Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Шахматы для дошкольников: какая польза и как научить

Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.

Когда начинать учить ребенка играть в шахматы?

С шахматами ребенка можно знакомить уже примерно с 2-3 лет. Однако это будет только знакомство с фигурами. Дети еще не запомнят все правила, и вы вряд ли сможете сыграть полноценную партию. Есть дети, которые уже в 4 года начинают играть в шахматы, чемпионы начинали играть уже в этом возрасте. Однако нет ничего страшного, если вы познакомите ребенка с шахматами в 5-6 лет, 8-9 лет. Начинать играть в шахматы никогда не поздно. В шахматы можно играть дома с родителями, ходить в шахматный клуб или осваивать дома онлайн-курс по шахматам (что очень актуально в период карантинов.)

Польза игры в шахматы

Польза игры в шахматы многогранна – это отмечали выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. В процессе игры в шахматы идет одновременная работа сразу правого и левого полушария мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат.

Во время игры идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение последовательных цепочек. Не менее значима работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы интенсивно используются в шахматах: игрок использует долговременную и оперативную память, используя визуальную, цифровую и цветовую информацию.

Польза игры в шахматы

Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать решающие ходы – основные навыки, которые получает шахматист.

Как научить ребенка играть в шахматы

Перед вами курс обучения шахматам для детей, в котором, начиная с самых азов, малыш пройдет подготовку с нуля до уверенного игрока. Под руководством опытного наставника ребенок будет учиться игре в специально разработанной игровой форме. Его ждет общение со сверстниками и педагогами, интервью и мастер-классы с призерами и участниками международных турниров и многое другое.

В курсе «Курс молодого бойца»:

  • Рассказ о шахматах, знакомство с фигурами, введение в игру;
  • Как начинать партию, правила игры в дебюте;
  • Два необычных хода в шахматах. Рокировка и взятие на проходе;
  • Простые матовые стратегии;
  • Правила поведения за игрой. Этика шахмат.

Получив в распоряжение этот видеокурс, научить ребенка играть в шахматы не составит никакого труда. Вы наконец-то найдете замену компьютерным играм и поможете малышу развить память, логическое мышление, а также привить трудолюбие и упорство.

Правила игры в шахматы для детей

Игра в шахматы очень интересная, но на первый взгляд она немного запутанная. Поэтому объясняем правила игры в шахматы для детей с самых основ. У каждого из двух игроков есть набор фигур, которые он располагает на шахматной доске. Доска состоит из 64 квадратов белого и черного цвета. Ее кладут таким образом, чтобы в левом нижнем углу от каждого из игроков находился черный квадрат. Далее на доску выставляют фигуры слева направо следующим образом: ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья. Второй ряд фигур – это пешки. Цель игры: путем наиболее выгодных ходов свергнуть шахматного короля. Игроки выполняют свои ходы поочередно. Игру начинают всегда белые. Фигуры можно перемещать только в свободные квадраты. Если фигуру перемещают в квадрат, занятый противником, игрок объявляет, что фигура противника взята. Она удаляется с поля и далее не участвует в игре.

Как же ходят различные фигуры? Самая подвижная фигура – ферзь. Она может перейти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали с того квадрата, на котором она стоит. Слон ходит только по диагоналям, а ладья только по вертикали и горизонтали. Все три данные фигуры не могут перескакивать через поле, занятое другой фигурой. Конь может перескакивать, так как ходит он буквой «Г». Обычно для детишек трудно визуально воспринять такую фигуру. Поэтому объясняя правила игры в шахматы для начинающих детей, можно попросить их переставлять коня на счет раз, два, три. В третьей клеточке фигуру нужно уже поставить.

Пешки почти всегда ходят вперед на одно поле. Исключение составляет лишь первый ход. Когда каждая из пешек покидает исходную позицию, ее по желанию игрока можно передвинуть сразу на два квадрата. Если пешка берет фигуру противника, ее перемещают на одну клеточку по диагонали в занятый квадрат, убирая с поля находящуюся там фигуру. Соответственно, если пешка атакует фигуру противника со своей стартовой позиции, она также может перескочить сразу на две клеточки, первая – по вертикали, а вторая — по диагонали. Если пешка доходит до другого края шахматной доски, она может превратиться в любую фигуру. Ее можно заменить ранее захваченной фигурой или просто запомнить, что данная пешка теперь является ферзью или, например, конем.

И наконец, поговорим про короля. Он может переходить на одну клеточку в любой из окружающих его квадратов. Кроме того, один раз за игру он может рокироваться – перейти на два поля по направлению к ладье, при этом ладья должна быть переставлена через короля на соседнее с ним поле. Все квадраты между королем и ладьей во время рокировки должны быть свободны. Это и все основные правила игры в шахматы, которые понадобятся Вам для обучения ребенка.

Как научить ребенка шахматам

Для того, чтоб обучить малыша азам этой древней игры, нужно запастись терпением. Занятия шахматами для детей требуют систематичности и последовательности. Не стоит рассчитывать на то, что уже с первого урока ребенок начнет с Вами играть. Если Вы будете на него давить, то у него вообще может исчезнуть желание продолжать обучение игры в шахматы. Итак, с чего же начать?

Нужно выбрать красивый шахматный комплект. Можно взять классические шахматы с лакированными фигурками или детские пластмассовые шахматы с разноцветными пешками, слонами и ладьями. Главное, чтобы ребенку это понравилось. Далее рассматриваем шахматы и учимся правильно расставлять их на доске. Перед тем, как научить ребенка шахматам объясните ему суть игры. Расскажите, что доска – это поле битвы, на котором сражаются войска двух королей. Цель битвы – захватить короля противников в плен. Пешки – это рядовые солдаты, которые не могут быстро передвигаться, но они могут захватывать в плен любых воинов противника. Кони двигаются немного дальше, а вот морской флот в виде ладей, а также слоны могут перемещаться очень даже далеко. Самая быстрая – ферзь или дама. Она может перемещаться куда угодно. Но даже эту «коварную особу» можно захватить в плен, если выстроить правильную стратегию.

Освоив все правила игры, можно приступать к первым шахматным партиям. Спокойно направляйте ребенка на правильные ходы, параллельно поясняя ему логику всего происходящего. Конечно, поначалу можно и даже нужно поддаваться. Так как игра довольно сложная, и первые удачи настроят малыша на дальнейшее обучение. Ведь Вам еще предстоит освоить некоторые шахматные комбинации, а также научиться разрабатывать целые стратегии! Обязательно выделяйте несколько часов в неделю, чтобы поиграть со своим ребенком в шахматы. Поверьте, это будет одним из самых эффективных упражнений на развитие мышления, которое пригодится ему не только на уроках математики, но и в дальнейшей жизни.

Шахматы с лет и старше

Вашему малышу уже почти пять, и вы хотите начать обучение, тогда нужно знать, что в таком возрасте он не может долго концентрироваться на чем-то одном. Первые занятия нужно делать очень короткими.

Достать доску с шахматными фигурами и просто дать их ребенку поиграть. Далее помаленьку знакомить с каждой фигурой в отдельности.

Можно рассказать сказку или показать мультфильм про шахматы. У Фиксиков есть хорошая серия про шахматы:

После изучения названия фигур и мест их расположения на шахматной доске, можно поиграть в игру, напоминающую лото. Положите в непрозрачный мешок фигуры и пусть ребенок опускает руку в мешок и на ощупь определяет название, и после этого ставит фигуру на ее место, на доске.

Опишите шахматную доску и фигуры в зависимости от предпочтений малыша. Если это мальчик и ему нравятся рыцари, то доска — это поле боя, фигуры это две армии которым нужно захватить короля. Если ему нравятся звездные войны, то опишите все в соответствии с этим сюжетом, можно даже купить шахматы в виде персонажей из звездных воинов.

Шахматы с лет и старше

Главное, чтобы у ребенка были первоначальные ассоциации с чем-то ему знакомым и это напоминало ему какой-то сказочный сюжет.

Расскажите, как ходит каждая фигура и возможно придумайте какую-то историю почему она, так ходит, в зависимости от выбранного вами сюжета. Так юный шахматист лучше запомнит все фигуры и как они ходят.

Проведите сравнение фигур и выстройте шкалу ценностей каждой фигуры. Какая фигура более важная и почему.

Не переходите сразу к игре, закрепите знания создавая разные задачки, на шахматной доске. Например, расставьте пешки противника на доске и пусть малыш с помощью одной фигуры срубит все пешки за наименьшее количество ходов. Для изучения коня, расставьте пешки в виде забора, через который должен перепрыгивать конь, и достигнуть края доски. И главное помните, вы, обучаете ребенка и нужно все преподносить в виде сказочной игры, стараясь не перегружать его и не заставлять.

Основные принципы правил шахматной игры

  • Сражение на шахматной доске между армиями белых и чёрных фигур ведётся по особым правилам. У каждой фигуры есть название, своё первоначальное место на доске и свои возможности.
  • Ценность фигур – очень разная: конь ценнее, чем пешка, но гораздо менее ценен, чем ферзь или ладья.
  • Самая ценная фигура, на которую ведётся настоящая охота – это король. Но, при своей ценности, он очень ограничен в возможностях: может передвигаться всего не одну клеточку и не может располагаться на поле «под боем».
  • Игроки ходят по очереди. Первым всегда начинает тот, у кого белые фигуры. Цвет фигур выбирается перед началом партии по жребию или по обоюдному согласию.
  • Цель игры – не в том, чтобы «посбивать» как можно больше фигур противника. Цель состоит в том, чтобы добраться до его короля и поставить ему мат. То есть, поставить короля в безвыходное положение – когда и та клетка, на которой он стоит, и те клеточки, на которые он мог бы сделать ход, находятся под боем.
  • Отсюда один из основных принципов: всегда обеспечивать прикрытием своего короля и выбирать для него такую позицию, которая имеет пути к отступлению.

Сразу учите ребёнка вести наступление всем шахматным войском: с самого начала партии стараться ходить несколькими фигурами, продвигая их вперёд и развивая свою позицию. А не бросать в бой одного ферзя и барахтаться с ним, пока остальные фигуры скученно стоят на своей половине поля без дела. Учите его «посылать вперёд пехоту»: чем слабее фигура, тем ближе к армии противника она должна быть на начальном этапе партии. А потом, под прикрытием слабых фигур, устремятся в прорыв и атаку фигуры более сильные и ценные.

Но это не значит, что пешки можно «раздавать направо и налево»: пусть они прикрывают друг друга цепью, как бы «взявшись за руки». Вообще, «давать на съедение» любую фигуру можно только, если ты жертвуешь ей в пользу удачного хода, изменения своей позиции к лучшему. И если ты уверен, что эта жертва принесёт пользу тебе, а не твоему противнику.

Как заинтересовать ребенка

Дети младшего возраста очень быстро загораются желанием изучать определенные предметы, осваивать новые игры. Однако также быстро их интерес может и угасать. Что касается шахмат – это игра, которая требует от игроков усидчивости и терпения, что является сложным для большинства маленьких непосед.

Поэтому родители стараются отыскать подход к своему чаду, чтобы заинтересовать его и мотивировать продолжать играть в шахматы. Для этого можно воспользоваться некоторыми приемами:

  • Демонстрация на личном примере. Детям нравится подражать взрослым, потому если они увидят, как родители играют в шахматы – им непременно захочется присоединиться.
  • «Подогреваем» интерес. Можно придумать семейный шахматный турнир. Попросите ребенка помочь кому-то из участников – маме, папе, бабушке, дедушке или старшему брату/сестре. В результате малыш почувствует свою значимость.
  • Отведите ребенка в шахматную секцию. Именно здесь он сможет увидеть, как его сверстники соревнуются друг с другом.

Это три основных приема, которые помогут поддерживать интерес юного игрока, не позволяя ему отказываться от начатого дела.

Польза покера

А теперь поговорим о пользе покера

Если говорить про меня, то мои упражнения в покере научил меня лучше:

  • Мыслить на несколько ходов вперед, рассматривать несколько возможных альтернатив, вариантов развития (помогает за рулем когда нужно быстро проложить на мысленной карте несколько разных маршрутов, по которым до этого не ездил и выбрать оптимальный, легче планировать что-то на будущее, моделировать последовательность действий в уме)
  • Держать в голове результат от любых тех действий, которые собираюсь произвести (раньше не всегда получалось задумываться о последствиях каждого своего поступка, что могло послужить причиной всяких необдуманных, безрезультатных действий или ситуаций с плохим исходом… Очень помогает в работе и бизнесе в т.ч. Помогает избежать лишней работы так как сразу обдумываю результат и цель)
  • Быстро и уверенно принимать решения на основе неполной информации
  • Контролировать эмоции и мимику
  • Считать в уме
  • Анализировать информацию
  • Логически рассуждать

Я не призываю вас играть именно в покер если хотите овладеть какой-нибудь интеллектуальной игрой, все же быстрее и эффективней умственные параметры должны развить шахматы, это дело вкуса, смотрите, решайте сами. Может быть вам вообще захочется рубиться в нарды, что кстати тоже очень неплохо. А лучше играть во все эти игры если позволяет время.

Вот собственно все то что я хотел рассказать про интеллектуальные игры, в следующих статьях продолжу разговор о развитии интеллекта. Расскажу почему полезно читать хорошие книги, зачем нужна математика, как можно развить память и про другие способы улучшения качеств нашего ума. Постараюсь не затягивать с выходом новых статей, мне еще много хочется рассказать!

Выводы

  • Уже на первых порах обучения игре в шахматы, следует учиться играть не глядя на доску.
  • Нельзя достоверно сказать, что умение играть вслепую улучшает технику счета вариантов.
  • Янош Флеш, хотя и проводил сеанс игры вслепую на 52 досках, не стал чемпионом мира. Из этого можно сделать вывод, что феноменальные возможности по запоминанию ходов, не приводят к таким же феноменальным достижением при обычной игре с сильными противниками.
  • Что касается вреда для здоровья игры вслепую, то можно утверждать, что любая деятельность мозга на пределе физических возможностей, может нанести непоправимый вред здоровью. Многое зависит от тренировки. К примеру, из истории мы знаем, как закончилась первая марафонская дистанции — бегун умер. Сейчас же, марафон не является чем-то экстремальным.

Похожие записи:

  1. Игра в шахматы для начинающих
  2. Магнус Карлсен играет вслепую на 5 досках
  3. Тимур Гареев сыграл вслепую на 48 досках!
  4. Игра без ферзя — играть до последнего