Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Типы мышления. Этапы развития дошкольников

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

Типы мышления

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление начинает развиваться с младенчества и преобладает до 3 лет.

В это время ребенок просто наблюдает за различными ситуациями. А потом на основе полученного опыта выбирает необходимое действие. Например, вы спрятали игрушку в правой руке, если ребенок выбрал левую и не нашел игрушку, он потянется к правой руке, предполагая, что игрушка может быть там. Такой тип мышления еще называют «метод проб и ошибок».

Наглядно-образное мышление

К 3-4 годам к наглядно-действенному мышлению подключается наглядно-образное.

Этот тип мышления ярко проявляется в способности создавать и воспроизводить образы. Например, рисуя домик, ребенок воспроизводит не конкретный дом, а закрепленный у него образ – стены, крыша, окна.

В этот период важно, чтобы у ребенка была возможность перекладывать существующие образы на бумагу или воплощать их в пластилине.

Логическое мышление

Словестно-логическое мышление характерно для возраста 5-6 лет.

Появляется способность не просто сообщать какие-то факты, а анализировать их. Ребенок с наглядно-образным мышление скажет, что кот – это Мурка, и она живет у соседей. Ребенок со словесно-логическим мышлением ответит, что кот – это животное, и он любит молоко, умеем мурлыкать и ловить мышей.

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.

Речевое развитие

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми “взрослым” языком (то есть, не “сюсюкая” и не “коверкая” слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все “почему” и всячески поощрять его желание “поболтать”.

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Игры для развития мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – один из этапов подготовки ребенка к предстоящему обучению. От того насколько будет развито логическое мышление малыша, его память, умение анализировать, сравнивать, конкретизировать и обобщать, зависит то, насколько легко будет ему осваивать новые знания в школе, и применять их в дальнейшем на практике.

Особенности мышления

Мышление – это процесс, во время выполнения которого человек решает поставленную перед ним задачу. В результате мышления появляется мысль, выраженная в словах. Чем лучше развита речь ребенка, тем более внятно он может выразить свои мысли. Мышление помогает малышу осваивать новые знания, поэтому большое внимание уделяется его развитию.

Педагоги-психологи различают три вида мышления у детей:

  • Наглядно-действенное, когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью действия над предметом, присуще малышам раннего возраста.
  • Наглядно-образное, когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью предметов, явлений и представлений, свойственно детям дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое, когда процесс мышления происходит в уме ребенка с помощью понятий, слов, рассуждений, характерно для детей старшего дошкольного возраста.

В основном у детей дошкольного возраста развиты первые два вида мышления. Развитие логического мышления происходит на основе образного. Если у малыша хорошо развиты все виды мышления, ему намного легче решать поставленные перед ним задачи.

Поэтому очень важно проводить с ребенком регулярные занятия по развитию логического мышления.

Главными и основными признаками логического мышления у детей являются: умение рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, умение аргументировать свою точку зрения, выделять основные признаки из второстепенных, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Обучение и развитие логического мышления ребенка должно проходить с помощью соответствующих его возрасту игр. Ведь все дети любят играть, а в силах взрослого сделать игры содержательными и полезными.

В процессе игры малыш может закрепить полученные ранее знания и приобрести новые навыки, умения, что стимулирует развитие его умственных способностей. В ходе игры формируются такие личностные качества как самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Исходя из этого, педагоги-психологи разрабатывают специальные игры для развития логического мышления. Обычно это лабиринты, смекалки, головоломки, дидактические игры.

Игры, способствующие развитию мышления

Далее мы рассмотрим упражнения и игры, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Кто, что любит? Взрослый подбирает картинки с нарисованными животными и пищей, которой они питаются. Затем он раскладывает картинки перед ребенком, отдельно с изображением пищи, отдельно с животными, и предлагает малышу «накормить» животных.

Игры для развития мышления у детей дошкольного возраста

Назови одним словом. Ребенку говорят слова, объединенные общим признаком, а затем просят назвать эти слова одним словом.

Например: слива, банан, яблоко, лимон – фрукты; волк, медведь, заяц, лиса – дикие животные.

Когда ребенок освоит эту игру, ее можно будет немного видоизменить: взрослый говорит обобщающее слово, а малыш должен назвать предметы, которые к нему относятся. Например: птицы – воробьи, голуби, синицы.

Классификация. Взрослый дает ребенку набор картинок, на которых изображены различные предметы. Затем просит малыша внимательно их рассмотреть и разложить на группы по какому-либо признаку.

Найди лишнюю картинку. Взрослый подбирает картинки так, чтобы три из них можно было объединить в группу по общему признаку, а четвертая была бы лишняя. Далее надо предложить ребенку отыскать лишнюю картинку, при этом малыш должен объяснить свой выбор и сказать, что общего в картинках, которые он выделил в группу.

Найди лишнее слово. Взрослый читает малышу серию слов, а затем спрашивает, какое слово лишнее. Например: сосна, дуб, земляника, береза; секунда, лето, минута, час; отважный, смелый, злой, храбрый.

Чередование. Предложите ребенку нанизать, раскрасить или нарисовать бусы. Обратите внимание малыша на то, что бусинки должны чередоваться по цвету или в какой-либо другой последовательности. Используя тот же принцип можно сложить забор из разноцветных палочек.

Слова противоположные по смыслу. Предложите ребенку игру, в которой взрослый будет говорить ему слово, а малыш должен в ответ сказать слово противоположное по значению, например: маленький – большой, глупый – умный, ленивый – трудолюбивый.

Бывает – не бывает. Взрослый называет ребенку какую-нибудь ситуацию и кидает ему мяч. Если такая ситуация бывает, то малыш ловит мяч, а если нет, то отбивает его. Можно предлагать примерно такие ситуации: туфли стеклянные, кошка хочет есть, дом пошел гулять, папа ушел на работу.

Сравнение понятий и предметов. Малыш должен иметь представление о предметах, которые он будет сравнивать.

Взрослый спрашивает «Ты видел бабочку? А муху?», после получения утвердительных ответов он задает следующие вопросы: «Чем отличается бабочка от мухи? Чем они похожи?».

Ребенок 6-7 лет уже должен уметь сравнивать предметы: находить в них общие черты и различия по существенным признакам. Для примера пары слов для сравнения: деревня и город, драка и шалость, скрипка и пианино, молоток и топор.

Угадай по описанию. Взрослый произносит прилагательные, которые характеризуют определенный предмет, и предлагает ребенку угадать, о каком предмете он говорит. Например, сочный, круглый, красный (помидор). Если малыш не может угадать помидор, то перед ним выкладывают несколько картинок с овощами, и предлагают найти нужную картинку.

Регулярные игры с ребенком дошкольного возраста поспособствуют развитию у него не только логического мышления, но и многих других навыков, которые пригодятся малышу в дальнейшем, когда он пойдет учиться в школу.

Функции

В психологии принято считать, что мыслительная деятельность всегда выстраивает связь между событиями или явлениями. Человек должен анализировать информацию и делать умозаключения. Инструментом для этих действий выступает логическое мышление. Значит, в данном случае такая способность, как познание переходит на более новый уровень. Вышеуказанному процессу присуще еще регулирующее, а также коммуникативное предназначение. Данный прием полезен при построении общения между людьми и при ведении совместной деятельности. Логика также позволяет выдвигать различные версии и делать при помощи них определенные выводы.

Итак, человек свои мысли определяет при помощи слов. Они могут быть высказаны в устной или письменной форме. Здесь нужно отметить, что данные навыки человек приобретает еще в детстве, когда у него происходят контакты со взрослыми. Потом вырабатывается мышление, которое может иметь следующие разновидности:

  • наглядно-образное;
  • действенное;
  • словесно-логическое;
  • абстрактно-логическое.

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление всегда связаны с восприятием предметов, когда человек с ними взаимодействует. А вот словесно-логическое мышление уже опирается на определенные понятия. Именно так происходит познание закономерностей и взаимосвязей в окружающей реальности.

В конечном итоге мышление достигает определенного уровня, тогда происходит полное упорядочивание практических действий.

Если говорить об абстрактно-логическом мышлении, то здесь нужно отметить, что оно является еще и отвлеченным. Данный вид основывается на обнаружении значимых свойств, связей, а также на их разделении. При этом свойства и связи разделяются на существенные и менее существенные.

Когда начинается познавательная деятельность, то мыслительный процесс приобретает следующие функции:

  • классифицируется роль понятий;
  • решаются задачи, которые связаны с жизнедеятельностью.
  • управлению деятельностью индивида способствует осмысление реальности; этот процесс также помогает планировать поведение, ставить цели и так далее;
  • анализируется и сама деятельность, и ее результат, при этом в данный процесс подключается рефлексия.

Кроме того, функции логики заключаются в следующих пунктах:

  • методы мышления каталогизируются, и само мышление приходит к истине;
  • для изучения способов реализации мыслительных процессов в общий процесс включается вырабатывание теорий;
  • созданные теории проходят формализацию и приобретают вид символов или знаков.

Важно! Логика и мышление имеют совершенно одинаковые функции. Например, логика всегда является правильным мыслительным процессом. Когда человек мыслит логически, то он при помощи различных методик находит способы достижения отличных мыслительных результатов, которые приводят его к истине.

Основные формы мышления

Всякий мыслительный процесс осуществляется в фор­ме суждений,

которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух.

Суждение

– это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными признаками их.

Иные словами, суждение – это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Работа мысли над сужде­нием, направленная на установление и проверку его ис­тинности, называется рассуждением.

К суждениям мы приходим как непосредственно, ког­да в них констатируется то, что воспринимается («В ауди­тории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем – через умозаключения.

Суждения могут соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные .

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных зна­ний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мыш­ления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта.

Опосредованный характер мыш­ления дает нам возможность значительно расширить по­знание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприя­тие, но, выходя за его пределы, мы познаем в итоге мыш­ления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем но­вые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление – это опосредственное познание (или отражение) действительности .

Но мышление не только опосредованное, но и обоб­щенное познание (отражение) окружающего мира.

Ощущения и восприятия дают нам знание единично­го – отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют уме­ния предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод тре­бует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений.

Умозаключение

– форма мышления, позволяющая че­ловеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными сло­вами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений – индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция

– это умозаключение от частных случаев к общему положению.

Дедукция

– такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Оба вида умозаключений – индукция и дедукция – тес­но связаны друг с другом. Сложные процессы рассужде­ний всегда представляют собой цепь умозаключений, в ко­торых оба вида выводов переплетаются и взаимодейству­ют .

Детская психология дошкольника: формирование здоровой самооценки

В основе самооценки взрослого человека лежит «Я-концепция» — комплекс представлений о самом себе, результат оценки своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, сравнения с другими личностями. Когда речь идет о самооценке дошкольника, то правильнее было бы рассуждать о «Ты-концепции». Так как отношение к собственной личности у ребенка формируется на основе того, как к нему относятся в раннем детстве значимые взрослые, в первую очередь родители.

Если родители не поддерживают естественную активность, непосредственность дошкольника, то у него может сформироваться нереалистичная самооценка, как правило, заниженная. Всегда поощряйте инициативность и любознательность малыша, не отмахивайтесь от его бесконечных вопросов «почему?», «зачем?». Помните: все то, что вам кажется обыденным, элементарным и понятным, ваш ребенок воспринимает впервые.

Важно донести до ребенка особенности учебного процесса, его хода, значения промежуточных и итоговых результатов, чтобы неопытный ученик не впадал в панику из-за случайной двойки. Научить не бояться неудач, вместе разбирать ошибки и делать выводы. Нужно создать такую атмосферу, чтобы малыш чувствовал, что его любят и одобряют, несмотря на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Не забывайте демонстрировать ребенку уверенность, что в будущем он сможет добиться высоких результатов.

Важно, чтобы стандарты, которые прививают родители детям, не были чрезмерно завышенными. Похвала и наказание должны быть адекватны возрасту и индивидуальным особенностям малыша. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — его вчерашние и сегодняшние достижения. Приведение в пример успехов сверстников, братьев и сестер больно бьет по самооценке. Ребенок должен воспринимать свои результаты как вариант нормы. Лишь в таком случае он сможет спокойно относиться к успехам других детей.

Помочь поднять самооценку дошкольника можно привлекая его к самостоятельному выполнению повседневных дел. Успешно выполняя несложные домашние обязанности, помогая старшим, он будет ощущать свою значимость и полезность.

Нужно следить, чтобы негативная оценка поведения ребенка не распространялась на его личность. Допустимо сказать: «Мама расстроена тем, как что ты не убрал игрушки в комнате. Теперь комната выглядит грязной и неуютной». Но не стоит называть ребенка лентяем или неряхой. Помните, что малыш понимает, как к нему относятся папа и мама не только исходя из сказанных ими слов, но и по интонации, мимике, жестикуляции родителей.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.

Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Где применяется?

Дети с помощью абстрактного мышления рисуют, конструируют, лепят, понимают смысл загадок, могут решать задачи, связно излагают свои мысли при описании событий. В школьные годы этот вид мыслительной активности помогает школьникам осваивать математику, где требуется умение оперировать множеством данных, делить их по группам, искать взаимосвязь.

Абстрактное мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где надо уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Оно необходимо психологам, философам, писателям, инженерам. Без него немыслим тайм-менеджмент.

Где применяется?

В обыденной жизни люди тоже постоянно используют абстрактно-логическую мыслительную деятельность. Примеры абстрактного мышления отражают повседневный мыслительный процесс человека. Планирование нередко в воображении пересекается с мечтами и фантазиями. Молодые люди, находящиеся в поисках рабочего места, могут себе столько придумать, что, столкнувшись с действительностью, не выдерживают предложенные им условия. Так и девушки в ожидании принца на белом коне мысленно наделяют будущего избранника нереальными чертами. Это неизбежно ведёт к разочарованию в будущем.