Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Самооценка ребенка – советы как сформировать и поднять самооценку детей

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Хвалим правильно

Похвала вызывает положительные эмоции не только у взрослых, но и у детей даже если они вам прямо об этом не говорят. Надо заметить, что похвала за хороший поступок более действенна, чем порицание за плохой. Ученые-психологи утверждают, что ребенка стоит хвалить за каждый хороший поступок. Однако в следующих ситуациях похвала будет лишней:

  • Необоснованная похвала при желании понравиться малышу;
  • Похвала за красивый вкус, одежду, игрушку;
  • Похвала за здоровье, красивые внешние данные;
  • Не стоит хвалить малыша из-за переполнения чувством жалости;
  • За дела, выполнены не его физической или умственной работой.

С шести месяцев до семи лет

Между шестью месяцами и тремя годами у ребенка формируется вера в то, что "я хороший", доверие к миру. Это происходит через общение с мамой и привязанность к ней.

Затем начинается новый этап – после трех лет малыш стремится многое делать сам. У него появляется так называемая нормальная завышенная самооценка: ребенок ощущает себя как самого умного, самого красивого, самого здорового. И длится это примерно до семи-восьми лет.

Здесь важна роль взрослых: как они себя ведут, что говорят. Например, если родители чрезмерно опекают малыша, постоянно повторяют что-то вроде: "Тебе нельзя есть мороженое, ты заболеешь", его восприятие может пострадать. И он уже не скажет: "Я самый здоровый". Одна из составляющих нормальной завышенной самооценки станет более низкой.

– У ребенка еще нет собственного представления о реальности, он формирует ее при помощи значимых взрослых, – говорит Мария Григорьева. – Если мама рано вышла на работу, а фактически ребенка воспитывают бабушка с дедушкой, то значимыми взрослыми становятся и они.

что это такое, тесты, игры

ПОДЕЛИТЬСЯФотография из галереи «Моё Солнышко»Что такое самооценка?Как проявляется уровень самооценки в поведении?ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»(тест «Десять ступенек»)Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша?теста “Лесенка”на какой ступеньке стоял бы он сам

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенку инициативу.
  • Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки” / “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку“Имя”“Проигрывание ситуаций”“Жмурки”“Зеркало”ПОДЕЛИТЬСЯ

Развитие самооценки дошкольника

Начинается развитие самооценки в дошкольном возрасте. Именно тогда ребенок начинает оценивать себя и сверстников. И, как правило, до 6 лет уровень его самооценки зашкаливает. Ему кажется, что он все делает лучше, он умнее, красивее, быстрее, выше и сильнее. С одной стороны это очень хорошо и помогает ребенку осваивать новые виды деятельности, не опасаясь осуждения. Но на этом этапе родителям важно сохранять адекватность, и не преувеличивать способности своего ребенка. И уж тем более не поддерживать его размышления на тему того, что Вася действительно плохой мальчик, а ты у нас самый лучший. Первые 2 принципа развития самооценки будут сейчас очень актуальны. Не сравниваем ребенка с собой, другими детьми и рассказываем о чувствах. Подсказываем, что твои слова могут обидеть Васю и это нехорошо. Поощряйте инициативу ребенка во всех начинаниях, но не забудьте сказать, что и другие дети могут достигать хороших результатов. Помните, что развитие самооценки дошкольника находится полностью в ваших руках. Уважайте вашего ребенка, бережно относитесь к его личности и у вас обязательно получится сформировать его адекватную самооценку.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

невротических привычек, убивающих самооценку

Не только негативное окружение и тяжелые события снижают наше мнение о самих себе. Масла в огонь мы регулярно подливаем своими деструктивными привычками.

    1. Стремление нравиться всем без исключения. При этом объективные доводы, что это невозможно априори, полностью отторгаются. Пытаясь угодить людям с разными взглядами на жизнь и диаметральными запросами, человек теряет собственную индивидуальность, разрушаются его принципы, теряются ориентиры. Это вызывает постоянную тревогу, подавленность. Естественно, в таких обстоятельствах говорить о здоровой самооценке не приходится. О том, как разрушает личность человека желание всем нравиться, и что делать, чтобы выбраться из этой черной дыры, всасывающей жизненную энергию, я рассказываю в этом видео.
    1. Подавление собственных желаний. Эта привычка зачастую формируется у нас в детстве. Точнее, её формируют нам родители. Например, когда учат между «нравится» и «практично» всегда выбирать второе: «Белые туфельки мы не будем покупать, они быстро пачкаются. Возьмем черные, за ними проще ухаживать», «Нет, я не запишу тебя на каратэ, какой от него толк девочке. Если хочешь, можешь пойти на бальные танцы, хоть осанка красивая будет», «Учиться на фотографа? Это же глупо! Иди в юридический, с таким образованием всегда найдешь работу». Конечно же, такие советы родители дают из желания помочь, наставить на путь истинный. А мы потихоньку привыкаем «жить рационально», не замечать истинные желания. Но от того, что мы их игнорируем, они не перестают существовать, и напоминают о себе постоянными сомнениями, неудовлетворенностью и низкой самооценкой. Как выйти из порочного круга и научиться слышать себя, вы можете узнать из этого видео.
    1. Привычка думать о себе в последнюю очередь. Очень сложно адекватно оценивать себя, когда живешь по принципу «Я» — последняя буква в алфавите». И это снова «привет» из детства. «Не будь эгоисткой», «Ты обязана заботиться о младшем брате — это твой долг», «У тебя уже есть платье, хватит пока. А на эти деньги купим твоей сестре блузку. Ей нужнее». Любовь к себе — безумно сложная, но очень важная для здоровой самооценки и уверенности в себе вещь. Если её нет, нет и всего остального.
    1. Завышенные требования к себе и окружающим. Перфекционизм, стремление сделать все идеально — одна из самых разрушающих невротических привычек. Она не позволяет: — наслаждаться достижениями — «Всегда можно сделать лучше»; — расслабляться — «Мой мир не идеален, и пока он такой, я не могу жить в нем спокойно»; — принимать людей с их недостатками — «Рядом со мной должны быть только идеальные люди». А таких ведь не существует. С подобными убеждениями невозможно быть довольным собой, своей жизнью. Соответственно, положительно оценивать себя также нереально. Как справиться с патологическим перфекционизмом, я рассказываю в своем видеоролике.
  1. Сравнения. Нет ничего плохого в том, чтобы сравнивать себя с другими, если использовать результаты таких сравнений, как стимулы для роста и развития. Другое дело — привычка сравнивать себя с успешными людьми, а потом гнобить, что не смогла добиться того же: — «Подруга устроилась на хорошую работу… Конечно, она же умеет говорить красиво, да и образований высших у неё аж 3. У меня так никогда не получится… Я тупая и косноязычная». — «Сестра платье роскошное купила. Конечно, с её фигурой можно красивую одежду носить. А мне с моей толстой задницей и жирными руками только балахоны подходят». Какой может быть самооценка при таких мыслях? Вы понимаете.

Функции

Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Можно выделить такие основные функции самооценки:

регуляторная защитная отражающая развивающая эмоциональная

Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.

Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.

Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.

Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.

Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.

Функции

Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька — самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
  • пятую – плохие;
  • шестую – очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

  1. первую — вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая — шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая — крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Чрезмерная критика окружающих

У слабохарактерного человека критика вызывает обострение неуверенности в собственных силах, побуждает его опустить руки, подтверждая его убеждение в том, что он неудачник. Критика ударяет по эго, парализуя дальнейшие действия личности с заниженной самооценкой. Он принимает критику близко к сердцу, воспринимает ее слишком серьезно.

Критика – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застои и болезненные явления. (Н.А. Островский)

Неуверенные в себе люди критикуют сами себя, но не с целью получить поддержку окружающих, а чтобы они опровергли негативное высказывание. Это своеобразная проверка собственной значимости. Если такую критику поддерживают, они переживают боль и раздражение, испытывают агрессию к оппоненту.