Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются

Трудные дети — вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно — в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Наказание в виде молчания 

Всегда ли твои родители объясняли тебе, в чем именно ты не права и за что тебя наказывают? Разговаривали ли о том, как надо было поступить и почему так делать нельзя? Если да, то, считай, тебе повезло. Но часто в советское время было принято игнорировать детей. И не только в тех ситуациях, когда мама разговаривала с соседкой, а малыш пытался привлечь ее внимание сотым обращением «Мам!».

Иногда с ребенком, который провинился, просто не разговаривали по несколько часов подряд, а на вопрос «Что случилось?» отвечали: «А ты не хочешь мне рассказать, что случилось?». Конечно, по прошествии времени «преступнику» ничего не оставалось, как идти и извиняться, даже если он и не знал, за что именно.

Взрослея, ребенок понимал, что лучше извиниться как можно быстрее, чтобы пытка поскорее закончилась. Естественно, ни про какое осмысление собственного поведения тут речь и не шла. Зато терялась связь с близкими. И чем больше он извинялся, тем слабее было у него желание чем-то делиться, а также работать над собой. 

«Я ненавижу материнство за необходимость постоянно жертвовать собой ради других»

История Марии

36 лет, живет в Петербурге, трое детей: старшему пять лет, средней три года, младшему один год

В шестнадцать лет Мария уехала от родителей в Москву. Поступив в университет, стала заниматься походами и активным отдыхом. В летнее время водила экскурсии по Соловкам. В остальное — путешествовала по разным странам. Так продлилось пятнадцать лет. И все это время о детях Мария вообще не думала. Но семь лет назад она решила остаться в Соловках на зиму — одна женщина предложила бесплатно пожить в ее доме, и Мария согласилась. Там же она познакомилась со своим будущим мужем, через четыре месяца они поженились, и Мария почти сразу забеременела. В то время она глубоко погрузилась в православие, поэтому у нее были мысли о семье и детях. Но при этом и брак, и первый ребенок, как сейчас понимает героиня, были необдуманными, стихийными событиями.

За два года до беременности у Марии была очень активная жизнь, она занималась йогой, спортом, плавала в проруби, каталась на лыжах. «Я была в отличной физической форме. Видимо, Господь мне дал эти два года отдушины. Сейчас я в ужасной форме, практически разваливаюсь», — рассказывает она.

После родов у Марии не было времени ни эйфорировать, ни депрессировать — она сразу вернулась к работе, начала заниматься переездом и другими делами. Депрессия накрыла ее позже — через полгода, когда она стала оставаться с ребенком одна: «Муж был с 7 утра до 8 вечера на работе, с одним выходным. Я сидела с ребенком целыми днями. Все мои бездетные подруги про меня благополучно забыли, будто я перестала существовать. И это было самое тяжелое: бесконечная рутина, колики у сына и плохой сон».

Муж по возможности всегда помогал — он, как говорит Мария, из помогающих мужей. Но все равно семья жила по традиционному распределению ролей: мужчина уходит на работу, женщина остается с детьми. «Всем кажется, что это норма, — говорит Мария. — Мне постоянно говорили: «Да что ты жалуешься, сидишь дома с одним ребенком». На самом деле, это тяжело, потому что меня в моей жизни нет, есть только ребенок. Только я отвернусь, он начинает пищать. Только начну заниматься своими делами, он сразу требует внимания».

По словам психолога, доулы и автора проекта «Бережно к себе» Дарьи Уткиной, стандарты и ожидания от мам в современном мире гораздо выше по сравнению с теми, что были в XX веке. Теперь им надо не только много стараться, но еще и ни в коем случае не переборщить в своем стремлении быть хорошей матерью в потоке интенсивного материнства. И быть только домохозяйкой уже недостаточно. При этом традиционных практик поддержки все меньше: во многих странах сады и няни стоят дорого, декреты короткие, а нормальный семейный доход должен складываться из двух зарплат. Часто еще происходит так, что бабушки и дедушки далеко, помощи нет, плюс город не предназначен для детей. «На фоне этого женщинам в XXI веке сложно не замечать, насколько драматически не совпадают ожидания от них и реальность. Либо им приходится прикладывать слишком много сил, чтобы этим ожиданиям соответствовать», — объясняет Дарья.

Памятка родителям первоклассников по адаптации

Если вы хотите сформировать у ребенка положительное отношение к школе и учебному процессу, учитывайте определенные советы родителям первоклассников в период адаптации. Они помогут пройти непростой жизненный период наиболее безболезненно.

  • Будите малыша спокойно и ласково, пусть его день начинается с вашей улыбки.
  • Не торопитесь, помните, что правильно рассчитать время — это ваша обязанность, не нужно подгонять ребенка.
  • Обязательно дайте позавтракать первокласснику, даже если в школе предусмотрено питание.
  • Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения. Не нужно говорить: «Смотри, чтоб без двоек» или: «Не балуйся» и т.д. Лучше пожелайте ему удачного дня и не поскупитесь на несколько ласковых слов.
  • Не встречайте ребенка вопросом, что он сегодня получил. Дайте ему время немного расслабиться и отдохнуть.
  • Будьте внимательны к малышу, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться — выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день — не заставляйте.
  • Не садитесь за уроки сразу после учебного дня. Дайте ребенку время на восстановление сил.
  • Во время выполнения упражнений делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог немного отдохнуть.
  • Решайте возникающие педагогические проблемы без него, при необходимости советуйтесь с учителем или психологом.
  • Заканчивайте день позитивно. Не нужно выяснять отношения или напоминать о завтрашнем тестировании, контрольной или других возможных трудностях.

Как реагировать на хамство и защититься от негатива?

Психологи уверены, что хамами являются неудовлетворенные жизнью люди, которые постоянно испытывают чувство прессинга на работе или дома. При помощи хамства они пытаются избавиться от накопившегося негатива. Не следует вступать с хамами в диалог, достаточно лишь продемонстрировать свое достоинство перед ним. Нужно дать понять человеку, что он ничем не лучше других, используя невербальные методы.

Общаясь с не слишком приятными людьми, установите четкие границы общения, при любых обстоятельствах сохраняйте спокойствие, не акцентируйте внимание на мнении неприятного вам человека. После общения необходимо отвлечься любым способом, например, уделить время кинофильму или же побаловать себя сладким.

Бывает, что от самого человека исходит негатив, и он видит только плохую картинку своей жизни. В таком случае нужно разобраться в самом себе и проанализировать действия. А также можно избавиться от негатива и токсичных мыслей с помощью курса Викиум «Детоксикация мозга».

5371

5371

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Отдых имеет место быть

Отдых — это важная составляющая всего процесса получения знаний. Если мозг взрослого человека и его нервная система довольно часто страдают от ежедневных нагрузок, то что можно говорить о маленьком человечке? Начальная школа — это важный этап в жизни каждого ребенка.

Психолог Константин Довлатов говорит только если заинтересовать и поддерживать ребенка можно добиться интереса со стороны ребенка, а если школьник испытывает давление со стороны родителей и учителей, то естественно будет реакция обратная — сопротивление и негативизм:

Для него это не только захватывающее приключение в новом мире с новыми людьми, но также очень стрессовый момент, выход из зоны комфорта. И учитывая тот факт, что сам процесс получения знаний — нелегкое дело, то вывод напрашивается сам: отдых просто необходим.

Задача родителей — помочь своему ребенку с легкость войти в этот период и пережить его. Когда он приходит со школы домой, дайте ему возможность расслабиться. Он и так эмоционально перегружен, поэтому не стоит сразу же проверять его успеваемость по предметам, листать его дневник, хвалить/ругать за оценки и усаживать за стол делать домашнее задание. Как известно, из-за усталости никогда не получается сделать работу на «отлично». Что изменится, если сделать это, допустим, через 2 часа? Не упоминать учебу, а просто провести время с ним или дать ему возможность пойти поиграться с друзьями.

Как стать счастливым человеком – советы психолога или принципов успеха

  • Залог успеха – правильно сформулированное личное мнение. Вы должны считать себя успешным, не иначе. Если вы часто повторяете: «я не смогу – это не мое – у меня не получится», вы даете себе соответствующую установку. То же касается подобных «напутствий» от окружающих. Исключите доводы такого характера из своей жизни. Вы даже можете визуализировать негативные установки, а потом разбить их воображаемым молотом.
  • Принимайте и уважайте себя при любых обстоятельствах. Это же касается работы над собой, она не должна заканчиваться никогда. Нет в психологии секретов счастья, есть только любовь к себе и упорная работа.
  • Налаживайте хорошие взаимоотношения с окружающими. Оглянитесь – вокруг сотни людей и все они уникальны. Заводите новые знакомства, даже если поначалу это кажется непосильной ношей. При этом важно видеть в людях позитив. Исключайте из окружения тех, у кого всегда все плохо. Такие люди затягивают нас в пучину негатива.
  • Будьте благодарны даже за мелочи и находите перспективу в любом действие. Причем не только говорите «спасибо» родным, друзьям или коллегам, будьте также благодарны себе и опыту. Параллельно с дневником счастья можно вести такой же, но с благодарностями. В него нужно записывать кому и за что вы благодарны, чтобы время от времени об это вспоминать. Не забывайте и про «спасибо»окружающим в действительности.
  • Каждый день оставайтесь надежным и своевременным человеком. Это два взаимосвязанных понятия, на которых зиждутся многие принципы в психологии. Надежность подразумевает уверенность в собственных силах и в возможностях близких людей. Вы всегда должны чувствовать, что вам готовы помочь при любых обстоятельствах. Своевременность – это простая привычка заканчивать дела вовремя. Не тогда, когда «звезды сошлись», а когда вас попросили или вы сами запланировали.
  • Будьте внимательны к близким и к себе. При этом начинать нужно именно с себя. Вы не должны просить у других то, чего не можете дать взамен. Успешные взаимоотношения – это регулярный обмен положительной энергией. Не скупитесь и в ответ вы получите все то, что сумели отдать, а может и больше.
  • Всегда будьте честны и справедливы. Внутренний посыл, слова и поступки должны находиться в гармонии. Нельзя убедить человека в искренности чувств, если на самом деле их нет. Психология личного счастья строится на честности с собой.
  • Помните, что точка входа и точка выхода – это одно и то же место. Поэтому нужно грамотно отфильтровывать информацию. Посадите себя на «диету из хороших новостей». Если кто-то начинает явно негативную беседу – жалуется на плохую работу, бессовестного мужа или жену и т.д, предложите сменить тему. Не нужно бояться оценки предложения. То, что вы думаете, говорите и главное – слушаете, и есть вы!
  • Проявляйте упорство и не забывайте о терпении. Мысли, настроение и установки – это отлично, но действия должны присутствовать ежедневно. На вопрос о том, как стать счастливым человеком, психология всегда отвечает – действовать. Недостаточно лишь мыслить в позитивном ключе, нужно двигаться к желаемому.

Знаете, нам точно есть чему поучиться у детей. Вспомните: когда малыш падает, он просто поднимается и идет дальше. Поступайте так же. Если вас что-то сильно потрясло, выбило из колеи – не позволяйте этому вас поглотить. Проблемы неизбежны. Они были и будут всегда, но их количество и продолжительность зависит лишь от личного восприятия. Психология и советы от близких или просто понимающих людей – необходимая вещь. Однако важнее настроить себя на позитивный лад и не позволять погрязать в негативных эмоциях.

Покажите ребенку, как вы боретесь с проблемами

Многие родители совершают в процессе воспитания детей одну и ту же ошибку – не посвящают их в проблемы семьи только потому, что не хотят, чтобы ребенок волновался. Однако вовсе не обязательно рассказывать ему о финансовых трудностях, которые преследуют вас в течение нескольких лет. Просто покажите подростку, что вам также приходится нелегко, но вы справляетесь, потому что иначе все планы рассыплются в прах.

Если возникшая проблема является не слишком большой, то вы можете вовлечь ребенка в ее решение. Вы даже можете взять в качестве примера ту ситуацию, которая произошла с подростком. Просто скажите ему: “Давай сначала успокоимся, а потом подумаем над тем, как решить проблему”. Как правило, именно благодаря живым примерам ребенок понимает, что в жизни нет ничего невозможного и что неудачи неизбежны.

Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря – День Ивана Молчальника

Группа боевых ботанов (11–лет)

В 1114 лет без вреда для здоровья можно сидеть с гаджетом чуть подольше: по 60 и даже 90 минут в день. Старше 14 – не более полутора часов.

«Вводите строгие ограничения на время игры в смартфоне или за компьютером, – говорит психолог, – и эти правила должны соблюдаться. Никаких «еще пять минуточек». Сначала ребенок будет протестовать, но потом привыкнет и смирится». Также следует выбрать время пользования гаджетом и следить, чтобы предписания выполнялись.

Что делать, если ребенок боится оказаться немодным без крутого гаджета?

«Научите детей не бояться быть не такими, как все, – советует психолог Антон Лысенко. – Моя дочь в свое время любила эпатировать одноклассников, но не тремя серьгами в ухе, а тем, что сидела на подоконнике и читала бумажную книгу. Все говорили «вау»! Если же ваш ребенок не лидер по натуре, а тихий, скромный, в этом тоже нет ничего страшного. Пусть ищет себе компанию таких же ботанов. Надо привести его в библиотеку, и будет группа боевых ботаников».

Наталья Нашталова

о подростках, взаимоотношения с окружающими, физиология, безопасность, Раннее развитие Другие статьи автора

Психологи рекомендуют

Чтобы не усугубить ситуацию с детской замкнутостью, а, наоборот, избавиться от этой проблемы, прислушайтесь к советам психологов:

  • Закрытым дошколятам на пользу пойдут игры с тактильным контактом, например хоровод, «паровозик».
  • При внешних отличиях вашего ребенка от окружающих детей найдите вариант корректировки этих особенностей. Неуклюжий или заикающийся малыш считает себя хуже сверстников.
  • Не заставляйте ребенка общаться с посторонними людьми, ориентируйтесь на его реакцию. Позвольте дошкольнику отказаться от игры с ребятами и побыть в сторонке.
  • Как можно чаще зовите в гости родственников или друзей. Собственным примером покажите ребенку, что для людей очень важно общение, оно приносит приятные эмоции, например радость, удивление, восторг и т. д.
  • Найдите темы, интересные ребенку. Их обсуждение поможет проявить интерес к общению с другими детьми. Запишите малыша на соответствующие занятия или кружки. Встретив сверстников, увлекающихся тем же, что и он, ребенок начнет воспринимать их как друзей.
  • Учите дошколенка, что эмоции можно выражать словами. Научите его правильно знакомиться: здороваться, представляться, немного рассказывать о себе и прощаться. Сначала ребенок может осваивать навыки дружеского общения, экспериментируя с игрушками.
  • Если у вас в гостях взрослые с детьми, не предоставляйте детям развлекаться самостоятельно. Увлеките обе компании совместными занятиями, например отгадыванием загадок, настольными играми и т. д.
  • Находясь в незнакомом для ребенка месте, держите малыша за руку, дайте понять, что не отойдете от него. Так он будет чувствовать себя в безопасности.
  • Закрытые дети легче находят общий язык с детьми, старше или младше их по возрасту. Дружба с ребятами другого возраста – хорошая тренировка перед общением со сверстниками.
  • Чтением сказок и просмотром мультфильмов, основная мысль которых – дружба, совместные занятия, дайте ребенку понять, что он тоже часть коллектива.
  • Помните, что необщительных детей быстро утомляет активное времяпрепровождение. Дозируйте общение ребенка с другими детьми, позвольте ему постепенно привыкать к компании.
  • Специально провоцируйте обстоятельства, когда у ребенка появится необходимость первым обратиться ко взрослому. К примеру, на его просьбу купить новую игрушку предложите ему самому подойти к продавцу в магазине и попросить показать нужную вещь. Если ребенок не в силах сделать подобный шаг, не заставляйте его. Повторите эксперимент через несколько дней, месяц. Желание получить игрушку постепенно вытеснит застенчивость.
  • При походе в музей, театр зовите с собой детей своих знакомых. Просмотр представления или экскурсия – хороший повод обсудить их всем вместе.

И последний совет: как только ваш малыш научится справляться с замкнутостью, ограничьте свое участие до минимума. Дайте ребенку возможность действовать самостоятельно.Любовь Дворянова Любовь Вячеславовна Дворянова. В 1998 г. закончила факультет психологии ПГПУ. Психолог, детский, семейный психолог. Имеет богатый опыт работы с трудностями в детско-родительских отношениях, специалист по работе с семейными проблемами. Ведет консультативный прием семей с самым широким спектром трудностей, тематические встречи для родителей в рамках “Родительского клуба” в нашем центре, работает с детьми. Мама троих дочек, 18,16 и 6 лет. Задать вопрос

Каприз или истерика?

Итак, ситуация уже «состоялась»: кроха раскапризничался. Он плачет, злится, канючит, бросает игрушки, протестует, а возможно, даже заходится плачем, бьется головой об стену или об пол, непроизвольно выгибается. Родителям еще предстоит разобраться в причинах, вызывающих подобное поведение малыша (а оно всегда является выражением каких-то его внутренних страданий), и мы займемся этим немного позже.

Сейчас главное – правильно отреагировать на детские слезы и успокоить кроху.

Чтобы это сделать, важно разграничить два понятия: каприз и истерика. По внешним проявлениям они могут быть похожими:

ребенок сильно плачет, долго не успокаивается; может громко кричать, привлекая внимание окружающих; часто малыш падает на пол и бьется головой или ногами об пол; не слушает увещеваний взрослых; выражает явный протест против всех действий родителей.

Однако каприз от истерики отличается тем, что во втором случае малыш теряет контроль над своими действиями, может дойти до изнеможения, даже до судорог. В этот момент он не отдает себе отчета в своих действиях, его нервная система ему не подвластна. Во время истерики ребенок не слышит, что говорят ему взрослые, и не может отреагировать на слова.

Каприз или истерика?

При первых проявлениях капризов нужно попытаться отвлечь внимание крохи на что-то более интересное. В 2 года этот прием все еще довольно эффективен

Если это не помогает, родителям важно сохранять спокойствие и самообладание, не проявлять никакой реакции на происходящее (хотя порой это ох как непросто). Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт»

Каприз или истерика?

Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет

Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт». Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет.

Каприз гораздо проще предотвратить, чем потом остановить. Можно попытаться предложить малышу альтернативу того, из-за чего он начал хныкать (мы не можем сейчас купить тебе этот самолетик, но можем дома собрать его из твоего конструктора), либо развеселить неожиданной шуткой, веселой песенкой. В общем – переключить. Иногда успокоение после таких мер наступает довольно быстро.

Каприз или истерика?

В любом случае поговорить с ребенком о проблеме удастся только тогда, когда он полностью успокоится и будет готов слушать и отвечать.

Нельзя делать попытки остановить истерику, кричать на ребенка, угрожать, высмеивать его, дразнить, уступать ему из чувства стыда перед окружающими. Все это даст ребенку бесспорный козырь: спектакль действует!

Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить – например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.

Каприз или истерика?

Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.

В момент истерики малыш не контролирует себя. Это видно по поведению. Нередко наблюдаются судороги, сильная одышка. Приступ всегда сопряжен с агрессией и раздраженностью.

Инструменты детского психолога

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

Инструменты детского психолога

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.