Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Тайм-менеджмент для школьников. Правильный распорядок дня школьника

Многие родители слышали о том, что режим дня полезен для ребенка. Что же это такое, и нужно ли подстраивать жизнь ребенка под определенный распорядок? Рассказывает педиатр-неонатолог Наталья Майкова.

Рабочее место — основа основ

— Крайне важно оборудовать дома правильное рабочее место для ребёнка. Сидеть следует с прямой спиной, стул должен иметь невысокую спинку. Ноги ребёнка должны быть согнуты под углом 90 градусов — как в тазобедренном суставе, так и в коленном. Ступни должны касаться пола, — продолжает Алла Тронина. — Дневной или искусственный свет на рабочий стол должен падать слева, но если ребёнок левша, то справа. Идеальное расстояние от книги до глаз ребёнка — 40–45 сантиметров, при этом книгу нужно держать в наклонном состоянии.

Согласно рекомендации специалистов Роспотребнадзора, контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже двух раз в год.

Цветные напоминалки

«Сто раз вам говорила, сделайте…» Чтобы не повторять, и каждый в доме знал, что ему нужно сделать прямо сейчас, сделайте напоминалки на цветных листочках. Придумайте условное место в доме (лучше рядом с входной дверью), где будет доска с напоминаниями. Каждому — свой цвет, и никто не перепутает. Можно поделить доску на тематические рубрики: помощь по дому, список для магазина, расписание уроков и кружков, семейный досуг и пр. 

Уважаемые читатели! Делитесь в комментариях идеями, как вы прививаете детям самостоятельность и помогаете выработать полезные привычки.

Упражнения по тайм – менеджменту для школьников

1. Упражнение «Чувство времени»

Нужно научиться контролировать время, которое отводится на работу или отдых. Мысленно научиться давать себе «звонок» (ведущий упражнения звонит в колокольчик и включает секундомер). Школьник должен в это время выполнять любое задание. К примеру в течении 15 минут и дать знать ведущему, когда это время истекло, по его ощущениям.

2. Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

Это упражнение учит расставлять дела по приоритетности. Ведущий рассказывает о 4 типах приоритетов. Школьник должен составить список дел на день, соответственно по приоритетности. То есть разложить карточки с заданиями в 4 разные кучки. Также это упражнение дает школьнику представление о жестких и гибких делах. Жесткие – это те, у которых четко определено время начала (например, урок, секции, кружки, сеанс в кинотеатре). Гибкие дела – это те, которые просто нужно успеть сделать, не важно в какое время.

3. Упражнение «Запланируй субботу»

Школьникам дается текст с планами на субботу старшеклассника. Нужно подчеркнуть гибкие и жесткие дела. Определить приоритетность дел в данном плане, расставить их в правильном порядке.

Где и как отметить первый годик ребенка

Выбору места для праздника стоит уделить особое внимание.

Дом, милый дом

Если ваш малыш тревожно относится к смене обстановки, вы ранее не бывали с ним подолгу в незнакомых местах, погода не располагает, а заведения не вписываются в бюджет или личные предпочтения, то остается очевидный и логичный вариант — первый день рождения ребенка провести в стенах дома.

Для маленького именинника не столь важно где, главное — с кем! Тем более впереди еще много торжеств, на которые можно будет куда-то выбраться, а пока наслаждайтесь моментом спокойствия и уюта.

В гостях у родственников

Почему-то многие забывают о том, что детский день рождения можно провести не только у себя дома, но и в квартире родственников или близких друзей. Это особенно актуально, если молодая семья еще не обзавелась большой жилплощадью, а хочется пригласить много гостей. Конечно, для этого вам необходимо получить разрешение и договориться обо всем заранее с хозяевами квартиры, в которой пройдёт празднование дня рождения ребенка.

На природе

В летнее время можно и не прятаться по душным помещениям. Уличный вариант организации детского дня рождения 1-го года жизни придется многим по душе. Останется только решить, что вам лучше подойдет: дачный участок за городом, обустроенная детская площадка, парк аттракционов или пикник на берегу озера. Воссоздать атмосферу праздника поможет атрибутика и правильный настрой.

Кафе, игровая зона, торговый центр

Как праздновать год ребенку, если в семье уже есть старшие дети или будут гости со своими подросшими ребятами? Лучший вариант — место с продуманной детской зоной и отдельной обеденной частью. Не забудьте уточнить у персонала, есть ли уединенная зона, где вы сможете покормить, переодеть малыша или просто побыть вдвоем, если это потребуется в разгар праздника.

Фотостудия

Самый необычный, но не менее классный и современный вариант — это снять зал в фотостудии. Многие заведения такого рода, помимо стандартных съемок, позволяют гостям организовывать праздничные мероприятия, поэтому если вы готовы уложиться в несколько часов, обойтись без глобального застолья, а просто провести весело время, заодно сделав крутые кадры на память — рекомендуем.

Кстати, когда речь заходит о том, как организовать день рождения ребенку, многие вспоминают о праздничной съемке в стиле «Мой первый тортик». Суть которой заключается в том, что сначала делают более нарядные и стандартные кадры сладкого угощения и ребенка в тематическом оформлении, а после разрешают малышу покуражиться и перепачкаться в торте, откусить его, не пользуясь ложкой. Но традицию можно немного изменить, проведя такую фотосессию непосредственно в день рождения в арендованной фотостудии.

Режим дня младенца, ребенка в детском саду, школьника: рекомендации, советы, таблицы

Последнее обновление статьи: г.

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Правильный режим дня для младенца

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и прорезывание зубов, и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается кормить малыша по требованию и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до 9 месяцев С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи , , , , , , ,
Время введения первого прикорма ,
Время второго завтрака и полдника ,
Домашний сон

Режим дня для школьника

К школьному возрасту большинство детей уже соблюдают режим дня, потому что научились этому еще со времен детского сада. Дети уже умеют вставать и ложиться в одно и то же время, принимать пищу по часам.

Однако появляются новые виды деятельности: учеба, домашние задания, внеклассные мероприятия, кружки и секции, новые друзья и интересы.

Как организовать режим дня школьника

  • Обязательно выделите время для активных игр. Лучше отказаться от какого-то кружка, но освободить время для прогулок на свежем воздухе.
  • Обратите внимание на то, сколько раз ест школьник, и что именно он ест. Именно школьники «грешат» едой всухомятку, любят фастфуд и быстрые перекусы «быстрыми» углеводами (пирожки, чипсы, сухарики, бутерброды).
  • Научите ребенка сначала отдыхать после школы, а потом приниматься за домашнее задание.
  • С раннего возраста установите жесткий лимит на гаджеты и компьютерные игры. Полностью запрещать их нельзя, но ограничивать нужно.
  • Ежедневно выделяйте время для чтения книг. Лучше, если это будет семейное чтение.

Как привыкнуть к режиму дня?

При грамотном составлении режима дня выполнять его не составит труда. Вот главные правила:

  • спать необходимо ложиться вовремя, поскольку самое главное в режиме дня – это именно полноценный качественный сон;
  • просыпаться необходимо в одно и то же время;
  • пищу следует принимать строго по графику.

Хронобиологическая защита клеток мозга

Соблюдая всего несколько простых правил, вы быстро привыкнете к нормальному распорядку дня. Это укрепит здоровье, приведет в порядок нервную и пищеварительную системы. Также появится возможность для саморазвития, поскольку будет достаточно свободного времени.

Внимание! Многие, кто попробовал жить по распорядку, замечали, что успевают за день гораздо больше, чем обычно. При этом полноценно высыпаются, нормально питаются и не имеют проблем со здоровьем, поскольку защитные силы организма существенно увеличиваются.

Возвращаемся к привычному

Самый большой минус лета — то, что оно обязательно заканчивается. Чтобы возвращение к будням не стало для ребенка слишком большим стрессом, потихоньку возвращать его к обычному режиму нужно уже с середины августа. Каждый день сдвигайте время отхода ко сну и пробуждения на 10 минут, плавно увеличивайте время, уделяемое творчеству и учебным занятиям. Если ребенок еще слишком мал и бунтует против «закручивания гаек», обязательно проговаривайте и объясняйте происходящее. Хорошим решением могут быть активные параллельные приготовления к школе или переходу в новую группу в детском саду — вы можете вместе спланировать покупку новой одежды или игрушки для сада, выбрать новые школьные принадлежности, сделать в комнате небольшую перестановку. В этом случае ребенок проще смирится с окончанием каникул и изменением летнего режима и будет с нетерпением ждать сентября.

Татьяна Выводнова

Сон и его продолжительность днем и ночью

Продолжительность ночного сна у детей второго года жизни должна составлять около 10 часов без пробуждений. Дневной отдых, независимо от того, сколько раз спит ребенок днем, должен длиться не менее 3,5-4 часов.

Если малыш в год плохо засыпает или спит ночью, это может быть вызвано несколькими причинами, среди которых:

  • слишком большая продолжительность сна в дневное время;
  • недостаточная физическая активность в течение дня;
  • несбалансированность дневного рациона, приводящая к голоду или, наоборот, тяжести в желудке в вечернее время;
  • короткие и нерегулярные прогулки;
  • несоответствие температуры и влажности в детской комнате санитарным нормам (спать дети должны в хорошо проветриваемых помещениях при температуре не выше 18°);
  • некачественное белье и одежда для сна.

Важно! Кроха может плохо спать из-за проблем со здоровьем, например, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аденоидов и т.д. Если малыш, получающий хороший уход, продолжает плохо спать ночью, следует проконсультироваться с участковым врачом.

Что такое режим?

Режим дня – это чередование труда и отдыха в определенном порядке. Режим – слово французское, означает “управление”. И в первую очередь,- управление своим временем, а в конечном итоге – и своим здоровьем, и жизнью. Почему школьникам нужен режим дня?В режиме школьника должно быть строго всё распределено: продолжительность занятий в школе и дома, прогулки, питание, сон – чередование труда и отдыха. И это не случайно. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться, переходить из одного состояния в другое. И от того, насколько правильно организован распорядок дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психологическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. “Правильный” режим дня. Правильно организованный режим дня школьника подразумевает:

  • Правильное чередование труда и отдыха 
  • Регулярный прием пищи 
  • Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. 
  • Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур 
  • Определенное время для выполнения домашних заданий 
  • Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе. 

Распорядок дня и его функции как системы управления жизненными ценностями (по мнению родителей) Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека. А потребностей у человека много, а у ребёнка – особенно. Надо не забыть выделить время на игру, на общение, на любимое занятие, на вечернее чтение вслух… У каждой семьи свои ценности, свой образ жизни, свой домашний уклад. Всё это транслируется через организацию времени: чему выделяется время, а чему – нет, что обязательно для выполнения, а чем порой можно пренебречь. Кроме того, можно какой-то режимный момент исполнять формально, а можно – творчески, вкладывая в него воспитательное содержание, формируя полезные навыки, привычки и качества. В каждом пункте режима происходит формирование полезной привычки. Хорошие привычки дают возможность автоматизировать необходимые действия и освободить энергию для творчества и развития. Посеешь привычку, как известно, – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Вот так, с помощью диаграммы и таблицы, родители представляют себе режим дня своего ребенка (школьника) , как систему управления его основными жизненными потребностями и ценностями. Как постоянная поддержка семьи, родителей (Р) способна мотивировать ребенка, настраивать его на достижения результатов и успеха, помогает преодолевать трудности и учиться на ошибках. Функции режима дня, как системы управления жизненными ценностями

Составляющие режима дня

 

Функции

 

Школа (занятия, перемены, еда, туалет)

 

Дисциплина, принятие, правила, уважение. Общение, игра, соц. адаптация, терпение, разрешение конфликтных ситуаций, уверенность в себе.

Мелкая моторика, внимание, умения, навыки.

Личностный рост.

Самооценка, самостоятельность, самоуважение. Удовольствие

Дорога из школы

 

Общение, поддержка, укрепление связи с ребенком.

Переключение, снятие напряжения.

Ориентация на местности, любознательность, кругозор, наблюдательность (Р)

Отдых

 

Свобода, самопознание, собственное пространство, расслабление, творчество, положительные эмоции, удовольствие

Занятия

Кружки

Творческий потенциал, интерес и желание учиться, новые друзья, общение по интересам.

Дисциплина, умение преодолевать трудности, саморазвитие.

Удовольствие

Домашнее задание

Самостоятельность, желание учиться, умение просить помощи, интерес.

Планирование, ответственность, воспитание воли, удовольствие

Помощь по дому

Помощь близким, трудолюбие, благодарность, ответственность.

Практические навыки, подготовка к будущей жизни.

Отдых

Прогулка, игра

Расслабление, радость, свобода выбора. Собственное пространство, способность самому себя занять.

Физическая активность, удовольствие.

TV, компьютер как средства «быть в социуме»

Еда (ужин)

 

Здоровье.

Культура еды, развитие вкуса.

Общение, традиции, укрепление семейных отношений, любовь, эмоциональный контакт (Р), удовольствие.

Подготовка к завтрашнему дню

 

Дисциплина, аккуратность, самостоятельность, ответственность (Р).

Настрой на завтрашний день.

Подготовка ко сну

 

Личное время, расслабление, гигиена.

Общение, семья (Р)

«Засыпание»

 

Укрепление семейных отношений, эмоциональная связь, удовольствие, позитивный настрой (Р)

Сон

 

Здоровье, эмоциональный отдых, разрядка или подзарядка

Подъем

 

Переход в активное состояние.

Навыки общения, организованность, гигиена. Укрепление семейных отношений (Р).

Завтрак

 

Семья, общение. Культура еды, этикет, традиция (Р).

Собранность.

Сборы в школу

 

Организованность, планирование, аккуратность, дисциплина, самостоятельность (Р).

Спокойствие, снятие напряжения, взаимопонимание.

Дорога в школу

 

Терпение, принятие действительности.

Общение, любовь и поддержка, позитивный настрой.

Ориентация в пространстве, любознательность (Р)

Что такое режим?

Распорядок дня школьника