Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Три главных признака отличного автокресла. Советы и информация

Про необходимость и пользу детского автокресла известно уже всем. Родителей, готовых рискнуть и повести ребенка «на ручках» или пристегнутым на переднем сидении практически не осталось. Но все же у автокресла есть несколько правил, которым нужно придерживаться при эксплуатации – это поможет избежать неприятных ситуаций и всевозможных травм.

Автокреслу место в автомобиле

Стоит запомнить раз и навсегда – автокреслу место только в автомобиле. Нельзя использовать его дома в качестве кроватки.

Важно! Ребенок, спящий дома в автокресле может подвергнуться позиционной асфиксии – положение, в котором будет находиться тело, может заблокировать дыхательные пути. И если лежа в коляске или кроватке, малыш сможет перевернуться на другой бок – в кресле он никак не сможет сделать этого.

Поэтому сто раз нужно подумать – стоит ли оставлять малыша спать в автокресле, рискуя при этом его жизнью. Также, рекомендуется не бояться проверить бабушек/дедушек/нянь, и узнать – не оставляют ли они спать его в кресле. Даже находясь за рулем, нужно как можно чаще проверять как себя чувствует малыш.

Закон о перевозке детей в автомобиле

На основании пункта 22.9 ПДД перевозка пассажиров возрастом до 7 лет должны быть в автомобиле, в котором есть ремни безопасности или система ISOFIX.

Детей перевозить только в детских удерживающих системах (устройствах).

Еще одно важное требование – ДУУ (детское удерживающее устройство) должно отвечать нормам и стандартам, подходить по росту и весу. Что касается детей 7-11 лет, то допустимо их нахождение на заднем сидении автомобиля, оснащенным ремнем безопасности. Младенцы должны находиться в автолюльке размещенной на заднем пассажирском диване.

Итак, что такое детское автокресло и для чего оно необходимо?

Результаты испытаний и многочисленные кровавые аварии с участием детей показали, что современный автомобиль не приспособлен для передвижения в нем детей. В случае столкновения, взрослых спасут ремни и подушки, при условии, что они ими воспользовались, что касается детей, то здесь не все так просто. Неважно как вы усадите маленького пассажира, на руки или самостоятельно на кресло, в случае столкновения из-за небольшой массы тела, ребенка подбросит с такой силой, что шансов выжить после такого броска у него практически не будет. Именно по этой причине были придуманы, так называемые, детские автокресла, которые созданы с учетом малейших нюансов, позволяющих удобно и самое главное — безопасно перевозить ребенка в машине.

Актуально: Беременность и авто: водить или не водить — вот в чем вопрос!?

Автомобильные кресла для детей — это безопасность вашего чада. Они оснащены ремнями, которые надежно удерживают маленького в кресле и сводит на нет возможность травматизма во время ДТП. Детские автокресла созданы с учетом анатомических особенностей детского тела, они могут иметь всевозможные формы, цвета и размеры, а также перечень дополнительных полезных опций, которые так необходимы родителям и деткам.

Подбор правильного кресла – гарантия безопасности и защиты от травм

Советуем при выборе автокресла не ставить во главу угла стоимостный критерий (хотя он показателен: самые технологичные и безопасные модели от известных брендов являются дорогими). Учитывайте при покупке тип креплений вашего автомобиля, вес и возраст ребенка, и уж тем более не стоит приобретать автокресло «на вырост». Правильно подобранное (и что не менее важно – правильное установленное) оборудование – гарант безопасности и защиты от травм в 95 % ДТП разной степени тяжести.

Краш-тесты. Нужно ли смотреть?

Сейчас одним из главных показателей надежности и эффективности кресла считаются результаты краш-тестов, которые устраивают несколько организаций. Классические исследования проводит ADAC, когда имитируются разного рода происшествия, на манекен устанавливают датчики и объективно оценивается урон.

Результаты краш-тестов, например которые проводит немецкий клуб, постоянно обнародуются.

— Если верить краш-тестам, то таких организаций, как ADAC, которая отличается принципиальным и беспристрастным подходом, — считает наш собеседник. — Но есть «исследования», которые имеют своей целью только маркетинговое продвижение определенного товара. Словом, доверяйте только надежным источникам информации.

Безопасность автокресел

В мире существуют два стандарта безопасности детских автокресел — ECE R44/04 и ECE R129. ECE R44/04 начал действовать еще в 1980-х годах, в него вносили изменения и дополнения — сейчас действует версия стандарта от февраля 2014 года. В последующие годы в стандарт вносили дополнения, которые касались в основном терминов.

Текст стандарта ECE R44/04

За это время в автопромышленности многое изменилось, ужесточились требования к безопасности. Некоторые положения устарели, и поэтому был разработан новый стандарт — ECE R129. Он строже, но проходит доработку — поэтому большинство производителей ориентируются на прежний стандарт. Но он действует, и кресла, которые соответствуют этому стандарту, уже производят.

В стандарте ECE R44/04 указаны строгие требования к безопасности материалов, маркировке деталей, надежности и способу крепления. Важная часть посвящена динамическим испытаниям — в народе их еще называют краш-тестами.

Краш-тесты проводят в специальных лабораториях, где к креслам подключают чувствительные датчики и затем закрепляют их на движущихся тележках. В ходе испытаний тележка разгоняется до заданной скорости и затем резко останавливается — имитирует столкновение и удар. Весь этот процесс записывают на камеры.

Так выглядит краш-тест на фабрике Britax Römer. Видео: канал «Автодети»

В стандарте написано, с какой скоростью должна двигаться тележка при имитации разных видов ударов и как должна вести себя кривая ускорения, из чего сделаны манекены и какой возраст они имитируют. Есть инструкции, как сажать и закреплять кукол ремнями. Также в стандарте подробно рассказано о критериях успешного прохождения тестов — для этого приведены подробные графики с указанием верхних и нижних порогов контрольных цифр.

Маркировки. В стандарте все прописано до мелочей. Например, в автолюльке в районе головы должно быть предупреждение, что ее нельзя ставить на переднее сидение с включенными подушками безопасности.

Также на видимой части автокресла должна быть нестираемая схема крепления. Например, если используется штатный ремень безопасности, а само кресло стоит по ходу движения, ремень на схеме надо обозначать красным цветом. Если устройство стоит против хода движения, ремень обозначают синим.

Это схема с нашего кресла. Оно стоит по ходу движения, поэтому ремень тут раскрашен красным

Такое предупреждение должно быть на каждой автолюльке. Стандарт предписывает, что если оно может быть хоть как-то закрыто, например ремнями, то предупреждение следует продублировать в другом месте

Для тестов производитель обязан предоставить четыре образца одной модели кресла. Если каждый из них успешно прошел тест, то эта модель получает официальное утверждение. На самом кресле оно выражается в виде наклейки — обычно она оранжевого цвета. На ней написаны номер утверждения и номер страны, которая его выдала, весовая группа и категория устройства. Иногда также пишут производителя.

Обязательно должен быть указан стандарт ECE R44/04 — он актуален. Если на кресле указан стандарт ECE R44/03, то это устаревшая версия правил — такое устройство может быть небезопасно.

Безопасность материалов. Стандарт обязывает производителей автокресел давать письменные гарантии, что кресла сделаны из нетоксичных материалов — примерно из таких, какие используются при производстве игрушек. Степень воспламеняемости тоже должна соответствовать всем принятым нормам. Если в этих двух пунктах возникнут сомнения, данные на испытаниях могут перепроверить.

В стандарте я не нашла требований к химическому составу ткани, ее экологичности, но на это часто обращают внимание сторонние лаборатории. О тестах этих материалов я расскажу в следующем разделе.

/list/safe-toys/ 5 признаков безопасной детской игрушки Избранные статьи для автомобилистовКак ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в рассылке для автолюбителейПодписаться Испытания ADAC

В стандарте представлены основные требования к безопасности — это такой базовый вариант. При этом в мире есть другие крупные лаборатории и исследовательские центры, которые проводят свои испытания. Испытания немецкого автоклуба ADAC — одни из самых сложных. Если большинство кресел на рынке прошли стандартные тесты, то ADAC позволяет родителям выбрать действительно надежные варианты.

ADAC проводит испытания дважды в год и оценивает самые разные параметры — от безопасности до токсичности материалов. Причем с каждым годом количество параметров для оценки растет.

Каждый параметр исследуется в отдельности, а потом ставится общий балл. У ADAC они идут в обратном порядке — чем ниже оценка, тем она лучше.

Итоги тестирования ADAC в мае 2020 года

Это оценка ADAC для автолюльки Joie i-Snug + i-Base Advance. Внизу приведены классы оценок

При лобовом ударе испытания ADAC проводят на скорости 64 км/ч, а при боковом — на скорости 50 км/ч. Для стандартных испытаний эти цифры ниже — примерно 50 и 35 км/ч соответственно.

Еще интересно, что испытания близки к жизненным реалиям, например, при боковом столкновении ADAC имитирует вдавливание двери внутрь салона. Производители потом могут внести соответствующие изменения в конструкцию кресел.

Для испытания одной модели обычно требуется 6—8 экземпляров, ведь каждую тестируют на фронтальный и боковой удары. При этом испытывают разные типы креплений, сажают манекенов «разного возраста», смотрят, как поведет себя кресло в обычном положении и в наклоне для сна.

В мае 2020 года ADAC провел очередные испытания. В числе прочих моделей специалисты протестировали новинку рынка — складные автокресла. Видео на русском языке опубликовано на канале «Автодети»

Правила перевоза детей в автомобиле в году: основные положения

  • По автомобилю и водителю
  • По номеру постановления

Внесены изменения в п. 12.8 ПДД в части запрета оставлять детей до 7 лет в автомобиле без присмотра взрослых. При этом важно время, в течение которого осуществляется остановка личного транспорта. Если не более 5 минут, то ребенка оставить одного можно.

Нарушение этого пункта влечет наложение на водителя штрафа в размере 2,5 тысяч рублей для Москвы и и 500 рублей для других регионов.

Что понимается под термином «специальное удерживающее устройство»? Им может быть либо автокресло соответствующей возрасту и весу ребенка категории, либо бустер. Детское автокресло для детей до 7 лет должно быть оборудовано ремнями безопасности. Детей старше допустимо фиксировать штатными ремнями, дополнительно использовать бустер. При расположении маленького пассажира на переднем сиденье обязательны специальные фиксирующие устройства.

При установке автокресла на переднее сиденье необходимо отключать подушку безопасности.

Новорожденные дети могут перемещаться в автотранспорте только в автомобильных люльках или переносках для младенцев специального типа. Такие устройства рассчитаны на возраст ребенка до 12 месяцев и максимальный вес до 13 кг. Обычно они маркируются категорией 0 или 0+.

Передвижение в авто с ребенком от года до 7 лет (или кабине грузового автотранспорта) возможно с использованием автокресел категории 1,2 или 3 в зависимости от роста и веса ребенка. При фиксации же кресла могут использоваться штатные ремни безопасности или система ISOFIX. Надежность и безопасность ребенка должны обеспечиваться собственными мягкими ремнями, вмонтированными в конструкцию автокресла.

ПДД устанавливает порядок перевозок детей в автомобиле. Для обеспечения их безопасности в соответствии с возрастной категорией используются удерживающие устройства.

При перевозке ребенка на заднем сиденье автомобиля действуют следующие нормы правил:

  • ребенок в возрасте до 7 лет перевозится в специальном автокресле, оборудованном ремнями безопасности и закрепленном на заднем сиденье;
  • старше 7 лет ребенок может быть усажен в автокресло либо без кресла, зафиксировав штатными ремнями безопасности.

Ребенка младше 12 лет на переднем сиденье можно перевозить только в автокресле.

Любые нарушения нормативных актов попадают под действие КоАП РФ. В том числе административное наказание водителя при нарушении правил транспортировки пассажиров младше 12 лет. В частности это касается случаев нарушения действующих норм пункта 22.9 ПДД:

  • транспортировки пассажиров, не достигших возраста семи лет, без специальных устройств – систем безопасности;
  • отказ от установки и эксплуатации кресел, бустеров или ремней безопасности при перемещении на дороге в салоне автомобиля детей 7-12 лет, в том числе на переднем сиденье.

В этих случаях предусмотрено наказание в виде штрафа 3000 рублей.

Меры наказания суровее при организованной перевозке группы детей. За нарушение соответствующих правил, установленных Постановлением 1177, предусмотрена административная ответственность:

  • при несоответствии требованиям к водителю, он будет оштрафован на 3000 рублей;
  • ночное передвижение автобуса с группой детей при обнаружении нарушений наказывается штрафом водителя в сумме 5000 рублей или лишение его водительских прав до полугода.

    Отметим, что в темное время суток допустимо проезжать автобусу с детьми не дальше 100 км при скорости следования не более 50 км/ч;

  • установлено Правилами обязательное обозначение автобуса (автобусов) с детьми знаками специальной отметки. Их отсутствие влечет штраф 500 рублей;
  • при нарушении требований, предъявляемых к групповым перевозкам маленьких пассажиров, ответственность водителя составит 3000 рублей, должностного лица – 25000 рублей, а юридического лица – 100 000 рублей.

Водитель любого транспорта, перевозящего детей, допустивший нарушение правил эксплуатации или дорожного движения, в результате которого будет нанесен тяжкий вред или смерть пассажирам, привлекается к уголовному наказанию.

Правила перевозки детей до 12 лет с 1 января 2021 года остались такими же, как и в прошлом году.

Перевозить ребенка до 12 лет в машине, которая оборудована ремнями безопасности, следует с использованием детских удерживающих систем или других приспособлений, которые позволяют ребенку пристегнуться ремнями безопасности для взрослых.» Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств».

п. 22.9 ПДД

Таким образом, исходя из требований ПДД, перевозить детей до 12 лет в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, разрешено:

  • в удерживающих детских креслах или автолюльках;

  • с помощью сидений-бустеров;

  • иных средств, которые позволяют ребенку пристегнуться ремнями для взрослых (адаптер ФЭСТ)

Производитель

Ни в коем случае не стоит покупать безымянное автокресло для ребенка. Даже если воспользоваться им предстоит непродолжительное время. Неизвестные марки (ноунейм) совершенно не повышают безопасность ребенка в автомобиле, а иногда, могут даже навредить здоровью малыша.

Условно всех производителей автокресел можно разделить на две группы: известные и не очень. Первую группу составляют ABC Design, Bebe confort, CAM, Chicco, Concord, Cybex, Graco, Heyner, Inglesina, Jane, Kiddy, Maxi-Cosi, Nania, Peg-Perego, Recaro, Romer. Это те марки, модели которых можно всегда найти в таблицах краш-тестов различных организаций. Следует помнить, что популярный бренд не обеспечит безопасность ребенка на 100%, однако он гарантирует довольно высокое качество сборки, материалов и конструкции автокресла. Например, ткани используются “дышащие”, максимально износостойкие, с которых легко отстирываются пятна. Обычно в хороших креслах высота спинки, солнцезащитные козырьки и даже подставки для ног ребенка продуманы для максимального комфорта. Перед покупкой конкретной модели обязательно изучите новые (а также прошлых лет) таблицы краш-тестов независимых организаций, например, ADAC (всеобщий немецкий автомобильный клуб). Выбирайте именно те кресла, которые получили максимально высокие оценки.

Группу менее известных производителей составляют бренды Adamex, Bambi, Bellelli, Bertoni, Baby Design, EasyGo, Geoby, Lonex, Neonato, ROAN, Silver Cross, Teutonia. По исполнению их автокресла вполне могут не уступать предыдущей группе марок, однако особого распространения они не получили тем не менее.

Детское автокресло – не тот товар, на котором стоит экономить, потому что от него зависит безопасность вашего ребенка.