Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Универсальные методы воспитания детей XXI века

Пока одни родители переживают, что накричали на ребенка за мелкий проступок, другие изощряются в наказаниях без угрызений совести. У каждой семьи свои методы воспитания подрастающего поколения. А если проанализировать традиции разных стран, то можно испытать шок от некоторых педагогических практик. В этой статье вы узнаете о самых странных методах, которые применяются по сей день.

Япония

Японские дети проживают три стадии становления: бог – раб – равный. После пяти лет полной «расслабухи» и почти абсолютной вседозволенности (в пределах разумного, конечно), наверное, непросто взять себя в руки и начать четко следовать общей системе правил и ограничений.

Только в 15 лет к чаду начинают относиться как к равному, желая видеть в нем дисциплинированного и законопослушного гражданина. Чтение нотаций, крик или телесные наказания – всех этих непедагогических «прелестей» японские дети лишены. Самым страшным наказанием становится «игра в молчанку» – взрослые просто на какое-то время прекращают с малышом общаться. Взрослые не пытаются доминировать над детьми, не стремятся показать свою власть и силу, может, именно поэтому на протяжении всей жизни японцы боготворят своих родителей (особенно матерей) и стараются не доставлять им неприятностей. В 50-е годы прошлого столетия в Японии вышла революционная книга «Обучение талантов». С подачи ее автора, Масару Ибука, в стране впервые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Исходя из того, что в первые три года жизни формируется личность ребенка, родители обязаны создать все условия для реализации его способностей. Ощущение принадлежности к коллективу – вот что действительно важно для всех японцев без исключения. Поэтому неудивительно, что родители проповедуют одну простую истину: «В одиночку легко затеряться в жизненных хитросплетениях». Однако, минус японского подхода к воспитанию очевиден: жизнь по принципу «как все» и групповое сознание не дают личностным качествам ни единого шанса.

США: лужи, лук и оружие

В каждой знаменитой шутке об американских законах — только доля шутки. Некоторые из законов и правда довольно абсурдны, и остается только улыбаться и радоваться, что они не распространяются за пределы штата, а то и города.

Например, в Лос-Анджелесе запрещено купать двух младенцев в одной ванной. Должно быть, так власти США пытаются уберечь детей от попадания мыльной пены в глаза.

В Калифорнии заботливая мама не может запретить своему ребенку прыгать по лужам — иначе попадет под ответственность.

Родителям детей, которые умеют мерзнуть или хотеть пить, не очень сладко живется в Небраске, особенно утром в воскресенье. Не шутим: в этом штате их могут привлечь к ответственности за то, что их ребенок начал икать в церкви.

Еще один забавный закон, который, при должной предприимчивости, может стать настоящим лайфхаком для ребят из Западной Вирджинии. Он разрешает им не ходить в школу! И нет, для этого даже притворяться больным не требуется. Достаточно просто поесть утром ароматного лучка. Все так: ребенка не пустят в учебное заведение с запахом лука изо рта. Правда, школьник сам вряд ли отважится это сделать — местный лук безумно едкий.

В США есть также законы, касающиеся детей постарше: в городе Уичито, например, отцу законодательно запрещено угрожать огнестрельным оружием парню своей дочери. Не ясно только, могут ли это делать остальные отцы по все Америке.

Изменчивые методы воспитания и его последствия

Современная волна вседозволенности пагубно повлияла на общество. Многие родители потеряли свой авторитет в семье, а дети остались без мудрого руководства. Одна из причин такого положения — изменчивость мнений психологов относительно воспитания детей.

Статьи по теме

  • Как справиться с апатией у подростка и помочь жить счастливо
  • По каким причинам развивается базальная тревога у ребенка
  • Ребенок манипулирует родителями: советы психолога о том, как исправить ситуацию
  • Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: как происходит изменение психики

В 60-е годы прошлого столетия считалось, что существует лишь 2 способа воздействия на ребенка:

  • влияние на его сознание;
  • контроль поведения.

Спустя 10 лет появились новые методы воспитания, которые были направлены на формирование личности малыша:

  • приобретение качеств;
  • саморазвитие;
  • постоянная коррекция его развития.

В этот период психологи советовали родителям проявлять к детям снисходительность. Не наказывать, а больше хвалить. Стараться не ругать за проступки, а сосредотачиваться на хороших моментах поведения. Методы сводились к заботе о хрупкой психике малыша.

Со временем появилась идея повышения самооценки у ребенка. Он должен всегда думать о себе в положительном свете. Часто звучали советы не говорить ребенку «нельзя» или «ты ведешь себя неподобающе». При этом осыпать их незаслуженной похвалой и разрешать поступать по-своему. В результате целое поколение было хорошим лишь в своих мыслях, но не на деле. Позже стало очевидно, что такие методы воспитания давно устарели. Ведь большинство детей перестали слушаться и уважать родителей.

Несмотря на изменчивость взглядов, существуют незыблемые истины, которые помогают родителям формировать мышление своих детей.

Ничегонеделанье (Нидерланды, Германия, Финляндия)

В этих странах программа начальных школ очень отличается от привычной нам. Детей не утруждают домашними заданиями, благодаря чему появляется много свободного времени. Тем не менее, родители не спешат составлять календарь посещения спортивных секций и прочих кружков. Даже одно-единственное занятие по субботам считается большой нагрузкой. Отдых и эмоциональный комфорт — вот что важно!

Таким образом, ребенку предоставляется много свободного времени для познания мира и самого себя.

Вы нуждаетесь в нунчи

Некоторые люди рождаются уже с нунчи, другие ему обучаются, а третьим его прививают.

Мне его привили. Когда мне было 12, моя семья переехала из США назад на родину, в Южную Корею. Несмотря на владение только английским языком, мне пришлось пойти в корейскую государственную школу. И это был лучшим интенсивным курсом нунчи, о котором только можно было просить, ведь мне пришлось адаптироваться к другой культуре без каких-либо лингвистических подсказок. Чтобы добиться успеха в новой для меня стране, я должна была стать сверхуверенной в своем нунчи, которое в конечном итоге стало моим шестым чувством.

В мое время ученикам не разрешали задавать вопросы во время урока. Учителя намеренно подавали им расплывчатую информацию обо всем, начиная с того, где будет проходить экзамен, и заканчивая тем, какие книги приносить с собой на занятия. Самостоятельное разгадывание этих вещей с помощью нунчи было частью программы обучения.

Вот как я научилась одному из самых важных правил нунчи: если вы научитесь терпеливому наблюдению, тогда ваши вопросы «что делать», «как делать» и «как реагировать» получат ответы без необходимости произносить ни слова вслух.

Спустя всего год после переезда в Корею я уже была в числе отличников и призеров по математике и физике. Через полтора года меня выбрали вице-президентом класса. И все это, несмотря на мой ужасный корейский язык.

А тем, кто все еще скептически относится к силе нунчи, скажу следующее: я – живое доказательство того, что для достижения успеха и счастья в жизни вам вовсе не нужно быть самым умным, богатым или привилегированным человеком; вам нужно иметь только быстрое нунчи.

Испания – позволить ребенку делать все

В Испании высоко ценится семейный очаг. Методы и средства воспитания нацелены на то, чтобы дети никогда не испытывали даже малейшего дискомфорта.

Вот несколько интересных фактов:

  • родители (причем не только матери, но и отцы) проводят со своим чадом практически все свободное время;
  • детям позволяют закатывать истерики, в том числе в общественных местах;
  • родственники и окружающие не смеют повышать голос на ребенка.
Испания – позволить ребенку делать все

Особые методы и формы воспитания регламентируются законом. Например, в Испании запрещено оставлять ребенка до 12 лет без присмотра, даже дома. Если соседи об этом узнают, то могут вызвать полицию.

Мнение эксперта: «Позволь ребенку быть самим собой. Не подталкивай его все время, не учи, не читай нотаций. Не пытайся превозносить. Не заставляй его делать чтобы то ни было!», – психолог Юлия Гиппенрейтер.

Никаких разговоров о колледже: США

В Америке ученики после школы поступают в колледжи. Там они живут в больших домах, постоянно устраивают вечеринки с алкоголем и совершенно ничему не учатся – ну, по крайней мере, если верить фильмам.

А если серьезно, то ученикам некоторых школ запрещено обсуждать свои планы на дальнейшее образование, а также делиться своими успехами на поприще поступления. Считается, что это еще один способ обезопасить чувства учащихся. Вдруг кто-то не поступит туда, куда хотел, и будет вынужден выслушивать шумную радость своих однокашников по поводу их успеха.

Никаких разговоров о колледже: США

Запрет заходит так далеко, что учащиеся даже в социальных сетях не могут касаться этого вопроса. Опять же непонятно, как удается это все держать под контролем.