Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Шахматы как средство развития логического мышления детей школьного возраста

«Наука о правильном мышлении» — вот как переводится слово логика с древнегреческого языка. А кто бы из нас не хотел мыслить правильно? Ценность сформированного логического мышления неоспорима.

  Ребусы для детей 7-лет

Большой интерес к ребусам проявляют дети разных возрастов, но особенно 7-8 лет. Чтобы ребёнок сам мог разгадывать зашифрованные слова, нужно объяснить ему основные правила, что обозначают различные знаки.

          Основные виды ребусов

Остановимся поподробнее, какие бывают ребусы, и что обозначают различные комбинации и знаки в них.

1. Добавление к картинке одной или нескольких букв.

> Впереди рисунка или после него добавляются буквы. Это самый простой вид.

2. Около картинки зачёркнутая буква.

> Это обозначает, что её нужно убрать из слова

3. Замена букв

>

> Когда рядом с зачёркнутой буквой стоит другая, её нужно вставить вместо зачёркнутой.

> Иногда рядом с картинкой стоит буква со знаком равенства, это означает, что её тоже нужно заменить в слове.

в начале рисунка или в конце.

> Запятая указывает на то, что от слова убирается буква, первая или последняя, в зависимости, где она стоит: в начале или конце. Какое количество запятых присутствует, столько букв и убирается.

или слово перевёрнуты вверх ногами.

> Это значит, что слово нужно прочитать справа налево.

горизонтальная между буквами или картинками.

> Она обозначает предлоги “на, над, под”.

расположение букв относительно друг друга.

> Когда одна располагается в другой, это подразумевает предлог “в”. Если одна буква находится за другой-подразумевается “за” или “перед”.

8. Несколько одинаковых букв или слогов.

> Это значит, что количество букв нужно проговорить цифрой.

9. Использование вместе с буквами или картинками различных цифр.

Добавляется цифра к слову, рисунку или буквам, с разных сторон.

10. На поверхности одной или нескольких букв прописана какая-то другая буква несколько раз.

> В таком случае добавляется предлог “по”. (Повар)

11. Под рисунком стоят цифры мелким шрифтом.

> Нужно буквы в слове переставить в таком же порядке.

Чаще всего в одном ребусе используется несколько видов одновременно.

Ребусы различной сложности и для разных возрастов можно найти в детских журналах, специальных сборниках и в интернете: онлайн или распечатать.

Родители и сами могут составлять ребусы для своих детишек.

Теперь вы знаете, какие ребусы для детей 7-8 лет и другого возраста можно использовать для занятий с детьми.

Большинство детишек любят разгадывать ребусы и головоломки, поэтому поддерживайте их стремление в этом увлекательном и полезном деле.

Пожалуйста, нажимайте на кнопочки соц сетей и делитесь информацией со своими друзьями.

Бонусный навык: осознанные сновидения

Компьютерные игры развивают не только мышление, внимание и скорость реакции. Геймерам чаще снятся осознанные сновидения. Это сны, в которых человек осознает, что спит и может управлять своими действиями, например, летать, исследовать мир, менять свою или чужую внешность, устанавливать свои правила.

Существование осознанных сновидений, как и то, что геймеры видят их чаще , подтверждено наукой. Для этого у спящих снимали энцефалограмму. Выяснилось, что осознанные сновидения происходят во время фазы быстрого сна и при них меняется бета-ритм мозга.

Существуют разные способы научиться видеть осознанные сновидения, но геймерам проще это сделать. Вероятно, причина в привычке контролировать действия персонажа. Иногда геймеры продолжают играть в компьютерную игру во сне.

У тех, кто часто видит осознанные сновидения, лучше развита связь между корой лобных долей и височно-теменным узлом . Это значит, что сигналы извне и от тела обрабатываются быстрее и эффективнее и человек больше склонен осознавать и контролировать себя.

Предварительный просмотр:

«Шахматы как средство развития логического мышления у младших школьников»

Консультация для родителей

Большаков Юрий Робертович

Педагог дополнительного образования

МБОУ «СШ №42» г. Нижневартовска

Есть тихий спорта вид —

Спортсмен всегда сидит,

Соперник перед ним

Безмолвный, словно мим.

Слова им не нужны,

Раздумья здесь важны.

Нет хуже для ребят

Двух слов, чем «шах» и «мат».

Занятия шахматами развивают ребенка всесторонне, способствуют улучшению его логических способностей, благодаря чему дети начинают лучше учиться, больше запоминать, легче воспроизводить в памяти пройденное ранее. Самое главное, чему учится ребенок за шахматной доской, — анализировать обстановку и принимать правильные решения быстро. Это умение поможет не только в учебе, но и в повседневной жизни. Задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с правилами игры, научить его понимать шахматную логику. Если появится особый интерес, родители смогут записать ребенка в шахматный клуб или секцию, где шахматы изучают более углубленно. Но даже если интереса не появится, свою развивающую задачу шахматная доска со стоящими на ней фигурами все равно выполнит.

Главное, на что направлено введение новой дисциплины, — выявить у ребенка интерес к игре. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж важно. Ведь шахматы всем на пользу, и чем раньше начать их осваивать, тем лучше.

Юных шахматистов учат избегать бесцельных ходов, всегда оценивать последствия размена фигур, не рисковать понапрасну и вырабатывать тактику игры. За счет этого эта игра предполагает активное развитие логики. Ребенок учится анализировать ситуацию, просчитывать свои ходы, делать выводы. Он держит в голове некую конечную цель, к которой нужно прийти. Другими словами, он представляет абстрактную картину и этим тренирует абстрактное мышление.

Со временем задача станет еще сложнее — чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее комбинации он будет разыгрывать. Например, он попробует логически продумать действия соперника. Конечно, не обойдется без ошибок, но для юных шахматистов ошибки — это не повод для переживаний, а возможность проанализировать их и в следующий раз поступить по-другому. Такое умение пригодится во взрослой жизни.

Несмотря на то, что шахматы считаются медленной и вдумчивой игрой, ситуация на доске может меняться довольно быстро. Это требует от человека быстроты мышления и реакции. Когда прежние догадки оказываются неверными и неожиданный ход соперника рушит построенные планы, игрок должен быстро просчитывать новую стратегию. Это развивает скорость мышления, учит быстро и спокойно думать в ситуации нервного напряжения (например, на турнире).

Игрой в шахматы увлекались многих талантливые люди: химик Дмитрий Менделеев, писатель Лев Толстой, художник Архип Куинджи. Да и Наполеон, по слухам, страстно любил эту интеллектуальную игру. Обучение шахматам для детей всесторонне развивает ребенка:

  • занятия развивают усидчивость и тренируют длительную концентрацию внимания на одном объекте
  • хорошо тренируется память — игрок запоминает расположение фигур, просчитывает ходы
  • воспитанник учится тщательно обдумывать и взвешивать свои решения, а уже потом действовать
  • ребенок учится расставлять приоритеты и отказываться от малого ради большой цели
  • повышаются навыки планирования
  • это хорошая подготовка к школе, занятия шахматами для дошкольников тренируют мозг, формируют усидчивость, повышают работоспособность и готовят детей к школьным занятиям
  • улучшается успеваемость по всем предметам, появляется интерес к истории, литературе, точным наукам, легче дается счет и письмо
  • на занятиях ребенок завяжет новые знакомства и обретет новых друзей

Источник

Задачка в три хода

Эта головоломка для детей 8 лет, которые умеют хорошо вычитать и складывать простые числа. При этом нужно думать и внимательно смотреть, куда перекладывать спички. На столе положите три горки спичек.

В первой – 11 штук, во второй – 7, а в третьей – 6. Нужно переложить спички так, чтобы в каждой кучке было по 8 штук.

Сложность в том, что добавлять в кучку можно только столько спичек, какое число в ней лежит. Например, туда, где шесть спичек, можно положить только шесть штук. Нужно выполнить задачу как можно быстрее.

Чтобы найти верное решение,  надо не только правильно считать, но и включить логическое мышление: из горки в 11 спичек кладут 7 штук во вторую кучку. Теперь тут 14 спичек, из которых 6 кладут в кучку с 6 спичками. Во второй кучке осталось 8 спичек.

Упражнение Данетки

Логическая игра, получившая своё название благодаря условию: загадывая какое-то слово, вы можете отвечать на вопросы второго игрока только «да» или «нет». А задача второго игрока — подбирать вопросы, которые приблизят его к разгадке слова.

Игра также тренирует воображение, внимание и способность запоминать, поскольку держать все условия в памяти – непростая задача. А что ещё способствует развитию логического мышления ребёнка?

Однако зачастую их изучение не даётся ребёнку из-за несформированного логического мышления, получается замкнутый круг. Тогда на помощь приходит интерес. И программирование. Играючи, ребёнок сможет освоить его на курсе «Кодвардс» (уже с 7 лет!).

Более подробно о компьютерных курсах в Юниум прочитайте в этой статье. Программирование – это крепкая основа, которая с ранних лет поможет сделать мышление ребёнка более выстроенным, системным и логичным.

Как развить логическое мышление?

Логические игры для детей — оптимальная форма в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Развивающие игры со словами отлично подходят для развития логического мышления.

Положительным побочным эффектом будет развитие кругозора, смекалки и словарного запаса вашего чада.

Примеры устных игр на развитие мышления:

  • игра в ассоциации. Вы называете ребенку предмет, он называет похожий и объясняет почему он считает его похожим.
  • Окончания. Придумывать окончания можно для чего угодно, для известного стишка, для названия сказки, просто для любого вопроса («Папа сильный, потому что….», «Мама красивая потому что…», «Собака умная потому что…» и т.п.)
  • Придумывание историй, стихов, сказок, поздравлений, да чего угодно. Развивает фантазию, логику, речь.
  • Игра «Да-Нет» — нужно загадывать ребенку загадки, ответом на которые может быть только «да» или «нет».
  • Игра «верю-не верю». Формируйте утверждение, например, «все деревья высокие», «все собаки черные», «банан это трава», а ребенок должен сказать, верит он в это или не верит и обосновать почему

Визуальные ребусы и задачки на развитие мышления.

Здесь можно говорить о любых задачках, которые решаются с помощью готовых или создаваемых ребенком изображений:

  • специальные картинки и карточки, которые можно как купить, так и создать самостоятельно
  • лабиринты
  • рисование по линиям, раскрашивание по цифрам и т.п.
  • Настольные игры
  • Конструкторы
  • Загадки и головоломки
  • Шахматы и шашки
  • Ребусы и головоломки

Логические и занимательные задачи

  • В каких месяцах в году 28 дней? (Ответ: в каждом)
  • Как назвать пять дней не называя дни недели или числа? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  • Как сжечь целую спичку под водой? (зажечь ее в подводной лодке)
  • Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
  • Из какой тарелки нельзя ничего съесть? (из пустой)
  • Чем заканчиваются ночь и день? (мягким знаком)
  • Каких камней нет в море? (сухих)
  • Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)
  • Что нельзя положить даже в самую большую кастрюлю? (ее крышку)
  • Что теряет в полете любой космонавт? (вес)

Похожие записи

  • Учим буквы. Буква «У»
  • Беспружинные матрасы: преимущества
  • Аксессуары для гостиной: создаем стильный интерьер
  • Советы для родителей, если ребёнок заикается
  • Жизнь в ярком цвете
  • UI037

Ребусы по русскому языку

Добрый день, наши уважаемые читатели! Все дети летом хотят заслуженно отдыхать. Но как сделать так, чтобы за каникулы они не растеряли те знания, которые получили в течение учебного года? Предложите им увлекательные ребусы по русскому языку, которые отлично потренируют ум и мышление ребёнка в непринуждённой обстановке.

Это ещё не все достоинства увлекательных головоломок. Читайте внимательно нашу статью, в которой, помимо подборки из 17 красочных заданий для детей разного возраста и уровня подготовки, перечислены основные правила их решения, а также есть перечень пунктов о неоспоримой пользе такого не очень серьёзного, на первый взгляд, занятия.

Чем полезны ребусы?

Название «ребус» имеет латинское происхождение. Была такая поговорка Non verbis sed rebus — «Не словами, а при помощи вещей». Итак, Rebus переводится как «предмет» или «вещь». При разгадывании головоломок ребёнку приходится вспомнить названия предметов, которые он видит на картинке, и проделать с ними манипуляции, зашифрованные в задании. А это уже целая логическая цепочка. Что же ещё, кроме интересного времяпровождения, даёт решение таких креативных заданий детям?

  • развитие интеллекта, памяти, внимания и грамотности;
  • увеличение словарного запаса за счёт подбора синонимов;
  • развитие усидчивости, терпения, нацеленности на результат;
  • обучение в форме игры или соревнования;
  • тренировка логики за счёт выполнения нескольких действий в уме.

Основные правила составления ребусов

Нередко дети обращаются к старшим родственникам за помощью при разгадывании головоломок. Чтобы это не вызвало затруднений, мы перечислим основные правила их составления:

  • Перевёрнутая картинка — читаем название слева направо.
  • Запятая — выбрасываем букву из слова. Сколько запятых, столько букв убираем.
  • Зачёркнутая буква — исключаем её из названия предмета.
  • Буква рядом с зачёркнутой или использование знака «=» — заменяем букву.
  • Цифры над картинкой — используем только те буквы, чей порядковый номер указан в задании.
  • Цифра в ребусе — пишем её словом: 1 может означать «один», «раз» или «кол».
  • Одна буква внутри другой — используем предлог «в».
  • Изображение за изображением — предлог «за».
  • Один предмет выше, один ниже — предлоги «над» или «под».
  • Буквы или изображения рядом — предлоги «и», «у», «при».

Головоломки для младших школьников

Для школьников 1–2 классов подходят самые простые ребусы. Детям будет интересно понаблюдать, как при замене только одной буквы в слове оно приобретает совсем другое значение.

(Кисточка)

(Доска)

(Указка)

(Ваня)

(Таня)

(Рыбка)

Ученики 3–4 классов уже имеют более широкий кругозор и способны решать задачи в несколько действий. Поэтому для них стоит подобрать зашифровки, которые можно разгадать за 2–3 этапа:

(Папка)

(Машинист)

(Циркуль)

Ребусы для учеников средних и старших классов

Ученики 5–6 классов с удовольствием поразмышляют над картинками, которые напоминают им что-то из их повседневной жизни. Поэтому компьютерные принадлежности будут весьма кстати. Пригодится также умение подбирать синонимы, ведь одно и то же изображение можно назвать как «змея», так и «кобра».

(Дикобраз)

(Дубрава)

(Шкатулка)

Ученики 7 класса и более старшие ребята уже знакомы со многими правилами и понятиями русского языка. Предложите им эти загадки:

(Глагол)

Ответ получили так: в слове «флаг» заменяем «ф» на «г», в слове «болт» исключаем первую и последнюю буквы.

А как начёт системы знаков и правил их расстановки? Какой термин используется для этого?

(Пунктуация)

Решение: в слове «панк» заменяем вторую букву на «у», затем добавляем «Т» у «А», из слова «цирк» исключаем 2 последние буквы. Получаем пунк-туа-ци-я.

А этот ребус можно предложить настоящим эрудитам:

(Сказуемое)

Как мы получили ответ? Первая часть ответа не вызывает затруднений: «ска» + «зу». А дальше мы видим перевёрнутый символ «омега», который следует читать как «агемо». Отбрасываем первые две буквы и получаем «емо». Собираем слово: ска+зу+емо+е.

Ну что, идём дальше?

(Деепричастие)

Решение: «дети» + «Е» при «Ч»+ «часы» + «тигр» + «Е». Получаем «деепричастие».

И, наконец, задание, которое надолго увлечёт компанию учеников старших классов или всех членов одной семьи:

Здесь зашифровано целое предложение. Ответ получаем так:

  1. Из слова «подарок» берём 1, 2, 7, 4, 3 символы. Получаем «покад».
  2. Из слова «конфета» берём 5 и 6 буквы: Получаем «ет».
  3. Из «лист» берём только «и».
  4. Из «белка» — «ка».
  5. Из «жук» оставляем «ж».
  6. Из «дом» — «д».
  7. Из «мышь» — «ы».
  8. Из «йод» — «й».
  9. Из «веер» берём «в».
  10. Из «берег» — «бере».
  11. Из «метр» получаем «те».
  12. Из «перо» — «по».
  13. Произносим В «З» «Рос». Получаем «взрос».
  14. Из «лес» берём «ле».
  15. Из «лист» оставляем «ли».
  16. Называем предмет — «шляпы».
  17. Говорим: над «Е» «Ли». Получаем «надели».

Итак, долгожданный ответ:

Пока дети — каждый в берете, повзрослели — шляпы надели.

Так это ещё, оказывается, не всё! Это же загадка! А ответ на загадку — грибы.

Русский язык в ребусах — увлекательно и полезно

Ребусы — отличный способ разнообразить учебный процесс и интересно организовать досуг. Мы советуем вам предлагать не только готовые задания вашему ребёнку, но также составлять их самостоятельно и мотивировать малыша это делать.

Во время прогулки напишите палкой на земле какое-нибудь слово и попросите ребёнка заменить одну букву на другую так, чтобы получилось новое слово. Пусть зачеркнёт ту букву, которую он заменил, а сверху напишет новую. Поздравьте его с тем, что он составил свой первый ребус. И продолжайте! А мы дадим несколько советов, как разгадывать головоломки с сыном или дочкой, чтобы это принесло пользу:

  • Не решайте ребус за ученика, если это школьное домашнее задание. Спросите, что именно вызвало затруднение, и объясните, как выйти из положения.
  • Познакомьте ребёнка с основными правилами разгадывания ребусов.
  • Если малыш не может решить задание в уме, пусть пишет ответ по частям на бумаге.
  • Чаще практикуйтесь дома, на прогулке, в поездке.
  • Действуйте ненавязчиво.

Поделитесь с нами своими мыслями в комментариях и пригласите ваших знакомых к общению с нами, будет интересно. До скорых встреч!