Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

ВОСПИТАНИЕ — что это. Цели, Виды и Принципы воспитания

2. Пути и средства нравственного воспитания9

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Цели воспитания

От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса – формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания.Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:

  • Прагматическая. При прагматическом воздействии на личность у воспитанника формируют “навыки выживания”. Здесь важным моментом является формирование человека – потребителя, который умеет эффективно работать и в первую очередь ставит интересы государства превыше собственных желаний и потребностей. При таком подходе личные желания, стремления трудящегося отходят на второй план.
  • Гуманистическая. При гуманистической концепции воспитания, цель – это развитие в личности талантов и способностей. Реализация возможностей человека на благо общества, раскрытие его индивидуальности.

Важно! Прагматическая концепция родилась в педагогической среде в начале XX века. В обществе была известна как “школа выживания” и была обусловлена периодом революционных потрясений как в России, так и за рубежом.Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже – в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.

Понятие патриотизма

Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.

Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.

Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.

Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?

Важно:Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания. Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви родному краю, к родной природе, истории своей страны. Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.

Внешкольная деятельность

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Сохраним малые реки», «Чистота моих улиц» и т.д.

В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:

  • трудовые и экологические десанты;
  • экскурсии;
  • благотворительные или гражданские акции;
  • военно-патриотические мероприятия.

Трудовое

Трудовое воспитание охватывает те аспекты, которые связаны с производственной деятельностью ученика. Важным моментом в этом случае является политехническое образование. Здесь выделяются такие задачи:

  1. Подготовка человека к осознанному выбору профессии.
  2. Формирование таких положительных качеств личности, как ответственность, дисциплинированность.

В процессе обучения молодой человек знакомится с основами предпринимательской деятельности. У него развиваются технические способности, экономическое мышление.