Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Советы психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка?

15 сентября 2020 2 252

Беседа первая: Взгляните на детей – как они растут

Возраст от шести до двенадцати лет — это период относительно спокойного развития ребенка, затишье между стремительными изменениями предшествующих лет и бурями подросткового периода.

Ребенок начинает учиться в школе, так как он уже способен к систематическим занятиям. У него усиливается стремление иметь друзей, быть частью коллектива. Он уже мыслит конкретно, а не абстрактно. В этом возрасте дети увлекаются играми с твердо установленными правилами. Они становятся более независимыми и скрытными, часто утаивают свои мысли и поступки от родителей и других взрослых.

Чтобы лучше понять детей, взрослым полезно бывает вспомнить свое собственное детство. «Все дети проходят через сходные этапы в своем становлении. И, тем не менее, во многих отношениях их физическое, интеллектуальное, социальное и нравственное развитие протекает по-разному, ведь каждый ребенок это неповторимая личность.

Описываемый нами период детства можно разделить на три части: от шести до восьми, от девяти до десяти и от одиннадцати до двенадцати лет.

типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Оскорбления, обесценивания

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

Психолог, психоаналитик Лариса Выжва рассказала «КН», как успокоиться, морально подготовить ребенка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ и какие хитрости помогут лучше усвоить материал.

Как справиться с нервами?

Стресс – адаптационный механизм, бояться его не надо. Переживать стоит лишь из-за неправильных и длительных реакций, с которыми вы не знаете, что делать. Тренируйте свою стрессоустойчивость. Для этого научитесь расслабляться. Советую воспользоваться методом релаксации по Джекобсону. Это особый вид упражнений на расслабление, в ходе которых чередуется состояние расслабления и напряжения отдельных групп мышц.

Ведь ученые давно выяснили, что наши психика и мышечная система неразрывно связаны между собой. Например, напрягите бицепс, держите его в таком состоянии до 10 секунд, затем отпустите, и он рефлекторно начнет расслабляться. Видео, как правильно выполнять упражнения, можно посмотреть в интернете. Если давление у вас повышенное, то лучше тренироваться утром, если пониженное – перед сном. Этот метод очень хорошо расслабляет и дает здоровый сон. Главное, мышцу нужно напрягать максимально.

Что делать, если трясутся руки?

Почему возникает внутренний колотун? Потому что наше тело находится в напряжении и с помощью тряски пытается избавиться от такого состояния. Дайте ему эту возможность – выпустите озноб из себя, протряситесь. Мышечной активностью адреналин утилизируется. Когда этот процесс закончится, вы почувствуете тепло и по коже могут пробежать мурашки.

Еще можно взять в руки два теннисных шарика и начать их сжимать изо всех сил. Это поможет сбросить не только напряг, но и агрессию.

Если накатил страх – дышите. При этом следите, чтобы ваше дыхание было ровное: положите руку на грудь и посмотрите, как она движется.

Хорошо помогает справиться с волнением физическая активность – во время подготовки не сидите целыми днями за учебниками, помните, что даже в этот период спортзал никто не отменял. Не забывайте про режим труда и отдыха.

Нужно ли штудировать учебники допоздна?

Обычно для подготовки к экзаменам дают три дня. И это неспроста. Есть кривая Германа Эббингауза – немецкого ученого, где показано, как работает наша память.

Психологи советуют делать несколько повторений: первое – сразу по окончании чтения; второе – через 20 минут после первого повторения; третье – через 8 часов после второго; четвертое – через 24 часа после третьего. Распределяйте это время так, чтобы вы успели поесть, погулять и поспать – перед экзаменом важно хорошо выспаться.

Ожидание экзамена – как не сойти с ума?

Задайте себе вопрос: «А чего я боюсь? Какой для меня вопрос самый сложный?»

Если вы понимаете, что страх кроется в вашей подготовке, то откройте учебник и повторите пройденный материал. А если вы сделали все, что могли, чего волнуетесь? Конец света из-за экзамена точно не наступит.

Как понять, что ребенку нужен психолог?

Сложный вопрос. Понять, что вашему чаду нужен специалист, мало. Это должен осознать и сам ребенок. Пока человек, будь то школьник или взрослый, не поймет, что у него проблема, то куда-то вести его бессмысленно.

У меня были такие случаи. Мама приводила ко мне свою дочку. Да, помощь требовалась, однако самой девочке жилось комфортно. Психологическая помощь – это тонкая вещь, без желания клиента она не сработает.

Что делать, если на экзамене случился ступор?

В психологии этот процесс называется реминисценцией – когда из памяти словно ластиком все стерли.

Хорошо, если кто-то в этот момент подскажет хотя бы первую букву забытого термина: знание сразу вернется и вы еще лучше запомните данный материал. Но на ЕГЭ разговоры запрещены, поэтому этот метод подойдет лишь во время подготовки.

Во время экзамена попробуйте создать точки опоры: обопритесь о спинку стула, ягодицами – о сиденье, ступнями – об пол. Представьте, что вы врастаете в землю – ощущение уверенности должно помочь.

Или расслабьтесь, затем мгновенно напрягите все мышцы, но при этом не запирайте дыхание – дышите, как обычно. Если и этот метод не помогает, переключитесь, попейте воды, поморгайте глазами, посмотрите вдаль.

Экзамен близится, а ребенок чересчур спокоен. Пора бить тревогу?

А зачем? Если он знает материал и уверен в своих силах, в чем проблема? Не взвинчивайте его по пустякам. ЕГЭ – это не забег на короткую дистанцию.

Результат будет зависеть от того, как эффективно ребенок занимался последние пару лет, и от конкретной ситуации на экзамене. Оставьте его в покое. Пусть он лучше будет расслаблен, чем взвинчен до предела.

Нужно ли говорить с ребенком о возможном провале?

Ребенок не дурак, у него уже есть свой жизненный опыт и он понимает, что такое возможно. Зачем? Вопрос лишь в том, как ему справиться с этими переживаниями.

Поговорите с ним, если у него есть волнения на этот счет. Иногда разговор снижает тревожность сам по себе. Да, он может провалить экзамен, но разве это такая большая катастрофа?! Существует масса путей получить профессию. Эти пути будут в разы длиннее, но они есть.

Как поддержать ребенка в день икс?

Уважаемые родители, не психуйте и не угрожайте. Успокойтесь сами. Ведь ваши нервы лишь добавляют детям мандража. Обнимите, погладьте по голове своего ребенка и скажите: «Я в тебя верю!» Дайте с собой шоколад и воду.

Перед выходом из дома положите свои руки ему на спину – между лопатками, чтобы он на них лег и почувствовал опору. Это придаст уверенности.

Как обуздать «бурю»?

СДВГ поддается коррекции, требует помощи со стороны родителей, педагогов, психологов и врачей. Включает ряд методов, которые в совокупности дают прекрасные результаты:

  1. Питание является неотъемлемым компонентом в коррекции поведения. Многие продукты могут спровоцировать активность головного мозга, тем самым усугубляя и без того непростую ситуацию. Так, например, фастфуды, газировка, сладкое и т.д. не только наносят урон весу, но и увеличивают возбудимость головного мозга. Наличие в продуктах различных консервантов, красителей также негативно сказывается на состоянии здоровья. Правильный рацион поможет улучшить не только физическое, но и психологическое состояние ребенка.
  2. Говорим нет запретам. Чем больше запретов, тем больше нарастание импульсивности и негатива. Старайтесь отвлечь малыша, предлагая ему совершить другие действия. Например, если он прыгает на диване, не следует говорить – не прыгай. А предложите ему другие действие, к примеру – а сколько ты сможешь сложить кубиков вверх? или, а давай-ка поиграем в города и т.д. Тем самым вы отвлечете его от неправильного действия без применения запретных слов или наказаний.
  3. Физические упражнения и спорт. Занятие спортом позволяет ребенку дисциплинировать себя, помогая стать более организованным. Повышает самооценку, исключает развитие комплексов.
  4. Ограничение нахождения у компьютера, телефона, планшета, телевизора. Учеными давно доказано пагубное влияние на здоровье при длительном использовании гаджетов. Родители должны ограничивать это времяпровождение и увлекать малыша другими занятиями, например, чтение, рисование, лепка и т.д.
  5. Прививаем дисциплину. Многие родители пытаются навязать дисциплину в армейском режиме, тем самым больше отдаляя ребенка от себя, особенно если он гиперактивен. В таком деле нужна мудрость и гибкость требований. Необходимо спокойно объяснить своему чаду, если он не выполнит вашу просьбу, тогда он лишится некоторых своих увлечений (катание на велосипеде, игр на компьютере, похода в кино и т.д.).
  6. Создаем условия. Чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходима обстановка, не отвлекающая его внимание. Найдите в квартире уютное место без раздражающих факторов. Во время выполнения заданий, старайтесь делать перерывы, разрешайте ему подвигаться через каждые 20-25 минут.
  7. Приучаем к порядку. Ребенок обязан понимать, что после игры все игрушки должны быть собраны. Те же требования и к одежде. Очень помогают в развитии навыков самоорганизация – цветовые маркировки, например, цветные стикеры позволят сориентироваться малышу, что должно находиться на каком месте. Можно обозначить цветовыми маркировками шкафы для тетрадей и книжек, для вещей, для игрушек и т.д. Детям старшего возраста не давайте более двух инструкций в день для выполнения. Лучше если они будут записаны на бумаге или доске. Например: полей цветы, вынеси мусор и т.д.
  8. Атмосфера в семье. Конфликты и ссоры усугубляют состояние ребенка, поэтому взрослые должны понимать и учитывать этот факт. Поймите все семейные неприятности, он связывает с собой и порой делает ошибочные выводы. Задача взрослых оградить свое чадо от негативного воздействия выяснения отношений. Чаще проводите вместе время, устраивайте походы на природу, театр, кино и т.д. Совместное проведение свободного времени является лучшей терапией синдрома гиперактивности.
  9. Сотрудничество со специалистами. Порой взрослые не могут самостоятельно справиться с ребенком, поэтому помощь со стороны, способствует лучшей психологической коррекции. Совместный тандем со специалистами дает прекрасные результаты. Педагоги и психологи играют важную роль в жизни чрезмерно активных детей.

Если гиперактивность связана, с какими-либо заболеваниями, врач подберет необходимое лечение, тем самым улучшит состояние здоровья ребенка. Лечебный массаж и гимнастика укрепят не только физический дух, но психологическое состояние.

В заключение хочется еще раз отметить, коррекция синдрома гиперактивности возможна, но только при правильном подходе и с помощью специалистов. Чем раньше отмечено отклонение, тем лучше результаты. Помните, самостоятельная терапия может привести к усугублению ситуации.

Дата публикации: Последнее изменение:

Как жить с алкоголиком: советы психолога

Как показывает практика, близкие алкозависимых подсознательно используют определенные методы психологической защиты, которые позволяют им «не замечать» существующую проблему:

  • Отрицание. Родственники больного ведут себя так, как будто ничего не происходит, отрицают тот факт, что злоупотребление алкоголем вышло из-под контроля. Запои, неадекватное поведение, частые пьянки считаются вполне нормальными.
  • Оправдание. Поведение алкозависимого объясняют «уважительными» причинами: стрессом, усталостью, желанием расслабиться после тяжелой недели, приобретением какой-либо вещи («надо же обмыть») и т.д.
  • Перекладывание ответственности на других. Как правило, сам алкоголик склонен винить окружающих в своем пьянстве. Постепенно такой же тактики поведения начинают придерживаться и его близкие.
  • Преуменьшение важности проблемы. Иногда родственникам больного гораздо проще поверить, что со своей тягой к алкоголю он может справиться самостоятельно, чем прикладывать массу усилий (и будем откровенны, тратить немалые средства), чтобы уговорить его лечиться.

Что делать, если живешь с алкоголиком

Самое правильное решение — обратиться в наркологическую клинику. Важно понять, что, контролировать свою тягу к выпивке алкозависимый не способен, несмотря на все его обещания. Ситуация будет только усугубляться. Вслед за так называемыми «ложными» запоями, «приуроченными» к праздникам и выходным, наступает стадия истинных запоев, когда полностью теряется количественный и ситуационный контроль — человек готов пить что угодно и где угодно.

Нарастает симптоматика сопутствующих соматических заболеваний. По мнению большинства специалистов, через 7–10 лет систематического пьянства диагностируют алкогольный гепатит, устойчивые нарушения сердечного ритма, панкреатит. Выражены и неврологические расстройства. Из-за гипоксии мозга и повреждающего действия этанола на клетки нервной системы начинается деградация личности: появляется необоснованная подозрительность, злоба, раздражительность. Человек равнодушен ко всему происходящему вокруг: его не интересуют проблемы родственников. Оживление возникает только при перспективе очередной пьянки. Подобные изменения носят уже необратимый характер, поэтому очень важно начать лечение алкозависимости как можно раньше.

Доктора рекомендуют решать не проблему, как жить с алкоголиком мужем, а выработать правильную тактику поведения, чтобы мотивировать его на терапию. Для этого советуют:

  • отказаться от упреков, шантажа и манипуляций: у больного это вызывает лишь раздражение и приводит к совершенно обратному эффекту — новому витку пьянства;
  • делать максимальный акцент на вреде спиртного для здоровья: как правило, алкозависимые очень мнительны, склонны к ипохондрии, и на некоторых страх за собственную жизнь может подтолкнуть к посещению наркоклиники;
  • всячески поощрять период трезвости: хорошо «работает» метод сравнения «тогда и сейчас», например, отказ от выпивки — улучшение самочувствия, взаимоотношений (к слову, на таком же принципе построены некоторые программы реабилитации);
  • отказаться от любых попыток самолечения, тем более, без ведома больного: во-первых, это опасно, во-вторых — не эффективно;
  • постараться избавиться от чувства вины: стремление продолжить пить — это выбор самого больного, со своей стороны важно попытаться создать все психологические и финансовые условия для начала лечения, но не следует себя винить за отказ от наркологической помощи или рецидив.

Даже самый опытный нарколог или психотерапевт не сможет ответить на вопрос, нужно ли жить с алкоголиком. Если вы готовы помочь ему избавиться от недуга, следует сразу подготовиться к тому, что лечение алкоголизма — длительный процесс, который прежде всего требует терпения и последовательности. Кроме того, зачастую консультация психотерапевта показана не только пациенту, но и его близким. Если вы решили пройти до конца этот путь — запишитесь на прием к наркологу, который подскажет варианты терапии (в том числе и без согласия больного).

Занятия и игры по коррекции гиперактивности

Специалисты разработали различные методики для работы с гиперактивными детьми. Они направлены на улучшение координации движения, развитие мелкой моторики и внимания. Гиперактивных деток обучают самомассажу, тактильному взаимодействию. В работе используют глину или другой пластичный материал, песок (можно заменить манной крупой) и воду.

Хорошим эффектом обладают занятия с группой гиперактивных деток, под наблюдением специалиста, но и дома вы сможете в игровой форме благотворно повлиять на вашего непоседу.

Задание на внимательность:

  1. Берётся любая игрушка, содержащая различные детали: машинка, кукла, красочная картинка. Минуту ребёнок её разглядывает, затем игрушку прячем, а он по памяти должен сделать описание.
  2. Возьмете несколько мелких игрушек (больше пяти), имеющих разнообразную форму. Малыш рассматривает их не больше минуты, отворачивается, вы прячете одну игрушку в тканевый мешочек. Ребенок вслепую ощупывает предмет, рассказывает, какой он на ощупь и пытается угадать, что это.
  3. Понадобятся три предмета разного цвета (мячики, кубики, карточки, всё что найдётся под рукой). Если показывают зелёный предмет, малыш может прыгать, бегать, громко разговаривать. Жёлтый — сесть и разговаривать только шёпотом. Красный — замереть и не проронить ни слова.
  4. Если ребёнок знает буквы, предложите такой вариант. Распечатайте 2 листа любого текста, шрифт сделайте покрупнее. Один лист возьмите себе, другой отдайте ребёнку. Задание — найти и выделить во всём тексте букву (пусть ребёнок решит, какую букву вы будете искать). Усложнить задание можно временными рамками. По истечении срока, обменяйтесь листами и, пусть каждый проверит другого на внимательность. Конечно, вы должны сделать пару пропусков, когда ребёнок их найдёт, почувствует себя триумфатором.

Полезными гиперактивным детям будут рисование по точкам, использование развивающих планшетов с плетением верёвочек, собирание пазлов. Важно следить за состоянием ребёнка и чередовать подвижные игры со статическими занятиями.

Посмотрите с гиперактивным малышом мультфильмы про осьминожек, обезьянок, нехочуху, непослушного медвежонка. Проанализируйте их вместе с малышом, расскажите, что из-за неправильного поведения получаются различные неприятности, которые могут навредить малышу и огорчить маму.

Читайте гиперактивному малышу побольше сказок, обязательно обсуждайте прочитанное, проговаривайте о хороших качествах героев и о тех, что нужно искоренять. Чем больше вы будете уделять времени своему чаду, тем меньше симптомов гиперактивности у него будет проявляться. Окружите его своей заботой и лаской, и недуг постепенно сойдет на «нет», а ваш ребёнок будет радовать своими достижениями.