Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Синдром выученной беспомощности: как от него избавиться

Бывает так, что человек, попадая во враждебную среду или сталкиваясь с некоторыми психологическими проблемами, вовсе не пытается нивелировать негативное влияние или как-то решать ситуацию. Даже если есть возможность избежать отрицательных стимулов, он все равно пассивно их принимает и терпит свалившийся на него дискомфорт. Но почему порой люди поступают во вред самим себе? И как так вышло, что синдромом выученной беспомощности чаще всего страдают мужчины?

Эксперимент над животными

Изначально синдром выученной беспомощности был обнаружен в 1964 году во время серии экспериментов, которые над собаками проводили сотрудники психологической лаборатории Пенсильванского университета. Уже тогда Мартин Селигман, в дальнейшем основоположник позитивной психологии, обнаружил, что собаки, у которых при помощи ударов тока исследователи пытались выявить некоторые рефлексы, вели себя по-разному. В одной группе животным изначально позволяли избежать электротока, и поэтому при первых же звуковых сигналах они снова пытались спрятаться. Но вот во второй группе, собаки, которым раньше не позволяли удирать во время подачи тока в пол, в дальнейшем даже при наличии открытой двери вольера, не пытались этого сделать, а ложились и переносили боль. Иными словами, животные, оказывавшиеся в тяжелой ситуации и не сумевшие ее перебороть, привыкали к неизбежности и терпели ее.

Более того, когда годы спустя Мартин Селигман со своей командой исследователей снова повторил этот опыт над собаками, он усложнил его и достиг несколько других результатов. Теперь животные из второй группы, которым также не позволяли избегать ударов тока, оказались в одном вольере с сородичами, наученными, как им сразу избавляться от действия таких сигналов. И хотя привычных способов остановить ток у собак из первой группы в этом помещении не было, при звуках сигнала они приняли решение бежать и успешно перепрыгивали барьеры, отделявший их от свободы. В то же время животные из второй группы, даже видя, как их сородичи спаслись, оставались скулить в вольере, продолжая испытывая боль.

Тогда американские психологи установили, что любое живое существо, в том числе и человек, становится беспомощным, если привыкает к пониманию, что от его активных действий ничего не зависит и на возникновение неприятностей он повлиять не способен. Это легло в основу разработки психологический терапии Мартина Селигмана.

Как проявляется социальный инфантилизм и при чем тут выученная беспомощность

Илья Латыпов,

кандидат психологических наук, практикующий психолог, специально для Русфонда

Так и хочется начать эту статью вступлением: «Давным-давно в далекой-далекой галактике бушевали мусорные войны». Увы, споры вокруг того, что делать с мусором, разразились в нашем многоэтажном доме. Раньше был мусоропровод – со всеми последствиями в виде вони, грязи, крыс и тараканов. Потом люки заварили, контейнер стали выставлять перед домом.

Самим ничего предпринимать нельзя. Раз поставили – значит, надо. Если наверху не разберутся – нужно писать еще выше. Вплоть до президента По сути, инфантильность во всех своих проявлениях – это преобладание детских и подростковых черт в поведении взрослых. Это эгоцентризм, отсутствие перспективы будущего, ориентация на развлечение, низкий уровень самообслуживания и прочее. Например, я знаю мужчин, которые предпочитают голодать, дожидаясь возращения «мамы» (то есть жены) с работы, чем самим что-то приготовить. Главная черта инфантильного поведения – отсутствие саморегуляции и способности самостоятельно удовлетворять потребности. Как следствие возникает зависимость от того, кто за все отвечает, и страх вступать в конфликт с тем, у кого такая большая власть. На социальном уровне инфантильность проявляется в патернализме – таких отношениях, в которых старшие (обладающие властью) опекают младших, взамен требуя от них послушания, то есть удобства для самих себя. Если такие отношения длятся долго, то могут сформироваться так называемые авторитарные личности, описанные Теодором Адорно на материале исследований жителей нацистской Германии. Это люди, которые в социальных отношениях с готовностью принимают диктат сильных лидеров и правил, подавляя любые проявления «непослушания» (то есть выход за рамки общепринятых норм). В такой системе отношений требования могут спускаться только сверху вниз, а снизу вверх – только просьбы. Идеальный детский сад, где все дети послушны – или из страха, или из искренней веры в то, что взрослые люди лучше знают. В подобных обществах для многих людей, не готовых принять патернализм, характерен синдром выученной беспомощности, впервые описанный американским психологом Мартином Селигманом. Суть этого синдрома – отказ живого существа (человека или социального животного) от попыток повлиять на свою участь при неоднократном провале этих попыток. Если, что бы ты ни делал, усилия ни к чему не приводят, если не видишь выхода – формируется ощущение полного бессилия и наступает отказ от активных действий, пассивность перед внешними воздействиями. Человек просто перестает верить в то, что способен хоть как-то повлиять на мир вокруг. Он покорно сносит удары судьбы/власти/других людей, в лучшем случае надеясь на милость, а в худшем – через равнодушие впадая в депрессию. Синдром выученной беспомощности – одна из основных причин пассивно-инфантильного социального поведения людей. Для преодоления этого синдрома – и на личностном уровне, и на социальном – важно обрести ощущение, что ты можешь хоть на что-то влиять. Это ощущение рождается из очень маленьких дел и шагов, которые, если их не обесценивать (что очень любят делать те, кто не заинтересован во взрослении), служат ступеньками к более серьезным действиям. Например, вместо того чтобы долго и упорно ждать, когда приведут в порядок детскую площадку во дворе, человек берет – и в одиночку прибирает ее. А если не может сам принять участие в активных действиях – просто поддерживает тех, кто готов не ждать милости. Так многие и делают, совершая пожертвования в разного рода благотворительные фонды. Из ощущения причастности к хорошему делу рождается самоуважение, а самоуважение – фундамент для взросления и личности, и общества. Иллюстрация Родиона Китаева

Синдром выученной беспомощности. Откуда он берется?

Чувство беспомощности у человека закладывается в детстве. Часто родители и учителя ограничивают активность ребенка, убивают инициативу и навязывают общепринятые шаблоны мышления. В некоторых семьях не обходится без крика, физической силы и эмоционального насилия. В такой ситуации растет большинство современных детей, а потому неудивительно, что комплексы и страхи из детства сопровождают маленьких людей во взрослую жизнь.

Ощущение беспомощности на всю жизнь

Известный психотерапевт и исследователь поведенческих факторов Мартин Селигман провел ряд экспериментов, в ходе которых было выяснено, что если у живого существа появляется возможность изменить что-то в лучшую сторону, то не всегда этот шанс будет использован.

Например, в банку с крышкой поместили блох, которые по своей природе являются прыгучими существами. Естественно, что из емкости с закрытой крышкой никому не удалось сбежать, но вскоре крышку открыли. Однако ни одна блоха не смогла допрыгнуть до высоты банки и освободиться. Иными словами, живое существо было уже запрограммировано на неудачу после короткого периода безуспешных попыток.

Синдром выученной беспомощности: что это такое?

Синдром выученной (приобретенной, заученной) беспомощности – это психологическое состояние человека, которое возникает в том случае, когда индивид, имея реальную возможность улучшить свое состояние (удалить из жизни негативные аспекты или привлечь позитивные аспекты), не желает предпринимать никаких попыток по этому поводу. Человек больше не ощущает реальной связи между собственными усилиями и результатами, которые он мог бы получить.

Некоторые специалисты утверждают, что выученная беспомощность – это не синдром, а постоянная или ситуативная (временная) черта характера, которую индивид может приобрести после одной или нескольких неудачных попыток изменить сложившуюся жизненную ситуацию в лучшую сторону. После очередной провалившейся попытки человек в какой-то момент начинает искренне верить в то, что у него в любом случае ничего не получится изменить, поэтому ему остается лишь пассивно плыть по течению и наблюдать за происходящими в его жизни событиями только со стороны.

Попав под влияние синдрома, человек начинает думать, что у него нет возможности контролировать сложившуюся ситуацию и хоть как-то влиять на собственную жизнь, поэтому он больше не предпринимает никаких активных действий по устранению того или иного вопроса, который негативно влияет на его повседневной существование и заставляет испытывать негативные эмоции.

Людей с синдромом выученной беспомощности можно встретить практически везде. Жертвами этого психического состояния могут стать и дети, и подростки, и молодые люди, и люди среднего возраста, и старики.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность – пассивность человека, нежелание менять жизнь к лучшему, основанное на негативном опыте прошлого. Человек настолько привык к плохому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит привлекательные возможности. Предыдущий опыт подсказывает, что результат снова будет плачевным, а потому не стоит и пытаться.

Синдром выученной беспомощности был открыт в 1966 году Мартином Селингманом. Правда, открытие произошло случайно. Ученый хотел исследовать условные рефлексы, повторить эксперимент Павлова. Только вместо еды он использовал удары током, а вместо света – звуковой сигнал. Психолог хотел сформировать страх в ответ на звук.

Собак разделили на две группы и поместили в клетки:

  • Первая группа могла остановить удары током, нажав на рычаг.
  • Вторая группа не имела доступа к рычагу, они были вынуждены терпеть.

Согласно гипотезе, при перемещении в свободный вольер собаки сбежали бы, едва услышав сигнал. Но эксперимент дал другие результаты:

  • У второй группы собак постепенно начали наблюдаться признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность. Даже в свободных вольерах собаки продолжили терпеть воздействие. Они не пытались выйти, хотя проход был открыт. Селингман начал тренировать собак, учить выходу из вольера. Со временем они смогли это сделать.
  • Собаки из первой группы искали рычаг, не останавливались до тех пор, пока не находили выход.

Ученый предположил, что подобное поведение характерно и для людей. Индивиды, подвергшиеся неудачам в чем-то одном, прекращают борьбу во всех сферах жизни.

Позже Юлиус Куль провел эксперимент на студентах. Он дал им задание без ответа, но не сказал об этом. Студенты не могли решить задачу, их самооценка падала, а тревожность росла, здоровое состояние сменялось на отчаяние. В завершении эксперимента Куль предложил простую задачу с ответом, однако никто из студентов не смог ее решить.

Повторяющийся стресс, жизненные трудности и неудачи, негативные условия, на которые человек не может повлиять, заставляют его прекращать борьбу даже в других условиях. У личности формируется стойкое убеждение в собственной неполноценности, неспособности справиться с проблемами.

Синдром выученной беспомощности – это убежденность человека в собственном бессилии, несостоятельности, неспособности сделать что-либо. При этом индивид может обладать всеми необходимыми ресурсами, но он не видит этого в себе, не верит в себя, не может раскрыть потенциал и достичь желаемой цели.

Тут хотелось бы заступиться за сам феномен выученной беспомощности

Он не целиком плох и, как часто бывает, вырастает из хорошего и адаптивного механизма. У всех нас есть так называемый механизм дофаминового подкрепления: когда мы что-то делаем и у нас получается, мозг выделяет гормон дофамин, от которого мы испытываем ощущение «я молодец», душевный подъем, вдохновение и эйфорию. Если организм выучил, что дофамина на какой-то дорожке он не получит, он на эту безнадежную дорожку даже не вступает. Предпочитает экономить силы. Что очень разумно и уберегает нас от бессмысленных войн с тем, чего все равно победить не удастся, — например, с принципом земного притяжения, со сменой времен года, ветряной мельницей и будильником, поставленным на семь утра.

Важно не перепутать выученную беспомощность и спокойное принятие ситуации, признание: «Да, я ничего не могу с этим сделать сейчас, но попытаюсь обойти это место с другой стороны и позже. Или обратиться за помощью. Или позаботиться о себе».

Дети с удовольствием занимают свое время – родителями

Что делать, если школа сегодня требует все большего проникновения в учебный процесс родителей. Уже в начальных классах задают проекты, которые ребенку без мамы явно не сделать. Не поможешь – получит низкую оценку, так как другие мамы постарались. Как тут быть? 

Действительно в образовательной среде много показушности. Проекты в первом классе, конкурсы на лучшую поделку в детских садах плавно перетекают в показатели выздоравливаемости у педиатров и участие в профессиональных конкурсах для педагогов. Мы живем в мире, где здоровые инициативы теоретиков часто превращаются в абсурд на практике. В этой ситуации нет одного рецепта. Кто-то смиряется и делает вместе с ребенком, кто-то вместо ребенка. Кто-то находит в себе силы и идет против системы, доказывая, ломая копья и меняя окружающую действительность.

Расскажу подробнее о методе, который близок мне.

Если случается, что требования со стороны школы идут вразрез с моими убеждениями, то сначала я оцениваю их с точки зрения безопасности. И если нахожу их опасными для своего ребенка, то, несмотря на то, что я ни капельки не революционер, иду отстаивать, спорить, убеждать и доказывать. Если нахожу их безопасными, но бестолковыми, то пытаюсь понять, как из этого события можно извлечь пользу для себя и ребенка. То есть действую по принципу – «Если ты не можешь найти в действии смысл, значит, стоит этот смысл создать». Смысл может быть разным. Он не бывает правильным или неправильным, он бывает подходящим именно для вас и вашего ребенка. 

Смыслом может стать: 

– умение подчиняться правилам, даже если они тебе не нравятся;

– научиться чему-то новому, что до этого никогда не делал;

– провести вместе время за обсуждением проекта или изготовлением пособия;

– получение положительной оценки;

– и многое другое, что вы только сможете придумать.

«Не хочу гулять, не хочу делать уроки. Хочу после уроков сидеть дома у экранов или у смартфона». Как тут быть, ограничивать по времени?

Если ребенок все свободное время проводит с гаджетами, то ограничивать тоже вариант, однако он плохо работает сам по себе. Потому что свободное время нужно чем-то занять. Дети и подростки с удовольствием занимают свое время родителями. Главное, чтобы у родителей тоже было время и желание заняться детьми. 

Ну, знаете, ночью не будешь ведь заниматься с дитем. А если не забрать смартфон, полночи будет чатиться или играть. Утром в школу не встанет. В таком раскладе неясно, как прививать ему самостоятельность, ответственность? Что, до совершеннолетия забирать у него телефон?

В этом вопросе каждый родитель определяет границы собственной ответственности и выдержки. А также – что для него важнее: самостоятельный ребенок, который решает, как учиться, сам отвечает за свою успеваемость, или ребенок выспавшийся, хорошо отдохнувший и послушный.

В этот период важнее ночного сна и соблюдения правил сохранить доверительные отношения с подростком, контакт. Поскольку вхождение во взрослую жизнь вызывает много трудностей и вопросов, связанных с отношениями, опасностями, принятием самостоятельных решений. И если родителям удастся сместить фокус внимания с действий и слов на чувства подростка, то пользы для подрастающего человека будет гораздо больше.

О пользе сна важно говорить, но не в ультимативной форме, а в призывах к исследованию. Посмотри, как ты сегодня себя чувствуешь, недостаток сна сказывается и на внимании, и на ощущении усталости, разбитости, да и память страдает. Подумай, что ты можешь сделать, чтобы спать не меньше восьми часов? Но разговор – это отдельная тема, для каждой семьи свои слова и интонации подходят. Здесь что одному хорошо, то другому скандал.

ОТСУТСТВИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ

Как-то ко мне обратилась женщина, взрослая дочь которой «совершенно ничего не хочет делать». Семья очень обеспеченная, и дочери ни в чем не отказывают. На нее оформили сеть маникюрных салонов в надежде, что она сама будет вести дела и развивать свой бизнес. Но она все пустила на самотек и занимается чем угодно, но только не работой: встречается с подругами, пропадает в фитнес-клубе. В общем, продолжает вести праздный образ жизни и не испытывает к доверенному ей делу никакого интереса. Родители недоумевают: «Никакой ответственности! Ей на все наплевать!» – и не понимают, почему их ребенок такой беспомощный. С детства они абсолютно все – «взлеты» и «падения», высокие и низкие результаты – принимали как данность, спокойно и нейтрально: что бы она ни делала – никакой реакции. Не имея никаких ориентиров, девушка была как в безвоздушном пространстве, поэтому усвоила: родители в любом случае все поймут и все уладят, а ей не стоит ни о чем беспокоиться.

Синдром выученной беспомощности — как избавиться

Выученная беспомощность и ее преодоление зависят только от вас. Для начала нужно осознать наличие проблемы. После обратиться за помощью к специалисту. Терапия включает в себя:

  • смену мышления (отрицательное на положительное);
  • развитие адекватной самооценки, уверенности в себе;
  • осознание своих плохих и хороших сторон, внутреннего «Я»;
  • изучение своих возможностей, установление контроля над собственной жизнью, использование доступного личностного потенциала.

Как еще можно преодолеть выученную беспомощность?

Установите связь между действиями и последствиями

Если вы страдаете от синдрома выученной беспомощности, научитесь просчитывать последствия в любой ситуации. Сравнивайте цель с достигнутым результатом. Это поможет вам получать то, чего вы действительно хотели.

Синдром выученной беспомощности — как избавиться

Умение понимать, почему получилось так, а не иначе, позволит вам вовремя исправить ошибки. Вы сможете сразу изменить план действий, а не отказаться от движения.

Принимайте неудачи

Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Допускать ошибки может каждый человек. Это факт. И вы – не исключение. Не расстраивайтесь, если с первого раза не получилось сделать так, как хотели. Проанализируйте случившееся, сделайте выводы и действуйте дальше.

Станьте оптимистами

Оптимизм – главное лекарство от синдрома выученной беспомощности. Развить его поможет правильно отношения к происходящим вокруг событиям. Учитесь правильно объяснять их, связывать свои промахи с теми условиями, в которых вы находитесь в данный момент.

Используйте метод ABCDE

Его авторы – М. Селингман и А. Эллис. Метод помогает быстро и эффективно избавиться от склонности смотреть на мир с пессимистическим настроением. Итак, опишите то, что с вами произошло по такой схеме:

  1. A- простая констатация фактов. Без эмоций, эпитетов. Если вы не смогли прийти вовремя, так и скажите: «Я опоздал на встречу».
  2. В- выскажите все, что думаете по данному поводу. Здесь можно упомянуть, что вы добирались на общественном транспорте и попали в пробку.
  3. C — опишите свои чувства и эмоции. Испытали ли вы вину за случившееся? Было ли вам стыдно перед руководством и коллегами за опоздание?
  4. D — проведите когнитивный анализ. Подумайте, почему произошла эта ситуация. Скорее всего, вы не учли возможные пробки. Вы вышли вовремя. Водитель, с которым вы ехали, тоже не допускал ошибок. Если бы он ехал сильно быстро или попал на встречную полосу, могла бы произойти авария.
  5. E — опишите, что вы чувствуете после рассмотрения ситуации. Поняли ли вы, в чем были неправы? Извлекли ли урок?

Если вы будете разбирать таким способом каждую проблему, сможете научиться мыслить позитивно. Благодаря этому легко избавитесь от выученной беспомощности.

Синдром выученной беспомощности — как избавиться

Избавьтесь от посттравматического синдрома

Выше сказано, что частой причиной развития выученной беспомощности являются травмы, из-за которых человек на некоторое время лишен активности. Как быть в такой ситуации? Есть 2 совета:

  1. Не пытайтесь сделать больше, чем позволяют обстоятельства. Позвольте себе немного контролировать свою жизнь, делать выбор, пусть и незначительный. Сходите на прогулку, займитесь спортом, приготовьте новое блюдо, переставьте мебель в квартире. Делайте хоть что-то.
  2. Чаще вспоминайте хорошее. Человеческий мозг акцентирует внимание на негативных воспоминаниях. Но ведь и в вашей жизни есть события, когда вы точно были победителем? Вспомните их. Почувствуйте, переживите их еще раз.

Также попробуйте доказать себе, что вы способны контролировать свою жизнь. Заведите ежедневник, составьте график или план действий, поставьте цели. Отмечайте даже незначительные достижения и вознаграждайте себя за них. Это поможет вам осознать свою значимость, повысить самооценку, обрести уверенность в себе и своих силах.

Определение синдрома в психологии

Синдром выученной беспомощности открыл Мартин Селингман в 1966 году. Это была случайность. Ученый планировал повторить эксперимент, связанный с условными рефлексами у собак. В отличие от Павлова, он использовал не еду, а удары током. Свет он заменил звуком. Цель исследования – вызывать страх каждый раз, когда будет звучать сигнал. В опытах участвовали 2 группы собак:

  1. Животные первой группы могли избежать ударов током при нажатии на рычаг.
  2. Второй группе приходилось терпеть наказание.

По мнению Селингмана, собаки должны были убежать из свободного вольера при первом же сигнале. Но к его удивлению все произошло по-другому:

  1. Животные, которые были в первой группе, не останавливались до тех пор, пока не находили рычаг.
  2. Собаки второй группы испытывали сильнейший стресс, впадали в депрессию, смирялись со своим положением. Даже в обычных вольерах они не пытались выйти на свободу, несмотря на то, что выход всегда оставался открытым.
Определение синдрома в психологии

Ученый решил, что многим людям также свойственно такое поведение. Если они потерпели неудачу в каком-то одном деле, то прекращают деятельность и в других сферах жизни. Селингман считал, что выученная беспомощность, как бихевиоризм и психоанализ, лишают человека собственной воли. Поскольку его жизнь во многом зависит от обстоятельств.

Похожий эксперимент провел Юлиус Куль. Только на этот раз подопытными были не животные, а люди. На занятиях он дал студентам задачу, у которой не было ответа. Естественно, испытуемые не смогли ее решить. Они нервничали, испытывали тревогу и отчаяние. И даже когда в конце Куль дал задачу с ответом, они не справились с заданием.

Какой вывод можно сделать? Постоянные стрессы, неурядицы, обстоятельства, которые никак нельзя изменить, настолько угнетают человека, что он проявляет пассивность даже в более благоприятных условиях. Согласно теории Селингмана, у него развивается стойкая убежденность в собственной неполноценности, беспомощности.

Получается, выученная беспомощность характеризуется тем, что индивид с необходимыми ему ресурсами не верит в себя и свою состоятельность, опираясь при этом на негативный опыт прошлого.