Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Социально-коммуникативное развитие детей

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.

Программные моменты

В чём состоит стратегия требований ФГОС по социально-личностному развитию дошкольника? Для детских садов разрабатываются программы, учебные пособия, методики по данному направлению. Всё это сводится к следующим аспектам:

  • ребёнок должен быть воспитан в соответствии с нормами, правилами, ценностями общественной жизни;
  • уметь общаться с близкими, чужими взрослыми, детьми, своими сверстниками; воспитывать у дошкольника доброжелательность, сопереживание, отзывчивость, умение выходить из сложных ситуаций;
  • формировать у ребёнка правильную самооценку; учить контролировать свои действия, правильную мотивацию своих поступков;
  • воспитывать гордость принадлежности к своей семье, чувство коллективизма; ребёнок должен ощущать себя частью детского и взрослого коллектива; уважать труд и творчество других людей;
  • формировать у детей навык безопасного поведения в быту, на природе, в обществе; воспитывать готовность помочь другому человеку; это достигается через совместные игры или выполнения общих поручений в детском коллективе.

Детское учреждение и семья должны создать благоприятные условия для реализации ФГОС и воспитания ребёнка как развитую социально-адаптированную личность. Так ребёнку легче будет проявить себя в жизни, добиться успеха, уважения со стороны других людей. Он будет соблюдать и ценить общественные правила, научится избегать опасности. Развитие личности дошкольника в социуме один из важнейших аспектов ФГОС.

Разбираем понятия

В статье будут использоваться социологические термины. Именно они наиболее полно раскрывают суть темы. Советуем прочитать эту главу, чтобы ориентироваться в значении незнакомых слов.

Социальная среда

Человека на протяжении всей жизни окружает социум — общество. Это люди вокруг него (например, родители, учителя), группы людей (компания друзей, коллектив на работе и другие), социальные институты (например, детский сад, школа).

Человек развивается всю свою жизнь, находясь в социальной среде. Это та часть общества, которая больше всего оказывает влияние на него.

Говоря научным языком, социальная среда — это окружение, в котором формируется личность человека. Благодаря традициям, правилам, моральным устоям и нормам, принятым в этом обществе, она влияет на мировоззрение и поведение людей, входящих в социум.

Социальные роли

Отношения в обществе накладывают на человека определенные социальные роли. Это действия, выполнение которых окружающие ожидают от него. При этом общественное мнение определяет, положительная или отрицательная это роль.

Положительные роли:

  • сын/ дочь,
  • друг,
  • ученик,
  • гражданин страны и т.д.

Негативные роли:

  • преступник,
  • беспризорник,
  • обманщик и т.д.

Положительные роли обычно связаны с участием человека в жизни социума — например, с общением в семье, первыми победами, знакомством с приятелями.

Носители негативных ролей зачастую изолированы от общества, так как они не приемлют определенных социальных норм или не обладают некими материальными и духовными ценностями.

Направления социального развития

Развитие личности человека проходит с помощью двух основных направлений — социализации и индивидуализации.

Социализация — это процесс того, как человек изучает, понимает и принимает ценности и нормы определенного общества.

Результатом социализации считаются приобретенные навыки, знания, ценности, правила, которые человек усвоил и которые позволяют ему “не быть белой вороной” в этой среде. Также важной задачей социализации является формирование у него таких качеств личности, как умение сотрудничать, готовность принять чужую точку зрения, сострадание и т.д. Они помогут человеку “влиться” в коллектив и оставаться “своим”.

Противоположное направление социального развития — индивидуализация.

Ее результатом можно назвать осознание себя как личности, принятие своих, индивидуальных, особенностей и потребностей. В основе индивидуализации лежит полученный и осознанный социальный опыт.

Интересно! Люди не похожи друг на друга, поэтому из одной и той же ситуации они могут вынести противоположные выводы. Это значит, что процесс индивидуализации в одинаковых случаях может заложить в них разные качества личности (например, стремление отстаивать свое мнение / или желание выделяться из толпы / или нелюдимость).

Социальная адаптация

Человеку важно приспособиться к определенной группе в обществе. Этот процесс называется социальная адаптация. С ее помощью люди входят в социальную группу, становясь “своими”, принимая ее ценности, правила и нормы.

От того, успешно прошла социальная адаптация или нет, зависит принятие человека в группу и выполнение им социальной роли. Например, адаптация покажет, войдет ли подросток в новый коллектив, и какую роль он в нем займет — лидера или отверженного.

Социальные факторы развития ребенка

Рассмотрим основные социальные факторы развития ребенка:

Общение с детьми и взрослыми. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие ребенка, основное место занимает общение. Именно посредством общения формируются дружеские взаимосвязи ребенка со сверстниками, производится обучение дома, в детском саду и школе. С самого раннего детства ребенку присущи основные элементы общения. В первые шесть месяцев своей жизни младенец выражает свои ощущения и чувства посредством движений, мимики и звуков. Вот какие этапы общения проходит ребенок в различные возрастные периоды:

  • Младенчество. Начиная с полугодовалого возраста общение младенца с близкими людьми носит в основном ситуативно-деловую форму. То есть ребенок практически взаимодействует с взрослыми, он нуждается не только в заботе и внимании, но и в живом общении, совместных действиях и советах. При взаимодействии с взрослыми ребенок быстрее узнает роль различных предметов и учится обращаться с ними.
  • От трех до пяти. В этом возрасте общение обретает внеситуативно-познавательную форму. То есть ребенок способен формулировать и задавать вопросы о людях, предметах и явления. Овладев речью, он может обсуждать явления и предметы. В возрасте 3-5 лет малыш стремится познавать новую информацию, делиться ею с окружающими и обсуждать все происходящее.
  • От шести до семи. В этот период ребенку присуща личностная форма общения, то есть малыш все чаще спрашивает о человеке и его сущности. Важно, чтобы с 6 до 7 лет ребенок не переставал чувствовать любовь, понимание и сочувствие со стороны родителей. В этом возрасте взрослые являются для малыша эталоном для подражания, он копирует поведение близких. Также в этот момент крайне важно общение со сверстниками, в образовательных учреждениях ребенок должен чувствовать себя расковано и свободно.

Социализация через игру. Для правильного социально личностного развития ребенка игра имеет крайне важное значение. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять ребенка к игровому процессу, обучая его принципам игры. Основой игры является общение. Игровая деятельность – основная деятельность для ребенка до 7 лет. Если ребенок правильно и много играет, он развивается стремительными темпами, как в эмоциональном, так и в социально-эмоциональном плане. Обычно в играх детей воспроизводится жизнь взрослых, они могут играть в дочки-матери, в доктора, в школу, в магазин и пр. Именно в игре вырабатываются и проживаются варианты разрешения конфликтных ситуаций, оттачиваются навыки общения и пр.

Культурное развитие. Малыш восприимчив к прекрасному, и на социальное развитие ребенка влияют различные виды искусства, поэтому его следует непременно познакомить с шедеврами человеческого искусства: живописью, скульптурой, музыкой и пр. Также для правильного социального развития ребенка важны разносторонние занятия, упражнения, беседы, чтение книг и прослушивание музыки, наблюдение и обсуждение жизненных ситуаций и пр. Из этих составляющих и складывается личность ребенка.

Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Как уже было сказано, начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи – крошечного социума, в котором происходит основная часть его существования. Развитие малыша, как части общества можно приблизительно разделить на несколько этапов:

Ранний возраст

Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений; получают первые навыки общения с близкими.

В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет у малышей возникает потребность в общении со сверстниками. В этот период закладываются первые навыки существования в коллективе, умение хотя бы минимально взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших.

Это очень важный момент для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия, поэтому малышам, лишенным возможности посещать детский сад, нужно все же чаще встречаться с близкими по возрасту детьми для игр и развития навыков общения (различные развивающие клубы для дошкольников — отличная альтернатива садику). Оказываясь в компании детей намного старше себя, ребенок может оказаться либо вновь только объектом заботы, либо быть отстранен от компании старшими, которым неинтересно общаться с ним, однако, даже такая ситуация влияет на формирование личности как части общества.

Примерно с этого момента значительное влияние на получение ребенком социального опыта все более сильное влияние оказывают педагоги и вспомогательный персонал детских дошкольных учреждений.

Именно в первые три-три с половиной года закладываются мотивации и первичное отношение ребенка как личности к окружающим его людям. Основными влияющими на социализацию ребенка агентами в это время являются его ближайшие родственники или другие лица, осуществляющие попечение о нем, а также детский коллектив, в том случае, если ребенок регулярно посещает детский сад, игровую площадку, развивающий центр и т.д.

Средний и старший дошкольный возраст

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.

В этот период актуализируются ролевые игры, помогающие малышам усваивать нормы поведения и роли, осваивать сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т.д. Ребятишки «проигрывают» ситуации так, как они их видят, усваивают понятия прав и обязанностей, что также является необходимым аспектом социализации.

Как должна происходить социализация малыша?:

Социальное воспитание – это постоянный процесс формирования таких сторон характера: позитивного отношения к окружающим способностей переживать нарушения общепринятых правил поведения умения жить в большом или маленьком коллективе уважительное отношение к другим людям соблюдение установленных правил поведения Основной вид деятельности для детей-дошкольников – это игры. Развитие социальных навыков также должно осуществляться в игровой форме. Для этого прекрасно подойдут игры, моделирующие поведение окружающих. У детей до 6 лет на первый план выходят межличностные взаимоотношения. В игровой непринужденной обстановке малыши учатся подчинять собственные действия общечеловеческим нормам. Так, игра в “больничку” способна передать взаимоотношения между пациентами и докторами в клинике. В ролевых играх по типу «Семья» малыши передадут взаимоотношения между членами их семьи. Подражание поведению старших доказывает важность родительского примера в процессе социального воспитания.