Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Секреты грамотного воспитания детей в семье

Личность человека, по мнению многих психологов, формируется в первые годы жизни. Именно поэтому так важно при воспитании ребенка от 1 года, во время активного роста и быстрого развития, чтобы малыш получил необходимый для будущей жизни опыт, который и станет базисом в его дальнейшей жизни.

Cтоит ли начинать обучаться скорочтению во взрослом возрасте?

Многих людей, уже давно окончивших школу и университет, интересует вопрос: стоит ли начинать обучаться скорочтению во взрослом возрасте? Ответ прост: верхнего порога в плане возраста нет, можно начинать хоть в 20, хоть в 40, хоть в 70 лет. Просто скорость обучения, скорее всего, будет ниже в старшем возрасте. Но не настолько, чтобы это стало преградой к освоению скорочтения.

И стоит заметить, что в пожилом возрасте необходимо в перерывах между упражнениями чаще давать отдых глазам, поскольку при освоении скорочтения идет нагрузка на зрение. В подростковом возрасте тоже необходимо делать перерывы, но длительное напряжение в молодом возрасте не так заметно сказывается на зрении, а после 50-ти уже ощутимо. Но больше никаких ограничений или дополнительных условий для освоения навыка скорочтения в старшем возрасте нет. Более того, сейчас актуальна концепция непрерывного обучения, поэтому повышение скорости и эффективности чтения для людей в возрасте становится все востребованнее.

Понимание как основа воспитания ребенка от года

Большинство трудностей и ошибок воспитания ребенка 1-5 лет базируется на том, что родители не понимают своего малыша, считая его «уменьшенной моделью» взрослого человека. Поэтому у родителей довольно часто возникает раздражение по поводу того, что разумные с их точки зрения доводы ребенок оставляет без внимания. С другой стороны, стремление подстроить как свою жизнь, так и жизнь ребенка под современные требования и темп, окружая малыша различными методиками обучения раннего возраста с применением компьютерных технологий, не всегда приносит желаемого результата.

Довольно часто из-за желания раннего развития родители забывают о своей основной задаче – любить малыша и понимать его потребности. Основное отличие детей от взрослых состоит в том, что ребенок в раннем возрасте лишь имитирует логическое мышление, подражая взрослым, и, не имея стереотипов, обычно бывает поглощен исключительно текущим моментом и ситуацией, проживая «здесь и сейчас». Поэтому большинство детских эмоций подчиняются ситуации – он может искренне расстроиться от потери любимой игрушки, но очень быстро отвлекается, если его внимание привлечет что-то интересное. Дети в возрасте 1-5 лет обычно полноценно проживают каждый момент своей жизни, получая от этого удовольствие.

Также для понимания своего малыша и правильного воспитания ребенка в 1-2 года родителям необходимо понимать, что его сознание не направлено в будущее. Не имея собственного опыта и развитого абстрактного мышления, ребенок полностью погружен в текущий момент с весьма конкретными предметами, людьми и игрушками.

Респонденты рассуждают о наилучшем возрасте для рождения первого ребенка

14 Октября 2014

Впервые становиться мамой, по мнению россиян, лучше в 21–24 года, а папой – в 25–28 лет. Ранним рождение первого ребенка считается до 17 лет для девушек и до 19 лет для юношей. В том, чтобы родить ребенка рано, 58% россиян видят больше минусов, чем плюсов. При оценке позднего рождения мнения респондентов разделились: 36% указали на большее число плюсов, 36% – на большее число минусов. Поздними детьми россияне называют первенцев, чья мама в среднем старше 36 лет, а папа – старше 43 лет.

Теги: Семья и дети

материалы Путешествия и туризм

17 Марта

Россиян расспросили, какой туризм они предпочли бы, если бы пандемия закончилась, – внутренний или внешний, куда бы они отправились отдыхать, будь у них все возможности, и как они оценивают условия для внутреннего туризма Новогодние и рождественские праздники

27 Января

76% россиян довольны, 19% – недовольны тем, как прошли их новогодние праздники. 72% смогли за время каникул отдохнуть, восстановить силы, у 18% сделать это не получилось. Вообще же 53% участников опроса одобряют, 38% – не одобряют 10-дневные выходные Новогодние традиции

24 Декабря

Важным праздником для россиян считают Новый год 85% участников опроса (на 15 п.п. больше, чем в прошлом году). «Он дарит новые надежды и веру в будущее», «просто Новый год – традиция», «он дает возможность увидеться со всеми родными», «приносит радость», – поясняют люди в ответах на открытый вопрос Нецензурные выражения: бытование и отношение

14 Декабря

30% участников опроса считают допустимым употребление нецензурных выражений, по мнению 66%, они недопустимы ни при каких обстоятельствах. Употребление обсценной лексики в художественных произведениях допускают 37%, не допускают 60% россиян Бедность

11 Декабря

38% россиян более справедливым считают такое общество, где благополучие человека зависит прежде всего от его собственных усилий, 45% – такое, в котором благополучие человека обеспечивается государством. У молодых и обеспеченных безоговорочно преобладает первое мнение, у пожилых и бедных – второе

Мнение подростка при разводе

Согласно статье 57 СК РФ ребенок 10 лет и старше имеет возможность выразить предпочтения о дальнейшем проживании. Решение чада, как правило, базируется на следующих особенностях:

  1. Привязанность к отцу либо матери. Уровень близости несовершеннолетнего с родителями определяется на основании экспертизы, проведенной сотрудниками органов опеки и педагогами. Уполномоченные лица детально изучают отношение детей к каждому из членов семьи и выявляют искреннюю привязанность.
  2. Воспитательный образ супругов. Мягкость и вседозволенность, как правило, являются определяющими факторами для малыша. Однако эти же качества напрямую нарушают интересы подростка, а значит судья не примет их во внимание.

Несмотря на то, что законодательно несовершеннолетний имеет право на высказывание собственных предпочтений, суд не примет их во внимание, если не будет доказано, что выбор подростка совпадает с его интересами. Другими словами, если несовершеннолетний предпочтет остаться с отцом, а суд посчитает, что мать будет лучшим вариантом, то чадо оставят именно с ней.

Выявление интересов несовершеннолетнего

Если бывшие супруги не заключили соглашение о распределении обязанностей и прав по общению с чадом, в дело вступают органы опеки и попечительств. Инстанции выясняют:

  • условия проживания обеих сторон;
  • материальное обеспечение бывших супругов;
  • график работы;
  • образ жизни сторон бракоразводного процесса;
  • наличие или отсутствие вредных привычек или зависимостей.

В ходе получения сведений органы опеки имеют право обязать супругов пройти ряд экспертиз для выявления психологических отклонений и способностей к самостоятельному воспитанию чада.

Точка зрения ребенка в возрасте от 10 лет

Перед непосредственным заслушиванием желаний чада специалисты, приглашенные судом, проверяют:

  • не навязано ли решение;
  • искренность выбора;
  • способность ребенка принимать подобные решения.

Для закрепления желаний подростка относительно дальнейшего проживания последнему необходимо пройти психолого-педагогическую экспертизу, подтверждающую факт осознанности решения.

Мнение ребенка, достигшего возраста 14 лет

Подростки в возрасте от 14 лет, согласно статье 20 ГПК, имеют право самостоятельно выбирать, где они будут проживать после развода родителей. Более того, законодательство позволяет подросткам проживать отдельно при наличии соответствующего разрешения от отца и матери.

Важно! Статья 56 СК РФ предусматривает возможность самостоятельного обращения подростком в суд для защиты собственных интересов. Как правило, данным законом пользуются несовершеннолетние, желающие получить официального попечителя среди родных бабушек и дедушек.

Вердикт суда, идущий в разрез с желанием ребенка

Несмотря на то, что судья обязан выслушать мнение несовершеннолетнего, достигшего 10 летнего возраста, часто решение инстанции идет в разрез с желанием чада. Такие ситуации происходят, если ребенок:

  • изъявил желание проживать с супругом, имеющим определенные материальные проблемы;
  • принимает решение на основании навязанного мнения;
  • хочет остаться с супругом, имеющим худшие нравственные качества.

Определяющим фактором в назначении дальнейшего места жительства для суда выступают интересы ребенка. Если один из родителей имеет возможность обеспечивать чадо и уделять должное время его воспитанию, а другой нет, то суд обязательно встанет на сторону более обеспеченной стороны.

Досудебное разрешение вопроса

Родители имеют право решить вопрос проживания чада самостоятельно в досудебном порядке.

В таком случае вопрос, со скольки лет учитывается мнение ребенка, не имеет смысла, и несовершеннолетние имеют возможность высказаться в любом случае.

Составление соглашения о воспитании и содержании ребенка на добровольной основе позволит сторонам избавить чадо от нервных потрясений и договориться между собой, не привлекая судей или органы опеки.

Заключение: особенности судебного решения на основании мнения подростка

Таким образом, судебная инстанция, во время проведения бракоразводного процесса, в обязательном порядке должна опросить подростка, достигшего 10 лет, касательно его мнения о дальнейшем проживании.

Однако вердикты далеко не всегда соответствуют желанию детей, поскольку в столь малом возрасте чадо не имеет возможность оценить дальнейшие перспективы.

В то же время, если несовершеннолетнему исполнилось 14 лет, судья имеет право вынести решение на основании показаний одного лишь подростка, не вдаваясь в остальные детали.

Этапы взросления

Воспитание детей до 3 лет. Воспитание детей от 0 до 3 лет в основном ложится на маму. Находясь в декретном отпуске, она занимается домашним хозяйством и следит за малышами. Папа, бабушки и дедушки выполняют временные вспомогательные роли. Ребенка 2 лет начинают готовить к поступлению в садик.

Воспитание ребенка в 3 года предполагает развитие самостоятельности, ответственности, навыков общения и взаимопомощи. В некоторых семьях, например, в знаменитой семье Никитиных отец и мать выполняли равнозначные роли, и воспитание детей с рождения проводилось с максимальной отдачей и слаженностью с обеих сторон.

О том, как воспитать самостоятельность у ребенка, пример этой семьи может рассказать лучше всего. Для малышей по всему дому были развешены спортивные снаряды, стояли турники и лестницы, на стенах были укреплены доски, на которых можно было рисовать мелом, висели большие географические карты. Интеллектуальное воспитание ребенка в год неразрывно связывалось с физическим воспитанием и закаливанием.

Воспитание ребенка 4 лет предполагает начало подготовительного этапа на пути к школе. Писать в прописях еще рано, но необходимо выучить все цифры в пределах десяти и научить малыша сложению и вычитанию. Если есть проблема в правильности произношения, которую нужно отрабатывать, необходимо разучивать скороговорки и чистоговорки.

Подсказать, как воспитывать маленьких детей, если есть серьезные проблемы с задержкой речевого развития могут логопеды и детские психологи. Воспитание ребенка 4 года жизни уже не будет таким сложным, если родители не теряли времени в раннем возрасте и проводили регулярные занятия с ним.

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок-мальчик в 9 месяцев по мнению Комаровского?

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет – нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие есть стили воспитания детей в семье? По поводу приучения ребенка к рукам в семье могут разгореться споры, однако хотя бы первый год не стоит воспитывать малыша такими жесткими методами – он пока еще не капризничает осознанно

Формируем характер и самодисциплину с первых дней жизни

Взрослые чаще всего считают, что младенец еще ничего не понимает, а потому рано думать о его воспитании и учебе. А малыш в это время уже познает мир и знакомится со своей родней. В первые месяцы жизни он учится различать голоса и звуки, запоминает предметы, наблюдает за эмоциями тех, кто его окружает.

Невольно вспоминается, в качестве примера, любимый мультфильм всех времен и народов: «Придет время, и он еще оттаскает тебя за усы» – произнесла мудрая пантера Багира, наблюдая, как Маугли резвится с волчатами. Все ощущения первого года жизни ребенка уже запечатлены на уровне подсознания, в долгосрочной памяти. Это – о приобретенных рефлексах, которые срабатывают на уровне инстинктов, при отсутствии жизненного опыта, логики и самооценки у малышей.

Еще примеры, для наглядности и лучшего понимания:

Взрослые мечтают о выходном, чтобы дольше поспать, посидеть у телевизора в пижаме, позволить себе то, чего обычно не делают в рабочие будни.

Расслабиться, конечно, можно. Но это не должно становиться системой на глазах у ребенка, чтобы он не воспринял нарушение режима как норму. Иначе очень скоро придется безрезультатно призывать его к порядку. Лучший аргумент в воспитании малыша – личный пример. А если, все же, необходимо выспаться, чтобы снять усталость после напряженной трудовой недели, то ребенку обязательно нужно объяснить, почему случаются исключения из правил.

Кто-то из взрослых, находясь в хорошем расположении духа, проходя мимо малыша, жующего кашу (играющего и т.д.), просто захотел взять его на руки, поцеловать, выразить эмоции…

Знакомая ситуация? В этот момент желательно представить, что за столом или за игрой сидит взрослый человек, и как он отнесется к внезапному порыву, пусть даже самых положительных эмоций. Справляться с неуместными проявлениями чувств к ребенку легко, если представлять себя на его месте.

Малыш, в ответ на свое «почему?» слышит: «Не мешай, я занят(а)», «ты не поймешь, потому что маленький»; вопрос «когда?» так же упирается во взрослый «панцирь превосходства» – «когда у пруда без труда зацветет резеда», или что-то похожее.

Никому не приходит в голову отвечать подобным образом взрослому человеку, потому что это – неуважение. Тогда почему столь непозволительное поведение допускается в отношениях с детьми? Потому что ребенок беззащитен и зависим от взрослых?

Ну, «что посеешь, то и пожнешь», как говорится.

В семье появился ребенок, и это значит, что взрослые отныне и навсегда обязаны следить за своими словами, жестами, мимикой, за каждым действием и поступком. Все качества, которые родители хотят увидеть в ребенке в будущем, должны стать для него наглядным примером, которому он будет вначале подражать, чтобы казаться взрослым и равноправным, а, когда вырастет, все перейдет в привычку.

Определенная модель поведения может сформироваться даже в грудном возрасте. Родители должны неукоснительно придерживаться режима сна, прогулок, игр, кормления. Ребенок привыкнет и не будет капризничать, а положительный настрой – залог успешного развития, потому что занятия эффективны только в спокойной и доброжелательной семейной атмосфере.

Кроме правил внутрисемейного распорядка, важно приучить ребенка к аккуратности – если вещи всегда лежат на своих местах, у ребенка быстро разовьется механическая память, он научится ориентироваться в пространстве и находить нужные предметы.

Важное правило: с ребенком обязательно нужно разговаривать даже тогда, когда он говорить пока не научился. Взрослые должны проговаривать каждое действие малыша или свое, чтобы ускорить развитие речи и увеличить лексический запас на самом раннем этапе развития. При этом необходимо объяснять, для чего совершается то или другое действие, например, надо одеться, потому что на улице холодно и т.п. Пассивное запоминание логических взаимосвязей вскоре принесет плоды.

Ребенок приходит в школу с тем багажом опыта, который он получил в семье, и, по сути, педагогам приходится работать над коррекцией поведения, что существенно тормозит процесс развития и обучения. К тому же, «работа над ошибками родителей» болезненна для ребенка и приводит к неизбежным стрессам, последствия которых трудно предсказать.

Определяем готовность малыша для детского сада по его темпераменту

Темперамент, так же как и возраст, играет важную роль в том, когда отдавать ребенка в садик. Как правило, различают четыре типа темперамента, как у взрослых, так и у детей:

  • сангвиник;
  • меланхолик;
  • холерик;
  • флегматик.

Сангвиник. Если у вашего ребенка темперамент данного типа (лидер, импульсивный, любопытный), то он наиболее «подходит» для детского сада. Активный и любознательный малыш очень нуждается в общении, поэтому даже в 1,5 года для него большой радостью станут новые знакомства и утренники.

Меланхолик. Дети с таким темпераментом (замкнутые, нерешительные, часто капризничающие, не любящие перемен) в садике чувствуют себя тревожно, поэтому отдавать их желательно как можно позже (не ранее четырех лет). Они превосходно чувствуют себя дома и им совершенно не нужен детский коллектив.

Холерик. Если ваше чадо обладает таким типом темперамента (баловник, требующий внимания, легковозбудимый, драчун), то в садик его лучше отдавать в возрасте 3-4 лет, когда он уже хорошо знаком с дисциплиной, нормами поведения, и ему будет не сложно научиться отвечать за свои деяния.

Флегматик. Для малыша-флегматика (рассудительный, сдержанный, любопытный, играет один, хорошо спит) адаптационный период в детском саду проходит легко в возрасте 2,5 лет. Некоторое время ребенок будет избегать общения с ровесниками, а садик будет для него «чужим домом». Но спустя пару недель малыш привыкнет к новой обстановке.

Что еще поможет научить ребенка времени

Помогая своему ребенку понять, что означает определение времени и какую оно играет важную роль в нашей жизни, важно выработать привычку указывать, как отслеживать время. Начните с простых вещей, например, как долго вам следует чистить зубы, сколько времени нужно проводить в школе, сколько длится мультфильм и сколько времени нужно для готовки пирога.

После того, как вы изучили основы продолжительности времени, попросите ребенка напомнить о том, что вам нужно сделать в определенное время, и попытайтесь напомнить ему об определенных действиях, которые он должен выполнить за «15 минут» или «полчаса».

Познакомьте своего ребенка с концепцией времени

Начните с ознакомления вашего ребенка с понятиями утра, полудня, вечера и ночи. Затем спросите ребенка, когда происходят определенные повседневные дела, (например, «Когда мы завтракаем?» или «Что мы делаем утром?»). Как только ваш ребенок сможет понять эти деления дня, он встанет на путь понимания времени.

Расскажите ребенку об истории возникновения часов и интересные факты

Раньше люди пользовались солнечными, водяными, звездными и даже атомными часами. Один из подобных древних интересных устройств измерения времени можно показать ребенку сегодня — песочные часы. Расскажите малышу об известных часах, например, Биг-Бен в Лондоне.

Как научить ребенка времени: в каком возрасте начать?

Существуют необычные часы, стрелки которых движутся в противоположном направлении, а не как обычные — по кругу вправо. Для подростка будет полезно узнать, что в казино, например, нигде нет часов.

Сделайте вместе модель часов

Существует множество веб-сайтов с бесплатными примерами о том, как их сделать в домашних условиях. Обязательно сосредоточьтесь на важных цифрах (12, 3, 6, 9), а также на часовой и минутной стрелках. Чтобы вашему ребенку было весело, по очереди настраивайте часы и отвечайте сколько на них времени (не бойтесь ошибиться, чтобы показать, что ошибаться — это нормально)

Свяжите время со своим распорядком дня

По мере того как ваш ребенок продолжает узнавать о времени, продолжайте связывать время со своим распорядком дня. Например, спросите, «Во сколько заканчивается школа?». Затем попросите их показать вам соответствующее время на часах. Делайте это несколько раз в день (на разных примерах).

Подарите ребенку наручные часы

Приучайте ребёнка пользоваться часами, спрашивайте у него, который час, засекайте время, за которое выполните определенную работу или занятия.

Научите ребенка пользоваться таймером и будильником

Пусть попробует самостоятельно завести будильник, чтобы проснуться утром в школу. Научится заводить таймер для просмотра мультфильмов или выполнения уроков. Это тренирует умение чувствовать, и определять время без часов.

По мере того, как ваш ребенок постепенно приобретает уверенность в процессе определения времени, поощряйте его и продолжайте регулярно заниматься. Если ребенок делает ошибки, не ругайте его, объясните где он ошибся и как это исправить.

Как научить ребенка времени

Надежно, как в банке

Паи и акции не гарантируют родителям ни дохода, ни сохранности вложенной суммы. Те, кто хочет обеспечить гарантированный доход на детский капитал, могут выбрать банковские депозиты.

Специальных детских вкладов, которые могут открывать взрослые на имя ребенка, крайне мало. Такой продукт сохранился в банке «Зенит», а банк «Открытие», Альфа-банк предлагают «Детские» вклады только премиальным клиентам.

Вместо специальных детских депозитов большинство банков дают возможность клиентам открыть любой вклад базовой линейки на третье лицо, включая несовершеннолетних. Но клиенты этим пользуются нечасто. По словам банкиров, на их долю приходится 0,3-0,5% общего числа депозитов даже при наличии специального продукта. «Клиенты крайне недовольны ограниченным доступом к детскому вкладу: чтобы забрать деньги, родителям также необходимо согласие органов опеки», — объяснил представитель одного из банков, отказавшегося от таких вкладов. А вот перемещать средства по детским счетам не запрещено.

Методика профессора Лазарева

Главный принцип: ни дня без сюрприза С какого возраста применяют: с рождения В чем суть: современный метод, разработанный профессором Михаилом Лазаревым — доктором медицинских наук и музыкантом. Лазарев доказал, что если правильно сочетать обучение и музыку, то ребенок будет гораздо быстрее осваивать любую информацию.  Для того чтобы занятия по методике Лазарева нравились не только мамам и папам, но и малышам, была разработана серия специальных развивающих наборов Bimbasket.

Развивающий набор Bimbasket – это коробка с симпатичными игрушками и обучающими материалами, а также специальными карточками, для того чтобы родители могли самостоятельно заниматься с малышом. Особое преимущество заключается в том, что все наборы составлены индивидуально, в зависимости от возраста ребенка. Любой родитель может заказать такой набор и развивать малыша самостоятельно, не тратя время и деньги на походы по центрам раннего развития. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут в день, поэтому карапуз попросту не успеет заскучать или, тем более, устать. Когда один набор будет полностью освоен, можно заказать следующий.

Причины, чтобы не отдавать ребенка в школу в лет

Так во сколько же лет отдавать ребенка в школу? Несмотря на то, что основной поток детей в первый класс – семилетки, не всегда этот возраст подходит для первоклассника.

Да, педагоги и медики считают, что лучше всего отдавать ребенка в школу в семилетнем возрасте, так как сформированы сознательность, другие психологические качества, позволяющие понять, что учеба – это не игра, а серьезное дело. Мелкая моторика у семилеток развита лучше, что поможет в учебном процессе.

Однако каждый человек развивается в собственном ритме, иногда возраст семь лет не является указанием на то, что появилась эмоциональная и психологическая готовность к смене жизненного режима и дополнительным нагрузкам.

Закон не препятствует решению родителей отдать ребенка в школу до 8 лет.

Причины, чтобы не отдавать ребенка в школу в лет

По каким причинам семилетка не должен идти в первый класс:

  • гиперактивное поведение, подтвержденное врачом;
  • задержка речи;
  • задержка психического развития;
  • не готов эмоционально;
  • слабый иммунитет, последствия тяжелой болезни, травмы.

Если есть хоть одна из причин, целесообразнее отодвинуть поход в первый класс на более поздний срок. При этом стоит заручиться поддержкой специалистов – врача, психолога.

  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Игры на развитие мелкой моторики у детей
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Периоды умственного развития

Основная статья: Когнитивное развитие См. также: Развитие головного мозга человека

Интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

Основные стадии развития

Период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года)

См. также: Младенец

От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

Период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет)

Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

Здесь совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Символическая функция — «способность отличать обозначение от обозначаемого и вследствие этого возможность использовать первое для того, чтобы вспомнить второе или указать на него». В младенчестве ребёнок хотя и может воспринимать сенсорный сигнал как знак события, которое последует за ним, но не способен воспроизвести во внутреннем плане знак не воспринимаемого актуально события, не являющийся конкретной частью этого события.

Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями. Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями. Операции — «действия, интериоризованные и организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов». Всякая совершаемая (актуализируемая) операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.

Период формальных операций (11—15 лет)

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.