Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Самооценка: виды, структура и формирование

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.
— Франклин Рузвельт

Хвалим правильно

Похвала вызывает положительные эмоции не только у взрослых, но и у детей даже если они вам прямо об этом не говорят. Надо заметить, что похвала за хороший поступок более действенна, чем порицание за плохой. Ученые-психологи утверждают, что ребенка стоит хвалить за каждый хороший поступок. Однако в следующих ситуациях похвала будет лишней:

Хвалим правильно
  • Необоснованная похвала при желании понравиться малышу;
  • Похвала за красивый вкус, одежду, игрушку;
  • Похвала за здоровье, красивые внешние данные;
  • Не стоит хвалить малыша из-за переполнения чувством жалости;
  • За дела, выполнены не его физической или умственной работой.

что это такое, тесты, игры

ПОДЕЛИТЬСЯФотография из галереи «Моё Солнышко»Что такое самооценка?Как проявляется уровень самооценки в поведении?ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»(тест «Десять ступенек»)Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша?теста “Лесенка”на какой ступеньке стоял бы он сам

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенку инициативу.
  • Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки” / “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку“Имя”“Проигрывание ситуаций”“Жмурки”“Зеркало”ПОДЕЛИТЬСЯ

Формирование самооценки

Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного общения и взаимодействия. От того, насколько объективно оценивается ребенок и его поступки, зависит адекватность самооценки. От самооценки зависит активность ребенка и его стремление к самосовершенствованию. Чем раньше будет сформирована адекватная самооценка, тем больших успехов он сумеет достичь в жизни.

Придерживайтесь перечисленных пунктов, это поможет сформировать адекватную самооценку.

  • Любовь и принятие
  • Больше поощрений, меньше наказаний
  • Позвольте ребенку быть успешным
  • Детская самостоятельность, как необходимость
  • Объясняйте ребенку свои требования
  • Не перегибайте с властью, которая у вас есть
  • Правила есть правила, их необходимо соблюдать
  • Прислушайтесь к мнению ребенка, но не руководствуйтесь только его желаниями
  • Научите ребенка прислушиваться к мнению окружающих, но иметь свою точку зрения
  • Обучите навыкам неагрессивного поведения в случаях критики
  • Учите относиться с уважением к чувствам и желаниям других детей
  • Обращайтесь к ребенку с просьбами о помощи или за советом как старшему или равному (особенно важным данный пункт является при воспитании мальчиков в системе отношений «мама-сын»)
  • Будьте объективны к поступкам ребенка и его поведению

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Развитие самооценки подростков

Что можно рассказать про развитие самооценки в подростковом возрасте? Ваш личный пример, как и все ваши доводы с большой долей вероятности будут восприниматься в штыки. На первый план выходит мнение ровесников. Именно они имеют влияние на самооценку подростка. Мальчикам хочется быть физически выносливыми, девочкам привлекательными. Гормональные всплески не дают пробиться здравому смыслу. Но, к счастью, это не будет длиться вечно. Уже в старших классах включится мозг и начнет направлять ребенка в нужное русло. А пока родителям нужно набраться терпения и проявить максимум такта и любви, чтобы не убить самооценку. Уже не так просто убедить подростка, как это можно было сделать до школы и в младших классах. Но, если немного глубже узнать про развитие самооценки подростков, то всё получится. В это время в семье должна царить атмосфера уважения и доверия. Вы должны знать круг общения вашего ребенка и при необходимости мягко регулировать его. Ведь самооценка в подростковом возрасте зависит именно от мнения тех людей, с которыми он дружит. Научите подростка смотреть на себя со стороны, разбираться в людях и анализировать свои поступки с точки зрения других людей. Моя любимая фраза для таких случаев: А поставь себя на место этого человека. Что бы сделал ты?” Больше разговаривайте, проводите время вместе и продолжайте растить самооценку вашего ребенка несмотря ни на что. Он обязательно скажет вам спасибо, став взрослым.

Помним: развитие самооценки ребенка напрямую зависит от наличия этой самой оценки у вас.

Дети считывают с нас информацию, как с открытой книги. И это касается не только эмоций и настроения, но и наших личностных качеств и привычек. Более 70% времени они проводят с нами, и мы должны быть примером. Если вдруг, по каким-то причинам вы до сих пор сомневаетесь в своей уникальности, и ваша самооценка слегка прихрамывает, начните меняться. Теперь вы должны это сделать не только ради себя, но и ради того, чтобы развитие самооценки ребенка принесло результат. Можно ли вырастить ребенка с высокой самооценкой, если её нет у родителей? Можно попробовать. Положить всё на алтарь материнства, заниматься только воспитанием, развитием уверенности, самооценки, лидерских качеств и ждать результата. И, возможно, он будет. Но гораздо эффективнее, когда мама сама излучает уверенность, понимает свою ценность, не боится жить и не зависит от мнения окружающих.

Развитие самооценки подростков

Прочитайте статью Как стать хорошей мамой”, она станет ещё одним вашим помощником.

Желаю вам быть уверенными и счастливыми мамами детей с адекватной самооценкой.

Почему у меня низкая самооценка?

Зачастую корни негативного отношения к себе тянутся из детства. Как и почему формируются установки, мешающие даже во взрослой жизни положительно оценивать свои способности, я уже рассказала. Теперь разберемся с факторами, которые негативно влияют на наше самовосприятие в повседневной жизни.

Самый большой вред самооценке наносят токсичные люди в вашем окружении. И это может быть кто-угодно:

  • Родители, которые всегда недовольны вами и не стесняются говорить вам об этом;
  • Муж абьюзер. В таких отношениях в принципе невозможно адекватно оценивать себя;
  • Преподаватель или начальник-самодур, который самоутверждается за счет подчиненных;
  • «Подруга», которая завидует и исподтишка подкидывает дрова в костер ваших сомнений в своих способностях: «Зачем тебе идти на это собеседование? Два раза уже ходила, и что? Ну есть у тебя какая-то работа — сиди и работай. Вечно тебя все не устраивает, все тебе мало. Ну судьба у тебя такая — работать кассиром в супермаркете. У других и этого нет»;
  • Дети-манипуляторы. Подростки особенно легко нащупывают слабые места в родительской психике. Например, сомнения, вроде «Хорошая ли я мать?». А затем методично бьют в эти болевые точки «прямыми» ударами, усиливая чувство вины: «а вот моему однокласснику мама всегда дает больше денег на обед», «Лене из соседней квартиры новый крутой велик купили, а мне свой стыдно на улицу вытаскивать», «этим летом только я из класса не отдыхал за границей»;
  • Другие родственники, с которыми вы вынуждены общаться: свекровь, с которой никак не получается наладить отношения; одинокая тетя, за которой вы вынуждены ухаживать; брат/сестра с не сложившейся личной жизнью и от того обозленные на весь белый свет.

Одним словом все люди, рядом с которыми вы чувствуете себя ничтожными и ни на что не способными.

Убить самооценку женщины могут и сложные жизненные ситуации:

  1. Развод, особенно, инициированный мужем. Столкнувшись с таким событием, многие женщины винят себя: плохо готовлю, не достаточно хороша в пастели, некрасивая, скучная. Одним словом — недостойная любви и счастья.
  2. Увольнение с работы. Особенно, если оно совпадает с возрастными кризисами 30 или 40 лет.

Диагностика

Одним из качеств, характеризующих взрослого, самодостаточного человека, является умение правильно оценить свои возможности и способности, отделить собственную оценку от мнения окружающих. Насколько человек объективен в этой оценке, можно определить с помощью различных способов и методов диагностики самооценки.

Диагностика оценки личностью своих умений, качеств, особенностей характера лежит в сфере компетентности специалистов — психологов, психотерапевтов, педагогов. Анализируя различные виды самооценки, психологи пришли к выводу, что она бывает оптимальной и неоптимальной, или, говоря другими словами, адекватной и неадекватной.

Диагностика

Для того, чтобы правильно диагностировать самооценку, необходимы консультации специалиста, использование научных методик и различные способы тестирования

Оптимальная самооценка выражается в том, что человек относится к себе со здоровой долей критичности, оценивая себя реально. При такой самооценке индивидуум способен замечать в себе плюсы и минусы, видит свои успехи и отмечает неудачи, ставит перед собой реальные цели и способен корректировать своё поведение. Человек адекватно оценивает себя, старается представить, как выглядят его поступки со стороны. Внутреннее состояние такого человека отличается гармонией и стабильностью.

Под неоптимальной самооценкой подразумевается чрезмерно завышенная или наоборот, заниженная самооценка. Люди с неадекватной самооценкой либо идеализируют себя, либо необоснованно принижают. Никакие замечания извне такими людьми не воспринимаются, либо трактуются в угоду собственному мнению. Справедливый упрёк или просьба пересмотреть своё отношение воспринимается как попытка унизить или оскорбить достоинство. Такой человек, даже если не может отрицать очевидный промах, списывает его за счёт придирок или зависти окружающих.

Наука предлагает много способов и методик диагностики самооценки. В частности, с помощью определения величины рангового соотношения можно довольно ясно увидеть разрыв между теми качествами, которые реально присутствуют в человеке, и теми, которые он хотел бы иметь.

Диагностика

На этом принципе основана методика анализа самооценки С. А. Будасси. Испытуемому предоставляется список свойств личности — аккуратность, вспыльчивость, доброта, подозрительность и прочее — и предлагается выбрать те из них, которые присущи данному человеку. Затем выясняется важность выбранных качеств от большего к меньшему и выраженность выбранных качеств у данного индивидуума. На основе полученных данных составляется корреляция, по которой вычисляется степень адекватности самооценки.

Перфекционизм

Перфекционизм в психологии определяется как устойчивая особенность личности, состоящая в упорном стремлении к совершенству и достижении наилучших результатов во всех сферах жизни.

Одна из причин заниженной самооценки – желание индивида соответствовать созданному им идеализированному образу. Стремление к самосовершенствованию – качество личности, способное скорректировать чувство собственного достоинства. Но это относится к конкретным сферам деятельности.

Перфекционисты хотят быть идеальными во всем. Эта постоянная гонка за идеалом выматывает их физически и эмоционально. По мнению таких людей, только добившись абсолютного совершенства, они будут приняты окружающими. Заведомое завышение целей делает их достижение невозможным априори. Самокритичность давит на самооценку, снижает ее.

Перфекционизм

Немало известных людей причисляют к перфекционистам: среди них Лев Толстой, Александр Македонской, Стив Джобс, Ницше.

Реакция перфекционистов на конструктивную критику в свой адрес бывает агрессивной. Подобная манера поведения порождает неприятие и осуждение окружающих, что для перфекционистов неприемлемо.