Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Родители недолюбливали младшего сына, а старшего обожали, а через время пожалели об этом. Советы и информация

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось – пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова – десятиклассник Васенька – влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Если у вас есть недвижимость, не отдавайте её даже самым близким.

Передавать собственность чужому лицу обычно никому в голову не придёт, зато родственникам — пожалуйста. «Это же мой сын (брат, дочь, сестра…), он меня не обманет», — думают некоторые, забывая о том, что со временем люди и обстоятельства могут измениться. Как раз сейчас я защищаю права пожилой женщины, которая в 2006 г. отказалась от приватизации своей квартиры в пользу сына. К тому моменту она похоронила мужа, потеряла старшего сына. Младший остался самым близким человеком на свете. Но спустя несколько лет он женился, а отношения свекрови и невестки не сложились до такой степени, что дошло до рукоприкладства — молодая женщина однажды избила бабушку. И сын встал на сторону невестки. Мать умоляла: «Давай, сынок, разменяем квартиру», но он упёрся: «Это я собственник квартиры, а ты прав на неё не имеешь». Конечно, пенсионерка сто раз пожалела о том, что отказалась от приватизации, надеясь на порядочность сына. Теперь она пытается в суде оспорить свой отказ 10-летней давности, чтобы на старости лет жить спокойно.

Другая похожая история — дочь с матерью жили в одной квартире, потом появился зять. Молодожены уговорили маму продать двушку, чтобы купить дом в пригороде — места будет больше, к тому же свежий воздух, огород. Так и сделали, правда, дом купили дочка с зятем на двоих. Пенсионерка решила: «Зачем на меня долю оформлять? Я уже старая, все равно потом дочке наследство достанется». И в этом была ее роковая ошибка — отношения с зятем испортились, жизнь под одной крышей стала невыносимой, и бабушка сама переехала в дом престарелых. Статья по теме «А где бабуля?» – «Я за неё!» Кому достаются опустевшие московские квартиры

Неудавшаяся вечеринка на четверых

Начинается все с того, что два молодых парня (Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов) чуть за 20 провожали девушек и рассчитывали на приятный вечер, но девушки оказались «не такие», о чем они и сообщили ухажерам. Конечно, ребята для вида поспорили немного, но делать нечего, на стороне девушек всегда ключевое слово в романтическом вопросе. Они остались на окраине города, без приюта, а на улице холодно, последняя электричка ушла.

В этой местности есть две зоны: частный сектор (там стоят домики деревенского типа) и прямо напротив – небольшой каменный дом (этажа в три вышиной) с аркой.

Друзья решают разделиться: один идет высматривать ночлег в каменном пристанище, а другой обрабатывает частный сектор. Бусыгин стучится в дом к 25-летней работнице местного суда Наталье Макарской. Она некоторое время назад повздорила с 10-классником Васенькой, который, видимо, давно и безнадежно в нее влюблен. Она думала, что это снова пришел юноша, но нет. Макарская с Бусыгиным какое-то время пререкаются, но ночлега у девушки молодой человек, естественно, не получает.

Севостьянову Семену (Сильве) отказывает житель дома напротив. Молодые люди оказываются там, где и были – на улице.

И вдруг они наблюдают, как пожилой человек – Сарафанов Андрей Григорьевич – кларнетист, служащий в оркестре, по официальной версии, а на самом деле играющий на похоронах и танцах, стучится к Наташе и просит уделить ему несколько минут. Молодые люди думают, что это свидание, и решают прорваться в квартиру Сарафанова под любым предлогом, мерзнуть на улице им не хочется.

Наша задача – анализ: Вампилов («Старший сын», его пьеса) – его объект, поэтому следует отметить, что персонажи Бусыгин и Сильва сначала кажутся людьми совершенно поверхностными, легкомысленными, но в процессе развития сюжета один из них меняется на глазах читателя: приобретает глубину характера и даже некоторую привлекательность. Кто, узнаем далее.

Помня о цели, также надо сказать, что Бусыгин – безотцовщина и студент-медик, мама его живет в Челябинске со старшим братом. Чем занимается Сильва, совершенно не важно в контексте нашего замысла.

История создания

Этот сюжет интересовал Вампилова с ранних лет. Драматург делал наброски, но к окончательному сюжету пришёл только во второй половине 1960-х.

Проблематика:

  • нравственная (совесть, справедливость, добро);
  • семейная (родство по духу и по крови).

Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия, драма.

Жанровые особенности: «Старший сын» сочетает в себе признаки комического и трагического, что позволяет нам говорить о совершенно особой жанровой природе этого произведения. Философская «пьеса жизни» сочетает смешное и печальное так же естественно, как и сама жизнь.

Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.

В чем смысл

Притча о блудном сыне — очень многогранная часть Евангелия, имеющая множество смыслов и значений. Основное, о чем она нам говорит — это такие основные понятия всей христианской веры как покаяние и прощение.

По обыкновенной житейской справедливости отец мог и на порог не пустить своего блудного сына. Мало того, что тот пропадал долгое время неизвестно где, так он еще и полностью растранжирил все состояние, доставшееся ему. Вероятно, этот человек был сломлен, ни на что не способен, лишился всякого достоинства и только и мог, что пасть к отцовским ногам с мольбами избавить его от голодной смерти.

В притче о блудном сыне Иисус иносказательно показывает отношение Бога к людям

В чем смысл

Имел ли право отец прогнать его от себя, как предателя? Да, формально он мог так поступить. Но что его заставило не только принять сына назад, но и восстановить во всех прежних правах и статусе? Ответ тому — любовь. Отец настолько был рад, что его любимый сын вернулся, «пропадал и нашелся», что в ту же минуту ему все простил.

А что ключевое нам показывает сама фигура блудного сына? Конечно, это образ покаявшегося грешника. Поживя беззаботно, утонув в бездне греха он понял, что еще немного, и он погибнет. И юноша принимает единственно верное решение — вернуться в лоно родного дома, к своему отцу.

И именно там находит свое спасение. Но это спасение было бы невозможно, если бы юноша не осознал всю низость своего падения, весь ужас отречения и ухода от отца. Именно глубокое искреннее покаяние, почитание себя недостойным высокого звания сына и сделало возможным спасение.

Икона «Возвращение к отцу»

Есть еще третья фигура в притче, старшего сына. Это самый неоднозначный образ, который в притче так и остался незавершенным. Реакция брата, как раз, вполне по-житейски предсказуема — он возмущается, что отец так легко просил провинившегося брата.

В чем смысл

А еще старший сын ревнует и завидует, ведь для него отец никогда не устраивал таких пышных приемов. Но мудрый отец поясняет, что старший сын и так при нем, «и все мое, то твое». Он призывает радоваться тому, что младший «был мертв и ожил», т.е. был потерян для спасения, а теперь уже нет.

На этом притча заканчивается, оставляя нас в неведении относительно дальнейшей судьбы старшего брата. Мы не знаем, переубедили ли его слова отца, принял ли он младшего брата, или же так и остался дальше жить со злобой на него и ненавистью. Такая недосказанность — поле для наших размышлений о жизни, ведь мы тоже можем оказаться на месте обоих из братьев.