Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Средства и методы сказкотерапии в работе с детьми

С помощью сказок можно не только научить ребенка добру, вежливости, отзывчивости и многим другим ценным качествам, но и помочь ему преодолеть страхи. Как? Об этом читайте в статье

Для коррекции используются разные виды сказок.

  • Художественные

Фольклорные, национальные, чаще всего всем известные. Универсальны. При правильном обыгрывании могут быть адаптированы специалистом буквально под любого человека. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» используется для коррекции ненормального поведения избалованного ребёнка, который ещё не понимает, к чему могут привести необузданные желания. Это же произведение применяется в сказкотерапии для тех взрослых, у кого материальные проблемы рушат семейную жизнь, для подкаблучников и жён, которые не могут остановиться в своих требованиях. Однако для решения глубоких проблем такие сказки неприменимы.

  • Психокоррекционные

Используются в педагогике для коррекции определённой черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности. Отличаются от художественных тем, что разрабатываются и подбираются под конкретного человека.

  • Психотерапевтические

Основной инструмент сказкотерапии для дошкольников. Используются для многостороннего воздействия на личность проблемного ребёнка, чтобы устранить фобии и сгладить последствия психотравмирующих факторов. Они могут быть универсальными (например, для борьбы с боязнью темноты или грозы) и индивидуальными, разработанными для отдельного случая.

  • Медитативные

Иногда у человека отсутствуют ярко выраженные отрицательные черты характера, комплексы или фобии. При этом ценности и приоритеты сформированы правильно. Однако постоянно возникают проблемы с социальной адаптацией, он не может преодолеть депрессивное состояние. Такое бывает и у детей, и у взрослых. Чтобы понять причину происходящего, психолог подбирает такой вид сказок. В них нет конфликтов и зла. Они философские, направлены на расслабление, в рамках которого получается раскрыть, что гнетёт пациента.

  • Дидактические

Являются частью учебно-воспитательной программы в детских садах и школах. Помимо выявления и решения психологических проблем, направлены на всестороннее развитие ребёнка. Могут выполнять сразу несколько задач.

На сегодняшний день разработаны десятки авторских программ по сказкотерапии — для детей, подростков, взрослых. Их используют в своей работе не только психологи. Они помогают работать в школах, детских садах, реабилитационных центрах для инвалидов и детей с дивиантным поведением, исправительных учреждениях, вузах. Самые знаменитые — Сакович, Лисиной.

Особое распространение получила программа доктора-психолога Зинкевич-Евстигнеевой под названием комплексная сказкотерапия. Была запатентована в 1998 году. Обеспечивает быструю, долгосрочную и глубокую психологическую помощь детям, подросткам и взрослым. На сегодняшний день Центры Комплексной Сказкотерапии открыты и успешно работают в Великобритании, Эстонии, Германии, Швейцарии, Китае.

Какие страхи лечим сказкой?

Вообще, сказкотерапия работает с довольно широким кругом проблем: эмоциональными и поведенческими. Убежал от мамы, поругался с другом, обманул, не убрал за собой игрушки, боится темноты, боится гостей и пр. Список тех проблем, которые можно решить с помощью сказки, поистине огромен.

Например, сказка О. Шороховой «Жадный великан». Цель сказки: познакомить ребенка с таким плохим поступком как жадность (качество, часто встречающееся у детей). Если ребёнок начал жадничать, можно просто напомнить ему сюжет сказки, и тогда малыш вспомнит, что с ним может произойти такая же ситуация как с великаном (в данной сказке все отвернулись от него: перестали с ним играть, солнышко спряталось за тучки, пошел дождик, великану стало грустно, холодно и он заплакал. К нему на помощь пришли его друзья – гномики). Как правило, через некоторое время дети полностью исправляют свое поведение.

Татьяна Федоровна Мешавкина, педагог-психолог Реабилитационного Центра “Лювена” для детей с ограниченными возможностями здоровья: «Сказка в большей степени должна являться профилактикой психологических проблем, таких как непослушание; нежелание собирать игрушки, частые обиды, ссоры со сверстниками и т.д. В таких случаях достаточно прочитать сказку несколько раз, поговорить о героях и их поведении, выбрать положительный поступок. И чем ребенок младше, тем проще работать с проблемой. Часто сказку используют в психотерапевтических целях, если у ребенка стабильно сохраняется тот или иной симптом; страхи различного характера, клептомания, агрессия по отношению к сверстникам или взрослым, обман и т.д. Младшие школьники более скептично относятся к сказке, но если она рассказывается в группе, да еще и проигрывается, определенный эффект от нее тоже имеется. Подростки имеют большую защиту и чаще к сказке относятся с иронией.

Сказкотерапия – это только один из методов решения личностных проблем. Существуют и другие методы, многие из них используются совместно и все они эффективны: игровая терапия, песочная терапия, арт-терапия и др. Ребенок может эмоционально принять сказку, а может и равнодушно к ней отнестись. В таких ситуациях подбирается другая сказка, более близкая к окружению малыша».

Вооружившись знаниями о том, как работает сказкотерапия и, проконсультировавшись со специалистом, какого плана сказки помогут вашему малышу побороть тот или иной страх, можно начинать сочинять сказки самостоятельно.

Как сказка помогает ребенку?

Детские произведения раскрывают истину жизни. Дошкольник узнает, что такое добро и зло. Рассказ всегда показывает человеческие ценности, ненавязчиво намекает малышу, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации. Дошкольник в ходе чтения тоже делает выбор, как правило, в сторону положительных героев и добра. Произведение позволяет малышу задуматься над поведением и выбором героев, проанализировать правильность их действий.

Психологи советуют родителям обсуждать сюжет с ребенком. Взрослые должны объяснить малышу, где ошибся герой, а где сделал правильно, что плохо, а что нет. Это очень помогает детям в принятии решения по жизни, учит ценностям и размышлению.

Сказочные сюжеты обучают малышей смелости, доброте, искренности, порядочности, целеустремленности. Эти положительные качества в жизни помогают ребенку достойно преодолевать трудности, достигать высот, общаться с окружающими людьми. Дошкольники и школьники с преобладанием положительных качеств более счастливые, успешные, самодостаточные личности.

Сказкотерапию можно использовать в обучающих целях. Она может быть актуальна для изучения математики, геометрии, русского языка и других дисциплин. Методика позволяет в более интересной и простой форме подать материал.

Как сказка помогает ребенку?

Сказочные произведения дают возможность скорректировать поведенческие отклонения. Их пишут психологи или педагоги. Такие рассказы помогают ребенку исправиться.

Сказкотерапия часто используется для терапии психологических проблем. Рассказ пишут также психологи, социальные работники, педагоги. Сюжет показывает проблему пациента, но в более мягкой форме. Такие сказки позволяют значительно успокоить ребенка, понять смысл, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Если имеется нарушение психики, лучше обратиться к специалисту для консультирования по поводу выбора сказок. Детям с психическими отклонениями можно читать не все произведения. Некоторые из них могут травмировать психику или сильно возбудить ребенка.

Сказкотерапия в ДОУ — Формы и методы

  • художественная литература;
  • беседа;
  • игра;
  • народный фольклор;
  • придумывание сказок;
  •  изобразительная деятельность;
  •  проблемные ситуации;
  • психологические игры;
  • упражнения на релаксацию;
  • творческие задания;
  •  тренинги эмоций;
  • моделирование и проигрывание ситуаций;
  • минутки-размышления;
  • психогимнастика;
  • пересказ сказки по опорной схеме;
  •  ТРИЗ;
  • перепутывание сказочных сюжетов и героев;
  •  введение нового героя в сказку;
  • изменение места, времени, события;
  • составление сказки по кругу;
  • инсценировка.