Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Шесть уровней привязанности. как укрепить связь ребёнок-родитель

Как формируется эмоциональная связь с ребенком и как ее поддерживать с подросшими детьми.

Типы привязанности

Есть несколько классификаций привязанностей, но компоненты в них, несмотря на разные названия, примерно схожи по смыслу. Первые исследования начала Мэри Эйнсворт в 60-х годах. В течение трех суток наблюдатели изучали особенности взаимодействия подопытных младенцев с их матерями. Чуть позже те же дети, достигшие годовалого возраста, помещались в лабораторные условия со сменяющимися обстоятельствами: оставались с мамой, одни, с незнакомцем. М. Эйснворт фиксировала их реакции. Изучая классификацию, важно помнить, что тип привязанности, сформировавшийся у ребенка, может измениться. Это зависит от дальнейшего опыта, который он получит. Случаются как позитивные, так и негативные тенденции. Однако в любом случае именно на этом фундаменте сформируется его личность и увлечения. Сложившиеся модели поведения повзрослевший ребенок будет переносить на других людей: детей, партнера, друзей.

Что такое Расстройства привязанности у детей –

Расстройства привязанности – фактор риска психосоциальной неприспособленности, при котором у ненадежно привязанных детей хорошая адаптация к своей среде, не появляются психиатрические проблемы; а у небольшого количества детей проявляет чрезвычайно аномальный образец привязанности, который приводит к выраженному страданию или социальным нарушениям. Как раз последний вариант можно считать расстройством привязанности.

Образцы привязанности детей к своим родителям и другим воспитателям имеют очень большое значение для развития. Преуспевание детей с ненадежной привязанностью в психологическом и социальном плане меньше, чем у ненадежно привязанных детей.

Виды расстройства привязанности у детей

1. Дезингибированное (расторможенное)

При этом виде клиническая картина хорошо видна. У ребенка нет нормальной избирательности по отношению к людям, к которым он обращается. Социальные взаимодействия с незнакомыми людьми плохо модулированы. В младенческом возрасте такие дети имеют тенденцию цепляться к незнакомым и малознакомым, в более старшем детском возрасте стремятся привлечь внимание взрослых и вступают в неразборчивые дружеские отношения.

Исследователи собирают данные, служащие доказательством, что расторможенное расстройство привязанности может быть результатом неоднократной замены воспитателя в первые годы жизни. Это касается частой замены приемной семьи и воспитания малыша в детдоме, где часто меняются няни и воспитатели.

2. Ингибированное

Симптомы тут видны не четко. Согласно Международной классификации болезней-10, этот тип называется «реактивное расстройство привязанности». Социальные взаимодействия ингибированы (подавлены, заторможены), амбивалентны или сверхбдительны. Ребенок может реагировать на воспитателя избеганием, приближением, сопротивляться утешению или может выказывать застывшую настороженность.

Дети с таким расстройством привязанности часто несчастны, им не хватает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно реагировать на свое или чужое страдание. Некоторые исследователи считают, что расстройства привязанности такого типа – результат жестокого обращения с ребенком в его младенческие годы. Но такая связь не нашла прямых подтверждений.

Чем отличаются расстройства привязанности и ненадежная привязанность?

40% детей считаются ненадежно привязанными, а расстройства привязанности – явление достаточно редкое. Также ребенок может быть ненадежно привязан к одному ключевому воспитателю (имеются в виду в том числе родные люди), а к другим достаточно привязан. К примеру, может быть ненадежная привязанность к отцу, но нормальная к матери. А расстройство привязанности более тяжелое и распространенное.

Третье отличие – ненадежная привязанность не обязательно вызывает страдания или социальные нарушения, а расстройство привязанности обязательно вызывает.

Эмоциональная зависимость ребёнка от состояния родителей

Эмоциональная привязанность ребёнка к родителям не поддается сравнению или расчету. Взрослые должны знать, что их настроения влияют на то, что думают о себе дети. Если мама расстроена, а папа ругается, малыш сразу начинает думать, что он плохой. Именно он сам, а не его слова или действия, за которые можно попросить прощения. К сожалению, большинство родителей забывают об этой детской особенности, таким образом, формируя у ребёнка комплексы. Малыш, как губка, впитывает в себя атмосферу, в которой находится. И часто считает, что будет жить в будущем именно так, как живут его родители. Если в семье неполадки, то ребёнку во взрослой жизни будет сложно завести собственную семью. И наоборот, если мама с папой счастливы вместе, то малыш готов раскрыть себя миру.

Привязанность родителей и детей

Развитие привязанности ребёнка растет с каждым днём. Такие отношения взрослых и детей длятся всю жизнь, и с каждым годом становятся только крепче. Учёными доказано, что уже на 24 недели беременности плод слышит, как с ним разговаривают родители. Постепенно он начинает узнавать их голоса. Они ассоциируются у него с близостью, теплом, защитой и заботой. Мало того, младенцы чувствуют, когда мама гладит себя по животу.

Людей, которых связывает такая эмоциональная связь, многое объединяет. Им даже комфортно просто молчать в присутствии друг друга. И это молчание будет самым прекрасным времяпрепровождением.

Чтобы закрепить отношения родителей и детей, необходимо постоянно обеспечивать взаимные осязательные действия. Возьмите малыша за руку, обнимите, поцелуйте. Скажите, как вы его любите, как вы счастливы, что он у вас есть. И обратная реакция не заставит себя ждать.

Обидчивость. Ребенок часто обижается и плачет

В большинстве случаев повышенная обидчивость ребенка имеет вполне определенные причины (психологические или медицинские) и довольно легко корректируется или лечится. 

Когда ребенок часто плачет и обижается на своих родителей или окружающих людей, в большинстве случаев, это говорит о том, что таким образом он привлекает  внимание к себе и к своим проблемам. Плач сам по себе, как физиологическое явление был создан природой для привлечения внимания сородичей еще в то время, когда человек жил в первобытных племенах. Детская обида, как социальное явление, также является демонстрацией своих чувств для окружающих, с помощью этого ребенок сообщает о том, что ему плохо и что ему нужна помощь взрослых.

Область истинного беспокойства ребенка может быть совершенно не связанной с тематикой возникающих детских обид и капризов. Когда ребенок плачет, он тем самым сигнализирует нам о своих проблемах и трудностях, самым удобным и приемлемым для себя способом – через свои слезы и обиды.

Также, плач ребенка и излишняя обидчивость может быть вариантом манипуляции над окружающими, при условии наглядных примеров таких действий со стороны взрослых, либо со стороны других детей. Это может происходить и в собственной семье и в детском саду, школе, либо во взаимоотношениях с друзьями и их родителями. Ребенок может скопировать такую схему поведения, и если она хотя бы раз принесет нужный ему результат, то эта схема закрепится, и будет использоваться им в дальнейшем. Поскольку дети находятся в состоянии непрерывного развития и формирования навыков, в том числе наработки стереотипов своего поведения, они неизбежно будут пробовать для себя различные способы и реакции. Это совершенно естественный процесс, который просто невозможно запретить или избежать. Можно лишь правильно реагировать, не подкрепляя нежелательные линии поведения и корректировать как можно раньше, если возникли ситуации подобной манипуляции.

Но, порой, частая обидчивость и плач ребенка могут быть следствием повышенной истощаемости и утомляемости нервной системы, в т.ч. на фоне хронических болезней и инфекций, либо из-за повышенного внутричерепного давления, перенесенной родовой внутричерепной травмы или других проблем.

В любом случае, необходимо точно определить в какой из областей лежит данная проблема: в поведенческой (психологической), либо в медицинской. Для этого, в первую очередь, мы советуем посетить консультацию детского психолога вместе с ребенком и членами семьи. На встрече психолог поинтересуется историей рождения ребенка, спросит, как проходило его развитие, узнает о личностных особенностях и чертах характера, проведет игровые тесты.

Если психолог увидит, что здесь может быть затронута не только поведенческая, но и медицинская сфера,  то он порекомендует обратиться  к  неврологу. Для наиболее быстрого и точного определения источника проблемы, к Вашим услугам медицинский консилиум с участием двух или трех врачей, психолога, невролога и психоневролога.

Выясните причину и приступайте к решению проблемы

Перед тем, как приступать к лечению, врач ставит диагноз. Нечто подобное должны сделать родители. Проанализируйте собственные действия и реакции малыша. Постарайтесь оценить ситуацию беспристрастно. От поставленного «диагноза» будут зависеть меры, которые нужно предпринять.

Причинами сильной привязанности к родителям могут быть такие ошибки родителей:

Чрезмерная опека. Постепенно «ослабляйте напор», приучайте ребёнка выполнять простые операции самостоятельно. Хвалите за проявление инициативы. Помогайте малышу на первых порах. Ведь ему кажется, что он ничего не умеет делать сам. Внушите крохе уверенность в собственных силах. Ненавязчиво, в форме игры обучайте его простейшим действиям. Жёсткий контроль. Отвыкайте контролировать каждый шаг ребёнка. Увеличивайте перерывы между контрольными звонками, когда его нет дома. Снимайте контроль в разных сферах. Доверьте ему самостоятельно делать уроки, гладить одежду или чистить обувь. Не демонстрируйте то, что вы проверяете его работу. Осуществляйте контроль исподтишка. Неверие в возможности ребёнка. Поверьте в то, что кроха может сам справиться со своими обязанностями. Эта уверенность передастся ребёнку. Дайте ему понять, что надеетесь на его успех. Провоцируйте малыша на участие во всевозможных конкурсах и состязаниях. Это даст повод ему быть в кругу сверстников и обучаться социальным навыкам. Поддержка родителей будет стимулом к победе. Зависимость от успехов малыша. Причиной детской зависимости часто является родительская зависимость. В таком случае можно говорить о созависимости. Стоит объяснить термин подробней.

Вы хотите, чтобы ребёнок был лучшим во всём: в учёбе, в спорте и творчестве. Прилагая усилия для развития всех способностей малыша, вы возлагаете на него чрезмерные надежды, оправдать которые просто нереально. Когда ребёнок не достигает лучшего результата, родители настолько расстраиваются, что малыш получает мощную дозу негатива. Он начинает думать, что является причиной расстройства своих близких.

Вам нужно просто расслабиться и принять своего малыша со всеми его недостатками. Ребёнок может быть медлительным или рассеянным. Это нормально. Главное, чтобы он понимал, что родители поддерживают его в любом случае, а не только в ситуации победы.

Как видите, сильная привязанность к родителям не всегда вызвана любовью. Изучив перечень причин, вы можете убедиться в том, что основу патологической привязанности заложили именно вы. Если вы хотите добра своему малышу, не теряя времени, приступайте к исправлению ситуации. Чем быстрее вы осознаете собственные ошибки, тем лучше будет для ребёнка.

Общими советами для всех любящих родителей, которые подозревают начало развития патологической привязанности детей, являются такие рекомендации:

  • давайте детям больше свободы (позвольте выбрать кружок, организовать собственный досуг);
  • давайте малышу возможность побыть одному и позаниматься интересными ему делами, не опекайте его чрезмерно;
  • отправляйте ребёнка в лагерь, чтобы он получал социальные навыки, а не становился заложником вашего мнения;
  • внушайте крохам уверенность в их силах, поощряйте самостоятельность и инициативность, будьте внимательны к пожеланиям детей.

Привязанность у взрослых

Основная статья: Привязанность в зрелом возрасте

Теория привязанности была распространена на взрослые романтические отношения в конце 1980-х учёными Синди Хазан и Филиппом Шейвером. У взрослых были выявлены четыре стиля привязанности: надёжный, тревожно-озабоченный, пренебрежительно-избегающий и замкнуто-фобический. Эти стили примерно соответствуют классификации у детей: надёжный, тревожно-амбивалентный, избегающий и дезорганизованный/дезориентированный.

Взрослые с надёжным типом привязанности, как правило, имеют положительное мнение о себе, своих партнерах и их отношениях. Они чувствуют себя комфортно в близости и независимости, легко балансируя между ними. Тревожно-избегающие взрослые стремятся к высокому уровню близости, принятия и отзывчивости партнеров, становясь чрезмерно зависимыми. Они, как правило, недоверчивые, имеют менее положительные мнения о себе и своих партнерах, и могут проявлять высокий уровень эмоциональной экспрессивности, беспокойства и импульсивности в отношениях. Пренебрежительно-замкнутые взрослые, хотят высокого уровня независимости, что часто проявляется в избегании привязанностей вообще. Они считают себя самодостаточными, неуязвимыми для чувственной привязанности; и не нуждаются в близких отношениях. Они склонны подавлять свои чувства, борясь с отвержением отдаляющихся партнеров, о которых они часто имеют плохое мнение. Замкнуто-фобические взрослые имеют смешанные чувства о близких отношениях, одновременно желая и ощущая дискомфорт от эмоциональной близости. Они, как правило, не доверяют своим партнерам и считают, что сами по себе ничего не стоят. Как и пренебрежительно-замкнутые взрослые, замкнуто-фобические взрослые избегают близости, подавляя свои чувства.[75][76][77][78]

Стили привязанности в романтических отношениях взрослых примерно соответствуют стилям привязанности у младенцев, но взрослые могут провести линию между разными внутренними рабочими моделями для различных отношений.

Были изучены два основных аспекта взрослой привязанности. Социальными психологами, которые интересуются романтической привязанностью, были изучены организация и устойчивость модели мышления, которая лежит в основе стилей привязанности.[79][80] Психологов, изучающих развитие, интересует индивидуальное мышление в отношении привязанности, и они обычно исследуют, какую роль играет привязанность в динамике отношений, и как она влияет на их результат. Организация моделей мышления является более стабильной, в то время мышления индивидуумов в отношении привязанности колеблется больше. Некоторые авторы предположили, что взрослые не имеют единого набора рабочих моделей. Однако, на самом деле, на определенном уровне у них есть набор правил и предположений об отношениях привязанности в целом. На другом уровне они содержат сведения о конкретных отношениях или значимых событиях. Информация на разных уровнях не должна быть последовательной. Люди, следовательно, могут использовать разные внутренние рабочие модели для различных отношений.[80][81]

Есть много способов измерения взрослой привязанности, наиболее распространенным из которых является самостоятельное анкетирование и ируемое интервью, основанное на «Интервью взрослой привязанности». Различные меры были разработаны прежде всего как исследовательские инструменты для разных целей и межличностных сфер, например, романтических отношений, родительских отношений или отношений со сверстниками. Некоторые классифицируют мышление взрослых в отношении привязанности и её паттернов по отсылке на детские переживания, а другие -оценивают взаимосвязь поведения и ощущения безопасности в отношении родителей и сверстников.[82]

Как создать правильные воспитательные установки

Важно также заметить, что одним из главных препятствий для установления тесной эмоциональной связи являются педагогические практики воспитания младенцев.

Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:

сепарация родителей и младенцев и в клинике после родов, и в домашних условиях;

установление жесткого графика кормлений;

приучение к длительному ночному сну без кормлений;

игнорирование детского плача и потребности в общении.

Все это наносит непоправимый ущерб детской психике, отключает материнские инстинкты у женщины, на основе которых и строится ее привязанность к ребенку, а у отцов не формирует эмпатии к малышу.

Так, например, детский плач в таких системах воспитания трактуется как попытка манипулировать матерью. Поэтому родителям рекомендуется дать малышу проплакаться. Но плач ребенка — это приглашение к коммуникации. Повод может быть любой: голод, холод, мокрые пеленки, потребность почувствовать себя в безопасности, — и к манипуляции это не имеет никакого отношения.

Совет позволить малышу выплакаться идет вразрез с природным инстинктом матери, который подталкивает ее взять свое сокровище на руки и успокоить. А в результате ребенок переживает в самом раннем детстве опыт покинутости и отверженности, что влияет впоследствии на его способность устанавливать теплые эмоциональные связи с окружающими и формировать доверительное отношение как к людям, так и к миру в целом.

Подобная тренировка нервной системы вырабатывает у родителей эмоциональную «тупость», холодность, равнодушие, отсутствие понимания нужд и потребностей ребенка.

Так методы раннего воспитания вмешиваются в установление эмоциональной связи между родителями и детьми.

По признанию психологов, каждый родитель может стать любящим, хотя для некоторых родительство оказывается непростой ношей. Признать сложности, принять свои чувства, простить себя за них и делать все, что необходимо ребенку, — вот ключ к решению проблемы. Почти никому из нас не удается стать таким папой или мамой, какими мы сами себя представляем. Но быть тем, в ком ребенок видит опору и находит эмоциональный отклик, под силу каждому.

Привязанность к малышу придет. Это может занять время, но обязательно случится. Вы уже любите своего ребенка — потому и беспокоитесь, что не чувствуете привязанности. Помните, любовь — это глагол. Любовь — это то, что вы делаете, когда вы рядом, то, как вы заботитесь и вовлекаетесь. Рано или поздно эта вовлеченность станет эмоциональной.

Желаем вам найти эмоциональный контакт с малышом!

Статья на нашем канале

Как нужно относиться к бабушкам, чтобы они не вредничали?

01:31:15 И старики начинают вредничать. Это самая большая проблема. Дети вредничают – им прощается, а старикам не прощается. Самые противные вредины – это старики, запомните. Они делают, вот бабка вредная – это все. Как избавиться от вредной бабки? Пишите правило. Чаще говорите ей хорошие слова, дарите ей подарки, целуйте её в щечку. Если мужчина, особенно нужно. Она растает и будет вашей мамой сразу же. Женщине нужно ещё больше целовать в щечку, жене. Если вы будете часто бабушку целовать, вас неправильно поймут. Деду нужно уделять внимание, особенно если, ну девушка, женщина. Заботиться о нем, как к отцу относиться. В общем, старики нуждаются в ласковых словах. Они устали уже от жизни, им хочется чего-то просто хорошего такого, смирного, спокойного. Заметьте, что мы очень скупые на ласковые слова. Заметили? Скупость полная, не можем сказать пару хороших слов. Подтверждение, кстати, их. Не жалейте хороших слов, больше говорите. Вас бабки дедки трогать не будут. Они будут вас любить. Вообще, всем говорите хорошие слова. Прежде чем какое-то замечание сделать, сначала прославьте. «Дорогая моя бабушка, ты такая замечательная, у тебя так все какие вкусные пирожки, ты так вкусно готовишь. Можно тебе вопрос задать?» «Можно» «Ну почему ты вот стучишь ночью каблуками?» «А чтобы обо мне помнили» «Дорогая моя, мы о тебе и так помним» Понятно, почему они вредничают? Они хотят внимание. По-хорошему не дают, по-плохому возьму. Вот и все.

01:33:11 Моя бабушка, то есть, моя теща, точнее, она уже бабушка по возрасту. Она всегда, когда готовит пирожки, она всегда говорит: «Пирожки не получились». «Пирожки не получились». Надо: «Да, ну мы и так любим твои не полученные пирожки. Знаешь, когда они у тебя не получились, они у тебя ещё вкуснее становятся» Почему она, почему так они говорят «Не получились»? Означает: «Я так старалась, оцените это». В этом идея. Если, если, если бабушка сделала пирожки, или мама ваша сделала пирожки в дорогу, вы говорите: «Обойдемся без твоих пирожков» – вы её убили. Просто убили наповал. Заметьте, что мама добивается, вот у вас рюкзак с вещами, и ещё один рюкзак бабушкиных пирожков и подарков. Можно ей объяснить, что: «Бабушка, давай лучше с нашего отъезда лучше гостям все это скормим. Просто нам тяжело, нам не увезти будет. Но обещай, что с приездом ты приготовишь нам пирожки, мы будем есть только твои пирожки» Понятно? То есть, такая идея, только твое, мы тебя любим, мы тебя ценим. Чаще нужно звонить, спрашивать: «Как у тебя дела?», говорить ей хорошие слова. Все, и они не будут вредными старухами. Вредность только от одиночества возникает, больше ни от чего. Так любовь в гунах, тамос – это означает, все давать ребенку, живи, как хочешь. Раджис означает ублажать тело, заваливать вещами, или любить за что-то. «За что ты меня любишь, мама?» «Вот за то, что у тебя такие красивые глазки. У кого красивые глазки? У тебя. Вот за это я тебя и люблю» Понятно? За что-то, идея, что любить надо за что-то. Отношения между мужем и женой. «За что ты меня любишь?» «Денег много» Понятно? Это раджас.