Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

«Смиритесь и не давите». Как родителям пережить переходный возраст ребенка

Еще несколько десятилетий назад, разница в воспитании была огромной – мальчиков воспитывали как будущих добытчиков и защитников, а девочек как будущих мама и жен. Но в последние годы гендерное воспитание взяло верх и очень отличается от прежнего разделения полов.

Магазины детей: эксперимент по воспитанию

Женщины, которые хотели лучшей участи для своих дочерей, теперь старались воспитывать их так, чтобы те были уверены в себе и независимы. Иногда это выливалось в то, что их дочерям предлагали для игр машинки и паровозы, а не кукол. Позволяли им шуметь, играть в подвижные игры, учили давать сдачи. Лучше всего для этого подходили так называемые магазины детей.

Словосочетание “магазины детей” может показаться странным. Так назывались детские дошкольные заведения, которые сообща открывали родители. Зачастую для этой цели снимали помещение небольшого пустующего магазина, отсюда и название. Первые такие “магазины” открылись в Берлине в 1968 году. Затем это явление распространилось и на другие крупные города Германии.

Желание создать детский сад нового типа объяснялось тем, что некоторых родителей не устраивали традиционные детские учреждения. В “магазинах” их дети воспитывались в полной свободе. Здесь не было и намека на дисциплину, и никто не навязывал ребенку никаких моделей поведения. Это были островки естественности и свободы, где дети сами решали, чем и когда заниматься. Взрослые старались как можно меньше участвовать в этом процессе и не указывать детям, что им делать.

Такой тип воспитания получил название антиавторитарного. Новые методы казались крайне привлекательными. Правда, они больше подходили для напористых, уверенных в себе детей, чем для замкнутых и стеснительных. А вот школе таким привыкшим к свободе детям приходилось непросто: все-таки здесь правила игры определял учитель, а не ученики.

Впрочем, магазины детей недолго оставались тем местом, где малыши росли сами по себе, без вмешательства взрослых. Эти учреждения много критиковали: дескать, дети оттуда выходят одичавшими, эгоистичными, педагогически запущенными и никак не подготовленными к общественной жизни. Кроме того, оказалось, что разница между мальчиками и девочками проявляется у этих детей особенно отчетливо.

Здоровье мальчика

Ученые говорят, что в раннем возрасте мальчики более подвержены инфекционным заболеваниям, да и при их непоседливости приходится чаще бывать в больнице. А если и не в больнице, то зеленка и бинт должны быть всегда под рукой у мамы каждого мальчика, ведь порезы, ушибы и прочее случаются так же часто, как завтрак, обед и ужин.

Когда мальчики взрослеют, они меньше времени проводят в больницах, их не беспокоят болезни, вызванные гормональной системой, как девочек. Хотя это также возможно, потому что иногда мальчики/мужчины склонны храбриться и не признавать в себе болезнь. То же самое происходит с депрессиями: мальчики меньше к ней склонны, но если уж такое состояние посещает, то бороться с ним ввиду скрытности становится трудно.

Здоровье девочки

У девочек самое страшное начинается в период полового созревания, именно тогда возрастает риск инфекционных заболеваний, аллергий, опасный период которых у мальчиков уже прошел. Перестройка гормональной системы приводит к кожным заболеваниям, к изменениям в весе, которые намного тяжелее переносятся именно девочками.

А потом всю остальную жизнь гормональная система будет чудить и преподносить сюрпризы, влияя и на нервную систему, меняя в лучшем случае только настроение, и на ЖКТ. Ну, и все вы прекрасно знаете о риске ранней беременности у девочек.

Расходы на мальчика

Игрушки, конечно, бывают разные, поэтому нет смысла сравнивать, у кого они дороже. Но мальчику в раннем возрасте всегда требуется больше одежды, поскольку она рвется и пачкается, быстрее снашивается обувь. В целом, мальчики менее аккуратно относятся к вещам, поэтому одежду и игрушки чаще приходится чинить, покупать, заменять и т.д.

Без насилия и давления

– Можно ли как-то подготовить ребенка к сложностям подросткового возраста?

– Готовиться больше необходимо родителям. Смиритесь с тем, что ребенок взрослеет и придётся изменить отношения с ним, возможно, семейный уклад. Если подростковый бунт слишком сильный – значит, есть проблемы в отношениях с родителями (в том числе слишком сильная привязанность к ним). Подростковый кризис, как лакмусовая бумажка, показывает, есть ли еще какие-то нерешённые проблемы из детства, и, можно сказать, даёт последний шанс, чтобы их решить самостоятельно, без психотерапии.

– Часто подростки забрасывают учебу, перестают делать уроки. Нужно ли заставлять их учиться?

– Необходимо спокойно выяснить, что произошло. Если раньше ребенок делал уроки, а сейчас перестал – значит, есть какие-то причины для этого. Если подросток будет бояться родителей, он не сможет им доверять и делиться какими-то событиями и переживаниями.

– Нужно ли наказывать за бунт? И как?

Без насилия и давления

– С подростком происходят колоссальные изменения, это сильнейшая нагрузка на организм и психику. В этот период важно его поддерживать, не давя. Помните закон физики? Чем больше давление – тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться. Необходимо не давить властью и авторитетом (ведь его потом особо не будет), а договариваться. Если испортить отношения в этот период, это может длиться всю жизнь. Иногда наблюдаю такую ситуацию: родители гиперконтролировали ребенка, делали за него уроки, чистили ему зубы, помогали с гигиеной и т. п., а когда пришёл подростковый этап, удивляются, почему он несамостоятельный, ничем не интересуется, равнодушен, иногда груб и агрессивен.

Если отношения до этого возраста были доверительные, ребенку предоставлялась свобода, самостоятельность, то подростковый этап пройдет легче. «Переписку читать нельзя». Психологи – о крайностях родительского контроля Подробнее

– Некоторые думают, если загрузить ребенка дополнительными занятиями, секциями и кружками, то времени на бунтарство и выходки не останется.

– Растет тенденция загружать детей уже с двух лет секциями, занятиями; расписание малыша иногда превосходит по загруженности расписание взрослого. Но это приводит к увеличению психологических проблем и даже психиатрических заболеваний. Подростка также не стоит загружать занятиями, если это не его самостоятельный выбор как способ справиться с напряжением.

Возрастное воспитание девочки

Разумеется, девочка с возрастом растёт и развивается, её мышление и миросозерцание изменяются. И подход к воспитанию в каждой возрастной группе должен быть особенный.

От рождения до трёх лет

Многие родители считают, что в этом возрасте дети ещё слишком малы для того, чтобы их можно было как-то по-особенному воспитывать. На самом деле это не так – воспитание нужно даже в этом возрасте. Как же оно должно проходить? Разумеется, в максимально положительной и любящей обстановке. Родители должны показывать дочке, как они её любят. Девочке необходимо помочь овладеть всеми элементарными навыками самостоятельной жизни: ходить, говорить, вести себя за столом, умываться, одеваться. Можно корректировать поведение ребёнка, но лишь осторожно и ненавязчиво.

От трёх до пяти лет

По достижении трёх лет поведение девочки начинает серьёзно меняться. Оно становится более непредсказуемым, разнообразным и интересным. Вместе с тем девочка становится более капризной, пытается манипулировать взрослыми для того, чтобы достичь своих целей. Девочке нужно предоставлять самостоятельность, чтобы она могла проявить себя; стремление к самостоятельному поведению имеется в этот период у всех детей – и мальчиков, и девочек. Можно приучать дочку к несложной работе.

Школьница младших классов

В этом возрасте ребёнка нужно приучать следить за собой, за своим внешним видом и поведением. Воспитание по-прежнему должно строиться на взаимном доверии, любви и нежности. При этом, однако, следует научить девочку нести ответственность за свои поступки. Дома девочка должна быть настоящей хозяйкой, помощницей матери; однако процесс нужно организовать таким образом, чтобы девочке самой было интересно. Можно организовать домашнюю работу в виде игры, соревнования: ведь в младшем школьном возрасте игры по-прежнему являются важной частью жизни ребёнка. При слишком строгом и жёстком воспитании в этом возрасте девочки способны на протест. Стоит прислушаться к мнению дочери, ведь виновниками такого поведения являются родители.

Школьницы младших классов очень нуждаются в одобрении и поощрении со стороны родителей. При этом в данном возрасте они особенно добры и дружелюбны, поэтому установить с ними доверительные отношения достаточно легко. В этот период девочки имеют различные увлечения, хобби, впервые начинают интересоваться мальчиками (хотя этот интерес пока что находится в дружеской и романтической стадии). Все эти интересы и увлечения следует поддерживать и поощрять, можно помогать дочке советами.

Девочка-подросток

Данная возрастная категория – самая сложная и противоречивая. В этот период девочка начинает интересоваться взрослой жизнью. Это проявляется увлечением определённого рода фильмами, глянцевыми журналами, женскими сайтами. Девочки начинают следить за модой, одеваться «по-современному». Некоторые родители относятся к этому негативно и пытаются пресечь такое поведение, но они совершают в этом огромную ошибку. Это, в принципе, абсолютно естественное и закономерное поведение девочки-подростка. Она, как-никак, взрослеет. Родители здесь снова могут выступить как помощники, но не более. Можно увлекательно рассказать девочке о том, что красивая «оболочка» ещё не означает достойного содержания. Можно предложить девочке-подростку фильмы и книги, героини которых гонятся за красивой и богатой жизнью, но затем глубоко разочаровываются в ней.

В подростковом возрасте девочку бывает достаточно трудно заставить помогать маме по хозяйству. Её по большей части интересуют развлечения, общение, самореализация, иногда – успехи в учёбе. За окном кипит жизнь, а её заставляют мыть дома полы или готовить обед, – ну какой девочке это понравится? Здесь родители должны знать меру: нельзя держать дочку целый день в домашних застенках. Домашним хозяйством девочку следует заинтересовать, тогда она сама захочет что-то делать по дому. В этом возрасте девочка достаточно умна, чтобы задать родителям резонный вопрос – а зачем готовить самостоятельно, если можно купить готовую еду в магазине? Нужно объяснить дочке, что домашняя еда получается вкуснее, а зачастую и полезнее, иногда она оказывается и дешевле (что в наше время, однако, наблюдается нечасто). К счастью, немало девочек даже в наше время проявляет интерес к кулинарии, рукоделию и прочим подобным занятиям, некоторые из которых даже входят в моду.

В этот период для девочки важно просвещение в различных жизненных сферах. В том числе и в сексуальной. В подростковом возрасте она должна знать о репродуктивной системе человека, о тех или иных видах и проявлениях сексуальности, о безопасном сексе. Замалчивание этих тем только подогреет к ним дополнительный интерес, и девочка всё равно обо всём узнает – не от родителей, так от друзей и подруг. Самое страшное состоит в том, что она может узнать об этом на собственном опыте, который может оказаться печальным.

Воспитание девочек

Девочку необходимо как можно больше хвалить и любить просто за то, что она есть. Природные женские качества и стремления нужно поддерживать и помогать в их развитии. Девочка должна получить женский пример – любящей матери и хорошей хозяйки.

Из девочки не нужно воспитывать мальчика, постоянно повторяя, что она что-то должна, критиковать ее и накладывать ненужные запреты, учить быть сильной и независимой.

Воспитание девочек

Это и является главной задачей родителей, остальное сделает общество.  

Вы придерживаетесь этих правил в воспитании детей? Прививаете им качества в соответствии с полом?

Как бороться

В методе Позитивной психотерапии, основателем которой был Носсрат Пезешкиан, есть такое понятие как ключевой конфликт. Ключевой конфликт — это дихотомия таких способностей человека, как вежливость — искренность. Вежливость, учтивость означает способность быть внимательным, подчиняться, говорить «Да» ценой интуитивного отказа и эмоциональной реакции страха, а искренность, прямота как способность открыто выражать потребности, стоять за себя и утверждать себя, временами довольно агрессивно.

Соответсвенно, когда происходит какая-либо конфликтная ситуация, каждый из нас достает свой «ключ», чтобы ее разрешить. Есть люди, которые склонны вежливо поддакивать другим или просто промолчать в определенных ситуациях, даже не показав, что произошло что-то, что вызвало недовольство, и таким образом утаив конфликт от другого человека и внутренне его переживать самому. И есть те, кто сразу «рвется в бой» и яросно защищает себя и свою позицию, временами не слыша даже собеседника. А есть те, кто маневрирует и выбирает соответствующую ситуации стратегию поведения.

Если уж вы начали читать эту статью, то наверняка ожидаете какого-то совета по поводу того, как реагировать, когда вам дают непрошенные советы и делают различные замечания. Мой вам главный совет — учитесь быть гибкими и в различных ситуациях действуйте по-разному, а также:

  • слушайте себя и потребности своего ребенка;
  • опирайтесь на свой опыт и свою интуицию;
  • сформулируйте для себя определенную систему ценностей и взглядов относительно воспитания своего ребенка, чтобы чувствовать уверенность в том, что вы на правильном для вас пути;
  • осознавайте, что то, как вы реагируете в присутствии ребенка на тот или иной конфликт, автоматически становится моделью для подражания для вашего ребенка и шанс, что ребенок в будущем будет реагировать на конфликты подобным образом, очень велик;
  • помните, что юмор и остроумные ответы часто помогают разрешить такие ситуации с минимумом ущерба для себя и других: вы можете смело отстоять себя и более мягко дать понять собеседнику, что его вмешательство в ваши дела неуместно;
  • будьте открыты к другим людям и будьте готовы к тому, что иногда даже непрошеные советы могут быть дельными, и все, что вам нужно — так это отличить, насколько данный совет вписывается в систему ваших ценностей и подходит конкретно вам и вашему ребенку;
  • придерживайтесь своих взглядов и при этом умейте слышать других людей, уважайте их мнение и опыт, дайте им право быть такими, какие они есть: бывают случаи, когда какой-то из советов проходит через разные стадии его восприятия — от «Этого не может быть!» через «Что-то в этом есть…» до «Это же очевидно!»;
  • определите, насколько адекватно ситуации то или иное замечание, которое вы услышали в свой адрес: например, если вы пришли в театр на драматическую пьесу, а ваш ребенок все время ерзает, шумит, шуршит, кричит и суетится, а вы к этому настолько привыкли, что даже не замечаете помех, то, понятное дело, что замечание со стороны других зрителей будет адекватным и уместным; и другое дело, когда вы пришли в семейное кафе, где есть пространство для детской игры, в том числе настольный футбол и ваш ребенок шумит, бегает и громко кричит «Гол!», то недовольство посетителей в этом случае уже будет скорее проблемой этих посетителей, а не вас и вашего ребенка;
  • знайте, что когда вам дают непрошеный совет или делают замечание вам или вашему ребёнку, то вы имеете право как промолчать, так и накричать, а также у вас есть вариант вежливо, но уверенно ответить, что вы не нуждаетесь сейчас в советах и сами справляетесь с ситуацией; а за совет можете поблагодарить, если действительно чувствуете благодарность или не благодарить, если вас это раздражает.

Отчитываем за малейшую провинность

Всем мальчикам иногда хочется пошалить. Совершенно естественно, если маленький мужчина учится самоутверждаться и хочет почувствовать свою самостоятельность. Однако многие родители перебарщивают с контролем и наказанием. Довольно часто родители, не зная наверняка, априори считают сына виноватым, не доверяют его словам и мало прислушиваются к его взгляду на ситуацию. Такое воспитание способно лишить вашего сына не только веры в себя, но и доверия к вам. В будущем он, скорее всего, будет постоянно чувствовать, что «все делает неправильно» и даже что он настолько «плох», что недостоин жить. Вашему сыну, как и каждому человеку, нужны ваше принятие, сочувствие и теплота. А кроме того, не стоит мешать ему делать свои ошибки и учиться на них.

Почему мы это делаем?

Верим в миф, что мальчика нужно воспитывать «в строгости».

Что вместо этого?

Хвалить за успехи. Хвалить маленького мужчину – самое действенное средство корректировать его поведение. Старайтесь не зацикливаться на его «плохом» поведении, а спокойно объяснять последствия его поступков. Вместо этого показывайте свое одобрение и восхищение его «правильным» поведением. Таким образом вы помогаете своему ребенку поверить в свои силы. Наибольшего эффекта добьетесь, если будете делать это согласованно с отцом.

Как мат влияет на половое воспитание подростков

Впервые информацию о сексе дети получают в дошкольном возрасте, когда слышат мат от сверстника, обычно в возрасте шести лет, плюс-минус год, тогда же «узнаем» откуда берутся дети. Мат и секс — крепко связанные понятия, ведь любое матерное слово семантически — либо половые органы, либо акт соития. Узнать об этом от сверстников — нормально, природно. Когда же дети мат слышат в семье, то это подобно насильному навязыванию информации о сексе в грубой форме. Чувственно же дети воспринимают это как нарушение границ родитель-ребенок, словно он зашел в спальню к родителям и увидел соитие.  Психосексуальное развитие ребенка в таком случае притормаживается: он теряет чувство защищенности и безопасности, становится растерян, подавлен, испуган и часто вытесняет эти эмоции.

Кроме того, если подросток растет в атмосфере мата, он получает серьезные психологические травмы, что ставит под угрозу его будущую личную жизнь. Например, девочка в будущем может избегать близости, воспринимать секс как грязь и унижение, ей трудно будет довериться партнеру и почувствовать радость любви. Таким образом девушка, выросшая на мате, лишается огромной части того, что называется женским счастьем.

Публичный мат (от реперов и других «звезд») аналогично перечеркивает восприятие близости между мужчиной и женщиной как чего-то светлого и прекрасного. В еще не созревшей подростковой психике запускается процесс формирования отвратительных ассоциативных связей: «женщина — это телка», «отношения — это случка», кто груб, тот крут и т. д. Самые уязвимые перед влиянием мата оказываются дети, в силу возраста еще не получившие должного чувственного воспитания.

То есть ограждать ребенка от мата, развивать и воспитывать в нем чувства надо задолго до наступления подросткового возраста. Если подросток уже увлекается матерным рэпом, значит у него уже сформировались определенные фрустрации, которые и наполняет такого вида «творчество», запреты в этом случае уже не сработают. Можно только постараться увлечь его чем-то более интересным и перспективным для его будущего. Например, помочь поменять окружение, как вариант — записать на какие-то интересующие его онлайн-курсы или увлечь идеей овладения интернет-профессией.

Резюмируя, скажем, что половое воспитание в подростковом возрасте начинать, увы, уже слишком поздно. И чтобы сделать мальчика-подростка настоящим мужчиной, а девочку-подростка достойной женщиной, начинать надо гораздо раньше того времени, как у девочки начнет расти грудь, а у мальчика пробиваться усы.

Если вас интересуют подробности формирования сексуальности, если вы хотите помочь детям вырасти счастливыми, способным состояться в парных отношениях и в жизни в целом, приходите на вводные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Полезные статьи по теме:

Нарушения половой идентичности, или Как из мальчика не вырастить гея

Почему мальчик становится геем

Мальчики не должны плакать

А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

Как правильно воспитывать ребенка в года

Трехлетка является довольно серьезным испытанием на прочность для родителей. Ведь кроха уже заметно подросла, начала разговаривать. Малыш уже имеет активную позицию в выражении собственных стремлений. В определенный момент поведенческое реагирование крохи и его поступки начали резко меняться. Ранее послушный карапуз превращается несносного «бандита». Так проявляется трехлетний кризис.

Здесь самым главным является запас терпения со стороны значимых взрослых. Любую возникшую ситуацию непослушания отпрыска следует оценивать предельно трезво. Необходимо понимать чувства малышей и умело использовать детские капризы против них. Например, когда карапуз отказывается складывать игрушки, а наоборот разбрасывает их, то следует попросить ребенка никогда их не собирать.

В описываемом периоде различные требования, запреты неэффективны. Лучше стараться переключать внимание чада на действия, более захватывающие для него.

На истеричные припадки не рекомендуется реагировать излишне бурно. Однако и потакать всяким детским прихотям тоже не нужно. Трехлетка проверяет границы дозволенного. Сколько ему могут позволить родители. Если при малейшей истерике давать карапузу желаемое, то у него закрепится привычка начинать истерить по малейшему поводу. Нужно стараться отвлечь отпрыска от провоцирующего фактора, на иную интересную вещь.

Воспитательный процесс в 3 года должен основываться на последовательности. Если мама что-либо запретила малышу, то папе не следует ему разрешать это делать. Данное правило особенно четко следует донести до сердобольных бабушек и добрейших дедушек.

И главное, воспитывать карапузов следует в любви. Необходимо заботиться об отпрысках, обучать их, показывать собственным положительным примером желаемое поведение.