Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

«Вас не спросили»: что делать, когда раздают советы по воспитанию детей

Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.

Основы воспитания ребенка до лет

Воспитание ребенка в семье нужно организовать так, чтобы привить малышу чувство сострадания, храбрости, и приучать ребенка к труду. Самой распространенной ошибкой родителей в воспитании ребенка в семье является объяснение, которое должно вызывать логическое мышление у ребенка.

Для воспитания ребенка 3 лет логика вряд ли станет действенным способом. Например, если ребенок наступил на муравейник или сломал ветку, не стоит говорить ему, что нужно «беречь природу». Подобные лозунги для ребенка 3 лет — пустой звук. Пофантазируйте немного, расскажите ребенку, что в муравейнике живут муравьи, у которых есть детишки и что теперь им негде будет жить. В таком случае ребенок нарисует себе наглядную картинку и обязательно выразит это в эмоциях.

Комментарии

1 2 Милона [1681 день назад] Отличный врач! 2 2 Устина [1668 дней назад] Последняя фраза, как то непонятна. Пусть больной в детский сад ходит? Мало того, что других детей заразит, так ещё и сам болезнь на ногах переносит. Я конечно, против того, чтобы по каждому удобному случаю детей лекарствами пичкать, но в своё время, при сезонных эпидемиях всегда курс того же Инфлюцида давала. С ним как то надёжней было. 0 1 Кирусик [1562 дня назад] Когда мой ребенок жалуется на головную боль, боль в суставах, озноб и у него начинает закладывать нос – это все первичные симптомы простуды и мы сразу же начинаем пить Инфлюцид. Состав у него абсолютно натуральный, а главное – он очень эффективно борется с ОРЗ и ОРВИ. Не первый год и сама ним лечусь и ребенка лечу. 0 0 hvostataya [1241 день назад] Комаровский как всегда прав

перейти в обсуждение

Комментировать

Уважаемые пользователи! Упоминания названий любых лекарственных препаратов, БАДов (советы по применению), медицинских изделий, медицинских организаций, других товаров и услуг, рассматриваются как реклама и удаляются в соответсвии с п.4.6. Правил Форума

Что делать, когда советы дают родственники

Если с чужими людьми все более-менее ясно, то что делать с непрошенными советами родственников? Чаще всего на должность бесплатных консультантов себя назначают бабушки и дедушки. «Чтобы выработать правильную стратегию поведения, прежде всего, определите, какую роль в жизни детей вы намерены отвести старшему поколению, говорит Ольга Туровцева, семейный психолог. От этого зависит, насколько сильно близкие могут вмешиваться в воспитательный процесс. Если вы, например, рассчитываете на активную помощь бабушки, смиритесь с необходимостью прислушиваться к ее советам и уважать ее мнение. А если собираетесь заниматься карьерой, предполагая, что о ребенке позаботятся старшие члены семьи, вам вообще придется довольствоваться вторыми ролями в деле взращивания собственного чада, и ваш голос будет, скорее, совещательным».

Когда бабушки и дедушки принимают хоть какое-нибудь участие в жизни внуков, их отношения с детьми становятся конкурентны, особенно если старшее и младшее поколение живут вместе. Это может быть связано с потребностью подкрепления самооценки, которая реализуется в неосознанном соперничестве с родителями внуков. Известно, что самый простой путь повысить свой статус — дискредитировать действия другого. Причина бывает и в нереализованном потенциале собственного материнства или отцовства. Если стремление родственников поучать и наставлять зашкаливает, вопросы, «кто лучше знает и кому виднее», выясняйте в отсутствие детей. Сын или дочь не должны слышать взаимные упреки и обвинения в некомпетентности. «Помните, что чрезмерное неконструктивное выражение своих защитных реакций, например, в отношении свекрови или собственных родителей, является негативным примером для вашего ребенка, говорит Александрина Григорьева. Поскольку в данный момент вы представляете для сына или дочери образец коммуникации и личностного отношения с близкими людьми».

Имейте также в виду, что подобные споры не только вопрос воспитания, но и власти. Он решается, в том числе, и в контексте общения с детьми: папа с мамой разрешили, бабушка нет, и наоборот. Подрастая в такой среде, малыш учится ловко манипулировать и родителями, и старшими членами семьи. Он очень быстро осознает, что если мама запретила, бабушка позволит, ну или, по крайней мере, будет более либеральна. Со временем такие разногласия рискуют перерасти в серьезные семейные конфликты. «Чтобы этого не произошло, с самого начала определите “зоны влияния”, говорит Ольга Туровцева. Уважительно и деликатно объясните собственным отцу и матери, что их опыт, безусловно, очень важен. И вы готовы прислушиваться к их мнению, что вы благодарны за их помощь и советы, но ответственность за ребенка целиком лежит на вас, его родителях. И эта ответственность дает свободу в выборе способов воспитания малыша именно маме и папе, а не бабушкам, дедушкам и прочим родственникам».

Не зацикливайтесь на плохом поведении

Вместо постоянных упрёков, обратите внимание на хорошее. Хвалите своего ребёнка и объясняйте ему, за что именно вы его поощрили. Этот способ действует эффективнее, чем замечания и недовольства.

«Если подпитывать что-то, оно будет расти. Если не подпитывать, то оно будет постепенно угасать. Это простой принцип, но большинство из тех, кто испытывает проблемы при общении со своими детьми, упускают его из виду либо никогда не задумывались о том, как и какое поведение они поощряют на самом деле».

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

правил воспитания двойняшек, которые нельзя игнорировать

Специально для «Летидора» психолог Мария Баулина рассказывает о важнейших нюансах, которые необходимо учитывать при воспитании двойняшек.

Практически вся литература, адресованная новоиспеченным родителям, рассчитана на то, что они воспитывают одного ребенка. Если в семье больше детей, то предполагается, что они разного возраста.

Однако рождение двойняшек требует не только количественных изменений в планировании бюджета, но и качественно иного подхода к воспитанию. Какие же нюансы необходимо учитывать?

Если с одним малышом можно позволить себе не думать о каком-либо расписании, подстраиваясь под природные ритмы ребенка, то матери двойняшек приходится экспериментировать с различными режимами.

Одним родителям удобнее кормить или купать детей одновременно, другим — по очереди, однако конечной целью подбора расписания является удобство матери.

Несмотря на то, что многие взрослые вначале жалуются на то, что малыши спят по очереди, со временем их удается привести к «общему знаменателю».

Управленческие навыки, полученные в первый год жизни, затем не раз пригодятся родителям: когда дети начнут ходить и будут двигаться в противоположные стороны, когда они станут просить разные блюда на обед и так далее.

Быть постоянно вместе, играть в общие игрушки и видеть перед собой собственную копию (в том случае, если у вас близнецы) — непростое испытание. Отсутствие личного пространства осложняет развитие индивидуальности и приводит к формированию обобщенного «мы» вместо «я».

Поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы у детей отличались не только личные вещи, но и способы проведения досуга и развивающие занятия.

Например, пока один ребенок гостит у бабушки, другой отправляется с папой на автомойку.

При общении с двойняшками важно подчеркивать их различия в темпераменте и характере, избегая при этом противопоставлений и навешивания ярлыков. Так, одного ребенка можно похвалить за скорость реакции, а другого — за обстоятельность и ответственность при принятии решения.

Гримасы перед зеркалом и любование собой в различных нарядах обычно не поощряются взрослыми.

Но для двойняшек подобное исследование себя и своих отличий от брата или сестры является важным этапом развития.

Когда кто-то из детей находится перед зеркалом, старайтесь вслух отмечать те или иные особенности внешности или мимики, даже если они неочевидны.

Что уж скрывать — взрослым удобно, когда дети играют вместе и никого не отвлекают. Однако, в отличие от одного ребенка, которого можно надолго оставить играть с ровесниками без каких-либо негативных последствий, у дружных двойняшек может замедлиться развитие речи.

Будучи замкнутыми друг на друге, они привыкают использовать слова или звуки, понятные только им двоим. Богатый словарный запас и развернутые фразы оказываются ненужными.

Чтобы все стороны языка были востребованы, двойняшкам необходимо чаще общаться со взрослыми.

Компания детей может заменить родителей только в том случае, если двойняшки находят в ней других собеседников, помимо брата или сестры.

Иногда для накопления словарного запаса и правильной постановки звуков двойняшкам бывает недостаточно просто общаться с родителями. Поскольку «двойные» беременность и роды иногда протекают с осложнениями, важно в самые первые месяцы следить за появлением лепета, а затем — за произнесением слов и построением фраз.

В арсенале родителей должны быть аудиосказки и тематические книжки, направленные на расширение словарного запаса (например, посвященные профессиям, видам транспорта, фруктам, одежде и другому).

Особое внимание нужно уделить менее активному ребенку из двойни, который, как правило, позже начинает говорить и склонен повторять за братом или сестрой ошибки при произнесении звуков и слов.

Молодые мамы часто бессознательно употребляют местоимение «мы», поскольку чувствуют особую близость к малышу и полностью поглощены его потребностями, проблемами и достижениями.

На детской площадке то и дело слышится: «Мы не любим тыквенное пюре» или «Мы пойдем кататься на качелях».

Мамам двойняшек лучше избегать подобных формулировок, так как многим малышам и без того бывает сложно запомнить свои имена.

Например, один из детей может откликаться лишь на «Миша, Гриша!», но не на «Миша!».

Объединение не только в пару с братом или сестрой, но и с мамой еще больше осложняет формирование Я-образа.

Может показаться, что двойняшкам легче адаптироваться в детском коллективе, чем одному ребенку. Однако это не совсем так.

Во-первых, у многих двойняшек имеется недостаток опыта в общении с другими детьми из-за привычки играть друг с другом. Во-вторых, они могут негативно воспринимать желание ровесников общаться только с одним из них.

Поэтому для развития коммуникативных навыков родителям необходимо выступать посредниками при возникновении конфликтов или недопонимании.

Важно обсуждать с детьми ситуации, возникающие на площадке или в детском саду, и объяснять мотивы поведения ровесников.

Если речь идет о близнецах, то еще одна задача родителей — подсказка другим детям, с кем из малышей они в данный момент имеют дело.

Появление родителей с двойняшками на людях всегда вызывает пристальное внимание окружающих.

Не желая причинить детям вред и идя на поводу у своих эмоций, люди часто высказывают свое мнение о том, что дети похожи, как две капли воды, что они не могут друг без друга ни секунды и тому подобное.

Такие стереотипные установки идут вразрез с описанными выше принципами воспитания двойняшек, поэтому родителям стоит позаботиться о том, как свести к минимуму их влияние. Например, можно сделать акцент на том, что дети сильно отличаются по характеру, обладают разными интересами или одарены в различных сферах деятельности.

Shutterstock

Хитрости, облегчающие общение:

При общении с плохо слышащими и плохо понимающими речь могут помочь:

— членораздельная речь,

— короткие предложения,

— картинки,

— утрированные четкие жесты,

— утрированная театральная интонация,

— взгляд в глаза (человек при этом может не слышать и читать по губам, взгляд позволяет ему удерживать внимание).

Хитрости, облегчающие общение:

Не торопитесь и всегда дождитесь ответной реакции.

При общении с плохо держащими взгляд или внимание на собеседнике:

— можно надеть что-то яркое – шляпу, серьги;

— сделать яркий макияж;

— надеть звенящие длинные серьги или колокольчик на шею.

Обладатели целого ряда диагнозов – например, аутисты – в глаза смотреть не любят, зато прекрасно общаются при помощи картинок или фотографий, очень любят чертить пиктограммы.

Воспитание мальчиков и девочек

Психологи констатируют, что в воспитании детей разных полов есть существенные отличия. И главное то, что к девочкам надо проявлять максимум заботы, а мальчикам демонстрировать больше доверия. Чрезмерная забота о сыне — это своеобразное выражение ему недоверия и отсутствие веры в его самостоятельность. Если же папа и мама слишком много свободы предоставляют девочке, то это нею воспринимается как дефицит любви.

Чтобы в будущем сын умел заботиться об окружающих, он должен чувствовать к себе доверие, а чтобы дочка могла доверять людям, ей необходимы от родителей понимание и забота.

Одобрение сына, воспитание в нем мужчины является его мотивацией к заботе о близких, окружающих. И когда папа с мамой дают понять мальчику, что он их радует, что его умения полезны другим, что он поступает по-взрослому, то это и есть ранняя мотивация к поведению мужчины как сильной личности, главы семейства, защитника. Да, одобрение и доверие необходимо демонстрировать и дочерям, но для мальчиков они с раннего детства являются действенными стимулами к успеху, самостоятельности веры в себя.

Девочка будет счастливой тогда, когда получает поддержку, когда она может дарить свою любовь и внимание в ответ на заботу о ней. Ей комфортно, когда она чувствует уважение, понимание по отношению к себе.

Важно каждую минуту помнить, что дети берут пример с родителей, и если сын будет видеть, что отец грубо обращается с матерью, повышает на нее голос, может поднять руку, то такая модель поведения будет формироваться и у него. И проявится это, скорее всего, уже в детском саду. Недолюбленная девочка, растущая в атмосфере слишком большой самостоятельности, как это бывает в неблагополучных семьях, будет проявлять со временем свою закомплексованность, скрытность, боязнь высказать собственное мнение. Исходя из этого, девочки больше нуждаются в ласке, тактильных нежностях, эмоциональном тепле, а мальчики — в словесных одобрениях, доверии, контроле.