Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Воспитание ребенка 4–5 лет. Основные рекомендации родителям

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Воспитание ребенка лет. Что нужно знать родителям?

  1. Первый и невероятно важный пункт – это развитие личности. Именно в этом возрасте, до 5 лет, нужно приложить максимум усилий, постараться вложить в свое чадо как можно больше, ради его будущего. Ребенка нужно учить самостоятельности, принятию решений, способностью думать своей головой, не сравнивать себя с другими, не пытаться быть похожим на кого-то из ребят «из крутой компании», нужно учить постоять за себя.
  2. Воспитание сочувствия. В 4 года ребенок знакомится с новыми чувствами и эмоциями общаясь со своими сверстниками. Очень часто, столкнувшись с чем-то новыми, он не знает как себя вести, может сделать все что угодно. Родителям нужно научить правильно реагировать на ту или иную ситуацию.
  3. Ребенок должен знать, что мамино или папино «нет» означает «нет». Даже в общественных местах, нужно научить ребенка понимать это, не закатывать истерики пытаясь манипулировать родителями. Но в то же время, никогда не в коем случае нельзя наказывать ребенка унижением, потому что такой ход может оставить сильную травму и когда-нибудь в будущем она может вылезти и составить множество проблем ребенку. Особенно не стоит унижать своего ребенка перед посторонними людьми, ребенок всегда должен чувствовать, что родители уважают его достоинство.
  4. Родителям стоит набраться терпения, потому что, если они хотят, чтобы ребенок услышал все их наставления и советы, нужно быть готовыми к тому что все слова нужно будут повторять по нескольку раз. Дети не всегда слушают внимательно или помнят все наставления и уроки, что говорили им родители. Важно говорить спокойно и не быстро что бы малыш усвоил сказанное.
  5. Никогда нельзя ограничивать полет мыслей и фантазии ребенка. 4 года – время, когда дети выдают много очень разных историй, игр, рисуют может быть непонятные родителям вещи, но ребенок так видит, его нельзя ограничивать в этом, иначе родители рискуют вырастить человека, не умеющего думать самостоятельно и зависящего от мнения окружающих.
  6. Маленькому ребенку очень важно, что б его слушали. Мама и папа должны уделять этому много внимания, даже если им не сильно интересно какой покемон лучше или почему фея Хлоя нравится дочке больше чем остальные. Если ребенок это родителям рассказывает, значит ему это важно, и он хочет этим поделиться. Если не послушать сейчас про фей и покемонов, то не стоит удивляться потом, если дочь не расскажет маме о своих подругах и парнях.

Особенности детской психологии

Особенности детской психологии заключаются в том, что ребенок еще не понимает многих вещей и его легко можно обмануть. Он еще не умеет искать взаимосвязи между вещами и событиями и ему сложно отличить правду от вымысла. А поскольку взрослые являются для него авторитетом и примером для подражания, он им верит.

Особенно это относится к детям до пяти лет. В возрасте от двух до четырех лет у ребенка происходит формирование психики. Потому к этому периоду развития ребенка необходимо отнестись очень ответственно. Нужно стараться находить правильный подход к малышу. И помнить о том, что каждый ребенок индивидуален и психологические процессы у каждого протекают по-разному. В такой период один ребенок может быть спокойным и, даже замкнутым, у другого же наоборот могут быть частые смены настроения и необоснованные реакции. От этого у родителей часто может возникать ощущение отсутствия взаимопонимания с ребенком.

Чему учится малыш от года до года месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Познавательное развитие

Развитие ребенка в 4 года характеризуется активным восприятием предметов и явлений окружающего мира. Дети в этот период чрезмерно пытливые и любознательные. За сутки могут задать более сотни вопросов, и даже не получив ответа, сформулировать новое «почему».

Познавательная активность проявляется желанием подражать близким, вовлекать их в свою игру — «вижу и действую». Если же родители будут отмахиваться от ребенка, не отвечать, а игнорировать его, то возрастает риск формирования негативного отношения к общению со взрослыми.

Результат — он замкнется в себе, перестанет социализироваться в обществе, снижается уровень коммуникабельности. Это влечет за собой умственные отклонения. Ребенок отказывается общаться со сверстниками, замыкается и все держит в себе, что сказывается на особенностях его развития. Родители обязаны помочь дошкольнику освоить большой мир с его непростым содержанием.

Математические представления

Если говорить о математике, то дети в таком возрасте уже знают цифры от нуля до десяти. Способны относить ту или иную цифру к количеству предметов (на ветке две сороки и три воробья).

Ребенок может в правильном порядке расставлять цифры от одного до пяти и обратно. Способен распознавать геометрические фигуры и различать их по цветам — круг, треугольник, овал, квадрат и прямоугольник. Ребенок способен выделять фигуры в окружающих предметах и называть их. Также знакомится с графическим образом числа и учится правильно писать цифры.

Память и мышление

Развитие ребенка в 4 года характеризуется тем, что он легко ориентируется в пространстве, знает, где левая/правая сторона, движение вверх и вниз. Может определить, где вещей больше, а где меньше, выделить одиночный и множественный ряд.

Если же говорить о логике, то дети в этом возрасте способны находить отличия между предметами, картинками, фигурами. Достаточно положить перед ребенком картинку и конструктор, а после понаблюдать, как он пытается выстроить то, что изображено на картинке. Также способен складывать одну картину из нескольких частей. А пирамидка в 4 года собирается без труда, от большой фигуры до наименьшей.

Дошкольник может находить лишние предметы в логическом ряду, выделяя парные элементы. Также осознанно выделяет противоположные характеристики живого или неживого предмета/объекта: полный — пустой, холодный — горячий, широкий — узкий, медленный — быстрый и прочее.

Моторика

Ребенок осваивает письмо. Рисовать становится все проще. Уже легко заштриховывает фигурки, без выхода за границы рисунка. Также проводить линию, не отрывая карандаш от листа бумаги. Мышление дошкольника формируется именно за счет совершенствования двигательных способностей, важно обратить внимание на быстроту реакции, умение правильно держать в руках ручку или карандаш.

Внимание

Дети в дошкольном возрасте учатся быстро переключаться с одного предмета на другой, способны систематизировать материал в целях быстрого его запоминания. Например, рисовать в уме картинки, визуализировать происходящее.

Возраст 4-5 лет характеризуется как накопитель информации, благодаря личному участию ребенка в жизненных ситуациях, событиях, наблюдении за предметами и явлениями, выражая активное действие в познании окружающего мира.

Познавательное развитие

Знания об окружающем мире

Дети в 4 года способны представить следующую информацию:

  • имена родителей, бабушки и дедушки, сестер, братьев;
  • возраст;
  • город, домашний адрес;
  • время года с ассоциативным представлением (зима — падает снег и т.д.);
  • различать бытовые предметы и давать им краткую характеристику;
  • называть фрукты и овощи;
  • различать животных (дикие, домашние), называть их детенышей.

Развивается воссоздающее воображение. Дети в возрасте 4-5 лет способны рассказать, как появляется бабочка, с какой скоростью ползает улитка, как передвигается кузнечик.

Как развивать малыша в домашних условиях?

Зная о том, что должен уметь ребенок в 4 года, родители могут составить список занятий и упражнений, которые помогут развивать малыша. Стоит помнить, что для получения хорошего результата должен быть соблюден ряд условий:

  • обучающие уроки должны проходить в первой половине дня;
  • задания нужно придумывать в виде игры;
  • занятия следует планировать заранее, подготавливая материалы;
  • на развивающую игру должно уходить не больше 15 минут.

Игры на развитие памяти, внимания, мышления

Малышам свойственна рассеянность, поэтому нужно задействовать развивающие упражнения для развития внимания и памяти. Простые игры:

  • Расставить перед ребенком 4–5 игрушек, попросить внимательно посмотреть на них, а потом отвернуться. Спрятать игрушки в коробке и дать задание вспомнить, какие предметы в ней находятся.
  • Рассыпать детали конструктора или много мелких игрушек и попросить выбрать две или несколько одинаковых по цвету, форме и т. д.
  • Разучить с малышом короткий танец, задавая последовательность и количество хлопков, притопов, поворотов. Попросить ребенка повторить выученный комплекс движений.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен знать и уметь ребенок перед 1 классом?

Как развивать малыша в домашних условиях?

Для развития логики и мышления отлично подойдет игра на осязание. Для этого в пакет или коробку нужно сложить разные предметы: яблоко, кубик, любимую игрушку и т. д., а потом попросить малыша на ощупь отгадать, что это.

Сюжетно-ролевые игры

Игра – основной вид занятий дошкольников. Во время сюжетно-ролевых игр ребенок придумывает себе роль и выполняет свойственные для нее действия, что полезно для его социализации, развития дисциплинированности, ловкости, воображения и т. д. Малыши часто играют в «дочки-матери», где меняются с родителями местами – взрослые играют роль детей. Для развлечений можно использовать кукол.

Не менее интересны для дошкольников игры в больницу или магазин – они учат правилам поведения и взаимоотношений. Ведущую роль может занимать взрослый, постепенно самоустраняясь и наблюдая за развлечениями малыша со стороны.

Какие игрушки нужны мальчику и девочке?

Развитие ребенка в 4 года подразумевает использование игрушек, которые будут способствовать улучшению воображения, фантазии, логического мышления. Интересными для детей будут:

  • пазлы;
  • конструкторы;
  • мозаики;
  • трафареты с изображениями животных и геометрических фигур;
  • домики;
  • тематические наборы (продукты, медицинские инструменты, посуда);
  • машинки и треки, самолеты и другая техника;
  • куклы;
  • нерассыпающийся кинетический песок.

Не обязательно разделять игрушки для девочек и мальчиков – дети в этом возрасте могут интересоваться разными вещами. Игры мальчиков с куклами психологи считают вполне нормальным явлением – так они подсознательно готовятся к взрослой жизни и отцовству.

Практика показывает, что занять пятилетнего малыша легче не дорогостоящими игрушками, а предметами, которые не предназначены для игр: скотч, прищепки, коробки, пуговицы и т. д. С помощью них дети могут делать поделки, аппликации, строить сооружения.

Какие книги читать ребенку и как?

Как развивать малыша в домашних условиях?

Для обучения чтению можно использовать разные методики, например кубики Зайцева. Также популярным сегодня является букварь Н. Жуковой – это специально разработанная книга для дошкольников, которая позволит ребенку научиться читать и писать до школы. Описанная методика работы с детьми и наглядный материал помогут проводить занятия дома в игровой форме.

Физкультура с ребенком

Развитие ребенка должно быть всесторонним, а чрезмерную активность малыша можно направить в правильное русло, например, отдав его в спортивную секцию. Футбол, плавание, танцы, или гимнастика будут развивать в ребенке дисциплину, координацию, лидерские задатки. Если родители не могут устроить малыша в спортивный кружок, спортом можно заниматься в домашних условиях.

Ребенка сложно заставить делать зарядку, а вот потанцевать или поиграть в мяч он согласиться с удовольствием. Родители могут сами играть с ребенком или организовать развлечение в кругу его сверстников. Можно устроить эстафету или игру наперегонки, предложить малышам пройти полосу препятствий: скатиться с горки, пролезть под натянутой веревкой, перепрыгнуть через бревно и т. д. Полезными приобретениями для активного отдыха будут самокат, коньки или велосипед.

Когда есть повод для беспокойства

Все навыки у детей должны развиваться в свое время. Но иногда случаются значительные отклонения в развитии ребенка. При первых тревожных признаках родителям стоит обратиться к специалисту, ведь чем раньше запустить запаздывающий навык, тем быстрей ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Возможные признаки задержки развития

Можно выделить следующие признаки задержки развития:

  • Отсутствуют навыки самостоятельного приема еды.
  • Частые проявления агрессии.
  • Постоянный страх или стыд.
  • Отсутствуют навыки в самообслуживании.
  • Отсутствие интересов к окружающему миру.
  • Плохая память и неспособность выражать свои эмоции.
  • Неспособность держать в руке карандаш.

Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно не препятствовать его желаниям познавать окружающий мир, а способствовать тому, чтобы малыш стремился узнать о нем больше. Учить и развивать проявляющиеся способности.

Важные задачи воспитания ребёнка

  • развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Выводы

Итак, 4 года — это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

Выводы

Что такое психология воспитания детей?

Под психологией воспитания детей понимается проблема, которую решают специалисты, когда родители не могут воспитать своих детей как успешных, нравственных, здоровых, гармоничных и полноценных личностей. Воспитание – процесс незаметный, динамичный и зависящий от многих факторов. Вот почему данной отраслью специалисты занимаются много лет, выявляя основные факторы, которые влияют на формирование у нового поколения тех или иных качеств.

Воспитание – это развитие в ребенке качеств характера, мировоззрения, отношения и наклонностей. Можно сказать, что родители, как и все общество, через воспитание программирует детей на то, как они должны жить. Однако в воспитании совершается немало ошибок, которые потом приводят к тем результатам, с которыми люди сталкиваются, когда дети вырастают. Вот почему процесс воспитания является длительным, сложным и порой негармоничным.

Следует учитывать тот факт, что родители сами являются людьми неидеальными, негармоничными, порой несчастливыми и недовольными жизнью. А чему они могут научить своих детей, когда сами являются неидеальными? Родители сами являются продуктами того воспитания, через которое их провели собственные мамы и папы. Везде присутствует человеческий фактор.

Самый главный принцип в воспитании звучит так: «Дети копируют своих родителей». Это самое первое и главное, о чем должны помнить родители. Если сами взрослые пьют, курят, не соблюдают гигиену, не читают книг, не гуляют на свежем воздухе, постоянно сидят за компьютерами, смотрят телевизоры и прочее, то их дети будут делать то же самое. Такие родители не смогут заставить своих детей делать что-то другое, если они на собственном примере не показывают, что так нужно делать.

Как правильно воспитать ребенка? Как вырастить из вашего чада гармоничную личность? Как взрастить в детях качества, способные помочь им стать успешными, счастливыми и любящими людьми в будущем? Если вы задаетесь данными вопросами, тогда вас действительно заботит судьба детей. И первое, что нужно принять каждому родителю, – это ответственность за то, какими людьми будут его дети в будущем.

Первые 6-7 лет в человеке формируются основные убеждения и мировоззрение, которыми он будет пользоваться в течение всей жизни. Как он жил эти годы, что видел и осознал, так он и будет жить оставшееся время, если только не поймет свои убеждения и не захочет их изменить. Родители должны понять, что их правила, нравоучения и суждения «оседают» в подсознании малышей. Ребенок вырастает, но зачастую не осознает собственных мотивов действий. А ведь именно «программы», воспитанные в нем родителями, влияют на его успех в работе, удачный выбор второй половинки, счастье в личной жизни и т. д.

То состояние, в котором постоянно пребывает человек первые 6-7 лет, закрепляется за ним на всю жизнь, и он всегда будет стараться достичь его. Здесь не имеет значения, позитивным или негативным является данное мироощущение. К примеру, если девочку в детстве бьют родители, то, будучи девушкой и женщиной, она будет терпеть избиения со стороны любовников, мужей, начальников, считая это нормальным поведением.

Какие именно взять воспитательные догмы, чтобы вырастить из своего ребенка полноценную личность? Первое, что должны помнить взрослые, — это то, что дети им во всем подражают. Малыши берут пример со своих родителей, как жить и любить. Нравоучения лишь уничтожают детскую психику. Поэтому нужно воспитывать в себе качества, которые вы хотели бы взрастить в своем ребенке благодаря тому, что он вам подражает.

Ребенку нужно видеть любовь родителей друг к другу, чтобы потом, повзрослев, уметь любить своего будущего супруга. Для этого муж должен быть на первом месте у женщины, а ребенок – на втором, как и у мужчины: жена – на первом, ребенок – на втором. Так вы дадите понять чаду, что он не является «центром», вокруг которого крутятся люди. Это в свою очередь воспитает в нем самостоятельность и силу характера.

Родители воспитывают детей на собственном примере:

  • Каким человеком является отец, таким станет его сын и зять (будущий муж его дочери).
  • Каким человеком является мать, такой станет ее дочка и невестка (будущая жена ее сына).

Родители являются примерами для своих детей в том, какими они станут сами, когда вырастут (сын подражает отцу, а дочь – матери), и какими будут их супруги (сын выберет жену, похожую на его мать; дочь выберет мужа, похожего на ее отца).

Второй тактикой вашего поведения должны стать осознанность и понимание, что вы воспитываете в ребенке. Чтобы гармонично воспитать своего малыша, нужно на все его капризы реагировать с пониманием и, исходя из тех качеств, которые вы хотите в нем развить, давать ему соответствующий ответ. Например, у 3-летних детей наступает период, когда они часто говорят: «Нет! Не хочу!». Вы хотите при этом воспитать самостоятельность и вместе с тем показать, что капризам никто потакать не будет. Тогда вы можете дать один из вариантов ответов: «Если ты хочешь быть здоровым и снова бегать со своими друзьями, тебе нужно выпить лекарство!», «Если не хочешь яблоко сейчас, значит, возьми его тогда, когда посчитаешь нужным», «Если хочешь знать, где лежать твои игрушки, тогда сам их расставляй!».

«Все люди искалечены своими родителями» — данная фраза не раз звучит в знаменитом сериале «Доктор Хаус». Стоит задуматься над этим, поскольку это не просто слова, а реальная статистика, о которой вам скажет любой опытный психолог: «Все родители уродуют своих детей. Даже самые сознательные мамы и папы в конце концов портят своих чад!». Подходите сознательно к вопросу о воспитании детей, так как вам их не только растить, но и потом получать ответную помощь. И какой именно будет эта помощь, зависит только от вашего воспитания!

В каждом возрасте родители сталкиваются с определенными трудностями воспитания, о чем поговорим далее.

перейти наверх