Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Стоит ли попробовать обучать ребенка ментальной арифметике?

«ТОЛЬКО 3 ПРОЦЕНТА ЛЮДЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТ ОБА ПОЛУШАРИЯ»

В чем проблема?

Описываемая нами картина — то, что мы очень часто наблюдаем в школе сейчас, каждый день. И не всегда это только сложение в же это учение с увлечением? Учение есть, а увлечения нет.

Учение с увлечением — это как?

Секреты ментальной арифметики

Секрет ментальной арифметики в том, что в процессе обучения счету на абакусе у ребенка формируется наглядный образ числа. Этот образ формируется у всех детей, поэтому на абакусе способны считать даже те дети, которые в школе не могут освоить счет на линейке или на «ежиках» и «яблоках».

С какого возраста можно изучать ментальную арифметику

Когда же ребёнку можно начать изучать азы ментальной арифметики? Специалисты отмечают, что данные занятия рассчитаны на детей возрастом от 4-х лет и старше. Однако лучше отдавать ребёнка, когда ему исполнилось полных 5 лет или даже в 6. В таком возрасте ребёнок более осмысленно подходит к занятиям, уже хорошо знает цифры.

К тому же согласно исследованиям учёных, именно возраст 5-6 лет – это период интенсивного развития ребёнка, когда наблюдается пластичность мозга. Поэтому, занятия по ментальной арифметике до учебного периода – это лучший способ подготовить ребёнка к школе, и продолжить эти занятия в дальнейшем. Однако в любом случае необходимо наблюдать за ребёнком: нравятся ли ему занятия, есть ли результат.

Как проходят занятия по ментальной арифметике

С какого возраста можно изучать ментальную арифметику

Как правило скучно ребёнку на таких занятиях не бывает. Они проходят в весёлой форме. Первых 10-15 минут проводится разминка: дети решают разные головоломки. После этого наступает этап интенсивной логической нагрузки.

Для каждого ученика учитель подбирает индивидуальное задание, подход. Такой подход позволяет заниматься ребёнку в своём темпе. Ведь одному ребёнку необходима неделя, чтобы научиться пользоваться счётами, другому – две. Важно не подгонять ученика, чтобы он сам сумел понять, решить поставленную перед ним задачу.

В чём преимущества ментальной математики

Если постоянно посещать занятия, ответственно относиться, то результатов можно добиться высоких. В первую очередь ментальная арифметика способствует развитию:

  • памяти;
  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • умению логически думать.

Основной результат – ребёнок начинает быстро считать в уме и хорошо логически думать.

С какого возраста можно изучать ментальную арифметику

Таким образом, ментальная арифметика – это своего рода интеллектуальный спорт, в котором важны постоянные тренировки: без них добиться высокого результата сложно.

Мне нравится1

Не нравится

Плюсы, которые не замечают

Вся система обучения по Mental Arithmetic System, основанная на усвоении алгоритмов устного счёта, направлена на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного (с 4 лет), младшего и среднего школьного (по 14 лет). На первом этапе ребёнок работает с абакусом, передвигая костяшки на счётах обеими руками. Одновременно с навыками устного счёта развивается логическое мышление, произвольное внимание, краткосрочная и долгосрочная память, мелкая моторика.

Затем ребёнок осваивает формулы счёта, отрабатывает способы выполнения сложения, вычитания. На следующем этапе организуется работа по освоению таблицы умножения, затем с помощью абакуса изучаются правила деления, позднее ученики работают с отрицательными числами, учатся возводить в квадрат и куб и извлекать квадратный, кубический корень.

Основатели школы ментальной арифметики в течение десятков лет работы выявили ряд позитивных изменений, происходящих в учениках:

  • развитие произвольного внимания, механизмов мыслительной деятельности, воображения, способности прогнозировать решение нестандартных задач, творческих качеств ребёнка;
  • рост интереса к учёбе и самооценки;
  • улучшение успеваемости, успешное решение олимпиадных заданий по различным предметам;
  • повышение организованности, дисциплинированности ученика.

Как утверждают психологи, систематические занятия, на которых ребёнок со всеми пособиями работает обеими руками, позволяют развивать и левое, и правое полушария головного мозга, соответственно влияя на совершенствование таких психических процессов, как внимание, восприятие, разные виды памяти, логическое и образное мышление.

Поэтому ребёнок, освоивший курс ментальной арифметики, способен воспринимать информацию всеми возможными способами: тактильно, на слух, зрительно, — умеет концентрировать своё внимание, наблюдателен, готов принимать нестандартные решения в нетипичных ситуациях, используя возможности обоих полушарий мозга.

Что развивает?

Зачем нужна Методика Соробан, если есть калькулятор и компьютер?

Отвечая на этот вопрос, руководитель одного из самых крупных центров обучения детей счету Соробан Юрий Новоселов, сравнивает упражнения на счетах со спортом. Есть много приспособлений для передвижения человека или поднятия тяжестей, но люди продолжают поднимать гантели, бегать, чтобы тренировать мышцы.Соробан, или усовершенствованная ментальная арифметика это тренировка мозга. Дети не просто быстро считают в уме, осваивают практически моментальное умножение, прибавление и вычитание: они развивают память, сообразительность, сосредоточенность, скорость мышления.

Делению в Соробан не учат, на счетах оно просто повторяет обычное школьное деление, а Методика Соробан учит только тому, что ребёнок может унести в голове.

Ментальная арифметика не ограничивается работой на материальных счетах, хотя на первом этапе это необходимо для развития навыка и мелкой моторики. После освоения принципа работы, дети начинают представлять счеты Соробан в уме и производить вычисления, тоже в уме, но уже на воображаемых счетах. В течение 2 лет этот навык отрабатывается и впоследствии, чтобы произвести математическое действие с тысячами и миллионами, требуется всего несколько секунд.

Чтобы считать в уме, приходится задействовать воображение, память, внимание. Занятия в центрах проходят в течение 2 часов всего 1 раз в неделю. Тренер выдает домашние задания, на которые ежедневно тратится до 15-20 минут. Многие задания выполняются на время, чтобы тренировать скорость счета.

Как утверждает создатель школы, дети становятся менее рассеянными, чувствуют дух соревнования, становятся смекалистыми, у них хорошо развиты память и воображение. Такие ребята не только прекрасно осваивают школьную программу, но и с легкостью учат несколько иностранных языков, благодаря отлично развитому мозгу.

Юрий Александрович Новоселов, создатель и директор школы Соробан, признает, что в основу метода положен древнеяпонский принцип счета, но он усовершенствовал его, внедрил свои собственные наработки и максимально адаптировал его для славянских детей.

При этом директор не называет свою школу привилегированной или предназначенной только для одаренных детей. Научиться считать в уме могут все желающие. Лучше всего ментальная арифметика дается детям в возрасте от 5 до 12 лет, хотя и в 16 лет начать не поздно. А вот взрослые хоть и осилят методику, но времени на это уйдет гораздо больше, поскольку скорость мышления уже медленнее, а мозг наполнен стереотипами.

Обучение проходит в течение 2 лет. За этот период дети учатся считать в уме и полностью осваивают курс, оттачивая за это время самые необходимые для развития ума и интеллекта навыки.

Правила проведения обучения

На сегодняшний день множество детей в 52 странах проходит данную методику обучения. В РФ существует около семидесяти центров, занимающихся ментальной арифметикой. Существует 10-12 уровней, которые ребенок осваивает за 10-12 лет. Занятия проводят раз в семь дней.

Параллельно с занятиями точной наукой дети поют, танцуют и рисуют. Благодаря этому ребенок находится в постоянном действии, которое направлено на ее разностороннее развитие. Аудитории, в которых занимаются дети, тщательно разрабатываются. Стулья и столы располагаются так, чтобы не доставлять ребенку дискомфорт, а учебные пособия приманивают к себе детский интерес.

Не менее важным аспектом является отношение учителей к ребенку. Преподаватели не ругают детей за допущенные ошибки, а позволяют им самостоятельно подкорректировать допущенные неточности. Нередко дети отказываются выполнять домашнее задание из-за страза совершить ошибку, а такой метод общения с учениками исключает эту вероятность.

Дополнительные числа

Высокая скорость работы на соробане зависит от того, насколько механизированы действия считающего. Смысл заключается в том, чтобы снять лишнюю нагрузку с ума и выполнять арифметические действия механически, без размышлений или колебаний, отсюда и сравнение людей, обладающих этим навыком, с калькулятором. И если со сложением и вычитанием простых чисел всё ясно, то с более сложными примерами нужно освоить концепцию дополнительных чисел. Нужно просто запомнить, что:

  • цифру 5 можно разложить на дополнительные числа: 4 и 1, 5 и 2.
  • цифру 10 можно разложить на дополнительные числа: 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5.

При сложении дополнительное число вычитается. При вычитании — дополнительное число прибавляется. Как это работает на практике рассмотрим далее.

О делении

Специалисты рекомендуют приступать к освоению процедуры деления на абакусе после полного усвоения программы умножения. Другими словами, ребенок должен владеть навыками умножения автоматически.

Этапы самого простого деления, например, 62 на 2, следующие:

  1. Абакус мысленно делится пополам вертикальной линией. На правой половине выставляется число 62 . Левая оставляется пустой, на ней будет выставлен ответ действия. Ответ вписывается, начиная с левой спицы.
  2. Первым шагом проводится деление числа 6, поскольку при делении на 2 оно дает целое число 3. Эта тройка откладывается на крайней левой спице.
  3. В правой половине отнимается шесть косточек на второй спице, оставляя 2.
  4. Полученная от деления 2 на 2 единица откладывается на второй слева спице.
  5. Получился итог действия: 31.

Не всегда в решении нуждаются такие легкие задачи. Например, нужно разделить 864 на 4.

Начало действия аналогичное: набирается с правой стороны 864, после чего производится поэтапное деление на 4 каждой цифры заданного числа.

При делении 8 на 4 получается 2, которая откладывается на крайней спице слева. В то же время в правой половине на спице с сотнями 8 убирается. На этой половине остаются отложенные числа 6 (на спице с десятками) и 4 (на спице с единицами).

При делении 6 на 4 целого числа не получается, поэтому необходимо прибегнуть к умножению 4 так, чтобы второй множитель не превышал 6, но был к нему максимально приближен. Таким числом является 1. Умножив 4 на 1, получается 4. Откладывание цифр проводится так: единица откладывается на вторую спицу слева, а из шестерки вычитается 4. С правой стороны остается число 24. Оно без остатка делится на 4, в результате чего остается 6. Эта шестерка откладывается на третьей спице. Итог читается легко: 216.