Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Спокойствие мамы – залог здоровья ребенка

Ребёнок получил плохую оценку – эта ситуация может возникнуть в любой семье. Многие родители испытывали чувство, застающее врасплох, когда любимое чадо, в которое вложили все силы и постарались передать оставшиеся школьные знания, приносит домой двойку.

МРТ с какого возраста делают детям?

Раньше такое обследование делали с 7 лет. Сейчас рекомендации, с какого возраста делают МРТ детям, поменялись: можно делать с самого рождения, если есть показания для МРТ детям.

Чаще всего исследование проводят с 5 лет. С этого возраста можно убедить ребенка в необходимости лежать неподвижно, объяснить, почему нельзя шевелиться. В большинстве случаев он может следовать инструкциям врача. Перед тем, как сделать МРТ ребенку, нужно спокойно обговорить с ним детали процедуры. Успокоить и настроить правильным образом. Тогда не будет необходимости седировать пациента перед сеансом. Если врачи назначили пройти МРТ, а добиться неподвижности невозможно, исследование делается с легким наркозом. Часто это касается детей от 1 года до 5 лет, иногда и старше. Новорожденных можно обследовать, пока они спят.

МРТ с какого возраста делают детям?

Подготовкой в этом случае занимается анестезиолог. Он выбирает подходящий препарат (безвредный, короткого действия), рассчитывает дозу по массе ребенка, определяется с методом введения лекарственного средства (в вену или ингаляционно). Для предупреждения возможных аллергических реакций, осложнений требуется более детальное предварительное обследование ребенка (ЭКГ, общие анализы крови, мочи, консультации специалистов). После этого врач делает заключение, можно ли делать МРТ детям с наркозом. В возрасте от 5 лет этого можно избежать, если правильно настроить пациента.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ БЕЗ ТАБЛЕТОК

Начнем мы, пожалуй, с самых простых действий, который не требуют никаких затрат — ни материальных, ни физических. Например, академик Картавенко считает, что голова болит чаще у людей с нездоровой печенью и желчным пузырем. А избавиться от недуга за 20 секунд поможет массаж точки, расположенной на ладони под мясистой частью большого пальца. Смотрите, как это делается.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ БОЛИТ ГОЛОВА

Совет 1. В первую очередь необходимо расслабиться. Если мигрень появилась в тот момент, когда вы усиленно работаете, сделайте небольшую передышку и немного отдохните. Если есть возможность — полежите. Как показывает практика, это простое действие помогает избавиться от недуга уже через 10-20 минут. Можете дополнить отдых упражнениями для глубокой релаксации.

Совет 2. Включает 3 действия:

  1. Согрейте чайник, заварите любой имеющийся чай. Возьмите чайную ложку, окуните ее в чай, подержите немного, затем приложите к крылу носа на той стороне, где болит голова. Держать ложку необходимо до тех пор, пока она не остынет. Затем надо повторить процедуру.
  2. После этого еще раз нагреваем ложку в чашке, но теперь прикладываем ее к мочке уха, что находится на больной стороне.
  3. Напоследок нагреваем в чае кончики пальцев руки. Считается, что боль обязательно пройдет.

Совет 3. Если есть возможность, чаще ходите босиком по росе — серьезно себя оздоровите. Земля будет забирать статическое электричество со свободными радикалами, накопившимися в теле и мозге от всех видов гаджетов и электрических приборов.

Совет 4. Возьмите несколько зерен фасоли и зубчик чеснока, сварите их и разотрите в кашу. В состав добавьте несколько капелек растительного масла. Разделите смесь на 2 маленькие лепешки, которые накладывайте на виски незадолго до сна.

Совет 5. Найдите сирень, сорвите несколько листьев, сполосните их проточной водой, приложите к тому месту, где болезненность наиболее ярко выражена.

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка"

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Смоленского района Смоленской области
  • Консультация для родителей
  • «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка»
  • Подготовила: воспитатель
  • 1квалификационной категории

Сологубова Ю.В.

Консультация для родителей

«Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка»

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы».                                                                                                         

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка"

                                              В.А. Сухомлинский

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, крепкими, выносливыми. Но часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка.

Результаты последних исследований подтверждают, что современное общество мало уделяет внимание Здоровому Образу Жизни, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения.

Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью телевидения, интернета — все это требует крепкого здоровья.

Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!». Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность.

Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После  активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий.

При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.

Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка"

Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты.  При этом любое принуждение недопустимо.

Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком.

Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).

  1. Регулярное закаливание. 
  2. Необходимо активно использовать целебные
  3. природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые
  4. лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так
  5. как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму.

Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др.

Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду.  Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье.

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка"

Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель.

Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.

Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.

Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями чаще, чем дети не курящих.

Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи, поэтому детей ни в коем случае нельзя оставлять одних, без присмотра. Дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами. 

  • Помните, здоровье ребенка в ваших руках!
  • Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст,
  • Его берегите, как сердце, как глаз.
  • Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.
  •                                                           (Сократ)

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это — перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные. Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.
  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234? После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.
  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Как правильно реагировать на плохую оценку?

Сначала разберемся, что испытывает ребёнок. Ему стыдно! Если в семье нормальные, доверительные отношения, школьнику и в голову не придет скрывать плохую оценку. Учитывая, что он всеми силами старался проявить себя с хорошей стороны, честное признание показывает, что малыш гораздо храбрее, чем кажется на первый взгляд. Только сильная личность может признаваться в своих промахах. И еще это говорит о том, что ребёнок вам доверяет.

Поэтому крик – шаг назад в отношениях между вами и маленьким человеком. Он поймет, что маме доверять нельзя, и в следующий раз постарается скрыть плохую новость. Плакать тоже не стоит, своими слезами вы демонстрируете слабость, падаете в глазах ребёнка. Лучше постараться сохранить спокойное выражение лица и попытаться поговорить с расстроенным малышом, объяснив, что в жизни бывает всякое. Но из всех ситуаций есть выход. И вы сделаете всё возможное, чтобы помочь исправить плохую оценку.

Если все-таки решили ругать, ругайте правильно. Не стоит припоминать нелюбовь к книгам, вечное откладывание домашнего задания «на потом», перечислять, что ребёнок не помогает в уборке по дому, не моет после себя посуду и так далее. Не переводите разговор в скандал. Из-за двойки малыш не должен чувствовать себя непутёвым во всем. Вы должны знать, как наказать ребёнка за двойку. Главное для малыша – быть уверенным, что родители его любят.

Попробуйте вместе разобраться, почему уровень оценки оказался так низок. Вполне возможно, школьная программа сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если дело в этом, наймите репетитора. Также причиной может быть лень. Контролируйте выполнение домашнего задания каждый день. Если понадобится, объясните непонятную тему.

Психологи утверждают, что в начальной школе у детей еще низкое чувство ответственности. Хорошие оценки они стараются получить ради родительской похвалы. Поэтому продумайте мотивацию для своего ребёнка. Например, пообещайте долгожданную игру за высокие баллы в конце учебного года, объясняйте, что в старших классах учиться будет сложно, если сейчас относиться к выполнению заданий несерьёзно.

Помните, что когда вы требуете хорошей успеваемости в школе, ваша цель – не подавить в ребёнке желание учиться, а заставить поверить в себя, полюбить учёбу, чтобы в дальнейшем малыш смог выбрать свой путь.

Что делать?

В первую очередь постарайтесь определить, меняется ли характер боли и поведение малыша при перемене положения тела, при кормлении. Если плач продолжается более 5 часов, дополнительно наблюдается вялость, увеличение и припухлость родничка, тошнота, рвота, не нужно давать ребёнку никакие лекарства. Они могут сгладить истинную картину и затруднить процесс диагностики настоящей причины.

Важно вызвать врача или «Скорую помощь» и как можно скорее доставить ребёнка в стационар, где ему проведут всестороннее обследование: нейросонографическое, при необходимости — МРТ, ЭЭГ.

Что делать?

Лечение будет зависеть от установленного диагноза. Его назначит лечащий врач.

Что делать?

Важно знать, что малыши первого года жизни очень чувствительны к перепадам маминого настроения и могут сигнализировать о психологическом, эмоциональном дискомфорте самыми разными способами, включая цефалгию. Установите дома благоприятный психологический климат, следите за собственными эмоциями.

Купировать приступ первичной головной боли (не вызванной патологиями мозга, сосудов, нервов, черепа, мышц шеи) помогут нестероидные противовоспалительные препараты, например, «Ибупрофен» в разрешённой педиатром возрастной дозировке. Детям категорически нельзя давать такие таблетки, как анальгин, аспирин, цитрамон.

Даже разрешённые средства дают лишь в экстренном случае — никак не для того, чтобы профилактировать повторные приступы болевого синдрома. Бесконтрольный приём лекарств может привести к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта малыша, к многочисленным нарушениям здоровья.

Что делать?

О симптомах головной боли у детей смотрите далее.

Смерть шизофрении

Идея о том, что шизофрения — отдельное заболевание с четким набором симптомов, давно подвергается критике. Биомедицина пока не смогла ни объяснить, как возникает это заболевание, ни предложить адекватные методы лечения. Несмотря на многообещающие заявления и новые лекарства, количество людей, которым становится лучше, не увеличивается со временем. Многие психиатры начинают предполагать, что сама концепция шизофрении — это часть проблемы.

Слуховые галлюцинации, видения и другие необычные опыты встречаются у многих людей и необязательно свидетельствуют о скрытой патологии. Примерно 75 % людей, которые слышали голоса один или несколько раз в жизни, психически здоровы.

Лишь у 20 % людей с потенциальными признаками психоза развивается полноценное психотическое расстройство. Это привело многих исследователей к выводу, что шизофрения — крайняя часть спектра, на котором находятся другие состояния, которые нуждаются в разных методах лечения.

А иногда, возможно, не нуждаются в нем вообще.

Профессор психиатрии Маастрихтского университета Джим ван Ос предложил отменить термин «шизофрения», а вместо него ввести концепцию расстройств психотического спектра. Исследования шизофрении можно сравнить с рассматриванием разных частей слона в увеличительное стекло: у нас есть убедительные работы о хвосте, туловище и ушах, но нет четкой картины всего животного. Но этого слона, вероятно, просто не существует. Нужно оставить попытки найти единственную причину заболевания и изучать всё многообразие его проявлений.

Важная часть проблемы заключается в том, что шизофрению часто описывают как неизлечимую хроническую болезнь головного мозга. Пациентам некоторые врачи говорят, что уж лучше бы они заболели раком — тогда у них была бы хоть какая-то надежда на выздоровление.

Смерть шизофрении

Из-за этих стереотипов люди, которые начинают слышать голоса, сразу же приходят к выводу, что они обречены. Диагноз срабатывает как самоисполняющееся пророчество — усиливает тревогу и ведет к ухудшению симптомов.

Психиатры надеются, что концепция психотического спектра может помочь разработать новые методики лечения. Во-первых, станет легче определить, кто находится в зоне наибольшего риска. Во-вторых, всем будет понятно, что для разных состояний нужно применять совершенно разные терапевтические подходы, а не предлагать всем ударные дозы антипсихотиков.

Для людей, которые слышат неприятные голоса, недавно появилась многообещающая методика — аватар-терапия.

Пациента сажают перед монитором, где создает виртуальный аватар с лицом и голосом, который больше всего напоминает источник враждебных звуков. С помощью этого аватара человек постепенно учится управлять слуховыми галлюцинациями и делать их более терпимыми. Клинические испытания показали, что этот метод работает даже эффективнее, чем сеансы с психотерапевтом.

Большинство психиатров всё еще считают голоса в голове симптомом скрытой патологии. Но по-настоящему объявить их признаком болезни можно только в том случае, если голоса действительно причиняют человеку страдания и вред. От этого критерия пока никто не собирается отказываться.

Мы живем в эпоху постшизофрении, считает психиатр из Тринити-колледжа Саймон Маккарти Джонс: «И что бы ни возникло из пепла этой устаревшей концепции, в первую очередь оно должно помогать людям».

Профилактика головных болей у детей

Чтобы помочь ребенку справиться с болями, начни наблюдать, при каких обстоятельствах они появляются. Убрав из жизни ребенка основные провокаторы головной боли, ты можешь помочь ему избавиться от нее навсегда.

Если твое чадо часто жалуется на боли в голове, попробуй исключить из его жизни несколько факторов:

  1. Продукты питания – орехи, шоколад, кофеиновые напитки, мясо с содержанием нитратов, продукты с большим количеством специй, а также еду, которая содержит в себе глутамат натрия.
  2. Длительный просмотр телевизора.
  3. Усталость.
  4. Голод.
  5. Длительное пребывание на солнце.
  6. Длительное воздействие громких шумов.
  7. Переживание стресса.

Перечисленные выше методы борьбы с болями в голове без использования медикаментов также являются отличной профилактикой проблемы.

Отличная идея для профилактики – дневник болей. В нем рекомендуется отмечать даты, когда ребенок жаловался на боль в голове, продолжительность приступа, вероятные провокаторы боли, ее характер и дополнительные симптомы – кровяное давление и температуру тела. Анализ дневника поможет тебе лучше понять, почему у ребенка болит голова.

Эзотерические методы узнать, кто навел порчу

Метод энергий также позволяет узнать, кто сделал порчу. Как правило, для этого используются различные медитативные практики. Вам нужно научиться определять, какая энергия витает вокруг вас. Далее обидчик почувствует, что в его поле вторглись.

Сначала вам нужно научиться определять свою энергию, отделять ее от других. Каждому из нас присуща определенная аура.

Как научиться работать со своей энергией:

  • каждый вечер делайте небольшие медитации;

  • приводите тело в расслабленное состояние;

  • представляйте вашу энергию как кокон, плотно обвивающий тело.

После нескольких выполнений данной медитации вы начнете постепенно ощущать свою энергию. Вам откроются ее структура, плотность, оттенок. В случае порчи защитное энергетическое поле сильно повреждается. Если вы уже можете прочувствовать и ощутить свою ауру в полной мере, попробуйте проверить, есть ли в ней прорехи. В этих местах будет не пустота, а чужеродная энергия. Там, где наложена порча, начинают болеть органы тела. Снова начните медитировать и попытайтесь прочувствовать чужеродную энергию вашего обидчика, направленную на вас вместе с порчей. По ней вы сможете распознать врага.

Теперь можно узнать, кто сделал порчу. Для этого используют несколько методов:

  • Амулет.

Приготовьте черный камень турмалин. Он должен иметь отверстие для прикрепления к цепочке.

Спросите у камня следующее:

  1. Мне известно, кто сделал порчу?

  2. Я общался или видел его?

  3. Я буду с ним контактировать в ближайшее время?

  4. Это женщина или мужчина?

До ритуала мысленно обозначьте камню, что для утвердительного ответа «да» нужно покачиваться влево-вправо, для ответа «нет» – вперед-назад.

Последовательно задавая нужные вопросы, вы сможете узнать, кто сделал порчу, а значит, и задействовать заговор против него.

  • Масло.

Понадобится заготовить эфирные масла. Наведенная на вас порча имеет свои особенности: запах, температуру, оттенок. Для определения наложенного заклятья используйте масла розы, шафрана, чайного дерева, пихты.

Приготовьте ароматическую лампу, зажгите ее, попытайтесь расслабиться. Желательно, чтобы в комнате не было животных и других людей. Ритуал будет длиться 30–40 минут.

Обряд с маслами направлен не только на избавление от порчи, но и на общее улучшение физического и духовного состояния. Сядьте в удобное положение, при этом спина должна быть выпрямлена, руки и ноги расслаблены.

Закройте глаза. Тело должно быть расслаблено. Сфокусируйтесь на тех участках, которые напряжены. Выполняйте активные дыхательные движения.

Произносите мантру «ОМ». Подойдут и другие, которые вам известны. Постарайтесь удерживать мысли на данном процессе, не отвлекаясь на постороннее.

Не перенаправляйте свое внимание на эмоции и желания, которые будут возникать во время медитации. Принимайте их, но не фокусируйтесь.

Узнать, кто сделал порчу, вам поможет собственная интуиция. Попытайтесь максимально прочувствовать свое тело и ум, тогда вам откроется инородная злая энергетика. Но не стоит предаваться излишним умственным рассуждениям. Ваше состояние должно быть легким и расслабленным.

Важно понимать, что с сильной магией можно справиться только при помощи соответствующих специалистов. Это может быть ведунья или гадалка. Используя колдовскую атрибутику и свои знания, она поможет вам раскрыть все интересующие вас темы. С ее помощью можно убрать вредоносное заклятье, узнать, что за порча лежит на вас и ваших близких. Можно обратиться к магу или экстрасенсу. Они смогут не только определить колдовство, но и ответят на вопрос, кто является вашим недоброжелателем.

Лучший способ узнать, кто сделал порчу, – обратиться к специалисту. Как его найти? Желательно следовать советам знакомых и посетить зарекомендовавшую себя персону. Так вы сможете оградить себя от мошенников.

Однако если у вас есть желание, можно попробовать исцелиться самому. Так вы не только избавитесь от порчи, но и познакомитесь с интересным и загадочным миром магии.

Магическая или духовная практика — крайне личный опыт. Когда вы практикуете, вы один на один с таинственным, и даже из групповых церемоний каждый участник выносит нечто свое.

Для тех, кто стремится на деле применять свои знания о магии и мистике, в "Ведьмином Счастье" найдется все необходимое. Составляя наш огромный каталог товаров для практической магии, мы учли, какими различными могут быть подходы разных колдующих.

Все равно не нашли нужное? Пишите на info@ или звоните по тел. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в Facebook, Telegram, VK и WhatsApp.

"Ведьмино Счастье" – магия начинается здесь.

Как понять, что нейропсихолог — профессионал

По каким признакам можно понять, что перед нами действительно нейропсихолог? Какое образование он получает? Потому что достаточно историй, когда люди прошли 2-месячные курсы за 50 тысяч и они нейропсихологи.

— Здорово, если нейропсихолог имеет базовое образование клинического психолога. Мы обращаем внимание и на стаж. 

Есть и онлайн-курсы, где за 40 часов обещают сделать тебя нейропсихологом. Конечно, это непрофессионально.

А как быть, на что ориентироваться? Что может попросить родитель? Корочки посмотреть?

— Корочки тут точно не помогут. Скорее, взаимодействие со специалистом и общение могут подсказать, насколько нейропсихолог грамотен или нет. И те варианты помощи, что он предложит, тоже об этом скажут. 

У нас в нейропсихологии есть очень разные методы коррекции. Один из них называется сенсомоторный: с ребенком ползают, делают разные растяжки. Предполагается, что мы через разные движения повторяем онтогенез (индивидуальное развитие организма. — Примеч. авт.) ребенка сначала лежа, потом сидя, ползая, стоя. 

И, к сожалению, есть много нейропсихологов, которые используют этот метод как панацею. Продиагностировали ребенка, увидев те или иные трудности, сообщили родителям, что теперь девять месяцев мы будем заниматься сенсомоторной коррекцией. И вот это в корне неверно, потому что для каждого ребенка со своими дефицитами и трудностями мы разрабатываем свою программу коррекции.

Профессионал предложит довольно широкий спектр методов. Например, если у ребенка есть трудности в письме или чтении, а специалист говорит, что он будет с ним только ползать, двигать глазками и не будет заниматься письмом и чтением — это точно не тот специалист. Мы обязательно должны как механизмы, лежащие в основе трудностей, развивать, например, формирование навыка контроля за своей деятельностью, так и переносить сформированные навыки на материал письма и чтения, то есть благодаря специальным заданиям ребенок должен учиться обнаруживать свои ошибки на письме, «слышать» и исправлять себя во время чтения.

Наша задача — не чтобы ребенок лучше наши упражнения делал, а чтобы изменения в его жизни происходили.

Если это плохое чтение и двойки по русскому языку, то они должны смениться тройками, потом четверками, а чтение должно улучшиться. То есть если вы к нейропсихологу пришли с определенной проблемой, вам должны рассказать, как эта проблема будет решаться.

А можем ли вообще говорить о том, что возникла мода на нейропсихологов? 

Безусловно, сейчас есть мода на нейропсихологов. Я боюсь, в нашем случае предложение превышает спрос, потому что очень многих специалистов самих заинтересовывает нейропсихология. 

10 мифов о психологии Подробнее

Надо понимать, что большинство нейропсихологов — психологи по образованию. А психология воспринимается даже многими психологами как туманная наука, она не всегда доказательна. Мы не всегда понимаем, от чего произошли изменения. 

А нейропсихология кажется очень точным направлением работы: я все проанализировал, точно определил такую вот трудность, работаю с ней, получаю эффект. То есть тут все предсказуемо. И действительно многих специалистов этот подход привлекает, и большинство начинает себя так позиционировать. 

— Что-то в мозге есть такое, что для вас до сих пор остается загадкой?

— Сам мозг — это загадка, которая восхищает. И с точки зрения химии мозга, и с точки зрения включения разных структур в разные ансамбли. Последовательность развития мозговых структур, их совместная работа, сложнейшие биохимические процессы. При этом мы знаем, что и работа, и развитие мозга зависят, с одной стороны, от его функционирования, с другой стороны — от условий внешней среды, а еще от таких факторов, как мотивация, целеполагание и так далее.

Это действительно что-то невероятное! Не знаю, что может быть сложнее и интереснее. Поэтому я продолжаю учиться и учить, исследовать и осмыслять, получая все больше удовольствия от новых знаний и нового опыта.