. Свет экрана влияет на мозговую активность и замедляет выработку мелатонина — гормона сна. Поэтому дети могут просыпаться уставшими, спать беспокойно.

  • Соблюдайте четырехразовое питание (три основных приема пищи и один перекус).

Практика показывает, что на завтрак, обед и ужин ребенок старше 11 лет тратит в среднем до 20 минут, а на перекус — 10 минут. Перерыв между приемами пищи не должен превышать 2,5–3 часов. Учитывайте это в расписании.

  • Выполнение домашнего задания не должно превышать 2,5 часов для учащихся 5–7 классов и 3,5 — для 8-го и 9-го класса.
  • Увеличивается время, которое ребенок может провести за компьютером: дети 11–13 лет могут пользоваться гаджетами 2–2,5 часа, прерываясь для отдыха каждый 20 минут, а для подростков 14-ти и 15-ти лет рекомендованы 3 часа с интервалом в 25 минут.
  • На отдых, который включает прогулки на свежем воздухе или дневной сон, отведите 2 часа. В эту категорию можете включить и занятия в секциях.

Разрабатывая график дня для учащегося средней школы, примите во внимание сменность обучения в школе.

Если у ребенка режим дня со второй сменой, тогда первая половина дня (до 13:00) — это:

  • подъем и гигиенические процедуры в 6:30;
  • завтрак;
  • подготовка домашнего задания (с 7:30 до 10:00–11:00);
  • личное время и подготовка к школе (до 12:00);
  • обед до 12:30.

С 13:00 до 18:00 ребенок находится в школе. По возвращении у него остается время, чтобы поужинать и прогуляться на свежем воздухе перед сном (19:00–21:00). Не позднее 22:00 он должен оказаться в постели.

Примите такой регламент дня как ориентир для составления индивидуального графика для школьника-подростка.

Режим дня младенца, ребенка в детском саду, школьника: рекомендации, советы, таблицы

Последнее обновление статьи: г.

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Правильный режим дня для младенца

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и прорезывание зубов, и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается кормить малыша по требованию и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до 9 месяцев С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи , , , , , , ,
Время введения первого прикорма ,
Время второго завтрака и полдника ,
Домашний сон

Питание

Двухлетка ест не менее 4-х раз в день, но по желанию можно добавить дополнительный приём пищи, например, в виде второго лёгкого завтрака-перекуса между основным завтраком и обедом.

В рацион должны входить следующие продукты в определённых количествах:

  • пшеничный хлеб – 60-70 г
  • ржаной хлеб – 30 г
  • макаронные изделия или крупы (в сухом виде) – 40 г
  • мясо – 60-70 г
  • рыба – 60-70 г
  • картофель – до 100-150 г
  • прочие разные овощи – 150 г
  • творог – до 80-100 г
  • молоко – 200 г
  • йогурт или кефир – 200 г
  • творог – до 100 г
  • сливочное масло – столовая ложка;
  • растительное масло – столовая ложка;
  • сметана – чайная ложка;
  • яйца – целое некрупное яйцо;
  • сухофрукты – 10-15 г
  • сыр твёрдого сорта с процентом жирности 45% – пятиграммовый кусочек.
Питание

Рассмотрим в таблице примерное меню на один день:

Приём пищи Блюда (примеры)
Завтрак 60 г приготовленного на пару омлета, 150 г сваренной на молоке каши, 150 мл чая или сока
Обед 100 мл овощного супа, паровая котлетка (60 г), 50 г вермишели, 50 г сезонных овощей (в виде заправленного сметаной или маслом салата), 150 мл компота (к примеру, из сухофруктов)
Полдник 100 граммов йогурта или кефира, 50 г печенья или булки, фрукт (яблоко, груша, персики)
Ужин 100 г картофельного пюре со сливочным маслом, 100 г овощного рагу, 50 г рыбы (суфле, котлета)

Потребности в грудном вскармливании в два года уже нет, но мама может давать грудь, если малышу это нужно.

Особенности ухода за малышом в первый месяц жизни

Рассмотрим основные этапы режима дня для новорожденного:

  • младенец должен спать 18 – 20 часов в первый месяц после появления на свет. Это является оптимальной продолжительностью, которой вполне достаточно для роста и развития;
  • достаточное количество кормлений – 6 – 8 за сутки. Если вы придерживаетесь пункта «по требованию», прикладывайте ребенка к груди несколько раз ночью;
  • игры и активность должны длиться не менее 4 – 6 часов в день. Это может быть ласковое общение с малышом, принятие солнечных и воздушных ванн, легкий массаж. В первое время маленький человек требует ухода, он не особо различает ваши слова, но постепенно привыкает к тембру голоса и уже улавливает знакомые нотки. Если в раннем возрасте вы мало общались со своим крошкой, согласно мнению ученых, ребенок может вырасти замкнутым и временами даже агрессивным;
  • длительные прогулки на свежем воздухе полезны всем! Устанавливайте свою оптимальную продолжительность зависимо от времени года, погодных условий, состояния здоровья ребенка. Если на улице хорошая погода, доктора настоятельно рекомендуют предоставить малышу возможность поспать на улице;
  • процедуры по уходу за малышом: уход за пупочной ранкой, умывание, чистка ушек, носика, если нужно – промывание глазок. Обязательно нужно подмывать ребенка после каждой дефекации и мочеиспускания. Купание младенца производится ежедневно, за 40 минут – час до ночного сна.