Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Учим цвета с ребенком: как научить различать цвета, в каком возрасте?

В современной науке, существует несколько теорий объясняющих цветовое зрение человека.

Какой цвет младенец различает первым?

Первый цвет, который малыш начинает отличать, — красный, так как он имеет самую длинную спектральную волну 620-760 нанометров. Вот почему рекомендуется покупать младенцу первые погремушки и мягкие игрушки именно красных оттенков. Постепенно к ним можно добавлять предметы желтого цвета. При этом не стоит заваливать его игрушками в большом количестве. Четыре-пять штук — оптимальный вариант. Пусть сосредоточится на них, изучит внимательно форму и текстуру. Кстати, это тоже важный нюанс — специалисты советуют покупать разные по размеру, внешнему виду и материалам предметы: резиновые, пластмассовые, мягкие, с наполнителями. Так малыш, помимо визуального восприятия, будет познавать мир через осязание, понимать, что все предметы разные на ощупь.

При большом количестве игрушек одновременно младенец не в силах сосредоточиться толком ни на одной, перебирая их подряд. Лучше пусть он поиграет несколькими, основательно изучив их, а через неделю можно заменить эти игрушки на новые.

Нарушения цветового зрения

Расстройства цветовосприятия, обусловленные различными патологиями, могут касаться и зрительных пигментов, и обработки сигналов фоторецепторами. Нередко, они случаются и в более высоких сферах зрительной системы. Такие нарушения могут быть врожденными или приобретенными.

При врожденных нарушениях, расстройства других зрительных функций отсутствуют, а сами нарушения цветовосприятия всегда наблюдаются на двух глазах, и могут быть выявлены только при специальном исследовании. Правильно различающий цвета человек, называется нормальным трихроматом, ведь для получения всех цветов, необходимо использовать основные три цвета.

Незначительные нарушения цветовосприятия принято называть цветовыми аномалиями. Подобные нарушения передаются по наследству. Лица, имеющие цветовые аномалии, обычно также являются трихроматами, правда, некоторые цвета они различают хуже трихроматов с нормальным зрением. Кроме того, как показывают исследования, подобные люди, красный и зеленый цвета используют в других пропорциях.

Для дейтераномалии характерна слабость при восприятии зеленого цвета, для протаномалии – красного, для редко выявляемой тританомалии – синего. Дихромазия – более глубокое нарушение цветового восприятия, при нем, человек абсолютно не способен различать один из трех цветив: красный (протанопия), зеленый (дейтеранопия) или синий (тританопия). Такое нарушение, как монохромазия (ахромазия, ахроматопсия), говорит о полном отсутствии цветового зрения – цветовой слепоте, с сохранением только черно-белого восприятия.

Любые расстройства цветового зрения врожденного характера, принято называть дальтонизмом, что является производной от имени английского ученого Джона Дальтона (J. Dalton), который страдал нарушением восприятия красного и описал данное явление.

Приобретенные расстройства цветовосприятия могут встречаться при болезнях сетчатки, зрительного нерва либо патологиях центральной нервной системы. Обычно, они проявляются на одном либо обоих глазах и, как правило, сочетаются с иными расстройствами зрительных функций. Нередко, приобретенные расстройства проявляются восприятием окружающего мира в одном цвете – красном (эритропсия), желтом (ксантопсия), синем (цианопсия). И если врожденные нарушения, имеют постоянный характер, то приобретенные расстройства проходят, как только устранена их причина.

Исследование цветовосприятия – необходимая процедура для людей, чья профессия требует правильного цветоощущения, к примеру, водителей. Для проведения тестов используют специальные таблицы, в которых необходимо распознать один цвет на фоне другого, либо прибор – аномалоскоп.

В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника открыта семь дней в неделю и работает ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.

Записаться на прием в “Московскую Глазную Клинику” Вы можете по телефонам в Москве 8 (800) 777-38-81 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

Работа с родителями в детском саду

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

Полуянова Н.А., воспитатель д/с №54 г. Набережные Челны

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого – красный, желтый; вместо фиолетового – голубой, синий и т. п. ; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единстве со словом, его обозначающим.

Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься воспитатели и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.

При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый – трава, елочка; желтый – солнышко, цыпленок; синий – море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное – использование естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами – цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок може увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа : «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.

Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу – к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов. на этом этапе можно порекомендовать игры в книге цветом Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.

Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.

Музыкальные произведения способствуют релаксации (расслаблению)

Рекомендованная литература:

  1. «Давайте поиграем» А. А. Столяр, изд. Просвещение, 1991 г.
  2. «Домашняя школа мышления», изд. Знание, 1982 г.
  3. «Тайны здоровья ребенка» Т. Г. Глушанюк, Л. Н. Волкова, изд. Интерспект, 1994 г.

Работа с родителями в ДОУ:Консультации для родителей в детском саду | Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей | Родительские собрания в ДОУ | Оформление родительского уголока, Перспективные планы по работе с родителями

Стихи про цвета с картинками

Карточки-пазлы «Учим цвета»

Распечатайте пазлы, разрежьте на 4 части. Предложите малышу собрать пазлы, чтобы получился прямоугольник одного цвета.

Наглядные карточки «Учим смешивать цвета»

Первое знакомство с цветом

Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.

Красный цвет

Найди предметы красного цвета

Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.

Жёлтый цвет

Учимся различать красный и желтый цвета

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Зелёный цвет

Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета

Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.

Синий цвет

Учимся различать зелёный и синий цвета

Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».

Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета

Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»

Разложи по коробочкам

Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место.

Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку.

Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»

Подбери куклам одежду

Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.

Пожалуйста, оцените материал

Первое знакомство с цветом

Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.

Красный цвет

Найди предметы красного цвета

Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.

Жёлтый цвет

Учимся различать красный и желтый цвета

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Зелёный цвет

Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета

Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.

Синий цвет

Учимся различать зелёный и синий цвета

Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».

Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета

Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»

Разложи по коробочкам

Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»

Подбери куклам одежду

Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.

Развивающие игры цвета для детей 3, 4, и лет

Раздел: Развивающие игры цвета для детей 3, 4, 5 и 6 лет

Лучшие игры раздела

Пилюльки Кубики для черепашки Мишка и шарики
Страна цвета

В самом начале этого необычного виртуального приключения тебе предстоит выбрать, в какую именно страну тебе хочется отправиться. Каждая из этих стран будет страной …

Цветные камушки

Виртуальные цветные камушки – это отличная игра для всех, кто только начинает постигать азы компьютерных игр и любит именно такие задания, которые не только развлекают, …

Веселые пчелы

Обычно мало кто любит насекомых, потому что часто именно эти представители животного мира кусаются, жужжат или еще каким-то образом стремятся отравить жизнь человека. Но …

Кирпичики

Таких веселых кирпичиков, как те, с которыми тебе предстоит иметь дело во время этой виртуальной истории, ты точно еще не видел. Конечно, нужно это исправить, а потому …

Мишка и шарики

Хмурый мишка – вот герой очередного виртуального приключения, который уже приготовил всем малышам отличное задание для развития цветовосприятия. Во время этой игры тебе …

Хитрый краб

Хитрый краб из этой игры – настоящий хапуга, потому что у него образовалась такая коллекция диковинных жемчужин, которой можно только позавидовать. Только на этот раз …

Чармики

Чармики – это очаровательные существа, играть в компании которых невероятно приятно и весело. Убедиться в этом ты сможешь во время очередного виртуального приключения, …

Зума с монстриком

Главный герой этого виртуального приключения может показаться малышам довольно страшным, но внешность часто бывает обманчивой, и на этот раз будет именно так. В центре …

Зума

Эта веселая игра понравится каждому малышу, который уже научился различать цвета и готов сортировать шарики по оттенкам. На игровом поле ты увидишь прикольную пушку, из …

Пилюльки

Все то, что ты увидишь в этой игре, не стоит повторять в реальности ни в коем случае, потому что малышам играть с лекарствами запрещено. Да и зачем играть с настоящими …

Пуговки

Разноцветные пуговки стали героями этой увлекательной игры, которая поможет малышам самого раннего возраста развивать не только свое цветовосприятие, но еще и быстроту …

Маленький дельфин

Это виртуальное приключение придумал симпатичный дельфин, который любит играть в компании сообразительных малышей. Если ты – именно такой и уже знаешь название основных …

Цветное табло

Эта игра имеет простой сюжет, но играть в нее понравится всем, кому важна не форма игры, а ее содержание. На этот раз тебе предстоит иметь дело с цветными кубиками, …

Цветные птички

Симпатичные птички самых разных цветов – именно так выглядят герои нового виртуального приключения. После старта на игровом поле игры ты увидишь огромное количество …

Цветные звуки

Если тебе нравится слушать музыку, то и играть ее самостоятельно тебе тоже обязательно понравится. И не беда, если ты не владеешь игрой на музыкальных инструментах, …

Космо-кубики

Действие этой увлекательной игры перенесет тебя далеко-далеко, за много километров от родного дома, на далекую планету, где находятся удивительные кубики. Именно эти …

Звездные шарики

Такого большого количества звезд, как в новой игре, ты не увидишь нигде, кроме самого звездного неба. Только на этот раз ты еще и сможешь играть со звездами, выполняя …

Цветные кексы

Если тебе нравятся сладости, то и сюжет нового виртуального приключения придется тебе по вкусу. Дело в том, что на этот раз тебе предстоит иметь дело с огромным …

Звездные осколки

Говорят, что до звезд так сложно дотянуться! Но во время нового виртуального приключения ты сможешь сделать это с легкостью, если, конечно, выполнишь предложенное …

Цветные жемчужины

Жемчуг – одно их самых удивительных творений природы. Эти удивительные перламутровые бусины рождаются в морских глубинах, в ракушках, а потом достаются рыбаками и …

Порядок цветов

Выполнять задания, которые не только развлекают, но еще и помогают становиться умнее и сообразительнее, всегда интересно. Во время новой и очень увлекательной игры тебе …

Мелодия цвета

Кто бы мог подумать, что цвета могут создавать свою собственную мелодию! Ты до сих пор в этом сомневаешься? Тогда все твои сомнения развеет сюжет нового виртуального …

Хмурые кубики

Иногда бывает так, что тебя просто одолевает плохое настроение, и справиться ним не так-то просто. На этот раз хмурое настроение будет преследовать главных персонажей …

Цветные шарики

Иметь дело с огромным количеством цветных шариков тебе предстоит во время нового виртуального приключения. На этот раз тебе предстоит решить по-настоящему непростую …

Цветные фишки

Фишки – это неотъемлемый атрибут игр в казино, но играть в игорных заведениях всегда довольно опасно: есть риск разориться. Зато не стоит ничего опасаться в мире …

Нарисованные фигуры

Увлекательное виртуальное приключение можно нарисовать даже на самом простом тетрадном листе! Именно это готовы доказать тебе авторы и создатели новой игры, которая …

Монстры цвета

Просто очаровательные монстры стали героями нового виртуального приключения в цвете, а потому играть в эту игру будет невероятно увлекательно. На игровом поле ты увидишь …

Магический круг

Иметь дело с магией и волшебными атрибутами всегда немного опасно, но так интересно! Если тебе снова хочется рискнуть, то новое виртуальное приключение – это именно то, …

Империя самоцветов

Мало кому известно о том, что много-много лет назад существовала уникальная империя самоцветов. И только во время нового виртуального приключения ты сможешь побывать в …

Кубики с животными

Кубики – одна из самых лучших игрушек на свете, а все потому, что использовать их можно самыми разными способами. Кто-то строит из кубиков башни и целые дома, а кто-то – …

Если что-то идёт не так

Не торопите своего ребенка если он так и продолжает путать цвета даже спустя время

Не стоит считать, что он умственно отстает от сверстников, так как возможно в эту секунду развиваются другие участки мозга. Все детки разные и это может быть банальная задержка в развитии, свойственная деткам со спокойным темпераментом. Как говорится, наблюдайте, а тревогу будете бить после формирования, которое завершается к семи годам. Не навязывайте ребенку обучение, не принуждайте его делать то, что ему удается плохо, помогайте ему и наберитесь терпения. Держите руку на пульсе его развития вместе с педиатром и все у вашего ребенка получится.

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака

, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).

Фотобанк Лори

Совет №1: как можно больше рисовать

Конечно, пусть лучше малыш рисует сам, но, если он не любит или не умеет, рисуйте вместе с ним или даже вместо него. Рисование – это то, что интересно абсолютно всем детям вне зависимости от возраста. Словами не передать, сколько положительных эмоций вы получите.

Интересно: ученые доказали, что занятия рисованием формируют у ребенка чувство ритма, возможность соотносить свои действия со зрением, а также развивают мелкую моторику пальцев.

Совет №2: «доставлять удовольствие глазу»

Этот совет дал родителям известный педагог-новатор Я.А. Коменский еще в начале XVII века, который впервые рассмотрел вопрос формирования у детей чувства цвета. Коменский советовал предлагать детям с 2-х лет раскрашивать контурные картинки различными цветами, которые они выбирают самостоятельно. Когда кроха сам создаст разукрашенную композицию, он сможет не только замечать цвета, но и наслаждаться ими, выбрав для себя самые любимые. Педагог назвал это «эмоциональным отношением к цвету».

Фотобанк Лори

Интересно: Коменский также считал, что отношение детей к цвету напрямую зависит от его отношения к данному предмету: например, кроха любит апельсины и, как следствие, ему нравится оранжевый цвет.

Совет №3: весь день посвятите одному цвету

Чтобы подчеркнуть важность момента, пусть какой-то элемент вашей одежды будет красным или желтым, а возле детской кроватки закрепите воздушный шар нужного цвета. Нарисуйте вместе с малышом картину, используя тот цвет, который вы изучаете, продумайте подходящий сюжет

Наверняка произведение получится достойным, поэтому пусть кроха покажет его и бабушке и папе, сопроводив рассказом про выбранный цвет. К новому цвету нельзя переходить, пока не освоен предыдущий.

Интересно: по мнению педагогов, надо начинать обучение с красного цвета (многим детям он кажется самым ярким и красивым, кроме того, красный легче запоминается). Затем следует освоить синий, зеленый и желтый цвета, тут свою роль сыграет контрастность.

Совет №4: используйте методику ненавязчивого обучения

На прогулке, во время обеда или игры обязательно обращайте внимание на разные предметы и указывайте названия их цветов. Когда малыш запомнит, можно будет просить принести синий мяч или зеленый мелок

Рассматривая цветущую клумбу, называйте цвет каждого цветка.

Фотобанк Лори

Если детская одежда имеет яркие цвета, можно проговаривать их названия во время переодевания на прогулку. Пусть кроха сам решает, в чем ему пойти, но только для этого надо, чтобы он четко заявил, что наденет именно синие брючки. То же самое надо проделывать с игрушками.

Интересно: у малыша как раз начинает развиваться ассоциативное мышление, поэтому он может сделать вывод, что, если его мяч зеленого цвета, то все мячи обязательно зеленые. Надо ему сразу объяснить, что все мячи разного цвета.

Совет №5: используйте любой предлог, чтобы научить кроху

Например, у него в комнате разбросаны игрушки. Скажите ему, что уборку надо начинать с игрушек красного цвета. Кроха смотрит в окно: начинайте комментировать, какого цвета машины едут по улице. Читая книжку, объясняйте, что на картинке нарисован цыпленок желтого цвета, собачка с коричневой шерстью.

Интересно: самый первый цвет, который различает ребенок – желтый. Вспомните, ведь большинство погремушек желтые. И уже начиная с полугода можно рассказывать малышу про разные цвета.

Совет №6: рассказывайте про оттенки

Малыш наверняка запомнит, что небо может быть и синим, и серым, и голубым, а цветы не только красными, но и розовыми.

Интересно: количество оттенков в цветовом спектре бесконечно, а их названия и количество – всего лишь некая величина, которая обусловлена культурными традициями. Так что не стоит требовать от малыша быстро выучить оттенки.

«Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития» (Б. А. Базыма)

Книги

Если вы хотите научить ребенка различать цвета, стоит разобраться в особенностях детского восприятия, чтобы правильно организовать процесс обучения и не требовать от ребенка невозможного. Итак…