Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Сенсорные игры: развиваем все пять чувств у ребенка

Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы расскажем про сенсорное развитие дошкольников. Период дошкольного возраста несет много различных перемен. Помимо интенсивного роста и перемен во внешнем облике ребенка, активно изменяется также и его внутренний мир.

Задачи сенсорного развития детей в дошкольном возрасте

Ни для кого не секрет, что процесс становления не является явлением равномерным в период дошкольного возраста.

Каждый из этапов подразумевает определенный уровень развития. Рассмотрим задачи и цели сенсорного развития на каждом отдельном этапе дошкольного возраста.

  1. Первый год жизни ребенка – это ответственный этап в сенсором развитии. В этот период важно обеспечить ребенка достаточным количеством впечатлений и информации. Основным инструментом сенсорного развития на первом году жизни являются игрушки. Изначально – это могут быть яркие погремушки, примерно до третьего месяца. Примерно в три-четыре месяца можно давать ребенку различные предметы, отличающиеся по своей текстуре – на первый план выходят тактильные ощущения. Первый год жизни ребенка имеет особенность – зрение малыша еще не настолько развито, и поэтому развитие зрительного восприятия на этом этапе проходит очень медленно. Но, тем не менее, малыш в состоянии различать цвета, лица родных людей, все, за исключением мелких деталей.
  2. Второй и третий год жизни – это этап расширения кругозора ребенка, за счет увеличения двигательной активности малыш получает доступ к большему количеству информации и впечатлений. На этом этапе задача родителей способствовать освоению навыка различения цветов и оттенков, соотношения предметов по величине, а также различение форм.
  3. Уже к четвертому году жизни у дошкольника есть четко сформированное понимание цветов, различий форм и размеров объектов, и поэтому это является благоприятным периодом для расширения диапазона зрительного восприятие. Начиная с четвертого года жизни необходимо помогать ребенку освоить оттенки цветов и их различия, а также соотношение размеров в ряде объектов, состоящем из пяти-шести элементов, различных по величине, форме и оттенку.
  4. В периоде старшего дошкольного возраста задача педагогов и родителей состоит в совершенствовании уже приобретенных навыков восприятия, а также развитии аналитических центров ума, классификации объектов по их внешним признакам.

Играем с дошкольниками

«Угадай цифру». На спине карапуза рисуется пальцем цифра. В задачу ребенка входит отгадать, какую именно цифру написал взрослый. Занятие помогает развить тактильные ощущения. Позже можно писать буквы алфавита.

«Найди лишний предмет». Для упражнения необходимо подготовить разные по цвету геометрические фигуры. В качестве задания можно положить перед ребенком фигуры одного цвета, при этом только один из них отличен по форме. Попросите найти лишний предмет. Забава учит соотносить предметы между собой и сравнивать их.

«Большой – маленький». Для игровой деятельности будут нужны различные вещи, предметы или игрушки, а также носовой платок. Попросите ребенка спрятать поочередно вещи под платочком. При этом следует комментировать, что те предметы, которые были маленькими сумели спрятаться, а большие – нет. Задание направлено на знакомство с величинами.

«Что в мешочке?». Из необходимых материалов подготовьте мешочек небольшого размера и предметы, способные в нем поместиться. Важно, чтобы вещи эти были разными по форме, фактуре и размеру. Маленький первооткрыватель должен попытаться определить, что же именно попалось сейчас ему в руку. Направлена такая игровая деятельность на формирование тактильных ощущений.

Условия оформления заказа в Каталоге

Портал и / или Администрация не выступают владельцами и не обладают никакими правами на товары, представленные в Каталоге, а равно не являются стороной в правоотношениях, возникающих из действий Пользователей по заказу товаров, работ, услуг, решений посредством Каталога

В Каталоге Пользователям доступна база данных, которая представляет собой информационно-справочную систему, содержащую информацию о товарах/услугах, предназначенную для потенциальных покупателей/потребителей товаров/услуг. Информация о товарах/услугах, представленная в Каталоге, основана на информации, предоставленной продавцами (поставщиками).

Каталог предназначен исключительно для ознакомления и предварительного заказа товаров, услуг и решений. Никакие оплаты через Каталог не производятся и никакие сделки напрямую в Каталоге не совершаются.

Каталог так же позволяет запросить у Продавца пакет документов, необходимый пользователю для оформления поставки товаров / работ / услуг в порядке государственной закупки и иные документы, необходимые для совершения сделки. Данные документы предоставляются Пользователю непосредственно Продавцом (Поставщиком), Портал и Администрация не несут ответственности за достоверность и корректность указанных документов.

Любое общение, в том числе с использованием средств в Личном кабинете Пользователя, с поставщиком (продавцом) товаров, работ, услуг признается непосредственной перепиской между Пользователем и указанным лицом. Портал и / или Администрация ни в коей мере не могу участвовать или выступать стороной в указанном общении и / или нести какую-либо ответственность из (за) отношений / действий, вытекающих из указанного общения.

Литература

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга «Сказочный мир сенсорной комнаты». В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии, «Развиваем сенсорику и мелкую моторику», составленном практикующим педагогом , можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Литература

Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».