Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Описание теста «Моя семья»

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

  1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
  2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
  3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
  4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
  5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
  6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
  7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
  8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

У детей какого возраста можно анализировать рисунки?

До 3 лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К 4 годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В 5 лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к 6 годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к 7 годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы, прически и даже шеи!

Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Что означают неосознанные рисунки?

Объекты и предметы

Итак, что именно вы рисуете?

Животные

Те, кто рисует животных, как правило, очень чувствительны к любым живым существам. Вид животного, которого человек рисует говорит о его настроении, а, зачастую, и о типе личности, которой он хотел бы обладать.

Рисунки маленьких, слабых и пассивных животных свидетельствуют о медлительности, отсутствии уверенности в себе, а также о том, что человек скорее интроверт. Изображения агрессивных животных говорят о самоуверенности, забавные и милые животные – это игривый характер рисующего, а медленные животные – это наглая, созерцательная личность.

Отдельно стоит сказать о слоне. Он мощный и доминирующий, демонстрирует внутреннюю силу человека, которая может преодолеть любое препятствие. Рисующие слона часто весёлые и немного озорные личности.

Стрелы

Стрелы – это драйв и высокая степень мотивации. Эти люди агрессивно амбициозны.

Цепи

Цепи, как правило, говорят о наличии у человека чувства ограничения, особенно в отношениях или на работе. Ограничения могут относиться и к убеждениями человека, которые не позволяют ему делать то, что хочется. Если на рисунке в каком-то из звеньев цепи появляется человек, то это свидетельствует об очень напряжённом состоянии.

Круги

Круги – это необходимость найти единство и мир. Они могут указывать на человека, который пытается собрать все детали паззла и всё понять.

Они также могут говорить о сильном интуитивном чувстве того, что частички паззла должны сложиться именно так, чтобы сформировать нечто целое. Неважно, относится ли это к отношениям или к жизни вообще.

Круги также символизируют более лёгкие чувства по сравнению с углами. Они связаны с общительностью, разговорчивостью, дружелюбием, а также с желанием быть гибким и любящим.

Элемент „Дерево» и его расшифровка

Листва. Если ветви направлены вверх — ваш малыш с энтузиазмом берется за дело, а если в разные стороны — ребенок стремится к общению со своими сверстниками, хочет утвердить себя. Однако, когда ветки смотрят вниз, насторожитесь: это говорит о развитии у малыша депрессивных настроений. Если вместо привычного дерева кроха нарисовал пальму, значит, он стремится к перемене мест, вам пора собираться в отпуск!

Ствол. Если он нарисован тонкими линиями, крона — толстыми, значит, ваш малыш отчаянно хочет быть самостоятельным. Линии кривые — ребенок постоянно озабочен трудностями (мнимыми или реальными). Ветви совсем не связаны со стволом — кроха сконцентрирован на своих фантазиях, а в настоящем мире ему многое не нравится. Ствол оторван от земли — малышу нужно больше общаться со своими сверстниками, помогите найти ему круг общения. Если дерево сужается к низу — ребенок чувствует тревогу и хочет быть в безопасности.

Прочее. Если малыш нарисовал землю одной чертой — у вас растет настоящий аккуратист, к тому же очень целеустремленный. Земля изображена несколькими различными чертами? Кроха делает все в своей жизни только в соответствии со своими собственными правилами.

Вот как интерпретируют изображение дерева: общее впечатление – ребенок очень любит фантазировать, в его жизни огромную роль играет общение с друзьями и родственниками. То, что малыш нарисовал конкретный вид дерева, говорит о его хорошем развиты!. Кроха дисциплинирован: рисуя, он полностью следовал заданию.

Интерпретация рисунка

Имеет значение все: выбор цветов, композиция, уверенность линий и сила нажима, степень заполненности листа бумаги и расположение отдельных элементов относительно центра.

Преобладание черного цвета говорит об агрессии, а желтый цвет иногда свидетельствует о враждебности, а в других случаях – о нехватке тепла и душевности в семье. Красный цвет выдает стремление к лидерству, а коричневый сообщает об ослабленном здоровье.

Если в нарисованном доме нет окон и дверей, или персонаж стоит спиной к зрителю, психолог может сделать вывод о скрытности и нежелании идти на контакт.

Если, рисуя семью, малыш изображает себя в отдалении от родителей, это может говорить о том, что отец, мать и дитя недостаточно близки и ребенок одинок. А если он нарисует себя между мамой и папой, то это сообщит о гармонии в семье и чувстве безопасности.

Изображение плохой погоды, туч, деревьев с направленными вниз ветвями – признак тревожности, озабоченности, стресса. Изображение войны, драки иди оружия в руках у персонажей – проявление агрессии.

Важно обращать внимание на пропорции в изображении. Например, если на семейном портрете все фигуры крупнее фигурки автора, даже его младшие братья и сестры, это сообщает, что ребенок ощущает свою незначительность, ему не хватает внимания и любви. Некоторые члены семьи могут вообще отсутствовать на рисунке, что расскажет психологу о негативном отношении малыша к исключенному из композиции человеку. Впрочем, иногда дети «забывают» изобразить среди членов семьи себя, если они ощущают себя в изоляции. При этом на рисунке могут присутствовать собака, кошка и даже аквариум с рыбками, которым мама и папа уделяют больше внимания, чем автору рисунка.

Но не стоит делать выводы по одному рисунку. Дети обладают ярким восприятием, которое в значительной степени зависит от их минутного настроения, состояния здоровья и многих других факторов. Тем не менее, родителям стоит всматриваться в детские рисунки внимательнее. Иногда в них можно увидеть гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

В качестве заключения

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?

Подпишитесь на обновления блога и тогда точно не пропустите новые интересные статьи. И не забудьте поделиться полученными знаниями с друзьями в соцсетях!

О чем могут рассказать рисунки

Детские рисунки — хороший тест на эмоциональное состояние ребенка, мы его часто используем в своей работе. Родители тоже могут воспользоваться этим инструментом. Для этого родителю не обязательно быть специалистам в области толкований. Здесь я предлагаю подробнее разобраться в этом вопросе и привожу некоторые аспекты, на которые необходимо обращать внимание.

В психологии при анализе рисунков существует тенденция чаще обращать внимание на патологические характеристики, чем на здоровые, чаще уделяют внимание тому, что нездорово. Интерпретации часто базируются на том, что не так, на неправильном в ущерб нормальному, здоровому, правильному. Но лучше все же начинать с того, что принято считать здоровым.

Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они:

— способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности; — имеют позитивное отношение к самому себе; — не боятся выразить себя, свои мысли и эмоции; — точны и адекватны в своих восприятиях; — сами управляют своей жизнью и могут внести необходимые изменения в её ход; — владеют психологическим «инструментарием» для успешного решения конфликтов и жизненных проблем.

Все эти психологические особенности находят своё отражение в рисунках и представлены следующими характеристиками:

В первую очередь обратите внимание, какой отклик у вас вызывает рисунок — нравится ли, какое впечатление оставляет — гармоничное, хаотичное, радостное или тревожное. Не обязательно так же спрашивать у своего чада, почему он воспользовался именно этим цветом, выбор цвета в отдельном рисунке свидетельствует только о сиюминутном переживании и состоянии. Но если один и тот же цвет, например серый, белый или черный, повторяется на протяжении серии рисунков, тогда можно предположить, что ребенок видит мир именно в таких красках. В принципе не следует задавать вопросы «почему». Лучше спросите, где папа, если его нет в рисунке семьи. Так вы получите информацию о том, как ситуацию воспринимает ребенок. Чтобы малыш не заподозрил, что проводится эксперимент и не начал «работать на зрителя», можно организовать такое семейное рисование на определенную тему, а затем совместно обсудите получившийся результат. Уверена, вы узнаете много нового о своей семье! Только ни в коем случае не подвергайте критике рисунки, не обвиняйте ребенка в том, что ВАМ не нравится то, что он нарисовал.

При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития.

Первая стадия – марание, каракули, как бы игра карандашом по бумаге. Ребенка привлекает то, что он что-то создает, что-то созидает. Так оформляются основы творчества, приобретается самостоятельность. На этой стадии ребенок просто подражает взрослым, не пытаясь еще выразить что-то конкретное. Это можно сравнить с гулением.

Вторая стадия – стадия примитивных изображений. Появляется что-то похожее на образ, изображение чего-то или кого-то. Овладение графическими формами происходит медленнее, чем развитие словесного творчества. Приходит умение рисовать некоторые формы, многоугольНики, круги. Затем появляются головоноги.

Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — «мама», «папа». Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе.

С пятого года жизни начинается третья стадия – стадия схематических изображений. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными. К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, «выстраивать» вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами. Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.

После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.

А теперь намного о патологических особенностях рисунка:

  1. Предпочтение графики как формы выражения (карандаш, тушь, перо) Линии тонкие, аккуратные, изящные.
  2. Набивка рисунка, когда не остаеся пустого незаполненного пространства. Рисунок выглядит чересчур усложненным, вычурным.
  3. Застревание, постоянные повторы, навязчивость, вязкость в темах, формах. навязчивое использование сложных орнаментов
  4. Смешение в рисунке живого и неживого (стул с глазами, дерево с руками)
  5. Частое рисование неуместных по содержанию глаз
  6. Любимые темы – пустой безжизненный дом, одинокое засохшее дерево, химеры, монстры, всякие существа
  7. Застревание в цвете – например, все нарисовано красным
  8. Хаотичные, рваные резкие линии
  9. Частое рисование аур у людей, предметов, животных.

Напоследок самое главное правило — любой рисунок, особенно их серия, может предоставлять диагностический материал, но не может отдельно служить материалом для постановки диагноза.

Колючки и иголки

Размер, количество и направление иголок говорят об уровне агрессии:

  • Множество длинных, крупных, отчетливых, густо расположенных иголок с большой долей вероятности нарисует человек, испытывающий раздражение и даже злость. При этом агрессия может быть заметна в его обычном поведении, а может присутствовать скрыто.
  • Если иголки растут вверх, значит, агрессия направлена на людей, стоящих выше автора рисунка по статусу, социальному и материальному положению (родители, руководство).
  • Иголки торчат в стороны — негативные чувства вызваны «равными»: ровесниками или коллегами.
  • Иголки растут вниз — объект агрессии более слаб и зависим (подчиненные, дети, животные).
  • Бывает и так, что колючки маленькие и короткие, но их достаточно много. Такой рисунок можно интерпретировать как признак мягкого и дружелюбного характера, сочетающегося со способностью в ситуации опасности проявить агрессию в качестве защитной реакции (умение постоять за себя).

Преобладающие цвета

Если кактус был нарисован цветными карандашами, фломастерами или красками, многое о его авторе могут рассказать выбранные оттенки. В целом темные цвета указывают на преобладание негативных эмоций и склонность к депрессивным настроениям, яркие, напротив, на позитивность, оптимизм и открытость миру.

Также в психологии давно устоялись базовые значения основных оттенков, которые можно использовать для интерпретации и в этом тесте:

Колючки и иголки
  • зеленый — уверенность;
  • желтый — страх быть отвергнутым;
  • синий — ощущение комфорта, спокойное и удовлетворенное состояние в текущий момент;
  • красный — сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — нейтральная позиция;
  • черный — противоречивость или избалованность.

Контекст

Впрочем, и отсутствие контекста может быть говорящим:

Колючки и иголки
  • Если кактус нарисован один — это признак интроверсии тестируемого.
  • Кактус, окруженный другими кактусами, иными растениями, животными и даже людьми, — признак экстраверсии.
  • Изображение кактуса в горшке говорит о потребности автора рисунка в семейной защите, причем чем больше вокруг него «домашних» элементов (скатерть, окно и подоконник, занавеска, чашка и т. п.), тем выше для испытуемого ценность семейных отношений.
  • Изображение кактуса в природной среде свидетельствует о независимости характера и осторожном отношении к семейным узам.

Пример интерпретации рисунка

Получилось, что она:

Колючки и иголки
  • чувствующий себя в безопасности человек (рисунок расположен по центру), с объективной самооценкой (размер примерно 2/3 листа), но склонный к интроверсии (на рисунке одно растение);
  • общительна (все детали находятся вне контура) и неагрессивна (мало иголок); оптимистична (спокойные и жизнерадостные цвета);
  • имеет прямой и решительный характер (отчетливый нажим и четкость линий) со склонностью к перфекционизму и потребностью в достижении успеха (повторение линий для большей четкости);
  • большое значение придает семье (кактус в горшке, есть схематичное изображение скатерти), особенно детям.

Запомните главное: при любом тестировании к выводам не стоит относиться категорично. И все же эффективность тестов, приведенных в этой статье, доказана многими практикующими психологами, и мы надеемся, что и вам эксперимент помог открыть что-то новое о себе или своих близких.

Сочетания цветов в детском рисунке

Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель. Подготовила Катерина Василенкова