Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

С какими проблемами необходимо вести ребенка к психологу

Крайне важно, чтобы ребенок проходил все ступени своего психического, эмоционального и интеллектуального развития последовательно. Только при условии гармоничной работы психики формирование личности идет в правильном русле. Любое отклонение, стресс, повышение нагрузок и т.п. могут привести к дисбалансу.

В каких случаях следует обращаться к детскому психологу

Родители детишек, которые начинают свой жизненный путь в настоящее время, все родом из того времени, когда обращение к психологу было из ряда вон выходящим. Считать, что какие-то проблемы пройдут сами собой, ребенок вырастет и выправится, не разумно, ведь одна сложность влечет за собой появление другой.

Когда нужен психолог:

  • У ребенка имеются сложности с социализацией, он плохо чувствует себя в коллективе сверстников, не может адаптироваться в школе или садике.
  • Есть детские страхи, нарушающие привычный образ жизни (проблемы с ночным засыпанием, боязнь темноты, высоты и т. д.)
  • Ребенок излишне тревожен, чувствует себя неуверенно и незащищенно.
  • Наблюдается повышенная возбудимость и агрессия.
  • Есть проблемы с обучаемостью, усидчивостью, восприятием новых знаний.
  • Имеются признаки задержки речевого развития, аутизма, синдрома Дауна.
  • Ребенок пережил стресс (госпитализация, временное отлучение от матери, сложные взаимоотношения в семье или развод, даже переезд на новое место жительства для детей является большим стрессом).
  • Идет период подготовки к детскому саду или школе.
  • В семье потерян контакт с ребенком, он стал «неуправляемым».

С какими проблемами детей приводят к психологу?

Плохие оценки. Сюда относится и непонимание материала или преподавателей, нежелание идти в школу, которое может даже перерастать в истерики, ненависть или безразличие к учебе, проблемы с запоминанием учебной программы.

Плохое поведение. Агрессивные огрызания, грубость, специальные козни и нежелание помогать или хотя бы слушать членов своей семьи. Сюда так же относят и обман, который может проявляются в разных масштабах – от «я был сегодня в школе» до «я не брал твои деньги, мам». Таких детей часто называют «трудными», «трудноуправляемыми».

С какими проблемами детей приводят к психологу?

Проблемы в общении. Тут речь идет не только об общении со сверстниками, но и с родителями, учителями – вообще со всеми. Сложности в привыкании к классу, неудачные попытки завести знакомства и подружиться, замкнутость, страх начать общение первым или просто нежелание говорить с кем-либо.

Эмоциональная нестабильность. Часто к психологу обращаются, когда ребенок не умеет контролировать свои чувства: у него часто просто так начинаются истерики из-за мелочей, быстро меняется настроение, от крайности к красности (от смеха и радости до слез и ненависти). Под эмоциональной нестабильностью также имеют ввиду страхи (иногда мучающие кошмары) и фобии, которые внезапно обнаруживаются.

Специалисты

Кошеленко Андрей Геннадьевич

Опыт работы с 1995 года

Врач, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, психоаналитик

ПодробнееПопова Елена Германовна

Опыт работы более 25 лет

Психолог, кандидат философских наук, доцент

ПодробнееСконина Ольга Борисовна

Опыт работы более 25 лет

Психолог-психоаналитик

ПодробнееПолозов Андрей Анатольевич

Опыт работы более 30 лет

Психолог, педагог

ПодробнееБакалинская Марина Михайловна

Опыт работы с 2007 года

Психолог-психоаналитик

ПодробнееКатырева Светлана Юрьевна

Опыт работы с 2009 года

Психолог-психоаналитик, педагог

ПодробнееАмусин Георгий Львович

Опыт работы более 25 лет

Врач-психотерапевт, психиатр, психоаналитик

ПодробнееТомилова Татьяна Викторовна

Опыт работы с 2010 года

Врач-психиатр, психотерапевт

ПодробнееИльина Ксения Сергеевна

Опыт работы более 5 лет

Клинический психолог, психоаналитик

ПодробнееПопкова Елена Борисовна

Опыт работы с 2008 года

Психоаналитический психотерапевт, психолог, психоаналитик

ПодробнееКлименко Наталья Николаевна

Опыт работы с 2010 года

Психолог-психоаналитик

ПодробнееХахова Валентина Владимировна

Психолог, психоаналитик

ПодробнееХрамко Светлана Леонидовна

Опыт работы более 5 лет

Психолог-психоаналитик

ПодробнееКолосов Сергей Григорьевич

Клинический психолог

Подробнее

Проблемы с психическим здоровьем и семья

Передаются ли психические расстройства по наследству?

Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни. А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют. В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.

Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?

С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители – мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке. Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка. Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультирование по школьной успеваемости ребёнка

Еще одной сферой консультирования родителей является недостаточная, как им кажется, школьная успеваемость их ребёнка. Тут консультант должен знать, как донести до родителей, что каждому ребёнку можно иметь собственную учебную успеваемость, и это абсолютно нормально.

Чтобы более точно сделать описание учебной успеваемости, можно привести в пример метафору выращивания, например, овощей. Когда человек сажает семена помидор, то при должном уходе он получит отличный урожай вкусных спелых помидоров. Но, посадив помидоры, у нас ни в коем случае не вырастит и одного самого маленького огурца. Тут никто и не поспорит. Зато очевидно, что если есть различные семена, и помидор и огурцов, то в результате мы получим и разный результат их выращивания.

Но когда мы возвращаемся к детям, то это правило часто забывается. Взрослым в большинстве ситуаций очень сложно понять, что все дети разные и успехи в обучении у них тоже всегда будут отличаться. Из этого следует корректное определение учебной успешности. 

Учебная успешность ребёнка – тот личный максимальный результат по тому или иному учебному предмету, которого он достигает без ущерба для своего здоровья.

Перечислим основные особенности ребенка, которые оказывают больше всего влияния на учебный результат. Выделяют три основные группы:

  • психофизиологические особенности – тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации;
  • личностные особенности, в том числе учебная мотивация;
  • особенности учебной деятельности;
  • особенности общения, т.е. социальные аспекты;
  • особенности эмоциональной жизни.

Как же эти особенности влияют на успехи ребёнка в учебной деятельности? Почти у каждой особенности есть свои ресурсы, это значит возможности для улучшения учебного результата. Но также есть и ограничения – это то, что приводит к снижению учебного результата. Однако весь школьный процесс, например, методы преподавания, программа, учебники, протекание урока, рассчитываются на среднего ученика. И в ситуации, когда ребёнок слишком от него отличается даже в сильную сторону, то в школе его ставят в изначально неблагоприятные для него условия и , таким образом, он обрекается на неуспех.

Это означает, когда у ребёнка слишком выражены какие-либо особенности, то можно сделать предположение, что успехи в учебной деятельности вне зависимости от его старания будут хуже, чем на самом деле могло бы быть. И тут существует важный факт, что такая низкая успеваемость ребёнка не есть результат проблем в его развитии или недостаточного внимания к нему родителей, так как чаще всего взрослыми это воспринимается именно так. Этому причиной является классно-урочная системы образования, которой, как и детям, в ней обучающимся, свойственны особые ресурсы и ограничения. Самой главной проблемой такой системы обучения являются более тяжелые условия для обучения детей с какими-либо особенностями: психофизиологическими, учебными, личностными и социальными.

Поэтому психолог должен рассказать родителям о том, какие виды особенностей ребёнка оказывают влияние на его успеваемость. Также важно акцентировать внимание на психофизиологических особенностях, так как в основном люди об этом ничего не знают. Необходимо объяснить, что тип нервной системы влияет на ребёнка, на скорость восприятия им информации, на необходимость смены типа деятельности и стрессоустойчивости. Дети, имеющие сильный тип нервной системы, выдерживают высокий темп работы, но они часто не доводят дело до конца. Им свойственно нарушать дисциплину по причине сильной потребности в острых впечатлениях, они часто устают от монотонной работы. У детей со слабой нервной системой обычно снижена стрессоустойчивость, и они плохо работают в ситуациях с ограниченным временем.

Тип мышления у ребёнка обычно определяется преобладанием развития полушария мозга. Если более развито левое полушарие, то лучше развивается логико-вербальное (знаково-символическое) мышление, если правое полушарие – пространственно-образное. Конечно же, наш мозг является единым целым, и оба типа мышления работают как две взаимодополняющие подсистемы обработки когнитивной информации. Однако обычно очень заметна разница при выполнении логико-вербальных и пространственно-образных операций в зависимости от преобладающего полушария.

Ребёнку, как и всем взрослым, свойственно получать знания с помощь трёх самых главных способов: при помощи зрения, слуха и ощущений. Их ещё можно назвать визуальными, аудиальными и кинестетическими (интуитивными, сверхчувственными) каналами.

Главным каналом восприятия выступает родной язык ребёнка, тот, который он лучше всего понимает и на котором он думает. Поэтому, проводя психологическое консультирование, с “аудиалом” нужно “обсуждать” проблемы, “визуалу” предлагать представить ситуацию, “кинестетику” – её проиграть.

Кроме психофизиологических особенностей нужно иметь ввиду индивидуальные личностные ресурсы и ограничения. Ресурсными качества – это качества ребенка, необходимые для актуализации. Ограничениями является то, чего необходимо избегать в процессе обучения ребёнка. 

Таким образом, в данной статье проведено рассмотрение общих принципов консультирования родителей, наиболее часто встречающихся вариантов в ситуациях возрастного кризиса и консультирование при наличии недостаточной учебной успеваемости.