Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Влияние фрустрации на общее развитие ребенка

АЛМАТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Одной из традиционных проблем детской и возрастной психологии является изучение разных сторон поведения детей, условий его формирования. Но многие аспекты данной темы до сих пор изучены недостаточно.

Человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с разными трудными ситуациями, которые ему необходимо преодолевать, находить тот или иной способ действия для того, чтобы разрешить возникшую проблему. Начинается формирование индивидуальных способов преодоления трудностей в детском возрасте. Существует ряд психологических исследований, которые посвящены изучению особенностей поведения детей в разных трудных ситуациях (Р. Б. Аугис, Е. Е. Данилова, А. С. Зобов и др.). В этих работах было показано, что ситуации, которые вызывают затруднения и провоцируют негативные эмоциональные переживания, возникают практически во всех сферах жизнедеятельности ребенка (в семье, в школе, в общении со сверстниками и взрослыми, в школе). Самыми распространенными среди них, даже типичными для детей, являются ситуации фрустрации.

Особенности медиативного диалога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Аннотация: Проблема и задачи исследования. В статье формулируется проблема специфики медиативного диалога детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства предупреждения и разрешения детских конфликтов в условиях их нарастания и обострения в современной школе, рассмотрены социальные и социокультурные причины детской конфликтности. Представлено состояние исследований по проблеме детского диалога и возможностей его актуализации у детей. Показана необходимость применения в современной социокультурной ситуации новых подходов при профилактике и разрешении детских конфликтов; обосновано, что одним из наиболее эффективных средств работы с детскими конфликтами является духовно-нравственный диалог, применяемый в его возрастной специфике. Рассмотрены основные требования к диалогу в контексте специфики детской субкультуры дошкольников и младших школьников. Показано, что важнейшим условием развития духовно-нравственного диалога и его эффективного использования в медиации является создание благоприятной социально-психологической и социокультурной ситуации, основанной на организации образования в формах детской субкультуры. В эмпирической части описаны проекты и программы развития детского диалога в контексте социокультурного развития дошкольников и младших школьников, дан анализ результатов развивающего эксперимента в детском саду и в начальной школе. В заключении показана необходимость в современных социокультурных условиях специальной работы по развитию медиативного духовно-нравственного диалога, основанного на учете специфики детской субкультуры, как средства предупреждения и разрешения детских конфликтов у дошкольников и младших школьников.Ключевые слова: детский конфликт, детская субкультура, медиация, медиативный диалог, социокультурное развитие, прощение, ценности, дошкольники, младшие школьникиБиблиографический список:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2015. – 528 с. 2. Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. – 1995. – № 3. – С. 95–129. 3. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров, С. С. Аверинцев. – М.: Искусство, 1979. – 423 с. 4. Бердяев Н. А. Творчество и объективация. – Минск: Экономпресс, 2000. – 304 с. 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с. 6. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. – 372 с. 7. Большунова Н. Я., Инчина М. В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 232 с. 8. Большунова Н. Я., Устинова О. А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я // Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов: сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 15 ноября 2016). Альманах Научного архива Психологического института. Вып. 8. / сост., науч. ред., ответственные выпуска О. Е. Серова, Е. П. Гусева. – М.; СПб.: Нестор-История, 2016. – 541 с. 9. Большунова Н. Я., Устинова О. А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры // Сибирский педагогический журнал.  – 2017. – № 6. – С. 115–124. 10. Венгер А. Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 3–12. 11. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 61. – URL: (дата обращения: ). 12. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с. 13. Печин Ю. В. Прощение как терапия культурной травмы // Сибирский педагогический журнал. – 2014(а). – № 1. – С. 171–174. 14. Поливанова К. Н. Взросление сегодня: социальные изменения современного детства [Электронный ресурс]. – URL: _nye_izmeneniya_sovremennogo_detstv… (дата обращения: 2018). 15. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Примерная парциальная образовательная Программа для детей раннего возраста (1–3 года) «Первые шаги» [Электронный ресурс]. – М., 2014. – URL: -content/uploads/2014/02/ (дата обращения: 2018). 16. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с. 17. Сорокина А. И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Л., 1945. – 130 с. 18. Слотердайк П. Сферы. Микросферология. – Т. I Пузыри. – СПб.: Наука, 2005. – 654 с. 19. Устинова О. А. «Образ – я» и его развитие средствами диалога: дис. … канд. психол. наук. – М., 2012. – 456 с. 20. Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с. 21. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4. – С. 3–12. 22. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208 с. 23. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. – М.; Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1995. – 416 с. 24. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. – № 3. – С. 7–13. 25. Elkind D. Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. – Hachette UK, 2009. – 288 р. 26. Postman N. The Disappearance of Childhood. – N.Y.: Vintage Books, 1994. – 178

Личностные проблемы

Личностные проблемы — разновидность психологических проблем наряду с душевными и социальными (семейными) проблемами. Если акцент на то, что человеку на душе плохо, говорят скорее о душевных проблемах, если же акцент на том, что человек потерял интерес и возможности развития, начал по жизни спускаться, говорят о личностных проблемах.

  • Под личностном развитием при этом понимается умение жить среди людей, общаться с ними, умение проявить себя, свои индивидуальные особенности и при этом понять другого.
  • Личностное развитие ребенка можно условно разделить на три составляющие:
  • Нравственное развитие (сочувствие, доброта, готовность и умение оказать поддержку, уважение интересов и мнения окружающих, знание нравственных норм, принятых в обществе, отношение к ним и умение им следовать).

Эмоциональное развитие (Это очень важный компонент для развития ребенка т. к без него никакое общение и взаимодействие с окружающим миром не будет эффективным. Ребенку необходимо уметь: во-первых, понимать эмоциональное состоянии другого, а во- вторых, распознавать собственные эмоции, уметь их выражать и управлять ими).

Развитие коммуникативных способностей (умение конструктивно общаться, ощущать внутреннюю психологическую уверенность, способность доверять миру, получать радость от общения и взаимодействия с окружающими.

При развитии коммуникативных навыков у ребенка формируется и личная культура, ощущение собственной индивидуальности и одновременно чувство эмпатии — понимания как другой человек чувствует себя в конкретной ситуации, способность посочувствовать ему и умение оказать помощь или поддержку).

Говоря об особенностях развития детей с ОНР следует отметить следующие проблемы личностного развития.

  • 1. Нарушения в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой, поскольку речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Самооценка у детей с ОНР обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности, а взаимоотношения с окружающими ограничены.
  • 2. Что касается вопроса коммуникативной сферы то из-за несформированности средств общения значительно нарушается развитие этой функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте , не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, который может выражаться как в проявлении агрессивности, так и в замкнутости ребенка, его закрытости от мира.
  • 3. Дети с ОНР, как правило обладают скудной палитрой эмоций, испытывают трудности в умении выразить их мимикой, жестами , интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески, с которыми им очень трудно справиться. Детям сложно понять как настроение и характер музыкальных произведений, сказочных персонажей, так и эмоциональное состояние окружающих людей.
  • 4. Одновременно с этим у детей не сформированы нравственные нормы, существуют трудности в оценке поступков, умении отличать хорошее от плохого, адекватно реагировать на внешнюю ситуацию. Требуется помощь в развитии отношения к людям, отношения к труду, к волевым и моральным качествам( смелый -трусливый, честный -лживый, щедрый — жадный), к животным, к природе.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:

  • 1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими ( как взрослыми , так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения. Иначе говоря они сами стараются социально адаптироваться.
  • 2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта с окружающими. Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.
  • 3. Дети, остро переживающие речевой дефект. Им свойственен речевой негативизм, что выражается в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке. Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками, сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.

Психокоррекционные занятия (тренинги), имеющие целью помощь в разрешении указанных проблем детям с ОНР, проходят как в подгрупповой так и в индивидуальной форме.

Реализуемые задачи:

  • — отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.
  • — развитие взаимной эмпатии ( умения сопереживать).
  • — снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности.
  • — коррекция агрессивных и иных негативных проявлений, препятствующих общению.
  • — создание положительного эмоционального фона в группе.
  • — развитие у детей способности регулировать свои эмоциональные состояния.
  • — работа над пластикой тела, над координацией движений и развитием тактильного восприятия.

Размытие понятий добра и зла.

Размытие понятий добра и зла в современной медиапродукции, предназначенной  для детей.

Главное что должны дать родители детям в жизни –  если взять саму суть, то это объяснить им главные ориентиры на тему, что такое хорошо, а что такое плохо. И в советское время вся детская медиапродукция делалась именно в расчете на это, в помощь родителям.

Ведь те уроки, которые ребенок приобретает из мультфильмов и сказок, влияют на систему ценностей ребенка, с которой ему потом жить.

 Именно по этой причине, всегда во всех классических сюжетах для детей, в фольклоре, сказках, во всех культурах, зло было всегда представлено в виде злых, страшных, и уродливых персонажей, и это делалось  не случайно, а для того чтобы с раннего детства привить ребенку отвращение к злу.  Ведь зло в реальной жизни – это подлость, жестокость,– также безобразны.

Сейчас же главный мировой тренд это как раз наделение злых персонажей положительными качествами. Создатели такой продукции по сути вкладывают детям в голову идею толерантности к злу, т.е. к подлости, жестокости, предательству.,

Кстати одним первых мультфильмов, активно размывающим понятия добра и зла был как ни странно Шрек. Ведь он— огр. Нам это слово мало о чем говорит, и в этом плане нам можно сказать повезло, что наши дети не совсем понимают о чем там речь. А вот западные дети хорошо понимают, ведь в западной мифологии огры — это безобразные и злобные великаны-людоеды, обитающие на болотах. В Швейцарии даже есть памятник огру, пожирающему детей, узнаете доброго Шрека?

Размытие понятий добра и зла.

То есть получается что оп факту это мультфильм про доброго людоеда, ничего не режет слух? Вот добрый людоед, это своего рода «подводная поведенческая мина», приняв которую ребенок утрачивает способность отличать хорошее от плохого и в результате вообще теряет какое-либо понимание того, что такое норма. И посеяв такое зёрнышко в сознание ребёнка, в дальнейшем его уже будет несложно убедить в чём угодно. Это ведет к тому, что дети, не могут отличить добро от зла, и начинают вести себя, также, как экранные герои.

Размытие понятий добра и зла.

«Монстры на каникулах» Главные герои, это те персонажи, что всегда считалось злом, и имели соответствующие образы. Во всех сказках всех народов, они всегда служили тёмной силе, которая противостоит добру.

Размытие понятий добра и зла.

Но в мультфильме заведомое зло наделено хорошими качествами, и эти персонажи показаны в качестве примеров для подражания.  При этом люди показаны злыми, и дикими, они уничтожают любого, кто на них не похож. А  вот во второй части люди и монстры уже мирно сосуществуют. Тем самым продвигается мысль, что надо толерантно относиться к любым отклонениям от нормы, избегая давать нравственные оценки «хорошо/плохо». Вам это ничего не напоминает.

Размытие понятий добра и зла.

Мультфильм «миньоны», пожалуй самый показательный в этом плане, не случайно он так сильно раскручен, в том числе и у нас.

Размытие понятий добра и зла.

Кстати  слово “миньоны”, происходят от слова слуга.  И ведь по факту кто они, они – слуги, созданные, лишь для того, чтобы служить злу, они носят рабочую форму, не обдумывают приказы.

Размытие понятий добра и зла.

Не тот ли это образ типичного представителя общества потребления, который сейчас активно навязывается? Посмотрите на самом деле, одинаковые существа, не имеющие ни собственного мнения, ни смысла жизни, ни пола, ни каких-либо морально-нравственных качеств и желающие только прислуживать, и страшно то, что при этом они герои современных детей.

Размытие понятий добра и зла.

То что Голливуд давно занимается размыванием понятий добра и зла все знают, но беда в том, что теперь и наши начали делать тоже самое. Фильм Последний богатырь смотрели? Посмотрите.

Размытие понятий добра и зла.

В голливудских фильмах для детей происходит ровно тоже самое. Возьмем 2 самых популярных “пираты карибского моря” и  «стражи галактики» . Про кого эти фильмы? Про пиратов, только одни на море, а другие в космосе, вот и вся разница.  А кто такие пираты, опять же это убийцы и бандиты, и в детской продукции они должны быть показаны соответствующе, но из них ведь там опять делают положительных героев.

Размытие понятий добра и зла.

Конечно есть и мультфильмы, где добро побеждает зло, но была замечена интересная вещь, каждая новая серия любого американского мультсериала — это продолжение борьбы с тем злом, которое… было побеждено в предыдущей серии. На самом деле, вспомните те диснеевские мультики нашего детства, помните там в каждом было по несколько злодеев, которых вроде как побеждали каждую серию, но через несколько серий они снова всплывали, но в итоге ведь их так и не победили. На этот счет есть даже мнение, что таким образом умышленно в детскую голову вкладывается идея о неучтожимости зла.Ссылки:

Размытие понятий добра и зла.

Статья : «Мультфильм «Монстры на каникулах»: Воспитываем толерантность к злу» статья: «Добро, зло и современные мультфильмы!» -zlo-i-sovremennye-multiki/Видеоообзор и статья: «Мультфильм «Миньоны»: Гимн крысам» -minony-gimn-krysam/Статья: «Сказка, где добро меняют местами со злом.» Видеообзор: «Последний богатырь. Сказка, где добро меняют местами со злом» (полная версия) Подборка материалов на тему опасный контент опасный-контент

Размытие понятий добра и зла.

Резюме

Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психомоторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение v него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие, а лечебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует специальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной.

Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры.

Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые. Только психологически грамотная поддержка развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения: создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.

Если вам нужна будет помощь детского психолога в Алматы – обращайтесь!