Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Рекомендации для родителей: как развить интеллект ребенка

Скорее всего, у вас уже не возникает вопросов о необходимости раннего развития малышей: безусловно, этому стоит уделять внимание, и чем раньше, тем лучше. Но что представляет собой это расплывчатое понятие? Какие существуют формы, методики, способы раннего развития? Какие подводные камни могут оказаться на вашем пути? Эти аспекты мы постараемся рассмотреть здесь и надеемся, что каждый почерпнёт для себя что-то актуальное и полезное.

Что влияет на процесс?

Уже давно доказано, что два самых главных фактора, которые оказывают свое влияние на интеллект дошкольника, это наследственность и внешняя среда. Если с первым все понятно — какие родители, такими будут и их дети, то ко второму пункту возникают вопросы. Стоит уточнить, что факторы внешней среды ребенок ощущает от самого момента зачатия (например, даже образ жизни, который вела мама, имеет значение) и до самой смерти. К ним относятся:

  • Условия жизни дошкольника: питание, общительность, достаточно ли он двигается.
  • Количество детей: в многодетных семьях, как правило, вырастают более общительные дети.
  • Обучение: доказано, что, если ребенка ничему не учить, у него заметно снизится IQ — уровень интеллекта.
  • От качеств личности родителей.
  • От характера самого ребенка.

Период раннего детства и стадия младенчества

Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.

Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.

Факторы окружающей среды

Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.

Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.

Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.

Секреты гармоничного интеллектуального развития ребенка

Первоначально интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта. В раннем возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией. С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов. В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнают назначение окружающих их вещей. Кроме того, активное восприятие в раннем возрасте способствует развитию других познавательных процессов — памяти, мышления, внимания.

Восприятие ребенка в раннем возрасте существенно отличается от восприятия дошкольника. И хотя ребенок стремится усвоить как можно больше информации, мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с детьми до 4–5 лет необходимо чередовать различные виды деятельности: активные игры и отдых, умственные нагрузки и физические упражнения.

Лучше всего интеллект ребенка-дошкольника развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт обязательно должен учитываться при занятиях с ребенком. Несомненно, помощь взрослых необходима маленькому человечку, в первые годы жизни именно родители являются для него проводниками и посредниками в его познавательной деятельности. Однако не следует чрезмерно увлекаться упражнениями для умственного развития ребенка. Заставляя его заниматься через силу, можно получить обратный результат и погасить в ребенке познавательный интерес. Гораздо эффективнее стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагая ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Можно и нужно предлагать ребенку новые интересные занятия, поддерживать его живейший интерес ко всяким новым предметам и явлениям, но его предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Только к семи – восьми годам, когда у детей закладываются основы образного мышления, оторванного от конкретных практических действий и предметов, для ребенка становится понятной ценность обучения как самостоятельного процесса, отделенного от игры и развлечений. В это время у детей формируется познавательный интерес, на котором и строится организация образовательного процесса в начальной школе.

Часто в погоне за новейшими методиками умственного развития ребенка родители забывают о своей непосредственной роли в становлении черт характера и формировании правильных привычек у детей. А ведь появление в характере ребенка определенных качеств способно кардинально повлиять на его развитие в целом и на интеллектуальное развитие в частности. К примеру, в семьях, где родители по каждому поводу выказывают свое недовольство, выговаривают детям за малейшую провинность, дети растут скрытными и замкнутыми, а ведь общение и игры со сверстниками являются для ребенка одним из основных источников знаний об окружающем мире. Поэтому умственное воспитание ребенка подразумевает сочетание ласкового, доброжелательного обращения с дисциплиной и определенными требованиями к поведению и образу действий ребенка. Так, приучение к соблюдению порядка породит аккуратность и дисциплинированность, регулярные физические упражнения — выносливость и волю, посильная помощь в домашних делах приучит к труду, доведение до конца игры или занятия — к усидчивости и упорству. Уход за младшими детьми или домашними животными научит малыша проявлять чуткость и тепло по отношению к окружающим, ведь способность сопереживать и стремление помочь другим людям — одно из неотъемлемых качеств любого интеллектуально развитого человека.

Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

В процессе воспитания детей не следует забывать о ценности родительского одобрения и похвалы. Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, вы тем самым повышаете его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Основные ошибки при раннем развитии детей

Опираясь на свой опыт педагога программы раннего развития, хочу выделить несколько распространённых ошибок, с которыми можно столкнуться на этом пути.

1. Не следует ждать мгновенных результатов.

Если вы только начинаете работу в этом направлении, вас будут ждать и успехи, и разочарования. Помните о том, что какую бы объективную пользу ни давала определённая методика, она может не подойти вашему конкретному ребёнку. Или — не подойти именно в данный период времени. Нужно внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы увидеть и почувствовать, а что нужно именно ему и именно сейчас. Пробовать и не бояться неудач в виде его отказа или нежелания следовать какой-то программе.

2. Сравнивать достижения своего ребёнка с другими — ещё одна большая ошибка.

Скорость обучения и освоения навыков зависит от многих факторов: психофизиологических особенностей малыша, темперамента, типа восприятия информации, эмоционального фона в семье и многих других индивидуальных нюансов.

Основные ошибки при раннем развитии детей

3. Не стоит создавать уклон в сторону интеллектуального развития, пусть обучение происходит во всех сферах жизни ребёнка.

Важно помнить о том, что до трёх лет ребёнок всё вбирает в подсознание (особенно активно в течение первого года). Поэтому можно давать ему смотреть ноты и географические карты, слушать классическую музыку в живом исполнении, неадаптированные стихи и иностранные языки, наблюдать разнообразную природу (путешествия), посещать храмы и церкви и т.д. — всё, что вы хотите заложить ребёнку как базис жизни. А плавание, лазание на спорт-уголках — развивает не только физическое тело ребёнка, но и мозг, потому что физическая нагрузка в таком возрасте требует от мозга большой координационной работы!

И наконец, призываю вас в порыве большого усердия всегда помнить о том, что, в первую очередь, мы хотим, чтобы ребёнок вырос гармоничной и счастливой личностью, а все достижения и успехи служат не целью, лишь средством. Кроме того, научить кого-то (а именно самого дорогого и родного вам ученика!) можно только постоянно развивая и совершенствуя свои собственные знания и умения.

Помните, что раннее развитие подразумевает сочетание физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов, ни один из которых нельзя исключить их этого процесса!

Успехов вам на пути осознанного развития своей личности и личности ребёнка, дорогие родители!

Когнитивное развитие в лет

Поскольку мышление более гибкое, интерпретация и понимание тонкостей более преобладает.

Некоторые люди входят в постформальное мышление, которое включает диалектическое мышление. (спорить, дискутировать и понимать, что вопросы не всегда абсолютно правильны или ясны) и осознание того, что решение проблемы предполагает использование прошлого опыта.

Саморазвитие в 20-лет

  • Молодые люди должны решить несколько важных задач:
  • Формулирование своей гендерной идентичности
  • Анализ верований и ценностей, которые они принимали в детстве
  • Уточнение их сексуальной идентичности в контексте интимных отношений Рабочий в раннем взрослом возрасте

На начальном этапе карьеры работник ставит под сомнение свою компетентность и степень обязательство.

По мере развития роли работника возникают проблемы, в том числе:

  • Работа с требованиями и ожиданиями работы и согласование иерархии орган власти
  • Беспокойство в сочетании с беспокойством по поводу финансовой самодостаточности

Восприятие устной речи

Восприятие устной речи — это особый психический процесс, к которому следует основательно готовить ребенка, прибегая к специальным упражнениям, тренингам и тренировкам интеллекта. Они помогают активизировать восприятие, память, мышление. Последствия такой деятельности будут плодотворными для понимания письменной речи и развития личности.

Восприятие и понимание устной речи определяется сложной интеллектуальной деятельностью, ведь дошкольник и младший школьник тратит значительно больше интеллектуальных усилий, испытывает большее психическое напряжение. Глухие дети нуждаются в специальной практической подготовке к пониманию речевых явлений, автоматизации их использования во время восприятия, распознавания и установления содержания устной речи.

У старшеклассников с нарушениями слуха наблюдаются особенности в становлении содержательной и операционной сторон интеллектуальной деятельности, одни из которых связаны с отставанием в развитии словесной речи, другие — с замедленным формированием структурных компонентов мышления. Поэтому упражнения, развивающие интеллектуальные способности таких детей имеют свои особенности и должны быть направлены на развитие мыслительных операций в зависимости от степени нарушения слуха.

Игры для развития интеллекта у детей 5-лет

Успешная стимуляция мозговой деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит в форме игры.

Игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников в возрасте 5-7 лет:

  • «Пуговицы». У двоих участвующих должно быть по одинаковому набору пуговиц и расчерченных на клетки листов. Один из игроков расставляет пуговицы в определенном порядке на бумаге, второй должен запомнить где и как они расположены. Затем поле накрывается, и игрок воссоздает порядок атрибутов поле.
  • «На стол! Под стол! Стучать!». Сначала взрослый произносит команды и следует им. Малыш должен слушать и выполнять. Когда он привыкнет, мама меняет команду, говоря «на стол», сама при этом прячет под него руки. Смысл в том, чтобы кроха не слепо повторял, а верно выполнял произнесенные команды.
  • «Зеркало». Играют двое. Один из детей совершает движения, например, машет руками, строит рожицы, приседает и т.д. Другой – повторяет за ним в течении одной минуты. Затем, можно поменяться местами.
  • «Бывает/не бывает». Необходимо назвать какую-либо ситуацию (самолет летит, яблоко соленое и т.д.) и бросить малышу мячик. «Бывает», — значит необходимо его ловить, и наоборот.

Развитие детей во многом зависит взрослых. Необходимо выявлять предрасположение к тому или иному виду деятельности своего чада и всесторонне его развивать.