Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Родственный обман. Махинации с собственностью, на которые способны родные

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось – пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова – десятиклассник Васенька – влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Неудавшаяся вечеринка на четверых

Начинается все с того, что два молодых парня (Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов) чуть за 20 провожали девушек и рассчитывали на приятный вечер, но девушки оказались «не такие», о чем они и сообщили ухажерам. Конечно, ребята для вида поспорили немного, но делать нечего, на стороне девушек всегда ключевое слово в романтическом вопросе. Они остались на окраине города, без приюта, а на улице холодно, последняя электричка ушла.

В этой местности есть две зоны: частный сектор (там стоят домики деревенского типа) и прямо напротив – небольшой каменный дом (этажа в три вышиной) с аркой.

Друзья решают разделиться: один идет высматривать ночлег в каменном пристанище, а другой обрабатывает частный сектор. Бусыгин стучится в дом к 25-летней работнице местного суда Наталье Макарской. Она некоторое время назад повздорила с 10-классником Васенькой, который, видимо, давно и безнадежно в нее влюблен. Она думала, что это снова пришел юноша, но нет. Макарская с Бусыгиным какое-то время пререкаются, но ночлега у девушки молодой человек, естественно, не получает.

Севостьянову Семену (Сильве) отказывает житель дома напротив. Молодые люди оказываются там, где и были – на улице.

И вдруг они наблюдают, как пожилой человек – Сарафанов Андрей Григорьевич – кларнетист, служащий в оркестре, по официальной версии, а на самом деле играющий на похоронах и танцах, стучится к Наташе и просит уделить ему несколько минут. Молодые люди думают, что это свидание, и решают прорваться в квартиру Сарафанова под любым предлогом, мерзнуть на улице им не хочется.

Наша задача – анализ: Вампилов («Старший сын», его пьеса) – его объект, поэтому следует отметить, что персонажи Бусыгин и Сильва сначала кажутся людьми совершенно поверхностными, легкомысленными, но в процессе развития сюжета один из них меняется на глазах читателя: приобретает глубину характера и даже некоторую привлекательность. Кто, узнаем далее.

Помня о цели, также надо сказать, что Бусыгин – безотцовщина и студент-медик, мама его живет в Челябинске со старшим братом. Чем занимается Сильва, совершенно не важно в контексте нашего замысла.

История создания

Этот сюжет интересовал Вампилова с ранних лет. Драматург делал наброски, но к окончательному сюжету пришёл только во второй половине 1960-х.

Проблематика:

  • нравственная (совесть, справедливость, добро);
  • семейная (родство по духу и по крови).

Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия, драма.

Жанровые особенности: «Старший сын» сочетает в себе признаки комического и трагического, что позволяет нам говорить о совершенно особой жанровой природе этого произведения. Философская «пьеса жизни» сочетает смешное и печальное так же естественно, как и сама жизнь.

Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.

Символизм и толкование

Что именно этой притчей хотел сказать Христос своим ученикам? Отец братьев ассоциируется с Отцом нашим Небесным. И как младший сын отрекся от своего отца и выбрал путь греха, так же ежедневно и мы грешим, отворачиваясь от Господа.

Но Божья милость и любовь к нам безграничны, и Небесный Отец всегда примет назад в свои объятья самого последнего грешника, если тот раскается.

Притча о блудном сыне говорит о беззаветной любви родителей к детям и всепрощении

Самый неоднозначный образ старшего сына показывает нам все коварство показного благочестия. С виду этот сын был более чем праведен — всегда и во всем помогал отцу, не тратил лишнего, никуда не уходил, бросая семью и хозяйство. Наверняка он чувствовал свое значительное нравственное превосходство над младшим блудным братом.

Но куда подевалось все благочестие, когда старший сын лицом к лицу встретился с искушением завистью и обидой? Он тут же потерял весь свой благовидный облик, был готов отречься от брата, не хотел даже заходить в дом на праздник. Почему так произошло? Потому что, несмотря на все его благодеяния, старший сын не имел самого главного — любви.

Символизм и толкование

Важно! Тут сами собой вспоминаются слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.»

Любовь — это основополагающее качество всего христианства. Без нее не имеют смысла никакие другие благодеяния и подвиги, ибо они будут вести не к спасению, а к погибели души через непомерную гордость.

В своем стремлении к Богу каждый из нас может уподобиться двум состояниям, по аналогии с двумя братьями: мы можем искренне раскаяться, прося прощения у Господа за все наши прегрешения, а можем стать настоящими фарисеями.

Фарисеи существовали во все века, есть они и сейчас. Только сегодня это не сторонники определенного учения в иудаизме, а внешние праведники. И нет в Евангелии грешников, более обличаемых Христом, нежели книжники и фарисеи. Именно как фарисей ведет себя старший брат притче. Также часто ведем себя и мы, когда печемся о внешнем благочестии, не имея ничего духовного внутри.

Не затягивайте с решением квартирного вопроса.

Был в моей практике случай — обратился мужчина, который чуть не оказался бездомным. При этом ещё несколько лет назад у него была 2-комнатная квартира по соцнайму в Москве. Он в ней благополучно жил, потом встретил свою любовь, женился, и они обменяли свои квартиры (его двушку и её однушку) на 3-комнатную. В браке родился ребёнок, но семья распалась. Супруги развелись, но продолжали жить под одной крышей. Потом женщина вновь вышла замуж, привела в квартиру нового супруга, и прежнему ничего не оставалось делать, как уйти в общежитие. Так и жили — она с ребенком и новым мужем в квартире, он — в общаге, где тоже завел новую семью. Прошло время, и бывшая стала требовать признать его утратившим право пользования квартирой. Основания для этого были — в квартире он не жил больше 5 лет, квартплату не платил. Тем не менее, в суде мужчине удалось отстоять свое право быть москвичом — мы доказали, что квартира получена путем обмена, и у него была большая часть. К тому же он навещал ребенка и исправно платил алименты. Статья по теме Отдать квартиру безвозмездно: как правильно оформить договор дарения?