Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Викторина по произведениям Маршака для старшего дошкольного возраста

Самуил Яковлевич Маршак; Воронеж, Российская империя; 22.10.1887 – 04.07.1964

Биография Самуила Маршака

Самуил Маршак родился осенью 1887 года в одной из свобод города Воронеж. Его семья имела еврейские корни. Отец будущего писателя долгое время занимал должность мастера на одном из заводов по производству мыла. Детство Самуила прошло в небольшом городке неподалеку от Воронежа, где проживал его родной дядя. В двенадцать лет Маршак отправился в местную гимназию. Именно во время обучения у Самуила пробудилась любовь к литературе. Первой пробой его пера были небольшие поэзии.

Из краткой биографии Маршака узнаем, что как-то раз блокнот с записями стихов попал к известному петербургскому критику. Именно он позаботился о том, чтобы Самуил Маршак тут же перебрался в Петербург и обеспечил мальчику место в одной из лучших гимназий города. Все дни напролёт Самуил любил проводить в библиотеке за чтением книг. В семнадцать лет биография Маршака приобрела неожиданный поворот: он познакомился с Максимом Горьким. Писателю так понравились поэзии молодого человека, что он тут же пригласил его погостить на свою дачу в Ялту. Там Самуил провёл последующие два года.

1907 стал годом выхода первой книги Маршака. Молодому человеку удалось опубликовать поэтический сборник под названием «Сиониды», все произведения которого были посвящены еврейскому народу. В тоже время помимо написания собственных произведений Самуил занимается переводом работ популярных авторов с иврита и идиша.

В связи с революцией и репрессиями в 1905 году вся семья Маршака была вынуждена оставить Крым. Таким образом Самуил снова перебрался в Петербург. В двадцать три года писатель решает отправиться в путешествие по Ближнему Востоку. За компанию с собой он берёт своего хорошего друга – молодого поэта Година. Самуила Маршака биография рассказывает, что за время плавания они побывали в Турции, в Сирии, Греции и даже Палестине. Первоначальной целью путешествия было освещение событий, происходящих в странах Восточного Средиземноморья. Маршак туда отправился в качестве журналиста Петербургской газеты. Однако увиденное настолько поразило молодого человека, что по приезду домой вышли стихи Маршака, объединенные в цикл «Палестина».

Там же во время путешествия Самуил познакомился со своей будущей женой Софией. Молодые люди поженились осенью 1912 года, после чего перебрались в Англию. На новом месте проживания Самуил поступил в местный техникум, после чего обучался в Лондонском университете. Английская литература настолько вдохновила писателя, что он начал работать над переводами классических баллад из стихотворений. Маршак не знал, что немного позже эти работы принесут ему большую славу.

Маршак пробыл в Англии до двадцати семи лет, после чего вернулся на Родину и поселился в провинции. Один за другим в Петербургских периодических изданиях становится возможным стихотворения, переводы и сказки Маршака читать. В 1917 году Самуил вместе со своей семьей переезжает в Петрозаводск. Там он получает должность в местном отделе народного образования.

В 1919 году выходит первый полноценный сборник произведений Маршака под названием «Сатиры и эпиграммы». Параллельно он занимается общественной деятельностью. Самуил принимает участие в организации детского театра, для которого сам пишет небольшие пьесы.

О Маршаке читать можем, что в 1923 году писатель организовывает детское периодическое издание под названием «Воробей». Там он печатает как свои произведения, так и стихотворения, и рассказы Бориса Житкова, Виталия Бианки и других известных детских писателей. В сорок семь лет Маршак принимает участие в съезде советских писателей, на котором выступает с докладом, посвященным детской литературе. После этого он получает должность члена правления Союза писателей СССР, а в сороковых годах занимает должность депутата Московского горсовета.

В 1937 году издательство, основанное писателем, было полностью разгромлено, а все его сотрудники репрессированы. Тогда Самуил решает переехать в Москву.  Во время Второй мировой войны творчество Маршака приобретает сатирический характер. Тогда же он начинает задумываться над написанием автобиографической книги, которую публикует в 1960 году. На протяжении всего этого времени Маршак продолжает писать стихотворения, фельетоны, разбавляя всё это серьезной «взрослой» поэзией.

В начале 1960-х годов у писателя начались проблемы со здоровьем. Врачи обнаружили у него тяжелое заболевание легких, которое возникло из-за частого курения. Длительное лечение не принесло положительного результата, и в 1964 году Самуил Маршак скончался.

Конспект литературной викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака. Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака.

Материал:

Кроссворд, картинки с животными, портрет С.Я. Маршака, конверты с телеграммой, бандероль, колечко, квитанции, диван, чемодан, картина, корзина, картонка, собачка, медали «Знатоки сказок», книги С.Я. Маршака.

Действующие лица:

Ведущая, почтальон, Дама.

«Анализ первых стихотворений Маршака»

Стихотворение «Пожар» отличается исключительно четкой композицией. Первые его строфы рассказывают о дозорном на каланче, затем идет вторая главка — огонь вырывается из плена и, наконец, третья — выезд пожарных на борьбу с огнем. Причем Маршак так отбирает факты и языковые средства, что каждая часть стихотворения — это законченное, самостоятельное целое, воспринимаемое в то же время как органическая часть единого сюжета. События в стихотворении развиваются быстро, напряженно: маленький, хитрый огонек вырвался на волю, и сразу же грозно забушевало пламя, мчатся в красной машине пожарные… Такой динамизм в показе событий необходим, так как, по словам А. С. Макаренко, «ребенок любит движение, любит события… его воля требует движения и перемены мест». Поэтому в стихотворении С. Я. Маршака особую роль играют глаголы — на них падает главная смысловая нагрузка:

* Приоткрыла дверцу Лена, Побежал по стульям с треском, * Соскочил огонь с полена, Вверх пополз по занавескам, * Перед печкой выжег пол, Стены Дымом заволок, * Влез по скатерти на стол, Лижет пол и потолок. * А как весомо звучат глаголы в следующем отрывке: * Топорами балки рушат, * Из брандспойтов пламя тушат…

Не случайно А. Н. Толстой говорил: «Всегда нужно, прежде всего искать и находить правильный глагол, который дает правильное движение предмета». Поэт знакомит юного читателя с главным героем поэтического рассказа — пожарным Кузьмой. Он отважен, скромен. Поэт рассказывает о нем с добрым юмором:

* Вот Кузьма в помятой каске, * Лоб в крови, подбитый глаз * Голова его в повязке, * Да ему не в первый раз…

Высшей наградой для Кузьмы является сознание того, что «поработал он недаром и славно справился с пожаром».

Маршак выводил ребенка из узкого, комнатного мирка на широкий простор. Стихотворение «Почта» (1927) —это скорее маленькая поэма. Сюжет этого произведения несложен: догоняя адресата, письмо облетает почти весь земной шар, и вместе с ним путешествует и маленький читатель: из Ленинграда — в Берлин, из Берлина — в Лондон, из Лондона — в Бразилию, из Бразилии—вновь в Ленинград. Стихотворение состоит из 10 небольших главок, очень лаконичных по содержанию, тесно взаимосвязанных. Ни одну из них нельзя переставить в стихотворении или опустить, не нарушив при этом общей композиционной целостности. Своеобразны эти главки и по форме: одни из них напоминают загадки:

* Кто стучится в дверь ко мне * С толстой сумкой на ремне, * С цифрой 5 на медной бляшке, * В синей форменной фуражке? — * другие — детские считалки: * Это он, Это он, Ленинградский почтальон!

Рассказывая о том, как письмо путешествует по свету, Маршак знакомит читателя с целым рядом героев, наделяя каждого из них запоминающимися, очень конкретными национальными чертами характера, поведения: мистер Смит «в почтовой синей кепке, а сам он’ вроде щепки»; дон Базилио, бразильский почтальон, «от зноя утомлен»; «в синей форменной фуражке, с цифрой 5 на медной бляшке» — ленинградский почтальон.

* Письмо * Само * Никуда не пойдет, * Но в ящик его опусти — * Оно пробежит, * Пролетит, * Проплывет * Тысячи верст пути…

Рассказу о кругосветном путешествии письма соответствует и своеобразная кольцевая композиция стихотворения. Оно заканчивается своеобразным гимном почтальонам, их нелегкому, незаметному, но очень нужному людям труду.

Счастливое детство и лесная книга

Дети нашего двора

Особая роль в творчестве Маршака отведена самим детям. Это яркие, реалистичные фигуры, в которых узнаётся мальчишка из соседнего двора или одноклассник. А может, ребёнок узнает в них и самого себя?

Подрастающие дети очень активны и любознательны («Мяч», «Усатый-полосатый»), с удовольствием помогают старшим («Круглый год», «Разноцветная книга») и, познавая мир, готовятся к взрослой жизни («Дети нашего двора», «Хороший день», «Великан»).

Объединяет все произведения Маршака тема счастливого детства. Она раскрывает основные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на пути взросления: взаимоотношения между разными поколениями, проблемы

Детки в клетке

Ведущую роль в произведениях Маршака играют братья наши меньшие. Повествуя о животных, он подразумевает людей и учит малышей сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, учит любить животных, тем самым прививая любовь к людям.

Стихотворение «Детки в клетке» очень нравится детишкам дошкольного возраста. Произведение повествует о буднях Зоосада и их жителях: крокодиле, слоне, медведе, кенгуру, обезьяне, львах и многих других.

Показав себя народу, Бегемот уходит в воду. Спит сова, вцепившись в пень, Спит олень, и спит тюлень.

Счастливое детство и лесная книга

В забавные четверостишия, вызывающие улыбку, иногда вкрадываются грустные и трогательные нотки. Ведь героев за решёткой посещают те же чувства, что и людей: досада, гнев, растерянность и печаль.

В «Сказке о глупом мышонке» мы снова видим животных, но узнаём в них людей – взрослых и ребёнка. ☀️ Произведение рассказывает о маме-мышке, которая безуспешно старалась убаюкать неугомонного малыша и пыталась подобрать ему няньку среди других животных. Но детёнышу не понравился никто, кроме тёти кошки.

Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Голосок твой так хорош. Очень сладко ты поешь!

Что было потом, всем известно, и мораль понятна.

Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать…

Он даже не подозревает, сколько опасностей его поджидает в лице диких зверей.

Проводится аналогия с подростком, который стремиться покинуть отчий дом и вырваться в большую жизнь.

Самостоятельная жизнь – это уже не игра.

Герою предстоит повзрослеть и совершать по-настоящему серьёзные поступки, а также сделать трудный выбор спастись или погибнуть.