Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Русская жизнь в Америке: как живут эмигранты в настоящее время

Россия – самая большая страна в мире. Разнообразный климат, восхитительная природа, уникальная кухня – достоинства можно перечислять долго. Однако, все же находятся люди, которых не устраивает жизнь в родной стране.

Итоги

Эмиграция – это очень ответственная вещь. У кого-то могут уйти годы раздумий для принятия окончательного решения. А некоторые готовы в один момент собрать чемодан и перебраться на ПМЖ за океан. Как бы не романтизировали жизнь в Соединенных Штатах, там есть свои плюсы и минусы. Русский народ в свое время пережил многое: падение монархии, мировые войны, репрессии, развал СССР, лихие 90-е и многое другое. Так что переезд в капиталистическую страну для него – дело несложное. Труднее потом привыкнуть к чужому менталитету, а еще тяжелее – это перебороть тоску по Родине и русским березкам.

Почему в Америке и Европе нет отчеств?

Сложно спорить с тем, что американские имена отличаются разнообразием. Это объясняется тем, что население состоит из большого количества наций и формирование его происходило на протяжении многих веков.

Изначально отчество имели практически все народы мира. А фамилии появились лишь в 10-м веке. Они происходили чаще всего от прозвищ, а затем отчеств родоначальников семей. Однако вместе с возникновением фамилий отчества сразу потеряли свою значимость – родового имени и так было достаточно для идентификации человека.

Пример немецкого паспорта. Графа “отчество” не предусмотрена

Потребность в фамилиях объясняется экономическим развитием. Многие начали заниматься каким-либо делом, которое превращалось в семейный бизнес. Определить статус и род деятельности человека можно было именно по фамилии. В России и ряде других стран отчества стали неотъемлемой частью имени в связи с тем, что фамилии появились намного позже, да и то не у всех.

В западных и европейских странах используется среднее имя, которое стоит между личным именем и фамилией (вроде нашего отчества). Зачастую его дают ребенку в честь ближайших родственников или крестных родителей.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подопытный

“Кризис школьного образования – то, о чем говорили давно и без толку – четко высветил советский спутник”, – писал “Лайф” 24 марта 1958 года. – Школы переполнены, учителей не хватает. Зарплату им платят нищенскую, а иным лучше бы и вовсе не платить. Детей кормят завтраками, заботясь об их желудках, а до умов никому нет дела. Способным ученикам не уделяется должного внимания, а с бездарями возятся. Общих положений о школе и школьных программах не существует. И это американская школа? Невозможно! А что у русских?”

Экспериментировать решили на живых людях: взять советского и американского школьников и ходить в течение месяца за ними по пятам. Как учатся, что читают, чем занимаются после уроков. Тут-то и станет ясно, чья система образования лучше. Уже в начале 1958 года американская делегация приехала в столицу СССР искать “жертву”. Приглянулась (или кто надо ненавязчиво посоветовал?) школа N49 на Фрунзенской набережной.

В течение месяца команда из 12 репортеров наблюдала за жизнью двух школьников. В США участником эксперимента стал Стивен Лапекас из чикагской школы. В СССР журналисты выбрали Алексея Куцкова, ученика 10-го класса «Б» школы № 49 города Москвы. Обоим тогда было по 16 лет. В итоге советский школьник стал победителем, а в США были вынуждены признать недостатки американской системы образования и принять ряд мер по повышению ее качества.

Журналисты хотели, чтобы героями их репортажа стали обычные школьники. Они обратились в несколько школ с просьбой предоставить им фотографии своих учеников. Стивен Лапекас был выбран из более чем 700 кандидатов. В СССР выбор пал на Алексея Куцкова. Находясь вместе с репортерами и фотографами, они должны были вести себя так же, как в обычной жизни. В подробности школьников не посвящали. Советский и американский школьники узнали о том, что еще один такой же эксперимент проводится на другом континенте, уже после того, как им вручили номер журнала.

Алексей Куцков до сих пор не знает, почему выбор пал именно на него. Отец погиб на фронте, мать – инженер, настояла на занятиях музыкой, купила пианино. В 12 лет записался в конькобежную секцию в ЦСКА, а через некоторое время выбрал волейбол. Играл за команду мальчиков, юношей и сборную Москвы.

“Директор школы Мария Полуэктовна Скворцова, сейчас уже покойная, объяснила мне, что американцы будут целый месяц рядом со мной, чтобы понять, как учатся и живут советские школьники. Особого акцента на то, что я представляю свою страну, она не делала, но просила постараться. И я старался”.

Корреспонденты и переводчик сидели на всех уроках 10 “Б”, где учился Куцков, сопровождали его на волейбольные тренировки, в музеи, на школьные вечеринки и в гости к друзьям.

Алексей Куцков уже и не помнит, как звали американских гостей, которые провели с ним весь февраль 1958 года.

“Им было где-то за 30, но мне, 16-летнему, они казались людьми в возрасте. Оба высокие, наверное, под метр восемьдесят пять, и выглядели респектабельными джентльменами. Во всяком случае, мне тогда джентльмены представлялись именно такими. Все время ходили в хороших строгих костюмах с галстуками. Ни о какой дружбе между нами не было и речи. Весь месяц “исследователи” питались в ресторанах, но меня с собой не пригласили ни разу. Не было ни подарков, ни сувениров, ни пресловутой жвачки. Возможно, это входило в условия эксперимента: все должно было быть как всегда… Вообще-то дотошными они были ребятами. Но и воспитанными – если я говорил: сюда я пойду один, не приставали с уговорами. Например, они ни разу так и не побывали у меня дома, хотя очень хотели. У меня тогда болел дедушка, и я сказал: ко мне нельзя. Посокрушались, но не настаивали… Каждое утро они поджидали меня в школе. Сидели на уроках, на переменах, правда, оставляли в покое. А после уроков мы вместе ехали куда-нибудь”.

“О том, что точно такое же исследование проводилось и в американской школе, что был некий “подопытный” Стивен Лапекас, я узнал уже потом, когда мне подарили номер журнала “Лайф””.

Что такое программа FLEX и почему из нее вышла Россия?

В 2014 году Россия объявила о приостановке на неопределенный срок своего участия в программе FLEX.

Future Leaders Exchange (FLEX) является программой обмена, осуществляемой Государственным департаментом США. В ее рамках старшеклассники в возрасте 15-17 лет из стран бывшего Советского Союза имеют возможность бесплатно провести год в США, живя в американской семье и посещая американскую школу. Программа полностью финансировалась властями Соединенных Штатов. Программа была создана в 1992 году после подписания Джорджем Бушем-старшим «Закона о поддержке свободы» с целью обеспечения мира и взаимопонимания между США и странами постсоветского пространства и предоставления молодым людям возможности «познакомиться с народом и культурой Соединенных Штатов, а также научить американцев лучше понимать людей и культуру их родной страны».

Статья по теме Гуд бай, Америка! За время существования программы через FLEX прошли, по американских данным, около 8000 российских школьников.

Выход России в 2014 году из программы произошел после того, как один из ее участников отказался возвращаться из США. Подросток объявил о своей нетрадиционной сексуальной ориентации и попросил оставить его в Америке. С учетом того, что речь шла о несовершеннолетнем, даже в США к этому инциденту отнеслись неоднозначно. Но факт остается фактом — произошло нарушение базового принципа программы, согласно которому школьники должны возвращаться на Родину. Поэтому решение о приостановке программы с российской стороны выглядело вполне логичным.